Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

  • Антидор * Артос Богословский и литургический словарь
  • Что такое просфора, антидор, артос?
  • Евхаристия. Почему вино является кровью Христа, а хлеб — Его телом?
  • Проповедь о Спасителе на Хлебе Жизни митрополита Кирилла.
  • Святой Дух в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре.
  • Об антидоре и о том, что это освященный хлеб, св. Симеон Фессалоникийский. Святой Симеон (Фессалоникийцы).
  • Антидор принимает нелеквитарий, архиепископ Вениамин (Краснопевков).
  • Об антидоре. I. Дмитриевский
  • Историческая записка об антидорионе о. Григория Дьяченко
  • Об артосе от о. Григория Дьяченко
  • Чин благословения артоса архимандрита Иоанна (Маслова)
  • Епископ Вениамин (Платонов) о пяти просфорах во время Божественной литургии
  • Архимандрит Спиридон (Лукич) Об освящении Святого Причастия.
  • Протоиерей Спиридон (Лукиан) Об освящении заупокойных месс на Литургии. М. Асмус
  • Положения о просфоре
  • На просфоре отец Вадим Корженевский
  • Ритуал Панагии и Артосиса, проведенный священником Вадимом Коржевским
  • Артозисное последование священника Вадима Коржевского
  • Фотоальбом: ‘Prosphora.

Хлеб в Церкви является символом Христа. Он Сам сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин 6:48). Если хлеб земной питает человеческую жизнь, то Христос, хлеб небесный, передает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Кроме того, хлеб является символом самой Церкви. Именно об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как хлеб сей был рассеян по горам, а собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя будет собрана от концов земли в Царство Твое» (Дидахе, гл. 9).

Прозелит берет свое начало в первых веках христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, масло (т.е. оливковое масло), воск для свечей — все необходимое для служения Богу. Это приношение (по-гречески просфора), или жертва, принималось диаконами, а имена принесших его записывались в специальный список, который с молитвой оглашался во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для перемалывания в Тело и Кровь Христа, из воска делались свечи и другие дары раздавались верующим, над которыми также произносились молитвы. Позже просфорой стали называть только хлеб, который использовался для Божественной литургии. Со временем просфору стали выпекать в храмах вместо обычного хлеба, принимая деньги в качестве пожертвований в дополнение к обычным подношениям.
Профоры можно взять из свечного ящика после Божественной литургии, подав карточку «за здравие» или «за упокой» перед началом службы. Имена, записанные в записках, зачитываются в алтаре, и для каждого имени вынимается частица из просфоры, поэтому она называется «вынимаемой» просфорой.

В конце Божественной литургии верующие получают антидор — ту часть просфоры, из которой на проземидии был извлечен Святой Агнец. Греческое слово antidor происходит от слов anti — вместо и doron — дар, поэтому точный перевод этого слова — вместо.
«Антидор, — говорит святой Симеон Фессалоникийский, — это святой хлеб, который приносился для жертвоприношения и центр которого вынимался и использовался для таинства; этот хлеб, запечатленный копьем и получивший божественные слова, излагается вместо пасхальных даров, или Тайн, тем, кто не причащался.

Артос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения или Креста, освящаемая на Пасху, помещаемая затем в храме на трибуне, где она хранится всю Страстную неделю, разламывается и раздается верующим утром после литургии в Страстную субботу для богослужебного употребления.
В память о том, что Господь после Своего воскресения неоднократно являлся апостолам и ел с ними, апостолы и после Его вознесения имели обыкновение оставлять среднее место за трапезой пустым, как бы для присутствующего среди них Господа, и предлагать перед Ним часть хлеба. Именно этот хлеб используется в Церкви сегодня. В Пасхальную неделю в православной церкви он помещается на трибуне перед иконостасом, а во время Божественной литургии — перед открытыми вратами, напоминая о явлении воскресшего Господа апостолам и Его присутствии с нами. В соответствии со смыслом Пасхи, объединяющей события смерти и Воскресения Господа, на художественном произведении помещается знак победы Христа над смертью, то есть крест, увенчанный терновым венцом, или икона Воскресения.
Произведение искусства освящается молитвой, окроплением святой водой и ходатайством в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после тихой молитвы. Мазь кладется на стол в солее перед Святыми вратами. После освящения священник читает специальную молитву, а затем трижды окропляет воду со словами: «Сие дело благословляется и освящается окроплением сей святой водой во имя Отца и Сына и Святого Духа». Аминь».
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии вокруг святилища проходит торжественная процессия с артосом. В монастырях каждый день артос вносится в трапезу и ставится на специальный стол или трибуну, чтобы напомнить монахам, что, как некогда среди апостолов, незримо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В обряде Артос поются тропари, которые говорят о воскресении Христа и Его присутствии с нами.
В Страстную субботу, в конце Божественной литургии, священник читает особую молитву, во время чтения которой художественное произведение разламывается и, во время целования креста, раздается народу как святое приношение.
Кусочки Артакса, полученные в церкви, благоговейно хранятся верующими как духовное средство от болезней и недугов. Артемида используется в особых случаях, например, при болезни, всегда со словами «Христос воскрес!».
По благодати Артемида ниже антедилувийской, но выше просфорной. Другими словами, если верующий хочет одновременно съесть Артодоруса, Антидоруса и Просфору, он должен сначала съесть Антидоруса, затем Артодоруса, а потом Просфору. Святитель Иннокентий Херсонский сказал в речи перед раздачей картин: «Его следует есть благоговейно, как таинство, но не следует придавать ему большого значения. Некоторые люди считают, что этот хлеб может заменить собой Божественное причастие Тайн Христовых. Такое мнение — грех; христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Непорочное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нет необходимости хранить хлеб в течение всего года, как это делают некоторые, приписывая ему значение, которого он не имеет. Это запрещено даже церковной властью (Указ Священного Синода от 1723 года, 15 июня)».

Просфора

Просфора

Анти­дор

Антидор

Артос

Артос

Как хра­нить освя­щён­ный хлеб?

Пока он свежий, нарежьте его на мелкие кусочки, положите в льняной мешок для просушки (можно также положить его в полиэтиленовый пакет, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). После высыхания изделия можно хранить в течение длительного времени. Маленькие кусочки удобнее есть, а цельные вафли быстрее плесневеют из-за сохраняющейся внутри влаги.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector