Пасха Христова

Воскресение Христово (Пасха) — самый главный христианский праздник, установленный в память о воскресении Иисуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит Регламент православной церковной службы (в этот день начинается отсчет осмогонных «столбов»), а также окончание самого длинного и строгого Великого поста (пост) и многих других православных праздников. Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной ночной службой, крестным ходом и сдобными булочками, крашеными яйцами и звоном колоколов. Но каков духовный смысл и традиции Пасхи? — Узнайте больше в статье ниже.
Пасха Христова

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха — самый важный и торжественный христианский праздник. Он отмечается в разное время каждый год и является одним из подвижных праздников. Есть и другие подвижные праздники, которые зависят от Пасхи: Вербное воскресенье, Вознесение, Торжество Святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи — самое продолжительное: в течение 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». — «Воистину воскрес!». Для христиан день Святого Воскресения — это время особой торжественности и духовной радости, когда верующие собираются на богослужения, чтобы прославить воскресшего Христа, а вся пасхальная неделя празднуется «как один день». Церковные службы в течение недели почти полностью совпадают со службой в пасхальную ночь.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи — это торжественное празднование Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент воскресения не описан в Евангелиях, потому что его никто не видел. Снятие с креста и погребение Господа произошло в пятницу вечером. Поскольку суббота была днем отдыха для иудеев, женщины, сопровождавшие Господа, и ученики из Галилеи, которые были свидетелями Его страданий и смерти, пришли к гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы сегодня называем воскресеньем. Они несли ладан, который, по обычаю того времени, возливали на тело умершего.

После субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другие Марии пришли посмотреть на гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень сошел с неба, и пришел, и отвалил камень от двери, и сел на нем; вид его был как молния, и одежды его белы как снег. Пойдите и посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес и находится перед вами в Галилее; там вы увидите Его. Вот, Я сказал вам.

И, выйдя с поспешностью из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. И когда они пошли рассказать это ученикам Его, вот, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь! И они, подойдя, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда Иисус сказал им: «Не бойтесь; пойдите, скажите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня» (Мф. 28:1-10).

Библиотека «Русская вера
Описание Иисуса Христа Иосифом Флавием, историком первого века. Просвещенная летопись (История мира, книга 5).

Читать онлайн

Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели в течение всего года христиане отмечают особым образом, с молитвой и торжественной службой в церкви. Воскресенье также известно как «Малая Пасха». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресения на третий день после распятия Иисуса Христа. Хотя христиане отмечают Воскресение каждую неделю, особенно торжественно оно празднуется раз в году, в Пасхальное воскресенье.

В первые века христианства существовало разделение между Пасхой на Кресте и Пасхальным воскресеньем. Ссылки на это разделение содержатся в трудах ранних Отцов Церкви: Письмо святого Иринея Лионского (ок. 130-202) к римскому епископу Виктору; «Слово на Пасху» святого Мелитона Сардийского (начало II века — ок. 190); труды святого Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215), Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 235). Пасха Крестная — воспоминание о страданиях и смерти Спасителя отмечалось особым постом и совпадало с еврейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане строго молились и постились до воскресной Пасхи, радостного празднования Воскресения Христова.

Сегодня нет различия между Крестопоклонной и Воскресной Пасхой, хотя Устав Божественной литургии сохраняет их содержание: строгие и болезненные службы Страстного четверга, пятницы и субботы завершаются радостной и драгоценной Пасхальной литургией. Фактически, само пасхальное богослужение начинается с панихиды в полночь, во время которой читается канон Страстной субботы. В это время в центре святилища стоит трибуна с Плащаницей, которая представляет собой шитую или нарисованную икону, изображающую возложение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни праздновали его вместе с иудеями, как пишет святой Иероним, а другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят на Пасху и воскрес из мертвых на следующий день после субботы. Постепенно различия в пасхальных традициях поместных Церквей становились все более очевидными, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, и единство Церкви оказалось под угрозой. На Первом Вселенском Соборе, созванном императором Константином в Никее в 325 году, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. Согласно церковному историку Евсевию Кесарийскому, все епископы не только приняли это исповедание, но и согласились праздновать его в один и тот же день:

Для гармоничного исповедания веры спасительный праздник Пасхи должен был отмечаться всеми одновременно. Соответственно, была принята общая резолюция, которая была одобрена подписью каждого из присутствующих. Завершив эти дела, император (Константин Великий) объявил, что одержал вторую победу над врагом Церкви, и поэтому предложил Богу победный пир.

С тех пор все поместные церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Если еврейская Пасха выпадает на это воскресенье, христиане переносят ее празднование на следующее воскресенье, поскольку правила апостолов, согласно 7-му правилу, запрещают христианам праздновать Пасху вместе с евреями.

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи необходимо знать не только солнечный календарь (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря в то время жили в Египте, честь вычисления православного пасхалия выпала Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно оповещать все поместные церкви о дне Пасхи. Со временем был создан Пасхальный год 532 г. Он основан на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели, используемые для расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются каждые 532 года. Этот период известен как «великая индика». Начало первой «великой индикции» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Нынешняя, пятнадцатая по счету великая индирекция, началась в 1941 году. В России пасхальные скрижали были включены в богослужебные книги, такие как Псалтирь. Несколько рукописей 17-17 веков также известны под названием «Великий тихий круг». Они содержат не только Пасхальную книгу 532 года, но и таблицы для ручного вычисления даты Пасхи, так называемую Пасхальную книгу пятидесятников или «Дамаскину руку».

Рука Дамаскина из рукописи Великого Круга Мира

Дамасская рука из рукописи «Великий круг мира

Стоит отметить, что старообрядческая традиция сохранила до наших дней знание того, как вручную вычислить дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, на какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительность Великого поста и другую важную информацию, необходимую для богослужения.

Православная пасхальная служба

В течение всей Страстной недели, предшествующей Пасхе, каждый день которой называется Страстной неделей, православные христиане совершают мессу и вспоминают последние дни страстей Христовых, его страсти, распятие, смерть на кресте, погребение, сошествие во ад и воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста и подготовки к главному христианскому празднику.

Перед торжественной службой в церкви читаются Деяния апостолов. Служба проводится ночью, как и в древние времена. Богослужение начинается за два часа до полуночи с воскресного бдения при свечах, во время которого читается канон «На волне морской». На 9-м песнопении канона, когда поется гимн «Не плачь, мать, не плачь», плащаница вносится в алтарь вслед за кадилом. После третьего песнопения канона и седальна слово Епифания Кипрского «Что есть сие безмолвие» читается старообрядцами без Попова.

После полуночной мессы начинается подготовка к крестному ходу. Священнослужители в светящихся одеждах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из церкви, за ними следуют верующие с зажженными свечами, обходят церковь три раза по часовой стрелке в направлении солнца, распевая стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас чистыми сердцами исполни славити Тя на земли». Процессия напоминает процессию, несущую утром мирру ко гробу, чтобы помазать тело Иисуса Христа. Процессия останавливается у западной двери, которая закрыта: это снова напоминает нам о мироносицах, которые получили первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Кто отвалит камень от гроба за нас? — удивляются они.

Крестный ход на Пасху

Пасхальный крестный ход старообрядцев

Священник, после того как иконы и присутствующие были освящены, начинает Святую Утреню с восклицанием: «Слава Пресвятой и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице». Церковь освещена большим количеством подсвечников. Священники и церковнослужители трижды поют тропарь праздника:

Христос воскрес из мертвых, и через смерть в смерть приходит,2 а смертному дает жизнь.

