- Антидор * Артос Богословский и литургический словарь
- Что такое просфора, антидор, артос?
- Евхаристия. Почему вино является кровью Христа, а хлеб — Его телом?
- Проповедь о Спасителе на Хлебе Жизни митрополита Кирилла.
- Святой Дух в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре.
- Об антидоре и о том, что это освященный хлеб, св. Симеон Фессалоникийский. Святой Симеон (Фессалоникийцы).
- Антидор принимает нелеквитарий, архиепископ Вениамин (Краснопевков).
- Об антидоре. I. Дмитриевский
- Историческая записка об антидорионе о. Григория Дьяченко
- Об артосе от о. Григория Дьяченко
- Чин благословения артоса архимандрита Иоанна (Маслова)
- Епископ Вениамин (Платонов) о пяти просфорах во время Божественной литургии
- Архимандрит Спиридон (Лукич) Об освящении Святого Причастия.
- Протоиерей Спиридон (Лукиан) Об освящении заупокойных месс на Литургии. М. Асмус
- Положения о просфоре
- На просфоре отец Вадим Корженевский
- Ритуал Панагии и Артосиса, проведенный священником Вадимом Коржевским
- Артозисное последование священника Вадима Коржевского
- Фотоальбом: ‘Prosphora.
Хлеб в Церкви является символом Христа. Он Сам сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин 6:48). Если хлеб земной питает человеческую жизнь, то Христос, хлеб небесный, передает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Кроме того, хлеб является символом самой Церкви. Именно об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как хлеб сей был рассеян по горам, а собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя будет собрана от концов земли в Царство Твое» (Дидахе, гл. 9).
Прозелит берет свое начало в первых веках христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, масло (т.е. оливковое масло), воск для свечей — все необходимое для служения Богу. Это приношение (по-гречески просфора), или жертва, принималось диаконами, а имена принесших его записывались в специальный список, который с молитвой оглашался во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для перемалывания в Тело и Кровь Христа, из воска делались свечи и другие дары раздавались верующим, над которыми также произносились молитвы. Позже просфорой стали называть только хлеб, который использовался для Божественной литургии. Со временем просфору стали выпекать в храмах вместо обычного хлеба, принимая деньги в качестве пожертвований в дополнение к обычным подношениям.
Профоры можно взять из свечного ящика после Божественной литургии, подав карточку «за здравие» или «за упокой» перед началом службы. Имена, записанные в записках, зачитываются в алтаре, и для каждого имени вынимается частица из просфоры, поэтому она называется «вынимаемой» просфорой.
В конце Божественной литургии верующие получают антидор — ту часть просфоры, из которой на проземидии был извлечен Святой Агнец. Греческое слово antidor происходит от слов anti — вместо и doron — дар, поэтому точный перевод этого слова — вместо.
«Антидор, — говорит святой Симеон Фессалоникийский, — это святой хлеб, который приносился для жертвоприношения и центр которого вынимался и использовался для таинства; этот хлеб, запечатленный копьем и получивший божественные слова, излагается вместо пасхальных даров, или Тайн, тем, кто не причащался.
Артос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения или Креста, освящаемая на Пасху, помещаемая затем в храме на трибуне, где она хранится всю Страстную неделю, разламывается и раздается верующим утром после литургии в Страстную субботу для богослужебного употребления.
В память о том, что Господь после Своего воскресения неоднократно являлся апостолам и ел с ними, апостолы и после Его вознесения имели обыкновение оставлять среднее место за трапезой пустым, как бы для присутствующего среди них Господа, и предлагать перед Ним часть хлеба. Именно этот хлеб используется в Церкви сегодня. В Пасхальную неделю в православной церкви он помещается на трибуне перед иконостасом, а во время Божественной литургии — перед открытыми вратами, напоминая о явлении воскресшего Господа апостолам и Его присутствии с нами. В соответствии со смыслом Пасхи, объединяющей события смерти и Воскресения Господа, на художественном произведении помещается знак победы Христа над смертью, то есть крест, увенчанный терновым венцом, или икона Воскресения.
Произведение искусства освящается молитвой, окроплением святой водой и ходатайством в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после тихой молитвы. Мазь кладется на стол в солее перед Святыми вратами. После освящения священник читает специальную молитву, а затем трижды окропляет воду со словами: «Сие дело благословляется и освящается окроплением сей святой водой во имя Отца и Сына и Святого Духа». Аминь».
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии вокруг святилища проходит торжественная процессия с артосом. В монастырях каждый день артос вносится в трапезу и ставится на специальный стол или трибуну, чтобы напомнить монахам, что, как некогда среди апостолов, незримо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В обряде Артос поются тропари, которые говорят о воскресении Христа и Его присутствии с нами.
В Страстную субботу, в конце Божественной литургии, священник читает особую молитву, во время чтения которой художественное произведение разламывается и, во время целования креста, раздается народу как святое приношение.
Кусочки Артакса, полученные в церкви, благоговейно хранятся верующими как духовное средство от болезней и недугов. Артемида используется в особых случаях, например, при болезни, всегда со словами «Христос воскрес!».
По благодати Артемида ниже антедилувийской, но выше просфорной. Другими словами, если верующий хочет одновременно съесть Артодоруса, Антидоруса и Просфору, он должен сначала съесть Антидоруса, затем Артодоруса, а потом Просфору. Святитель Иннокентий Херсонский сказал в речи перед раздачей картин: «Его следует есть благоговейно, как таинство, но не следует придавать ему большого значения. Некоторые люди считают, что этот хлеб может заменить собой Божественное причастие Тайн Христовых. Такое мнение — грех; христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Непорочное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нет необходимости хранить хлеб в течение всего года, как это делают некоторые, приписывая ему значение, которого он не имеет. Это запрещено даже церковной властью (Указ Священного Синода от 1723 года, 15 июня)».
Просфора
Антидор
Артос
Как хранить освящённый хлеб?
Пока он свежий, нарежьте его на мелкие кусочки, положите в льняной мешок для просушки (можно также положить его в полиэтиленовый пакет, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). После высыхания изделия можно хранить в течение длительного времени. Маленькие кусочки удобнее есть, а цельные вафли быстрее плесневеют из-за сохраняющейся внутри влаги.