О церковном погребении

В отличие от погребальных обычаев язычников, содержание погребального обряда Православной Церкви не должно увеличивать скорбь и печаль, а, наоборот, должно вселять надежду на будущую награду праведникам. Нас, живущих сегодня, обряд погребения побуждает вести истинно христианскую жизнь. Прежде всего об этом говорит 118-й псалом: «Блаженны праведные в пути…», он читается в начале погребального обряда.

Святой Афанасий Великий

Строки псалма есть учение ко спасению нас, живущих на земле и помнящих умерших родных и близких. Так поясняет ее содержание преподобный Афанасий Великий (ок. 298–373): да победят святые: закон, слово Божие, терпение, помощь свыше».

Очень трогательны и поучительны восьмифонные стихиры святителя Иоанна Дамаскина (ок. 675 — ок. 753 (780)). Певец показывает нам суету земной суеты, но в то же время являет свет будущей жизни и прославляет путь спасения, указанный нам Господом. Он рисует печальную картину смерти и тления, но в то же время утешает скорбящих, говоря, что смерть для верующего во Христа лишь сон. Святой Иоанн в каждой строке призывает нас к покаянию и вселяет надежду на «вечное блаженство» в царстве праведных.

Во время чтения и пения клирик многократно кадит икону, усопшего и всех верующих ладаном. Курение, предлагаемое Богу, служит умилостивлением за усопшего, а также знаменует его жизнь в правой вере и благочестии. В эти минуты призывающие слова ектении приобретают более значительный смысл.

Святой Симеон Солунский

Царство Небесное и отпущение грехов. Священник, после того тайно благоговейно вознес молитву Богу и называя Его духовным Богом (ангелов и душ) и всякой плоти:

Я есмь воскресение и жизнь (Иоанна 11:25).

Поэтому священник, возвещая это, обращается к Богу:

Яко Ты воскресение и жизнь и покой усопшему рабу Твоему Христу Богу нашему;

ибо надеемся, что душа умершего жива, воскреснет (в день всеобщего воскресения мертвых) и найдет (уже с телом) покой в ​​Господе».

Затем читают или поют (по обычаю) «блаженные» — стихи Нагорной проповеди, за которыми снова следуют надгробные стихи:

  • Блаженны нищие духом, ибо они есть Царствие Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они получат утешение.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие справедливости, ибо они насытятся.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены детьми Божиими.
  • Блаженно изгнание ради справедливости, ибо таково Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда поносят вас, и женятся на вас, и говорят против вас всякое худое слово, лгая мне ради меня.
  • Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Матфея 5:3-12).

Учение о пути вечного блаженства пронизывает весь погребальный чин, начиная с первых молитв «на блаженную память» усопшего и стихов «блажен, и Господь избран и угоден». Псалом «Блаженны правые…» утверждает нас в «законе Господнем».

Далее следуют чтения Апостола и Евангелия, которые укрепляют нас в надежде на воскресение и в неизбежности справедливого Суда.

О целовании умершего

Придите, братия, облобызаем умерших в последний раз, прославляя Христа. Вот, он пришел от рождения и приближается ко гробу, не заботясь уже о суете многострастной плоти. Где сейчас семья и друзья, теперь мы расходимся? Помолимся Господу об упокоении, — звучит песня.

Этот и последующие куплеты последнего поцелуя звучат как разговор между мертвыми и живыми.

«Рцы теперь, брат, к нам, что же ты нас тихо покидаешь?…

— Иду к Господу Богу судье моему, пред судью предстану..

Однако эти слова, вызывающие слезы умиления, не повергают нас в уныние и не умножают печали, а, напротив, возжигают в людях пламенное чувство молитвы, почти угасшее в суете жизни. Для многих нынешних православных христиан обращение к Богу началось с момента погребения близких, ведь грамотно совершенная молитва за усопших просвещает даже ожесточенные души.