После этого тропарь многократно повторяется певчими, пока священник провозглашает стихи: «Да воскреснет Бог» и другие. Затем священник, держа в руках крест и представляя, как ангел отодвигает камень от двери гробницы, открывает закрытые двери церкви, и все верующие входят в святилище. Затем, после Великой ектении, исполняется торжественный и украшенный мелодией Пасхальный канон «День воскресения», составленный святым Иоанном Дамаскиным. Тропарь не читается, но поется припев «Христос воскресе». Во время пения канона священник, держа в руках крест, кадит святые иконы и народ на каждой песне, приветствуя их радостным возгласом: «Христос воскрес». Народ отвечает: «Воистину воскрес». Повторное появление священника с кадилом и приветствие «Христос воскрес» символизирует повторные явления Господа ученикам и их радость при виде Его. После каждого песнопения канона читается небольшая литания. В конце канона поется следующее Утреннее песнопение:

Воскресе Господь Иисус Христос, и воскрес из мертвых, и смертью прославлен.

(Перевод: Царь и Господь! Уснув во плоти мертвецом, Ты воскрес через три дня, воскресив Адама из погибели и разрушив смерть; Ты — пасха бессмертия, спасение мира).

Затем читаются хвалебные псалмы и поются хвалебные стихи. К ним добавляются пасхальные строфы с припевом: «Да воскреснет Бог, и да истребятся враги его». Затем, когда поется тропарь «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское целование, или радостное приветствие: «Христос воскрес». — «Воистину воскрес». После пения пасхальных строф читаются следующие слова святого Иоанна Златоуста: «Если кто благочестив и боголюбив». Затем поются литании, после чего повторяется утреня, которую священник совершает с крестом в руках, провозглашая: «Христос воскрес». Затем следует пение пасхального бдения, которое состоит из пасхальных гимнов. В конце пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого в пасхальной литургии поется «Если вы крестились во Христа, то облеклись во Христа». Аллилуйя». Апостол читается из Деяний апостолов (Деян. 1: 1-8); Евангелие читается из Евангелия от Иоанна (1: 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божьего, Иисуса Христа, который в Евангелии назван «Словом». В некоторых старообрядческо-папских приходах существует интересный обычай: во время пасхальной литургии Евангелие читается одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липтовских приходах Евангелие читается на православном славянском и румынском языках, в России — на православном славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора в Рогозинце упоминают, что епископ Геронтий (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие на греческом языке.

Отличительная особенность пасхального богослужения: оно полностью певческое. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. После литургии верующие получают разрешение от поста, благословляя «брашен», или сыр, мясо и яйца.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Его особенности заключаются в следующем. Настоятель облачается во все священные облачения и после вечернего входа с Евангелием читает в алтаре Евангелие, повествующее о явлении Господа Иисуса апостолам в вечер Его воскресения (Ин. XX, 19-23). Божественная литургия первого дня Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерне. В течение 40 дней до Вознесения Христа во время богослужения поются тропари, стихиры и пасхальные каноны. Молитва Святому Духу: Песня «О Царь Небесный» не читается и не поется перед Торжеством Святой Троицы.

Кондак празднику:

Женам русалок он принес радость, а их собственным ґкаблям он дал дар мира; и тем, кто пал, он также дал воскресение.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, сошел в могилу, Ты разрушил силу ада и как Победитель воскрес, Христос Бог, сказав мироносицам: «Радуйтесь! «Радуйтесь!» Апостолам Ты дал мир, павшим Ты дал воскресение).

На входе и начальном прологе вместо «Достойно есть» читается ирмос из девятой песни Пасхального канона (до Пасхального бдения):

Славься в новом Иерусалиме, ибо слава Господа Бога почивает на тебе; радуйся седмь, и радуйся ты, Господи; прекрасен ты, Боже, њ восхождении раствора твоего2 (доксология).

(Перевод: Просвети, просвети (возрадуйся) Новый Иерусалим, ибо слава Господня осенила тебя; торжествуй ныне и радуйся Сион; и ты, Матерь Божия, радуйся воскресению Рожденного через тебя).

К сожалению, сегодня не все могут попасть в старообрядческую церковь на пасхальное богослужение. Во многих регионах нет старообрядческих церквей, а в других они находятся так далеко, что добраться до них крайне сложно. Поэтому в Библиотеке вы найдете последовательность Пасхального богослужения в соответствии с двумя уставами. Пасхальное богослужение по сокращенным уставам включает в себя следующие друг за другом Святую Лауду, Пасхальный канон, Пасхалию и Вечерню (в гражданской печати). Мы также предлагаем подробную последовательность светской службы на Святую Пасху (на православном славянском языке в формате pdf), которая обычно используется в непольских церквях из-за отсутствия священства.

Библиотека «Русская вера
Богослужение по случаю праздника Пасхи

Читать онлайн

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех конфессий, как поповских, так и единоверческих, есть традиция праздновать святое Воскресение Христово очень похожим образом. Старообрядцы начинают празднование Пасхи с семейной трапезы после богослужения. Во многих церквях также проводится общая трапеза, на которой собирается много верующих. В праздник Воскресения Христова подаются особые блюда, которые готовятся только раз в году: пасхальная бабка, творожная пасха и крашеные яйца. В дополнение к специальным пасхальным блюдам готовятся многие традиционные русские деликатесы. В начале пасхальной трапезы принято вкушать освященную пищу в храме, а затем все остальные блюда.

Рождественские блюда, приготовленные один раз в год Праздничные пасхальные блюда, которые готовят раз в году

Пасхальные обычаи включают в себя приветствие друг друга в великий праздник, обмен крашеными яйцами как символом жизни и троекратный поцелуй друг друга. Подробнее о пасхальном поцелуе вы можете прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого «Как правильно целоваться: один или три раза?».

Пасхальные поцелуи в России. Пасхальный поцелуй в России

Яйцо, окрашенное в красный цвет луковой шелухой, называлось крашанкой, крашеное яйцо — писанкой, а деревянное пасхальное яйцо — яйчатой. Красное яйцо символизирует возрождение через кровь Христа.

Пасхальные яйца и кулич. Красные пасхальные яйца как символ возрождения Пасхальные яйца и куличи. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения

Другие цветные и узорчатые яйца — новшество, нежелательное во многих невоцерковленных общинах, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Девы Марии, изображений храмов и надписей. Все эти «принты» обычно широко продаются в магазинах перед Пасхой, но мало кто задумывается о судьбе таких термонаклеек — как только они отклеиваются от пасхального яйца, они сразу же отправляются в мусорное ведро вместе с изображениями Иисуса Христа или Девы Марии.

Наклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Девы Марии. Эти деколи НЕ приветствуются православными христианами, потому что после того, как они отклеиваются от пасхальных яиц, вместе с изображением Иисуса Христа или Девы Марии, они попадают прямо в мусорное ведро, что недопустимо. Термонаклейки для пасхальных яиц с изображением Христа, Девы Марии. Эти наклейки НЕ приветствуются среди ортодоксальных христиан, потому что, как только они отклеиваются от пасхального яйца, они отправляются прямо в мусорное ведро вместе с изображением Иисуса Христа или Девы Марии, т.е. они неприемлемы.

Существует ряд различий в праздновании Пасхи в поповских конфессиях. Например, в некоторых непоповских общинах Сибири пироги вообще не пекут и, соответственно, не приносят в жертву, считая это еврейским обычаем. В других общинах не происходит переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, и члены общины носят ту же христианскую одежду, в которой они пришли на службу. Общим в пасхальных традициях старообрядцев всех конфессий, безусловно, является их отношение к работе на пасхальной неделе. Накануне праздника или воскресения христиане работают только до половины дня перед праздником, а для старообрядцев считается большим грехом работать всю пасхальную неделю. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и поклонения воскресшему Христу. В отличие от старообрядцев, в некоторых послепасхальных общинах не принято, чтобы приходской священник совершал обход приходских домов с пением христославов, но любой прихожанин, при желании, конечно, может пригласить приходского священника спеть колядки и благословить еду.

Любимый с детства праздник Святой Пасхи всегда радостный, особенно теплый и праздничный! Особенно радостным он является для детей, поэтому каждый верующий старается в первую очередь подарить своим детям пасхальные яйца, яйца или сладости.

Катание яиц - пасхальное занятие для детей Катание яиц — старинная русская пасхальная игра для малышей

В течение пасхальной недели в некоторых христианских общинах до сих пор сохранилась старомодная пасхальная игра, в которой любят участвовать и взрослые, а именно катание крашеных (не освященных) яиц. Яйцо катится по деревянному желобу, и если яйцо попадает в чужое, игрок забирает его в качестве приза. Возле горки обычно продаются сувениры и подарки. В былые времена такие соревнования могли длиться часами! А «счастливчики» уходили домой с богатым «урожаем» яиц.
Катание яиц на Пасху в московском старообрядческом храме Ленинградского патриархата Катание яиц на Пасху в старообрядческом молитвенном зале в Московине (OWML)

Для всех старообрядцев, независимо от вероисповедания, Пасха — это праздник и торжество, это победа добра над злом, света над тьмой, это великий праздник, вечный праздник ангелов и архангелов, бессмертной жизни для всего мира, нетленного небесного блаженства для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его кровь, пролитая на Пречестном Кресте, избавила человека от страшной власти греха и смерти. Пусть «новая святая Пасха, таинственная Пасха», прославляемая в праздничных гимнах, пребывает в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Библиотека русской веры
Поучение святого Иоанна Златоуста о Святой Пасхе

Читать онлайн

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христа, так как момент его воскресения видели не только люди, но даже ангелы. Это подчеркивает непостижимость тайны Христа. Известный образ Иисуса Христа, выходящего из гроба со знаменем в руках, в белоснежных рясах — это католическая версия, которая появилась в храмах Русской православной церкви только в постсоветский период.

В православной иконографии икона Воскресения Христова обычно изображает момент, когда Спаситель спускается в преисподнюю и изгоняет оттуда души ветхозаветных праведников. Иногда воскресший Христос также изображается в свете, ангел, возвещающий женщинам, несущим мирру, и другие темы, связанные с Воскресением. Воскресение Христа — Сошествие во ад — одна из самых распространенных иконографических сцен.

Пасха Христова Воскресение Христа — Сошествие в ад. Россия, 19 век.

Общая идея пасхального представления Христа в аду перекликается с темой исхода народа Израиля из Египта. Как Моисей освободил евреев из рабства, так и Христос спустился в подземный мир и освободил находящиеся там души. Он не только освобождает их, но и ведет их в Царство Истины и Света.

Спуск в ад. Средиземное море, середина XVI века. Спуск в ад. Средиземноморье, середина XVI века.Икона Спуск в ад. Андрей Рублев, 1408-1410 гг.Пасха Христова Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец XV века, Государственный Русский музей).Воскресение со страстями Христовыми. Великий Устюг, 16 век. Воскресение со страстями Христовыми. Великий Устюг, 16 век.Воскресение Христа и сошествие в ад. Писмо Палех, конец XVIII века XVIII век. Воскресение и сошествие в ад. Палехские письма, конец XVIII в. XVIII в.Пасха Христова Воскресение и сошествие во ад со страстями и праздником. Девятнадцатый век Музей истории религий, ул.

Храмы Воскресения Христова

Самой известной церковью Воскресения Христова является церковь Гроба Господня (церковь Воскресения Христова в Иерусалиме).

Церковь Воскресения Христова в Иерусалиме. 325-326. Церковь Воскресения Христова в Иерусалиме. 325-326.

Храмы Воскресения Христова в России были построены во имя Воскресения Слова, или Обновления, или Освящения после перестройки базилики Гроба Господня, произведенной в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранилось несколько святынь в честь этого праздника, одна из которых — православный храм Воскресения Словущего на Успенском Возе. Первое упоминание о храме относится к 1548 году. Это была деревянная церковь, которая сгорела во время большого московского пожара 10 апреля 1629 года. На его месте к 1634 году была построена существующая каменная церковь. Церковь простояла без изменений почти два столетия, а трапезная и колокольня были перестроены в 1816-1820 годах.

Храм Воскресения Христова на Успенском Вронце (Русская православная церковь). Москва. Храм Воскресения Христова на Успенском Вронце (Русская православная церковь). Москва

Одна из старейших церквей Коломны была освящена в честь Воскресения Спасителя. 18 января 1366 года в этой церкви состоялось бракосочетание святого благоверного князя Дмитрия Донского с княгиней Евдокией (религиозное имя — Евфросиния) Московской. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1990-х годах он был возвращен приходу Успенского собора Русской православной церкви.

Церковь Воскресения Христова (Русская православная церковь). Коломна Церковь Воскресения Слова (РПЦ). Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде была построена церковь Николы Мокрого, которая упоминается в писцовых книгах 1577-1578 годов. В начале XVIII века на ее месте была построена церковь с главным алтарем в честь Воскресения Христова и придел, посвященный Николе. В начале 1990-х годов эта одна из самых старых и красивых церквей Коломны была передана общине Русской православной старообрядческой церкви. Сейчас главный праздник церкви — 19 декабря, в честь святого Николы «зимнего», и многие люди до сих пор знают эту церковь как церковь Воскресения Христова.

Церковь святителя Николая Русской православной церкви в Коломне Никольская церковь Русской православной церкви в Коломне

Старообрядческие храмы Воскресения Христова

Знаменитая Рогожинская церковь Воскресения Христова была освящена 18 августа 1913 года, после того как храм был построен в честь свободы старообрядчества. После того, как церковь была осквернена во время гонений на безбожников, ее нужно было заново освятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Богородицы, так как старые антиминсы во имя Воскресения Христова исчезли, но антиминсы, освященные во имя Успения Богородицы, сохранились в Рогозинце. Церковь оставалась на этой должности до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов начали изучаться предложения о возвращении церкви ее исторического названия. После того, как в 2012 году церковь была перестроена и отремонтирована, она потребовала повторного посвящения. Инициатива переосвящения храма с историческим названием была поддержана предстоятелем Русской старообрядческой православной церкви митрополитом Корнилием (Титовым) на освятительном соборе в 2014 году. 1 февраля 2015 года храм-колокол Рогожинской слободы Рогожинского кладбища был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, было восстановлено его историческое название.

Церковь Воскресения Христова. Русская православная церковь Церковь-колокольня Воскресения Христова. Русская православная церковь

Древний поморский православный храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы в Токмаковом переулке (Москва) относится к действующей церкви Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Это первая старообрядческая церковь Поморской общины (2-я Московская община Поморского Брачного Согласия), которая была построена после манифеста 1905 года о религиозной терпимости в Москве. История этой церкви очень длинная. В настоящее время ведется реконструкция церкви на средства членов общины и проводятся службы.

Храм Воскресения Христова и Покрова Божией Матери в Токмаковом переулке (Москва). ЦОД

Храм Воскресения и Покрова Пресвятой Богородицы в Токмаковом переулке (Москва). БАПТИСТСКАЯ ОБЩИНА .

Существует также Дрезденская православная церковь Воскресения Христова в Висагинасе, Литва.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2021 году православные христиане будут праздновать Пасху 2 мая, а еврейский праздник Песах (еврейская Пасха) придется на период с 27 марта по 4 апреля этого года. Поэтому многие соблюдающие христиане задаются вопросом: «Почему православные христиане празднуют Песах вместе с евреями в 2017 году?». Такой вопрос вытекает из 7-го правила святых апостолов, которое буквально гласит следующее:

Если кто из епископов, пресвитеров или диаконов празднует святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями: да будет отстранен от священнического сана.

Означает ли это, что все православные христиане в этом году нарушат апостольское правило 7? В сознании некоторых христиан создается целый «экуменический узел», когда православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один и тот же день в 2017 году. Что мы должны делать?

Чтобы решить этот вопрос, мы должны знать, что дебаты о вычислении дня Пасхи в Православной Церкви, по сути, закончились с утверждением православной пасхалии на Первом Вселенском Соборе. Пасхальные таблицы позволяют рассчитать день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а используя календарные таблицы, циклически повторяющиеся каждые 532 года. Эти таблицы составлены таким образом, чтобы Пасха соответствовала двум апостольским принципам для Пасхи:

  • Празднуйте Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия);
  • Не празднуйте Песах вместе с евреями.

Поскольку эти два правила не дают четкого определения дня Пасхи, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые вместе с апостольскими (основными) правилами позволили четко определить Пасху и составить календарные таблицы православного пасхального календаря. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и, более того, одно из них со временем стало нарушаться, так как календарный метод расчета первого весеннего полнолуния в Пасхалии давал небольшую погрешность в 1 день на протяжении 300 лет. Это было отмечено и подробно обсуждено, например, в «Сборнике священных богословских правил» Матфея Влази. Однако, поскольку эта ошибка не повлияла на соблюдение апостольских правил, а лишь укрепила их, сдвинув дату празднования Пасхи немного вперед по календарю, в Православной Церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского Собора. В католической церкви, с другой стороны, в 1582 году пасхальная книга была изменена таким образом, что недействительное вторичное правило было сохранено, но апостольское правило о не праздновании с евреями было нарушено. В результате православная Пасха и католическая Пасха разделены во времени, хотя иногда они могут пересекаться.

Если мы посмотрим на два вышеприведенных апостольских принципа, то увидим, что один из них — тот, что касается не праздновать с иудеями, — не имеет строгого определения и открыт для толкования. Дело в том, что еврейский праздник Песах длится семь дней. Православная Пасха, кстати, также празднуется семь дней, в течение всей Страстной недели. Возникает вопрос: что значит не совпадать с евреями? Идет ли речь о том, чтобы избежать совпадения Святого Воскресения с первым днем еврейской Пасхи? Или же мы придерживаемся более строгого подхода и не допускаем совпадения Святого Воскресения ни с одним из 7 дней еврейского праздника?

На самом деле, при внимательном изучении Книги Пасхи можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского Собора христиане использовали как первое (слабое), так и второе (сильное) толкование Апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского Собора при составлении Пасхального изложения решительно выбрали первое толкование: святое Воскресение не должно совпадать только с первым, главным днем иудейской Пасхи, но может совпадать и с последующими шестью днями иудейского праздника. Это было четкое мнение Первого Вселенского Собора, выраженное в Книге Пасхалии, которому Православная Церковь следует и сегодня. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостолов относительно соблюдения Пасхи вместе с евреями, поскольку христианская Пасха не пересекается с первым днем еврейской Пасхи, а в другие дни такое «пересечение» не запрещено, тем более что такие случаи уже бывали.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской православной старообрядческой церкви поставили под сомнение толкование Апостольских принципов о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Фактически, только А.Ю. Рябцев сделал эту поправку, а остальные просто поверили ему на слово. А.Ю. Рябцев писал (мы цитируем его слова, частично игнорируя очевидные домыслы):

… Нередко наш Песах совпадает с последними днями еврейского Песаха, который празднуется семь дней, и первое главное правило расчета Песаха нарушено….. В современной практике бывает так, что мы попадаем в последние дни еврейской Пасхи.

А. Рябцев предложил запретить совпадение праздника Воскресения со всеми семью днями еврейской Пасхи и праздновать православную Пасху по предложенным им новым правилам. Сторонники этой доктрины стали известны как «новопасхальные» или «новопасхалисты». 1 мая 2011 года они впервые отпраздновали Пасху по новым правилам в древней пещерной церкви на горе Тепе-Кермен в Крыму. После Собора Русской православной церкви 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым расчетам, приверженцы Новопасхи стали отдельной религиозной группой, которая существует до сих пор. Она насчитывает всего несколько членов. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым, который также проповедовал идею изменения дня празднования православной Пасхи.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector