Армянская Апостольская Церковь (ААЦ; полное название Святая Армянская Апостольская Церковь) — одна из древних христианских восточных церквей.
История церкви в Армении
До принятия христианства на берегах Севана господствовало язычество, которое оставило скудные памятники в виде каменной резьбы и отголосков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей стали инициаторами разрушения языческих храмов и возведения на их месте христианских храмов. Можно отметить следующие вехи в истории Армянской церкви:
- I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, которые определили название будущей церкви как Апостольская.
- Середина II века: Тертуллиан упоминает о «большом количестве христиан» в Армении.
- 314 год (по некоторым источникам 301 год): мученическая смерть святых Рипсиме, Гайании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства армянским царем Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого просветителя Армении. Строительство первой церкви в Эчмиадзине и создание патриаршего престола.
- 405: Создание армянского алфавита для перевода Священного Писания и литургических книг.
- 451: Битва при Аварайре (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский собор в Византии против монофизитской ереси.
- 484: Удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
- 518 г. — Отделение от Византии в вопросах веры.
- XII век: попытки объединения с византийским православием.
- XII-XIV века: попытки принять унию — объединение с католической церковью.
- 1361 год — отмена всех латинских нововведений.
- 1441 — Возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
- 1740 — Отделение сирийской армянской общины, религией которой стал католицизм. Армянская католическая церковь распространяется в Западной Европе, существуют приходы и в России.
- 1828 год — Восточная Армения становится частью Российской империи, новое название «Армяно-григорианская церковь» и отделение Константинопольского патриархата, который остался на территории Османской империи.
- 1915 г. — 1915 — Истребление армян в Турции.
- 1922 — Начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
- 1945 — Избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.
История ААЦ
Апостолы Фаддей и Варфоломей считаются первыми проповедниками христианства в Армении. Самое раннее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к концу второго века. 2 в. Здесь христианство проникло как в Сирию, так и в грекоязычную Каппадокию. Организация ААЦ как официальной церкви армянского государства связана с именем Святого Григория Просветителя (в честь которого ААЦ иногда называют армяно-григорианской). Святой Григорий обратил царя Трдата III, основал первые церкви и начал крестить население (между 284 и 314 годами, традиционная дата — 301 год). Эчмиадзинский собор был построен в Вагаршапате, столице Великой Армении. Первоначально главы ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской. В IV веке они были избраны в Армении. После раздела Великой Армении между Византийской империей и Ираном (халифат с VII века и далее) армяне и другие христианские народы Кавказа боролись против попыток Сасанидов навязать зороастризм. В результате восстаний Сасанидов (450-451, 482-484, 571-572) христианство было принято в качестве традиционной религии Армении; с тех пор ААЦ была единственным институтом, объединявшим весь армянский народ. В начале 5 века Месроп Маштоц. Месроп Маштоц создал алфавит и вместе с Католикосом Сааком перевел Библию на армянский язык. Обычно авторами, переводчиками и переписчиками книг были люди монашеского звания. Монастыри, сохранившие и приумножившие свое культурное наследие в условиях многовекового иностранного господства, были центрами культуры и образования.
Церковный комплекс в Ахтамаре. Церковь Святого Креста (915-921) (на территории современной Турции). Архитектор Мануэль. Архив Православной энциклопедии.
С конца V века престол католической церкви был аккредитован. Трон католикоса находился в Двине. В 10-12 веках католики населяли различные города и районы. В 1114 году епископ Ахтамара объявил себя патриархом и католикосом, но отказался признать католикоса Ани; после примирения с ААЦ (начало XV века) Ахтамарский собор сохранил титул католикоса. За массовым переселением армян в западную и южную Малую Азию, вызванным вторжением сельджуков, последовал перенос резиденции примаса ААЦ в Сису, столицу Киликийской Армении (1293). Переговоры о союзе с католиками уже шли, когда князь Левон получил королевский титул от Папы (1198 год). Некоторые иерархи вступили в общение с Римской церковью, но латинские нововведения были отменены на Сийском соборе (1361). После завоевания Киликии мамлюками престол ААЦ вернулся в свой древний центр Эчмиадзин (1441); киликийские епископы сохранили титул католикоса и долгое время не признавали первенство Эчмиадзина. С 15-го до середины 17-го века. Эчмиадзинский католикосат имел «трехглавый» институт (католикос и два заместителя) с 15 века до середины 17 века. После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, там был учрежден армянский патриархат (1461); его глава был признан религиозным и административным главой «Армянского милета», в который входили общины других конфессий (якобиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 году произошло объединение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовав единую иерархию. В России армянские епархии были учреждены в Астрахани (1717) и Бессарабии (1809). В 1828 году Восточная Армения, вместе с Эчмиадзином, вошла в состав Российской империи. В течение короткого времени была создана Новонакиевско-Бессарабская епархия с центром в Кишиневе (1830; в 1858-79 годах резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ККВ на своей территории осуществлялась в соответствии с «Положением», утвержденным императором Николаем I (1836). В Османской империи, согласно Национальной конституции (1860-63), духовная и гражданская власть армянского народа находилась в ведении двух советов: церковного (под председательством Константинопольского патриарха) и светского. Во время Первой мировой войны ААЦ в Турции уступила армянскому населению в целом; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарского католикосата прекратили свое существование; Киликийский престол был возрожден в 1930-х годах в Мон. Антилиас близ Бейрута. Сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата резко сократилась после установления советской власти в Закавказье (1920 год), и в Армении началась антирелигиозная пропаганда. В 1945 году в Армении впервые с одобрения советских властей был проведен Национальный церковный совет ААЦ. Репатриация армян в СССР после Второй мировой войны также оказала положительное влияние на расширение прав и возможностей ААЦ. После провозглашения независимости Республики Армения роль церкви в культурной жизни еще более возросла.
Архив ‘Православной энциклопедии’ Подкладка рукописного Евангелия. 1374. золотой клад Католикосата Эчмиадзина.
Учение ААЦ основано на признании первых трех экуменических соборов. Халкидонский собор (554/555) отверг догмат о двух природах в Христе. В седьмом веке уния с Карином была заключена во время переговоров с Константинополем, но на Маназкертском соборе (726 год) ААЦ провозгласила учение о единой (божественной) природе Христа.
Католикосы помазываются несколькими (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять святое миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Ритуальные обычаи ААЦ восходят к древней традиции восточного христианства и близки к православной традиции. Особенности включают праздник Богоявления 6 января, объединяющий Рождество Христово и Богоявление; использование пресного хлеба и неразбавленного вина в таинстве Евхаристии; возложение креста тремя пальцами слева направо; пост (Aradjavorac) за три недели до Великого поста; принесение в жертву животных в главные праздничные дни. Литургия проводится на староармянском языке (грабар). В 1924 году ААК принял новый стиль календаря.
Архив Православной энциклопедии Евангелий. 1484 Бумага. Священник-писец Азария, художник Киракос.
Первоначально служба велась на греческом и сирийском языках, а молитвы и псалмы исполнялись на армянском. Начиная с пятого века, после того как Библия и литургические тексты были переведены на армянский язык, армянский стал языком церковной службы. Самым древним типом песнопения, появившимся вскоре после изобретения армянского письма, является кцурд (близкий к византийскому тропарю, п. мадраша). Авторами первого кцурда были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и другие. С конца 6-го по начало 7-го века авторы первых Коранов. В VI и начале VII века развивается жанр кацурд (кондак), а в VIII веке вводится византийский канон. К IX веку кцурды превратились в самостоятельные гимны (Анания Ширакаци и другие авторы), которые в XII веке стали называться шараканами. В 12-15 веках была создана книга гимнов, названная Шаракноц (Гимнарий), основанная на своде гимнов, составленном в 7 веке Барсег Чоном. Нерсес Шнорали (12 век) сыграл важную роль в создании Шаракнота и Патарага (Литургии). В основе армянской церковной монодии лежит система гласных (в 8 веке Степанос Сюнеци систематизировал духовные песнопения по гласным). Для записи гимнов IX века использовалась оригинальная неаутентичная, или гаагская, нотация (см. Хазы). В 19-20 веках широко использовалась так называемая новоармянская нотация — безлинейная нотация с точным обозначением высоты тона и ритма (создана в начале 19 века А. Лимонджяном). Во 2-й половине 19 века полифония вошла в церковную службу (впервые в составе комитаса). Начиная с 19 века, официально были приняты армянские хоралы (Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов) Н. Тащяна). Сегодня ежедневная церковная служба сопровождается шаракнотами (их насчитывается около 2 000), а по воскресеньям поется Патараг.
Догматические особенности Армянской церкви
Догматическое богословие Армянской Церкви основано на терминологии великих Отцов Церкви 4-5 веков: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и других, а также на догматах, принятых на первых трех Вселенских соборах: Никейском, Константинопольском и Эфесском.
Вопрос о соединении человеческой и божественной природы во Христе расколол Армянскую апостольскую церковь. В начале шестого века Армянская церковь официально осудила учение Халкидонского (Четвертого Вселенского) собора 451 года. Православная церковь признала, что Армянская церковь принадлежала к монофизитской ереси. Кроме того, Армянская церковь осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси, а также Четвертый Вселенский собор. После веков споров и колебаний учение Армянской церкви по христологическому вопросу нашло свою классическую формулировку в «Суммарии веры Армянской церкви» Нерсеса Шнорали, который адресовал свой трактат Мануилу Комнину из Византии в 1166 году.
В конце концов, был сделан вывод, что Армянская церковь не принимает постановления Халкидонского собора, поскольку на этом соборе был принят Символ веры римского папы, святого Льва Великого. Неприятие Армянской Церкви в этом исповедании объясняется следующими словами:
«Ибо хотя в Господе Иисусе одно лицо, Бог и человек: но иное (человеческая природа) есть то, от чего происходит совместное уничижение Того и Другого, а иное (божественная природа) то, от чего происходит их совместное прославление».
Армянская церковь использует формулировку святого Кирилла, но не для перечисления естеств, а для указания на неизреченное и нераздельное соединение естеств во Христе. Святой Григорий Богослов также использует диктум о «двух природах» во Христе из-за неизменности и неизменности природ, божественной и человеческой. Согласно исповеди святого Нерсеса Шнорала в «Письме святого Нерсеса Шнорала к армянскому народу и его переписке с императором Мануилом Комнином»:
«Принимается ли одна природа по причине нераздельного и неразлучного союза, а не по причине смешения — или же две природы принимаются только по причине проявления нераздельной и неизменной сущности, а не по причине разделения; оба термина остаются в рамках ортодоксии».
Русский богослов конца XIX века И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришел к следующим выводам.
- Нерсес Шнорали, в соответствии с Халкидонским собором, определил Воплощение как соединение двух природ: божественной и человеческой.
- Согласно православной церкви, он признает тело Иисуса Христа равноправным с телом Девы Марии, избегая тем самым ошибки Евтихия относительно единства тела Христа с телом человека вообще.
- В согласии с православной церковью, она признает, что все существенные характеристики двух природ сохраняются в полном единстве, и поэтому отвергает как исчезновение человеческой природы в божественной, так и изменение одной природы в другую.
- По мнению православной церкви, это позволяет причащаться качествам.
- Согласно православной церкви, она осуждает Евтихия и монофизитов.
Со времен средневековья и до последних лет Армянская церковь считала православную церковь диофизитской, а православную церковь — монофизитской.
В 1964 году в Орхусе, Дания, начался диалог между богословами православной и древней церквей. Стороны пришли к следующим выводам:
- Православные Церкви не являются диофизитскими, потому что диофизитство — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
- Древние Восточные Церкви, включая Армянскую, не являются монофизитскими, потому что монофизитство — это ересь Евтихия, которая была анафематствована Армянской Церковью.
ААЦ на рубеже 20–21 вв
Высшим органом Армянской Апостольской Церкви является Церковно-национальный совет, состоящий из духовенства и мирян. Главы ААЦ избираются на соборе, верховным главой которого является верховный патриарх и католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 года — Гарегин II). Под юрисдикцией Эчмиадзинского католикосата находится 8 епископальных мест в Армении и около 20 за ее пределами. За пределами Армении существует около 20 епископальных соборов. В 1966 году была создана объединенная Новонахинская епархия и Русская православная церковь с центром в Москве; в 1997 году из нее были выделены Южно-Российская епархия с центром в Краснодаре и Украинская епархия с центром во Львове. В состав ААЦ входят Киликийский католикосат (в Антилиасе, Ливан) с епархиями в Ливане, Сирии и ряде других стран, а также Армянские патриархаты Иерусалима и Стамбула, которые не имеют епархий и находятся под духовной опекой Верховного католикосата. Епархии и приходы Армянской Апостольской Церкви расположены на 5 континентах мира и насчитывают около 6 миллионов человек. Епархии и приходы ААЦ расположены на 5 континентах и охватывают в общей сложности около 6 миллионов верующих. Во всех 4 княжествах ААЦ есть церковные учебные заведения и печатные издания.
Церковная организация
Эчмиадзинский католикосат подчиняется в религиозных вопросах Киликийскому католикосату (Антилиасу), Иерусалимскому и Константинопольскому патриархатам и епархиальным управлениям: в США (Калифорния и Северная Америка), в Южной Америке, в Западной Европе (с центром в Париже), на Ближнем и Среднем Востоке (Иран — Азербайджан, Тегеран, Исфахан, Ирак, Египет), на Дальнем Востоке (Индия — Дальний Восток), на Балканах (румынский, болгарский и греческий языки).
Армяне, проживающие в Турции, подчиняются армяно-григорианскому патриарху Константинополя, а армяне, проживающие в Персии, России и Армении, подчиняются патриарху Эчмиадзина. Последний патриарх считается главой всех армян григорианской веры и носит титул Католикоса. Основные основы иерархической структуры и управления Армяно-григорианской церкви схожи с основами православной церкви.
Иерархическое устройство
Католикос — глава Армянской церкви. Название происходит от греческого слова καθολικός ‘всеобщий’. Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя над их патриархами. Главный престол находится в Эчмиадзине, Армения. Нынешний Католикос — Гарегин II, 132-й глава Церкви после Святого Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные чины:
- Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. В Церкви столько епархий, сколько епископов.
- Священники, служащие в приходах. Если высшие степени имеют только монахи, то священник может быть женат, но рукополагается только после рождения сына.
- Иеромонахи — это неженатые священники, принявшие монашеские обеты. Они могут получить степени архимандрита и протоархимандрита, которые дают им право преподавать и проповедовать.
- Диаконы и лектора, которые помогают священникам в проведении литургии и в хозяйственных делах прихода.
Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
Кресло Вагаршапта
- Святой Григорий I Просветитель (302-325)
- Аристакес I Парфянин (325-333)
- Вртанес Парфянский (333 — 341)
- Исихий (Джусик) Парфянин (341 — 347)
- Парен (Парнерсех) из Аштишата (348 — 352)
- Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
- Чунак (? — не позднее 369 г.), который был назначен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
- Исаак Исихи (Шаак-Иусик) из Маназкерта (373-377)
- Завен из Маназкерта (377-381)
- Аспураций Маназкертский (381 — 386)
- Исаак I Великий (387 — 425)
- Сурмакус (425 — 426)
- Баркишо Сирийский (426 — 429)
- Самуил (429 — 434)
- 434 — 444 — вдова престола
- Иосиф I Вайоцдзорский (444 — 451)
- Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
- Мовсес I (456 — 461)
- Джелита I (461 — 471)
- Кристофер Арцруни (475 — 480)
Двинское кресло
- Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
- Бабкен I (Отмесети) (490 — 516)
- Самвел I (516 — 526)
- Муше I (526 — 534)
- Исаак II (534 — 539)
- Христофор I (539 — 545)
- Гевонд I (545 — 548)
- Нерсес II (548 — 557)
- Ованнес II (557 — 574)
- Моисей II Эгивардский (574 — 604)
- Иоанн III Багаранский (антикатолик, последний греческий ставленник) (595 — 616)
- Авраам I Альбатани (607-610/615)
- Комитас из Агза (610/615-628)
- Христофор III Апауни (628-630)
- Эзра из Паразенакерта (630-641)
- Нерсес III (641-661)
- Анастас I (661 — 667)
- Израиль I Вотмусский (667 — 677)
- Саак III (677 — 703)
- Эгея I (703 — 717)
- Ованнес III (717 — 728)
- Давид I (728 — 741)
- Трдат I (741 — 764)
- Трдат II (764 — 767)
- Сион I (767 — 775)
- Есай I (775 — 788)
- Степанос I (788 — 790)
- Оваб I (790 — 791)
- Согомон I (791 — 792)
- Геворг I (792 — 795)
- Ховсеп II Скорпион (795 — 806)
- Давид II (806 — 833)
- Ованес IV (833 — 855)
- Закария I (855 — 876)
- Геворг II (877 — 897)
- Маштоц I (897 — 898)
- Ованес V (Драсханакертчи) (898 — 929)
Ахтамарское кресло
- Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
- Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
- Егише I (Риштуни) (941 — 946)
- Анания I (946 — 968)
Аркин стул
- Ваган I (968 — 969)
- Степанос III (969 — 972)
- Чачик I (973 — 992)
Стул в Ани
- Саркис I (992 — 1019)
- Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)
Кафедра в Тевилуре
- Чачик II 1058 — 1065
Кафедра в Yamtava
- Григор II (Палавуни) (1066 — 10105)
Председатель в Rumkle
- Барсег I (1105 — 1113)
- Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
- Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
- Григорий IV Тот (1173 — 1193)
- Григорий V (Каравея) (1193 — 1194)
- Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
- Ованес VI (Мехабаро) (1203 — 1221)
- Константин I (1221 — 1267)
- Хакоб I (Гимнакан) (1268 — 1286)
- Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
- Степанос IV (1290 — 1293)
кресло сестры
- Григор VII (1293 — 1307)
- Константин III (1307 — 1322)
- Константин IV (1323 — 1326)
- Хакоб II (1327 — 1341)
- Мхитар I (1341 — 1355)
- Хакоб II, повторный (1355 — 1359)
- Месроп I (1359 — 1372)
- Константин V (1372 — 1374)
- Погос I (1374 — 1382)
- Теодорос II (1382 — 1392)
- Карапет I (1393 — 1404)
- Хакоб III (1404 — 1411)
- Григор VIII (Ландсгат) (1411 — 1418)
- Погос II (1418 — 1430)
- Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
- Григор IX (Мусабегян) (1439 — 1441)
Эчмиадзинский кафедральный собор
- Киракос I (1441 — 1443)
- Григорий X (1443 — 1465)
- Аристакес II (Арротакал) (1465 — 1469)
- Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
- Ованес VII (1474 — 1484)
- Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
- Саркис II (1515 — 1520)
- Саркис IV (1520 — 1536)
- Григорий XI (1536 — 1545)
- Степанос V (1545 — 1567)
- Микаэль I (1567 — 1576)
- Григорий XII (1576 — 1590)
- Давид IV (1590 — 1629)
- Мовсес III (1629 — 1632)
- Пилипос I (1633 — 1655)
- Хакоб IV (1655 — 1680)
- Вдова президента (1680 — 1682)
- Егиазар I (1681 — 1691)
- Нахапет I (1691 — 1705)
- Александр I (1706 — 1714)
- Аствацатур I (1715 — 1725)
- Карапет II (1726 — 1729)
- Авраам II (1730 — 1734)
- Авраам III (1734 — 1737)
- Лазарь I (1737 — 1751)
- Минас I (1751 — 1753)
- Александр II (Каракасский) (1753 — 1755)
- Сахак V (1755)
- Акоп V (1759 — 1763)
- Симеон I (1763 — 1780)
- Гукас I (1780 — 1799)
- Овсеп (Иосиф) (князь Аргутин-Долгорукий-Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
- Давид V (Корганский) (1801 — 1807)
- Даниил I (1807 — 1808)
- Епрем I (1809 — 1830)
- Ованес VIII (1831 — 1842)
- Нерсес V (1842 — 1857)
- Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
- Геворг IV (Керестег) (1866 — 1882)
- Вдова президента (1882 — 1885)
- Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
- Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
- Матевос II (Измирлян) (1908 — 1910)
- Геворг V (Суренян) (1911 — 1930)
- Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
- Геворк VI (1945 — 1954)
- Вазген I (1955 — 1994)
- Гарегин I (1995 — 1999)
- Гарегин II Нерсесян (с)
Общины в России и Иерусалиме
Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Этих людей связывают народные традиции, связанные с религией. В местах своего постоянного проживания армяне стремятся возвести храм или часовню, где они собираются для молитв и церемоний. В России церкви с характерной древней архитектурой можно найти на побережье Черного моря, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них носят имя великомученика Георгия, любимого святого всего христианского Кавказа.
Армянская церковь в Москве представлена двумя прекрасными храмами: Воскресенским и Преображенским соборами. Преображенский собор является кафедральным, т.е. епископ несет в нем постоянное служение. Его резиденция расположена неподалеку. Он является центром Новонакишевской епархии, в которую входят все бывшие советские республики, кроме Кавказа. Церковь Воскресения Христова находится на территории национального кладбища.
В каждой из церквей можно увидеть хачкары — каменные стрелы, сделанные из красного туфа и украшенные тонкой резьбой. Эта дорогая работа выполняется специальными мастерами в память о ком-то. Камень привезен из Армении как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в епархии об их священных корнях.
Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь ее возглавляет патриарх, резиденция которого находится в храме Святого Иакова. По преданию, эта церковь была построена на месте, где был казнен святой Иаков и где находился дом Анны, иудейского первосвященника, перед которым пытали Христа.
Помимо этих святынь, армяне хранят главное сокровище — третью часть Голгофы, подаренную Константином Великим (в церкви Воскресения). Это свойство дает право представителю Армении участвовать вместе с Патриархом Иерусалимским в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно проводятся службы у гроба Господня, который в равной степени принадлежит армянам и грекам.
О событиях в жизни церкви сообщает телеканал «Шагакат» в Армении, а также англо- и армяноязычный канал Армянской церкви на YouTube. Патриарх Кирилл и иерархи Русской православной церкви регулярно посещают торжества ААЦ, связанные с многовековой дружбой русского и армянского народов.