Подвижна и та же последовательность прощания с усопшим во время обряда погребения в церкви. Последние мгновения, когда на этой земле мы видим лицо дорогого нам человека. В последний раз просим прощения за наши грехи перед ним. Мы прощаем его и благословляем во имя Бога на его последний путь.

В разных местах последний поцелуй имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробом ставится аналой со Святым Крестом. При пении стихиры сначала священник с диаконом, затем родственники усопшего и все молящиеся спокойно подходят к Кресту с левой стороны гроба: женщины следуют за мужчинами, по двое в ряд. Совершив два поясных поклона, поочередно целуют Крест и совершают еще по одному земному поклону. После целования Креста по очереди подходят к гробу с правой стороны и целуют усопшего. В других местностях аналой ставится с правой стороны гроба и на нем покоится икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, а не Крест.Присутствующие подходят по двое справа и с одинаковым благоговением целуют образ Спасителя в правую ногу, и образ Богородицы в правую руку, а затем целуют усопшего. Известны также различные поцелуи самого умершего. В одних областях целуют в рот, в других — в ребро, лежащее на лбу.

Все эти характеристики не указаны в богослужебных книгах, а передаются издревле из поколения в поколение. Здесь нужно только соблюдать принятый в этом месте порядок и единообразие.

Как и другие похоронные обряды, поцелуи также имеют теологическое значение. Святитель Симеон называет это знаком общения и единства, знаком того, что «даже и умирая, не отделяемся друг от друга.. потому что будем жить во Христе».

Отец Михаил Масляев у гроба прихожанки. Воронка, 1936 г

Несколько слов следует сказать о погребении монахов: когда миряне присутствуют при погребении монаха, они не должны целовать его, а просто кланяться до земли перед гробом. Только монахи целуют умершего монаха — в параманд (четырехугольная доска с изображением Распятия), которым закрывается лицо усопшего. Также монах при погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.

Все должны поклониться до земли перед усопшим, независимо от церковного или светского звания. При этом следует мысленно просить у усопшего прощения, прощая ему все его грехи.

Поклонившись трижды покойнику и прощаясь с ним, каждый вполголоса, «про себя», он говорит:

  • Раб Божий (или: раб Божий), (имя покойного), прости меня за Христа во всем и за все;
  • И Бог простит вас и благословит вас;
  • Если имеешь дерзновение, помолись за меня грешного (грешника) Господу Богу.

О прощальной грамоте

После окончания лобзания священник, прочитав молитву разрешения, написанную на листе над гробом, вписывает имя усопшего и свое, затем вкладывает сложенный лист в правую руку усопшего. Этот обычай очень древний, он распространен только на русской земле. В древности некий воин Симон первым попросил монаха Теодосио де лас Куэваса (ок. 1008 — 3 мая 1074) после смерти вложить ему в руку такой проездной документ, что монах и выполнил.

Преп. Феодосий Печерский жива (икона XVII в)

Монах Нестор Летописец (ок. 1056 — 1114) замечает по этому поводу: «Прежде сего китайским вещам на Руси не верь». Позже усопший явился в видении одному из монахов Печерского монастыря и сказал: «Скажи сыну моему, что я все благополучно получил по молитве святого». Также широко известно дело князя Александра Невского (13 мая 1221 — 14 ноября 1263), который во гробу, как живой, простер руку и получил прощальное письмо от митрополита Кирилла.

Святой Александр Невский. Фреска 1666 года, Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столба

К сожалению, наряду с этим благочестивым обычаем мы часто встречаем суеверное отношение к прощальным письмам. Некоторые христиане разными способами стремятся получить рукопись от своего духовника еще при жизни, как бы «на всякий случай». Это совершенно неправильно, так как в написанной в письме разрешительной молитве священник именем Божиим прощает своему усопшему духовному сыну (дочери) все грехи, за которые усопший был обязан покаяться при жизни или той он не успел сознаться по забывчивости или по другим уважительным причинам. А допускать в те грехи, которые человек еще не совершил, «допускать» на будущее, бессмысленно и незаконно.

Одно прощальное письмо не может спасти душу человека. Правая вера, добрые дела и чистое покаяние в грехах спасают человека. Спасают молитвы святых угодников Божиих, имевших честь возносить молитвы Богу за ныне живущих на земле, молитвы священников и монахов, а также братьев по вере. Молитвы духовника имеют великую силу перед престолом Божиим.

Прощальное письмо также называют рукописным

Из Жития святителя Василия Нового (ум ок. 944) мы узнаем, как душа покойной Феодоры, отнесенная ангелами к престолу Божию, с великим страхом встречает на своем пути «мытарей небесных» — демонов, которые убеждают душу во многих тяжких грехах и пытаются вырвать ее из рук ангелов. Ангелы охраняют душу Феодоры от бесовских наветов, говоря о добрых делах усопшего, его покаянии и молитвах. А когда их добрых дел недостаточно для оправдания, они дают демонам выкуп, как бы из сундука, получив который мытари тут же отзываются. Это спасение – молитвы святителя Василия, духовника Феодоры. Конечно, молитва – дело духовное,а Жизнь говорит о гробе образно, чтобы мы могли вообразить то, что недоступно чувственному восприятию.

Так и Писание есть зримый образ молитв и прощений духовника. Он служит для того, чтобы мы, живые, боролись за покаяние. Если совесть умершего отягощена великими нераскаянными грехами и он никогда не молился Богу: «Отврати лице Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои» (Пс. 50, 10), то принесет ли ему пользу это письмо?

О возлиянии Елея

После того, как священник вкладывает в руку усопшего прощальное письмо, певцы поют стихиры:

Видя меня молча и не представляя дыхания, плачут обо мне все братья и друзья, родня и знание. Ну, вчера я говорил с тобой, но вдруг настал для меня страшный смертный час. Но придите все, кто любит меня, и поцелуйте меня последним поцелуем. Я больше не приду к тебе и не буду говорить. А в остальном я приду к Судье, где нет лица принятия. Приходит раб или господин в изобилии, царь и воин, богатый и бедный, в равном ранге. Потому что каждый будет прославлен или осужден за свои дела. Но я все молю и падаю ниц, молю Господа за меня, чтобы грехи мои не ввергли меня в место мучения, но сотворили меня, где свет чрева.

Эти слова очень многозначительны: каждый от «дел его прославится или осудится», помнить о них следует всегда. И нашим главным союзом в час исхода из земной жизни будет просьба ко всем христианам непрестанно молиться за нас.

Если священник провожает тело до самой могилы, то этот стих следует петь уже на кладбище или приближаясь к нему. Но когда это невозможно, отпевание совершается до конца в храме. Широкое распространение этот метод получил во времена гонений, когда старообрядческие священники не могли совершать никаких служб вне церковных стен. Кроме того, внутри храма до сих пор часто совершается следующий обряд – возлияние елея.

Святой Дионисий Ареопагит. Фрагмент фрески. Великий Новгород, Феофан Грек

Святой Дионисий Ареопагит. Фрагмент фрески. Великий Новгород, Феофан Грек Положив лист с разрешительной молитвой на руку усопшего, священник обрывает нить, собирающую изголовье плащаницы, и опускает ее на лицо усопшего. Он также снимает крышку гроба и расправляет сложенное пополам полотно под ней, закрывающее тело с головы до ног. Теперь священник, стоящий справа от усопшего, возливает на него масло крест-накрест, начиная с головы. Блаженный Симеон Солунский советует брать масло с жертвенника; некоторые священники берут его из семеричных светильников. Если погребение происходит в часовне или в доме, а алтарное масло заранее не припасено, взять его можно от любой лампады. Если усопший получил миропомазание перед смертью, то во время погребения

Масло возливается на всех умерших, независимо от того, были они помазаны или нет. Святитель Дионисий Ареопагит поясняет этот обряд так: «В Крещении помазание елеем призывало крещаемого к священным делам, а ныне возлияние елеем свидетельствует о том, что усопший трудился над этими делами и достиг совершенства». Тот же смысл содержится в Псалме 23, который при этом священник должен прочитать:

Кто взойдёт на гору Господню, или кто будет во святилище Ему? Невинных рук и чистых сердцем, не напрасно принимающих твою душу и не клянущихся твоей искренней лестью. Этот получит благословение от Господа…

Поэтому псалом нужно читать вслух целиком до конца, как указано в монастырских и священнических обрядах погребения. Дело в том, что в кругу светских погребений в этом месте для краткости даны только первые слова псалма, поэтому многие священники ограничиваются их произнесением.

О предании земле

Когда у священника не было возможности сопровождать гроб в могилу, внутри храма символически проводилось «предание на землю». В этом случае священник посыпает небольшим количеством сухой земли или песка не закрытый гроб, а лежащее во гробу тело, покрытое льняной тканью, подобно тому, как он льет масло. При этом он говорит:

Всей земли, и всех на земле посылаешь, Господи, душу раба Твоего, милостиво упокои со святыми.

То есть: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, Ты посылаешь на землю, Господи. И бессмертная душа, которую ты забрал, упокоится со святыми».

В нашем городе веками не переводилось мнение, идущее от язычества, что главное в церковном погребении — это именно «предание усопшего земле». Многие считают, что земля не принимает ожесточенных мертвецов и опасаются, что она напугает их родных во сне или наяву. Все это суеверия. Часто люди всеми правдами и неправдами добиваются церковного отпевания даже тех, для кого это явно противозаконно и кощунственно. Будучи отвергнуты своей Церковью, они хоронят усопших вместе с новообрядцами, объясняя это тем, что «иного выхода нет». В таких случаях это уже не забота о душе усопшего, а желание совершить обряд «предания его земле.

Вот почему сказано: «Ты посылаешь все на землю». И священник молится не о том, что от вечности совершается природой, а об упокоении души усопшего со святыми. А до этого суеверным людям все равно. Они не призвали брата к покаянию при жизни, а теперь, когда он умер и идет к Судье, «нет места для принятия», не хотят плакать за его душу перед Богом, творя пост и милостыню, но стремятся лишь бездумно совершить обряд, смысла которого сами не понимают.

«Ты земля, и земле ты будешь», — сказал Господь Адаму после его греха. В этих словах выражалось неприятие предком изначальной чести и славы. Но во Христе мы, потомки Адама, призваны от тления к нетлению, к вечной славе: «от смерти к жизни, и от земли к небу вкушать нас Христос Бог…» (Пасхальный канон, песнь I).

Цель жизни верующего – быть достойным вечного царства со Христом после Его славного Второго пришествия. Так что же, имея такие великие обещания, не за светлую ли жизнь мы будем бороться, а за темную землю, за забвение и тьму?

Если в храме происходит «предание земле», то после этого родственники уже не должны открывать лицо усопшего. Однако если в силу каких-то непредвиденных обстоятельств это произошло, то паниковать не стоит. Некоторые несведущие люди считают, что если после посыпания землей открылось лицо покойного, его следует перезахоронить. Но это всего лишь суеверное представление, так как цель погребения в церкви не столько в том, чтобы зарыть тело в землю, сколько в том, чтобы упокоить бессмертную душу.

О несении гроба к могиле

Гроб выносят сразу после окончания поцелуя. Известен и другой обычай: терпеть во время пения тропарей «С духами праведными» или после них. Сделали они это на Рогожском кладбище в Москве. Либо совершаются прощальные и вступительные поклоны в церкви и провожают гроб к месту погребения с пением только молитвы «Святому Богу». По возможности следует стремиться во всем исполнять обряд по потребнику, как он сложился в веках, сопровождая всякое погребальное действо глубоко поучительной и трогательной молитвой.

Перед гробом принято нести святой крест или икону. Кое-где, как свидетельствует «История Ветковской церкви», вместе с иконой употребляется освященная кутья для проверки ее после погребения.

Известно, что в разных местностях принято носить крышку гроба по-разному — либо перед гробом, непосредственно за иконой, либо наоборот — за всей похоронной процессией. Конечно, в древности, когда крышка и гроб делались из разрезанного пополам блока и никак не украшались, выносить его на передний план не было никакого смысла. Но теперь, когда Святой Крест вшит в крышку гроба, обычай носить его перед гробом кажется вполне понятным. Хотя, во избежание соблазна, следует отдать предпочтение тому обычаю, который устоялся в данной местности.

По давней традиции в пути делаются три остановки: во дворе храма, посреди дороги и на самом кладбище. При этом гроб ставят на подготовленные табуретки; икона, которую несут во главе процессии, поворачивается к скорбящим. Священник с кадилом возглашает особую ектению, призывая еще раз молиться о «мире и отпущении» грехов усопших. После их возгласа «Яко Ты воскресение…» поют «Аминь», гроб поднимают и несут дальше с пением «Трисвятого».

У могилы священник возливает на усопшего масло, а затем, когда гроб уже закрыт крышкой, после произнесения напутствия читает разрешительную молитву. Затем закрытый гроб опускают в могилу, и священник, взяв лопату, крестообразно посыпает его землей со словами:

Всю землю, и всех пошли на землю, Господи…

Известен неписаный местный обычай: петь литию над гробом усопшего до или после его захоронения. Этот обычай, вероятно, отражал сочетание похорон с поминовением третьего дня. Так что литиевая комиссия в конце погребения на третий день (тритин) кажется не лишней, а даже похвальной.

Во всяком случае, после погребения в землю скорбящие читают тропарь «Господи, да упокоится душа усопшего раба Твоего…» с 15 поклонами. Затем, совершив так называемое «первоначальное начало» (семь поклонов), народ еще раз прощается с усопшим и расходится.

Раньше возвращение траурной процессии было благопристойным, духовно полезным и утешительным. Икону вынесли вперед, люди продолжали ходить с долгими песнопениями, например:

Утеши раба Твоего, Безупречный, угашающий на нас свирепые обстоятельства. Ты один непоколебим и известно основание Имама, и Твое заступничество — знамя; Не постыдимся, Владычица, призывая Тебя, прибегнем на молитву к Тебе вопием: Радуйся, Владычице, вся помощь, радость и покровительство душам нашим (стих 4 гласа).

Об устройстве могилы

Святые отцы учат нас не строить дорогих надгробий, а увещевают «посылать на небо добро покойника» в виде милостыни. Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно.

Могилы старообрядцев на Рогожском кладбище в Москве

Мы верим, что в день всеобщего воскресения мертвые воскреснут, обретут свои тела в новом качестве, не подверженные тлению и разрушению. И сожженные, утопленные и растерзанные зверями люди предстанут перед Божьим судом, без всякого внешнего ущерба, а только печатью своих жизненных дел. У праведников будут лица светлые и полные радости, а у нечестивых и нечестивых лица будут почерневшими от стыда и ужаса. Но, веруя в воскресение плоти, христиане, однако, отходят от весьма распространенного в наше время языческого обычая кремации, имеющего в себе ясный образ огненного ада.

Христианское погребение во всех его обрядах выражает то, во что мы верим и на что надеемся после смерти. Покойный должен быть обращен лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христово и в предвкушении всеобщего воскресения мертвых. А на могилу, «в ноги» усопшему, поставлен Крест Честный и Животворящий Господа нашего Иисуса Христа.

Это угодно Богу и вознаграждается от Него великой наградой». В связи с этим для совершения заупокойных молебнов на кладбище лучше всегда иметь при себе икону или Крест с изображением Распятия Господня.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector