В церковной иерархии существуют различные ранги служителей. Они отличаются, прежде всего, функциями, которые они выполняют в церкви. Среди священников также существует градация. Это видно и по внешнему виду священника. Одним из видов поощрения в православной церкви является почетное право носить митру. Кому это разрешено и за какие заслуги?
Немного церковной иерархии
Для того чтобы понять, кто и как может получить право носить митру, необходимо разобраться в ранге духовенства. Прежде всего, поэтому все духовенство делится на две большие группы — белых и черных.
Первосвященник — это высший представитель белого духовенства.
Здесь не нужно проводить параллели с добром и злом, мы не говорим о колдунах (которые, кстати, не происходят от добрых сил). Черное духовенство — это монахи, давшие обет безбрачия и постриженные в монахи. Белое духовенство — это те священники, которые женились и создали семью до рукоположения.
Важно! Все руководящие должности в Православной Церкви (архимандрит, епископ, митрополит, патриарх) могут занимать только те, кто был рукоположен в монашество.
Представители белого духовенства могут продвигаться в церковной иерархии, если во время своего служения они также принимают монашеские обеты.
Кто такой митрофорный протоиерей
На одном уровне церковной иерархии находятся митрофорный протоиерей и протопресвитер. Особой разницы в этих двух чинах нет — оба обозначают старшего священника, только протопресвитер служит в Патриаршей, а не в обычной Церкви.
Протоиерей — это более высокий ранг, чем обычный священник, но более низкий, чем протопресвитер. В древности использовался термин «протопоп», но сегодня он исчез из церковного обихода, а слово «священник» имеет негативный оттенок и даже может считаться оскорбительным.
Протоиерей, в дополнение к своему священническому служению, также выполняет работу викариатства. Что касается митры, то она является атрибутом высшего сословия черного духовенства. Однако в награду за заслуги перед Церковью первосвященник может получить право носить митру.
Первосвященник — старший священник в соборе.
В переводе на русский язык митра означает не что иное, как головная повязка. Символически это намекает на терновый венец Христа, который они в насмешку возложили на Его голову, предполагая мнимое господство. В то же время митра является прообразом истинной короны, как знак реальности Царства Божьего.
Митра также означает царские короны, которыми будут увенчаны головы праведников, наследующих жизнь в раю. В древние времена митра была атрибутом императорской власти, а затем перешла к иерархам церкви. Уже с 17 века почти все православные епископы носили митры как знак величия.
Сегодня право носить митру имеют православные архимандриты, епископы и белое духовенство, удостоенные этого почетного знака.
Внешний вид короны митры может варьироваться, но, как правило, в верхней части находится небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Девы Марии.
Другие отличия митрофорного протоиерея
Митра — это почетный знак, награда за труд. Поэтому священник должен пройти сложный и долгий путь, чтобы получить такое отличие.
Протоиерей может получить митру за 30 лет служения церкви.
В зависимости от усилий приходского священника, он может получить это отличие:
- Эпигонация — прямоугольная мантия, которую священник носит на бедре. Символически он означает духовный меч, который является Словом Божьим, отраженным в Евангелиях. Поскольку в Библии всего четыре Евангелия, у эпигонства четыре стороны. Чтобы получить его, священник должен прослужить священником не менее пяти лет.
- Патриарший наперсный крест — это очень ценное украшение, выполненное в виде благородного кольца с крестом. Ранее предназначавшийся для архимандритов, теперь он может быть присвоен священникам, прослужившим более пяти лет после получения эпигонации.
- Наконец, право носить митру. Только те, кто прослужил в церкви не менее 30 лет и имеет безупречную историю служения, имеют право на участие. Разрешение на ношение митры священником подписывается патриархом.
Протоиерей в митре должен присутствовать на всех торжественных моментах Божественной литургии и на праздничных службах, таких как чтение Евангелия, Литургия Преждеосвященных Даров во время Великого поста и отдельные службы.