Спасо Елизаровский монастырь

спасо-елеазаровский1

Место, где сейчас находится Спасо-Елеазаровский монастырь, было благословлено Богом для монашеской жизни. В древние времена, по преданию, здесь поселились сестры из псковского Иоанновского монастыря, но отшельническая жизнь оказалась слишком обременительной для сестер. Спустя десятилетия на это место была вызвана монахиня Снетогорского монастыря Евфросиния. Это произошло в 1425 году.

Монахи встретили святую икону, находясь на дороге, ведущей в Псков. Там забил святой источник, названный Пречистенским, который и сегодня приносит людям исцеление.

Монах Евфросин умер в возрасте девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв монашескую схиму с именем Елеазар. В память о нем монастырь с тех пор стал называться Елеазар. Его святые мощи покоятся в Соборе трех иерархов. На святыне лежало завещание, написанное рукой святого старца. Он гласил следующее: «Я, раб Божий монах Евфросин, при жизни составил завещание, касающееся монашеской жизни, моего наследства, рыбных промыслов и келий в городе и всего, что существовало. Все это я предоставляю в распоряжение моего духовного отца, игумена Харлампия, управителя церкви святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и монаха Онуфрия, и всех моих братьев во Христе. И ни игумен, ни братия, ни монах, ни управители, ни те, кто служит в монастыре, не должны извлекать из этого пользу. Из этого имущества они должны содержать братьев в общине.

Старый Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы не взялись за опасную миссию создания антиклерикальной латинской ереси, основанной на желании господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался правящим городом, пока не принял униатскую Флоренцию и не осквернил православие. С Божьего позволения Византия пала жертвой турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву.

спасо-елеазаровский2

В Елеазаровском монастыре это слияние Москвы и Пскова проявляется в архитектуре собора: к основному храму, Собору трех святителей, с традиционной псковской архитектурой, был пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Эти две церкви, дополняя друг друга, образуют единый соборный комплекс. В этом есть глубокий смысл: Псков рассматривается как начало российской государственности, Москва — как ее становление и величие.

Уже весной 1920 года в монастыре действовала православная церковь, из которой трижды брали церковную утварь «для помощи голодающим Поволжья». Летом того же года в монастыре был открыт институт, из которого профессора и студенты почти сразу переехали в Петроград. Затем власти попытались организовать показательное сельское хозяйство; потребовалось всего несколько месяцев, чтобы труд монахов пошел прахом. Один за другим в Елеазаровском монастыре открывались Народный дом, дом для обездоленных детей, детский санаторий и пансионат. В результате из более чем двадцати зданий остались только соборная церковь и двухэтажное здание братства.

спасо-елеазаровский3

Благодаря молитвам Его Высокопреосвященства Евариста, Архиепископа Псковского и Великорусского, возрождается Спасо-Елеазаровский монастырь. Его возглавляет монахиня Елизавета (Беляева), выпускница старцев Троице-Сергиевой Лавры и Елизаветинских монахинь Дивеевского монастыря.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

370px %D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE %D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Елеазаровский монастырь имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаровский монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области Псковской епархии. До 1906 года он назывался Спасо-Елеазарским-Великопустынским-Трехсвятительским монастырем 2-го класса.

В двадцати пяти километрах к северу от Пскова, у дороги на Гдов и Псковское озеро, стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь — не самый известный монастырь, но его значение для России и истории человечества велико.

Место, где сейчас находится Спасо-Елеазаровский монастырь, было благословлено Богом для монашеской жизни. В древние времена, согласно легенде, здесь поселились сестры из псковского Иоанновского монастыря, но жизнь отшельницы оказалась слишком трудной для сестер.

Спустя десятилетия на это место была призвана монахиня Снетогорского монастыря Евфросиния. Это произошло в 1425 году.

Расцвет

Преподобная Евфросиния скончалась в возрасте девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем монастырь с тех пор называется монастырем Елеазара. Его святые мощи покоятся в соборе Трех Иерархов. На святыне лежало завещание, написанное собственной рукой святого старца. Он гласил следующее: «Я, раб Божий монах Евфросин, при жизни составил завещание, касающееся монашеской жизни, моего наследства, рыбных промыслов и келий в городе и всего, что существовало. Все это я предоставляю в распоряжение моего духовного отца, игумена Харлампия, управителя церкви святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и монаха Онуфрия, и всех моих братьев во Христе. Ни игумен, ни братия, ни монах, ни управители, ни те, кто служит в монастыре, не должны получать от него пользу. Из этого имущества они должны содержать братьев в общине.

Старый Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы не взялись за опасную миссию создания антиклерикальной латинской ереси, основанной на желании господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался правящим городом, пока не принял униатскую Флоренцию и не осквернил православие. С Божьего позволения Византия пала жертвой турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву.

Затерянный среди вековых псковских лесов скит преподобной Евфросинии был духовным центром объединения русинских земель вокруг Москвы. В этот период в Елеазаровском монастыре было составлено житие преподобной Евфросинии, отредактирована 2-я Псковская летопись и переписана копия «Слова о полку Игореве», которая впоследствии попала во владение Мусина-Пушкина.

В Елеазаровском монастыре это слияние Москвы и Пскова было отмечено в архитектуре собора: к основному храму, собору Трех Святителей с традиционной псковской архитектурой, был пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Обе церкви, дополняя друг друга, образуют единый соборный ансамбль. В этом есть глубокий смысл: Псков задумывается как начало русской государственности, Москва — как ее становление и величие.

Главная монастырская святыня — Собор трех иерархов (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — был построен около 1574 года и является великолепным примером средневековой архитектуры Пскова.

Монастырь неоднократно подвергался нападениям литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Во время одного из таких нападений монастырь был ограблен, а чудотворная икона Цареградской Богоматери похищена. Согласно монастырскому преданию, воры погибли вместе с реликвией в озере Пско, где она находится и по сей день. Вскоре после этого в монастыре появилась чудотворная копия иконы из Цареграда.

Забвение

Со временем слава Спасо-Елеазаровского монастыря стала уменьшаться, а из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россию больше не считали Третьим Римом, а сама эта теория была высмеяна и искажена светскими историками. Но Сам Спаситель взял его под Свою защиту. При сдаче церковных штатов в 1764 году она была оставлена на его хранение.

В 1766 году в него были переведены братья из упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, поэтому монастырь стал называться также Великопустынским и Спасским. В монастырской церкви был освящен алтарь в честь Преображения Господня и перенесены святыни из Великопустынского монастыря. Чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазара», была перенесена в монастырь.

В 1813 году монастырь был возведен в класс II и оставался таковым до конца синодального периода.

С 1884 года в монастыре действовал дом социального обеспечения.

До 1906 года он назывался Спасо-Елеазарским-Великопустынским-Трехсвятительским монастырем 2-го класса; в 1906 году он был преобразован в общинный скит (Спасо-Елеазарский скит). Это произошло во время правления игумена Ювеналия (Масловского).

Его главными задачами были улучшение церковного богослужения, введение пресвитерства и увеличение числа братьев. Он ввел в церковное богослужение благочестие, порядок, приличия и особое пение Глинской пустыни.

По приглашению о. Ювеналия в 1908 году он удалился в Спасо-Елеазаровский скит с помощью архимандрита Гавриила, ученика Оптинских старцев. Среди духовного окружения святого была великая княгиня Елизавета Федоровна, прославленная теперь как новомученица. Она много раз посещала монастырь и принимала активное участие в его содержании и украшении.

В 1910 году сюда прибыли несколько монахов из Глинского скита, известного своим отшельничеством, общинным образом жизни и особым уставом, который, вместе с уставом монаха Евфросиния, стал основой нового Елеазаровского скита. Внимание реформатора было направлено прежде всего на внутреннее обновление монастыря, на воспитание истинного аскетизма в сердцах братьев, в соответствии с монашескими обетами и наставлениями святых основателей.

С появлением общежития монастырь смог вместить в своих стенах до сотни монахов вместо прежних двух десятков. Согласно монастырскому уставу, каждый монах должен был исполнять послушание, а все работы, даже самые мрачные, в монастыре выполнялись самими монахами. Для хозяйственных нужд монастыря существовали мастерские по пошиву одежды, сапожному, столярному делу, были маляры, штукатуры и т.д. Была организована иконописная мастерская. Все хозяйственные нужды монастыря удовлетворялись собственными силами и средствами монахов.

Каждый год в праздник апостолов Петра и Павла, 29 и 30 июня по старому стилю (12 и 13 гг. н.э.), из монастыря отправлялся крестный ход с иконой Спасителя через воды Псковского озера на Талабский остров, а затем на остров Верна в Петропавловский монастырь. Традиция шествия продолжалась до 1950-х годов.

В 1917 году в Спасо-Елазарском монастыре было 18 монахов и 15 послушников, а в помещичьем имении насчитывалось 338 дезертиров.

Весной 1920 года была открыта монастырская церковь, из которой трижды выносили церковные сосуды для помощи голодающим Волги. Летом того же года в монастыре был открыт институт, профессора и студенты которого почти сразу переехали в Петроград. Затем власти попытались организовать показательное сельское хозяйство; потребовалось всего несколько месяцев, чтобы труд монахов сошел на нет. В Елеазаровском монастыре поочередно открывались народный дом, дом для обездоленных детей, детский туберкулезный санаторий и дом отдыха. До 1999 года здесь функционировали детский спортивный лагерь «Тарча» и жилой комплекс. Из более чем двадцати зданий сохранились только соборная церковь и двухэтажное здание братства.

Современное состояние

28 мая 2000 года, в день памяти преподобной Евфросинии, в монастыре была проведена епископская служба. Этот день считается датой возрождения древнего монастыря Спасо Елеазар.

25 августа 2000 года, по благословению всесильного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря.

В 2005 году монахиня Елисавета была возведена в сан настоятельницы, а 8 монахинь приняли монашеский постриг. В 2005 году была завершена реконструкция здания монастыря 1904 года. 10 августа 2005 года. Владыка Евсевий совершил обряд освящения колоколов на восстановленной колокольне.

Отец Николай Гурьянов четыре десятилетия прожил на острове Залита (Талабск), который находится в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря. Он молился о восстановлении монастыря и был хранителем Царогродской иконы Божией Матери, которая ранее находилась в монастыре преподобной Евфросинии. Путь, по которому с благоговением и почтением прошел преподобный отец, называется путем Спасителя и использовался для доставки чудотворной иконы Спасителя из монастыря на остров.

 

Проезд: Спасо-Елеазаровский монастырь расположен в 30 км к северу от Пскова. Самый удобный способ добраться до Пскова из Москвы — это поезд с Ленинградского вокзала. Из Пскова в Гдово ходят автобусы — по пути они проезжают деревню Елизарово, где находится Елеазаровский монастырь.

Если вы путешествуете на автомобиле, выезжайте из Пскова по улице Леона Поземского (это одна из главных улиц города) — за границей города она превращается в трассу Р-60, которая ведет в Гдово. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль ограды монастыря (ограда продолжается по левой стороне).

 

Фото

260px %D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE %D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C %D1%81 %D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%8B %D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0

Спасо-Зелеазаровский монастырь с высоты птичьего полета

 

Спасо-Елеазаровский монастырь – белоснежные храмы среди псковских лесов

Адрес: Россия, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
Дата основания: 1447 r.
Основные достопримечательности: Собор Трех Святителей, церковь Святого Гавриила Архангела в доме игумена
Святыни: Образ Цареградской Богоматери, Святой Спас Елеазаровский
Координаты: 58°03’00.5″N 28°11’31.8″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

спасо-елеазаровский монастырь 2

Как был основан монастырь

Первыми на месте, где сейчас находится монастырь, поселились сестры из псковского Иоанновского. Однако женщинам было трудно обосноваться на лесистой пустоши у Чудского озера, и вскоре община распалась.

Прошло время, и в 1425 году туда прибыл 29-летний монах Снетогорского монастыря Ефросин. Он родился в деревне Виделибе Псковского района и до принятия монашеского пострига носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. Будучи монахом, Евфросин совершил паломничество в Константинополь и встретился там с патриархом.

Сначала монах жил в лесу один, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было далеко от людей. Самодельные деревянные камеры стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толба. И хотя все они хотели построить там монастырь, в пойме реки было мало места для церквей и других зданий.

спасо-елеазаровский монастырь 3

Вид на монастырь с дороги 58К-96

Согласно легенде, Евфросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святых человека. Они дали старцу совет срыть холм и засыпать землей один из рукавов реки Толба. Евфросин рассказал монахам о чудесном видении, и они последовали совету святого. Благодаря монахам и крестьянам на этом месте появился собор и новые монашеские кельи.

В истории Церкви Евфросиния почитается как подвижница и наставница. Он стал учителем многих монахов, которые вышли из стен родного монастыря и основали 10 других монастырей в Псковской области. Интересно, что многие из его учеников впоследствии были канонизированы Церковью.

Сам Евфросин был известен своей большой скромностью и предпочитал вести уединенный образ жизни. Таким образом, даже когда монастырь был основан, он не принял на себя обязанности его настоятеля и не принял сан священника. Первым, кто возглавил монастырь, был аббат Игнатий.

спасо-елеазаровский монастырь 4

 

Незадолго до своей смерти Евфросин принял монашеский постриг под мирским именем Елеазар. Старик умер в 1491 году в возрасте 95 лет и был похоронен в Соборе трех иерархов. Согласно завещанию Евфросинии, все его имущество было разделено между монахами, а монастырь был назван Елеазаром в память о его основателе.

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерский монастырь выступал за сохранение независимости Пскова от московских князей. Монастырь Елеазара, напротив, призывал к объединению разрозненных земель под властью Москвы. В начале 16 века в монастыре жил староста Филофей. От этого монаха не сохранилось почти никаких следов, кроме его писем, адресованных Василию III, великому князю Московскому. Монах написал несколько писем, и в одном из них он заявил, что две Римские империи были разрушены, что Москва — это третий Рим и что «четвертому не бывать».

В своих письмах Филофей называл Василия III «православным царем» и призывал его не преступать заповеди, установленные его великими предшественниками — императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и стала основой российской государственности. Широкое распространение получила трактовка «Москва — третий Рим», и, начиная с Иоанна III, все московские правители считались преемниками императоров Рима и Византии.

спасо-елеазаровский монастырь 5

Собор трех святых иерархов. Вид на южный фасад собора

Его расположение вблизи границы негативно сказалось на монастыре. Его неоднократно грабили литовцы, поляки и ливонские рыцари, совершавшие набеги на русинские земли. К середине 18 века роль монастыря Елеазар уменьшилась. Сюда переехали монахи из нескольких монастырей, упраздненных Екатериной II, и монастырь получил статус второклассного.

В начале 20 века здесь проводились ежедневные богослужения, а также находился дом престарелых и инвалидов. Монастырь жил по принципам общины. Монахи старались вести аскетический образ жизни, следуя примеру основательницы монастыря, старца Евфросинии. Монахи выполняли все домашние дела и работали в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

спасо-елеазаровский монастырь 6

Первое сестринское братство

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а монахов отправили в вагонах в Петроград. Согласно сохранившимся документам, все монахи были казнены. До 1920 года жизнь монастырской церкви поддерживали несколько верующих, и несколько раз приходили комиссии, чтобы забрать церковные ценности.

Позже на территории монастыря был основан институт, но профессора и студенты вскоре переехали в Санкт-Петербург. Долгое время в бывшем монастыре поочередно размещались экспериментальная ферма, народный дом, учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для больных туберкулезом и база отдыха. Позже здесь был детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году сохранились только старые монастырские постройки, включая Троицкий собор с колокольней и братский корпус, построенный в начале прошлого века. Первая церковная служба была проведена здесь через год после того, как территория монастыря была передана ордену. Псковским реставраторам потребовалось несколько лет, чтобы восстановить храмы и здания.

спасо-елеазаровский монастырь 7

Часовня Спасителя Нерукотворного Образа

Что можно увидеть в обители в наши дни

Сегодня монастырь прекрасно отреставрирован. Его главным зданием считается величественный Собор Трех Святителей. Первая каменная церковь появилась здесь в 1447 году и впоследствии несколько раз перестраивалась. Сегодня это трехпролетная однокупольная церковь с небольшой колокольней над лестницей. На нем 7 колоколов, отлитых мастерами из Воронежа.

В доме белоснежной настоятельницы находится маленькая церковь Архангела Гавриила. Недалеко от дороги стоит недавно построенная красивая часовня Спаса Нерукотворного. В паломническом центре есть своя домовая церковь. Кроме того, на огороженной территории монастыря находятся два братских корпуса и хозяйственные постройки.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

Как и во многих монастырях России, в монастыре под Псковом хранятся древние иконы, почитаемые верующими. Одна из них — Царогродская икона Божией Матери, которая появилась в Константинополе в середине XI века и позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Спасо-Елеазаровский монастырь 8

Гробница аббатисы Игумины Елисаветы

Ливонские рыцари разграбили монастырь и забрали икону с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появилась копия этой иконы, сохранившаяся до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим шрифтом. На ней изображена Дева Мария с сыном, а в руках Иисуса виден голубь.

Еще одна святыня православного монастыря — икона Спаса Елеазара, которая считается шедевром древнерусского искусства. Она появилась в 1352 году и была почитаема как чудотворная икона. В 14 веке икону несли по Пскову, и, согласно легенде, многолюдная процессия остановила эпидемию чумы.

Икона была принесена в монастырь в 1766 году. В 1970-х годах он отправился на реставрацию в Москву и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. Сегодня икона хранится в специальном ларце, оборудованном системой сигнализации и поддерживающем постоянную температуру и влажность.

Спасо-Елеазаровский монастырь 9

Режим посещения монастыря

Сегодня монастырь Спаса и Елеазара является действующим православным женским монастырем. Ежедневно в храмах монастыря проводятся службы. Здесь есть община монахов, которой управляет настоятельница. Монастырь открыт с утра до вечера, но туристов не пускают в некоторые здания. Всех посетителей просят не фотографироваться с монахинями и послушницами.

Как добраться

Монастырь расположен в деревне Елизарово, в 29 км к северу от Пскова. До него можно добраться на автомобиле по дороге 58К-96, ведущей в Гдово. В пределах городских кварталов Пскова находится улица Леона Поземского. Место расположения монастыря находится к западу от дороги, на левом берегу реки Толба.

Спасо-Елеазаровский монастырь 10

Автобусы, следующие из Пскова в Гдово, Верхолин, Самолву, Середку и Знаменку, доезжают до Елизарова за 30-40 минут. Они отправляются с городского автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом Псков-1 («Псков-Пассажирский»). Из Пскова до монастыря также можно доехать на такси.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector