Армянская апостольская церковь

Армянская Апостольская Церковь (ААЦ; полное название Святая Армянская Апостольская Церковь) — одна из древних христианских восточных церквей.

История церкви в Армении

История Армянской церкви

До принятия христианства на берегах Севана господствовало язычество, которое оставило скудные памятники в виде каменной резьбы и отголосков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей стали инициаторами разрушения языческих храмов и возведения на их месте христианских храмов. Можно отметить следующие вехи в истории Армянской церкви:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, которые определили название будущей церкви как Апостольская.
  • Середина II века: Тертуллиан упоминает о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 год (по некоторым источникам 301 год): мученическая смерть святых Рипсиме, Гайании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства армянским царем Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого просветителя Армении. Строительство первой церкви в Эчмиадзине и создание патриаршего престола.
  • 405: Создание армянского алфавита для перевода Священного Писания и литургических книг.
  • 451: Битва при Аварайре (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский собор в Византии против монофизитской ереси.
  • 484: Удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — Отделение от Византии в вопросах веры.
  • XII век: попытки объединения с византийским православием.
  • XII-XIV века: попытки принять унию — объединение с католической церковью.
  • 1361 год — отмена всех латинских нововведений.
  • 1441 — Возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 — Отделение сирийской армянской общины, религией которой стал католицизм. Армянская католическая церковь распространяется в Западной Европе, существуют приходы и в России.
  • 1828 год — Восточная Армения становится частью Российской империи, новое название «Армяно-григорианская церковь» и отделение Константинопольского патриархата, который остался на территории Османской империи.
  • 1915 г. — 1915 — Истребление армян в Турции.
  • 1922 — Начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 — Избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

 

История ААЦ

Апостолы Фаддей и Варфоломей считаются первыми проповедниками христианства в Армении. Самое раннее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к концу второго века. 2 в. Здесь христианство проникло как в Сирию, так и в грекоязычную Каппадокию. Организация ААЦ как официальной церкви армянского государства связана с именем Святого Григория Просветителя (в честь которого ААЦ иногда называют армяно-григорианской). Святой Григорий обратил царя Трдата III, основал первые церкви и начал крестить население (между 284 и 314 годами, традиционная дата — 301 год). Эчмиадзинский собор был построен в Вагаршапате, столице Великой Армении. Первоначально главы ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской. В IV веке они были избраны в Армении. После раздела Великой Армении между Византийской империей и Ираном (халифат с VII века и далее) армяне и другие христианские народы Кавказа боролись против попыток Сасанидов навязать зороастризм. В результате восстаний Сасанидов (450-451, 482-484, 571-572) христианство было принято в качестве традиционной религии Армении; с тех пор ААЦ была единственным институтом, объединявшим весь армянский народ. В начале 5 века Месроп Маштоц. Месроп Маштоц создал алфавит и вместе с Католикосом Сааком перевел Библию на армянский язык. Обычно авторами, переводчиками и переписчиками книг были люди монашеского звания. Монастыри, сохранившие и приумножившие свое культурное наследие в условиях многовекового иностранного господства, были центрами культуры и образования.

Армянская апостольская церковь

Церковный комплекс в Ахтамаре. Церковь Святого Креста (915-921) (на территории современной Турции). Архитектор Мануэль. Архив Православной энциклопедии.

С конца V века престол католической церкви был аккредитован. Трон католикоса находился в Двине. В 10-12 веках католики населяли различные города и районы. В 1114 году епископ Ахтамара объявил себя патриархом и католикосом, но отказался признать католикоса Ани; после примирения с ААЦ (начало XV века) Ахтамарский собор сохранил титул католикоса. За массовым переселением армян в западную и южную Малую Азию, вызванным вторжением сельджуков, последовал перенос резиденции примаса ААЦ в Сису, столицу Киликийской Армении (1293). Переговоры о союзе с католиками уже шли, когда князь Левон получил королевский титул от Папы (1198 год). Некоторые иерархи вступили в общение с Римской церковью, но латинские нововведения были отменены на Сийском соборе (1361). После завоевания Киликии мамлюками престол ААЦ вернулся в свой древний центр Эчмиадзин (1441); киликийские епископы сохранили титул католикоса и долгое время не признавали первенство Эчмиадзина. С 15-го до середины 17-го века. Эчмиадзинский католикосат имел «трехглавый» институт (католикос и два заместителя) с 15 века до середины 17 века. После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, там был учрежден армянский патриархат (1461); его глава был признан религиозным и административным главой «Армянского милета», в который входили общины других конфессий (якобиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 году произошло объединение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовав единую иерархию. В России армянские епархии были учреждены в Астрахани (1717) и Бессарабии (1809). В 1828 году Восточная Армения, вместе с Эчмиадзином, вошла в состав Российской империи. В течение короткого времени была создана Новонакиевско-Бессарабская епархия с центром в Кишиневе (1830; в 1858-79 годах резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ККВ на своей территории осуществлялась в соответствии с «Положением», утвержденным императором Николаем I (1836). В Османской империи, согласно Национальной конституции (1860-63), духовная и гражданская власть армянского народа находилась в ведении двух советов: церковного (под председательством Константинопольского патриарха) и светского. Во время Первой мировой войны ААЦ в Турции уступила армянскому населению в целом; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарского католикосата прекратили свое существование; Киликийский престол был возрожден в 1930-х годах в Мон. Антилиас близ Бейрута. Сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата резко сократилась после установления советской власти в Закавказье (1920 год), и в Армении началась антирелигиозная пропаганда. В 1945 году в Армении впервые с одобрения советских властей был проведен Национальный церковный совет ААЦ. Репатриация армян в СССР после Второй мировой войны также оказала положительное влияние на расширение прав и возможностей ААЦ. После провозглашения независимости Республики Армения роль церкви в культурной жизни еще более возросла.

Армянская апостольская церковь

Архив ‘Православной энциклопедии’ Подкладка рукописного Евангелия. 1374. золотой клад Католикосата Эчмиадзина.

Учение ААЦ основано на признании первых трех экуменических соборов. Халкидонский собор (554/555) отверг догмат о двух природах в Христе. В седьмом веке уния с Карином была заключена во время переговоров с Константинополем, но на Маназкертском соборе (726 год) ААЦ провозгласила учение о единой (божественной) природе Христа.

Католикосы помазываются несколькими (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять святое миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Ритуальные обычаи ААЦ восходят к древней традиции восточного христианства и близки к православной традиции. Особенности включают праздник Богоявления 6 января, объединяющий Рождество Христово и Богоявление; использование пресного хлеба и неразбавленного вина в таинстве Евхаристии; возложение креста тремя пальцами слева направо; пост (Aradjavorac) за три недели до Великого поста; принесение в жертву животных в главные праздничные дни. Литургия проводится на староармянском языке (грабар). В 1924 году ААК принял новый стиль календаря.

Армянская апостольская церковь

Архив Православной энциклопедии Евангелий. 1484 Бумага. Священник-писец Азария, художник Киракос.

Первоначально служба велась на греческом и сирийском языках, а молитвы и псалмы исполнялись на армянском. Начиная с пятого века, после того как Библия и литургические тексты были переведены на армянский язык, армянский стал языком церковной службы. Самым древним типом песнопения, появившимся вскоре после изобретения армянского письма, является кцурд (близкий к византийскому тропарю, п. мадраша). Авторами первого кцурда были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и другие. С конца 6-го по начало 7-го века авторы первых Коранов. В VI и начале VII века развивается жанр кацурд (кондак), а в VIII веке вводится византийский канон. К IX веку кцурды превратились в самостоятельные гимны (Анания Ширакаци и другие авторы), которые в XII веке стали называться шараканами. В 12-15 веках была создана книга гимнов, названная Шаракноц (Гимнарий), основанная на своде гимнов, составленном в 7 веке Барсег Чоном. Нерсес Шнорали (12 век) сыграл важную роль в создании Шаракнота и Патарага (Литургии). В основе армянской церковной монодии лежит система гласных (в 8 веке Степанос Сюнеци систематизировал духовные песнопения по гласным). Для записи гимнов IX века использовалась оригинальная неаутентичная, или гаагская, нотация (см. Хазы). В 19-20 веках широко использовалась так называемая новоармянская нотация — безлинейная нотация с точным обозначением высоты тона и ритма (создана в начале 19 века А. Лимонджяном). Во 2-й половине 19 века полифония вошла в церковную службу (впервые в составе комитаса). Начиная с 19 века, официально были приняты армянские хоралы (Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов) Н. Тащяна). Сегодня ежедневная церковная служба сопровождается шаракнотами (их насчитывается около 2 000), а по воскресеньям поется Патараг.

 

Догматические особенности Армянской церкви

Догматическое богословие Армянской Церкви основано на терминологии великих Отцов Церкви 4-5 веков: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и других, а также на догматах, принятых на первых трех Вселенских соборах: Никейском, Константинопольском и Эфесском.

Вопрос о соединении человеческой и божественной природы во Христе расколол Армянскую апостольскую церковь. В начале шестого века Армянская церковь официально осудила учение Халкидонского (Четвертого Вселенского) собора 451 года. Православная церковь признала, что Армянская церковь принадлежала к монофизитской ереси. Кроме того, Армянская церковь осудила Евтихия, учителя монофизитской ереси, а также Четвертый Вселенский собор. После веков споров и колебаний учение Армянской церкви по христологическому вопросу нашло свою классическую формулировку в «Суммарии веры Армянской церкви» Нерсеса Шнорали, который адресовал свой трактат Мануилу Комнину из Византии в 1166 году.

В конце концов, был сделан вывод, что Армянская церковь не принимает постановления Халкидонского собора, поскольку на этом соборе был принят Символ веры римского папы, святого Льва Великого. Неприятие Армянской Церкви в этом исповедании объясняется следующими словами:

«Ибо хотя в Господе Иисусе одно лицо, Бог и человек: но иное (человеческая природа) есть то, от чего происходит совместное уничижение Того и Другого, а иное (божественная природа) то, от чего происходит их совместное прославление».

Армянская церковь использует формулировку святого Кирилла, но не для перечисления естеств, а для указания на неизреченное и нераздельное соединение естеств во Христе. Святой Григорий Богослов также использует диктум о «двух природах» во Христе из-за неизменности и неизменности природ, божественной и человеческой. Согласно исповеди святого Нерсеса Шнорала в «Письме святого Нерсеса Шнорала к армянскому народу и его переписке с императором Мануилом Комнином»:

«Принимается ли одна природа по причине нераздельного и неразлучного союза, а не по причине смешения — или же две природы принимаются только по причине проявления нераздельной и неизменной сущности, а не по причине разделения; оба термина остаются в рамках ортодоксии».

Русский богослов конца XIX века И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришел к следующим выводам.

  1. Нерсес Шнорали, в соответствии с Халкидонским собором, определил Воплощение как соединение двух природ: божественной и человеческой.
  2. Согласно православной церкви, он признает тело Иисуса Христа равноправным с телом Девы Марии, избегая тем самым ошибки Евтихия относительно единства тела Христа с телом человека вообще.
  3. В согласии с православной церковью, она признает, что все существенные характеристики двух природ сохраняются в полном единстве, и поэтому отвергает как исчезновение человеческой природы в божественной, так и изменение одной природы в другую.
  4. По мнению православной церкви, это позволяет причащаться качествам.
  5. Согласно православной церкви, она осуждает Евтихия и монофизитов.

Со времен средневековья и до последних лет Армянская церковь считала православную церковь диофизитской, а православную церковь — монофизитской.

В 1964 году в Орхусе, Дания, начался диалог между богословами православной и древней церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

  • Православные Церкви не являются диофизитскими, потому что диофизитство — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство.
  • Древние Восточные Церкви, включая Армянскую, не являются монофизитскими, потому что монофизитство — это ересь Евтихия, которая была анафематствована Армянской Церковью.

 

ААЦ на рубеже 20–21 вв

Высшим органом Армянской Апостольской Церкви является Церковно-национальный совет, состоящий из духовенства и мирян. Главы ААЦ избираются на соборе, верховным главой которого является верховный патриарх и католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 года — Гарегин II). Под юрисдикцией Эчмиадзинского католикосата находится 8 епископальных мест в Армении и около 20 за ее пределами. За пределами Армении существует около 20 епископальных соборов. В 1966 году была создана объединенная Новонахинская епархия и Русская православная церковь с центром в Москве; в 1997 году из нее были выделены Южно-Российская епархия с центром в Краснодаре и Украинская епархия с центром во Львове. В состав ААЦ входят Киликийский католикосат (в Антилиасе, Ливан) с епархиями в Ливане, Сирии и ряде других стран, а также Армянские патриархаты Иерусалима и Стамбула, которые не имеют епархий и находятся под духовной опекой Верховного католикосата. Епархии и приходы Армянской Апостольской Церкви расположены на 5 континентах мира и насчитывают около 6 миллионов человек. Епархии и приходы ААЦ расположены на 5 континентах и охватывают в общей сложности около 6 миллионов верующих. Во всех 4 княжествах ААЦ есть церковные учебные заведения и печатные издания.

 

Церковная организация

Эчмиадзинский католикосат подчиняется в религиозных вопросах Киликийскому католикосату (Антилиасу), Иерусалимскому и Константинопольскому патриархатам и епархиальным управлениям: в США (Калифорния и Северная Америка), в Южной Америке, в Западной Европе (с центром в Париже), на Ближнем и Среднем Востоке (Иран — Азербайджан, Тегеран, Исфахан, Ирак, Египет), на Дальнем Востоке (Индия — Дальний Восток), на Балканах (румынский, болгарский и греческий языки).

Армяне, проживающие в Турции, подчиняются армяно-григорианскому патриарху Константинополя, а армяне, проживающие в Персии, России и Армении, подчиняются патриарху Эчмиадзина. Последний патриарх считается главой всех армян григорианской веры и носит титул Католикоса. Основные основы иерархической структуры и управления Армяно-григорианской церкви схожи с основами православной церкви.

 

Иерархическое устройство

Католикос — глава Армянской церкви. Название происходит от греческого слова καθολικός ‘всеобщий’. Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя над их патриархами. Главный престол находится в Эчмиадзине, Армения. Нынешний Католикос — Гарегин II, 132-й глава Церкви после Святого Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные чины:

  • Иерархический порядок Церкви
  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. В Церкви столько епархий, сколько епископов.
  • Священники, служащие в приходах. Если высшие степени имеют только монахи, то священник может быть женат, но рукополагается только после рождения сына.
  • Иеромонахи — это неженатые священники, принявшие монашеские обеты. Они могут получить степени архимандрита и протоархимандрита, которые дают им право преподавать и проповедовать.
  • Диаконы и лектора, которые помогают священникам в проведении литургии и в хозяйственных делах прихода.

 

Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)

Кресло Вагаршапта

  • Святой Григорий I Просветитель (302-325)
  • Аристакес I Парфянин (325-333)
  • Вртанес Парфянский (333 — 341)
  • Исихий (Джусик) Парфянин (341 — 347)
  • Парен (Парнерсех) из Аштишата (348 — 352)
  • Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
  • Чунак (? — не позднее 369 г.), который был назначен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
  • Исаак Исихи (Шаак-Иусик) из Маназкерта (373-377)
  • Завен из Маназкерта (377-381)
  • Аспураций Маназкертский (381 — 386)
  • Исаак I Великий (387 — 425)
  • Сурмакус (425 — 426)
  • Баркишо Сирийский (426 — 429)
  • Самуил (429 — 434)
    • 434 — 444 — вдова престола
  • Иосиф I Вайоцдзорский (444 — 451)
  • Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
  • Мовсес I (456 — 461)
  • Джелита I (461 — 471)
  • Кристофер Арцруни (475 — 480)

Двинское кресло

  • Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
  • Бабкен I (Отмесети) (490 — 516)
  • Самвел I (516 — 526)
  • Муше I (526 — 534)
  • Исаак II (534 — 539)
  • Христофор I (539 — 545)
  • Гевонд I (545 — 548)
  • Нерсес II (548 — 557)
  • Ованнес II (557 — 574)
  • Моисей II Эгивардский (574 — 604)
    • Иоанн III Багаранский (антикатолик, последний греческий ставленник) (595 — 616)
  • Авраам I Альбатани (607-610/615)
  • Комитас из Агза (610/615-628)
  • Христофор III Апауни (628-630)
  • Эзра из Паразенакерта (630-641)
  • Нерсес III (641-661)
  • Анастас I (661 — 667)
  • Израиль I Вотмусский (667 — 677)
  • Саак III (677 — 703)
  • Эгея I (703 — 717)
  • Ованнес III (717 — 728)
  • Давид I (728 — 741)
  • Трдат I (741 — 764)
  • Трдат II (764 — 767)
  • Сион I (767 — 775)
  • Есай I (775 — 788)
  • Степанос I (788 — 790)
  • Оваб I (790 — 791)
  • Согомон I (791 — 792)
  • Геворг I (792 — 795)
  • Ховсеп II Скорпион (795 — 806)
  • Давид II (806 — 833)
  • Ованес IV (833 — 855)
  • Закария I (855 — 876)
  • Геворг II (877 — 897)
  • Маштоц I (897 — 898)
  • Ованес V (Драсханакертчи) (898 — 929)

Ахтамарское кресло

  • Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
  • Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
  • Егише I (Риштуни) (941 — 946)
  • Анания I (946 — 968)

Аркин стул

  • Ваган I (968 — 969)
  • Степанос III (969 — 972)
  • Чачик I (973 — 992)

Стул в Ани

  • Саркис I (992 — 1019)
  • Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)

Кафедра в Тевилуре

  • Чачик II 1058 — 1065

Кафедра в Yamtava

  • Григор II (Палавуни) (1066 — 10105)

Председатель в Rumkle

  • Барсег I (1105 — 1113)
  • Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
  • Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
  • Григорий IV Тот (1173 — 1193)
  • Григорий V (Каравея) (1193 — 1194)
  • Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
  • Ованес VI (Мехабаро) (1203 — 1221)
  • Константин I (1221 — 1267)
  • Хакоб I (Гимнакан) (1268 — 1286)
  • Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
  • Степанос IV (1290 — 1293)

кресло сестры

  • Григор VII (1293 — 1307)
  • Константин III (1307 — 1322)
  • Константин IV (1323 — 1326)
  • Хакоб II (1327 — 1341)
  • Мхитар I (1341 — 1355)
  • Хакоб II, повторный (1355 — 1359)
  • Месроп I (1359 — 1372)
  • Константин V (1372 — 1374)
  • Погос I (1374 — 1382)
  • Теодорос II (1382 — 1392)
  • Карапет I (1393 — 1404)
  • Хакоб III (1404 — 1411)
  • Григор VIII (Ландсгат) (1411 — 1418)
  • Погос II (1418 — 1430)
  • Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
  • Григор IX (Мусабегян) (1439 — 1441)

Эчмиадзинский кафедральный собор

  • Киракос I (1441 — 1443)
  • Григорий X (1443 — 1465)
  • Аристакес II (Арротакал) (1465 — 1469)
  • Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
  • Ованес VII (1474 — 1484)
  • Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
  • Саркис II (1515 — 1520)
  • Саркис IV (1520 — 1536)
  • Григорий XI (1536 — 1545)
  • Степанос V (1545 — 1567)
  • Микаэль I (1567 — 1576)
  • Григорий XII (1576 — 1590)
  • Давид IV (1590 — 1629)
  • Мовсес III (1629 — 1632)
  • Пилипос I (1633 — 1655)
  • Хакоб IV (1655 — 1680)
    • Вдова президента (1680 — 1682)
  • Егиазар I (1681 — 1691)
  • Нахапет I (1691 — 1705)
  • Александр I (1706 — 1714)
  • Аствацатур I (1715 — 1725)
  • Карапет II (1726 — 1729)
  • Авраам II (1730 — 1734)
  • Авраам III (1734 — 1737)
  • Лазарь I (1737 — 1751)
  • Минас I (1751 — 1753)
  • Александр II (Каракасский) (1753 — 1755)
  • Сахак V (1755)
  • Акоп V (1759 — 1763)
  • Симеон I (1763 — 1780)
  • Гукас I (1780 — 1799)
  • Овсеп (Иосиф) (князь Аргутин-Долгорукий-Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
  • Давид V (Корганский) (1801 — 1807)
  • Даниил I (1807 — 1808)
  • Епрем I (1809 — 1830)
  • Ованес VIII (1831 — 1842)
  • Нерсес V (1842 — 1857)
  • Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
  • Геворг IV (Керестег) (1866 — 1882)
    • Вдова президента (1882 — 1885)
  • Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
  • Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
  • Матевос II (Измирлян) (1908 — 1910)
  • Геворг V (Суренян) (1911 — 1930)
  • Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
  • Геворк VI (1945 — 1954)
  • Вазген I (1955 — 1994)
  • Гарегин I (1995 — 1999)
  • Гарегин II Нерсесян (с)

 

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Этих людей связывают народные традиции, связанные с религией. В местах своего постоянного проживания армяне стремятся возвести храм или часовню, где они собираются для молитв и церемоний. В России церкви с характерной древней архитектурой можно найти на побережье Черного моря, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них носят имя великомученика Георгия, любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя прекрасными храмами: Воскресенским и Преображенским соборами. Преображенский собор является кафедральным, т.е. епископ несет в нем постоянное служение. Его резиденция расположена неподалеку. Он является центром Новонакишевской епархии, в которую входят все бывшие советские республики, кроме Кавказа. Церковь Воскресения Христова находится на территории национального кладбища.

В каждой из церквей можно увидеть хачкары — каменные стрелы, сделанные из красного туфа и украшенные тонкой резьбой. Эта дорогая работа выполняется специальными мастерами в память о ком-то. Камень привезен из Армении как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в епархии об их священных корнях.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь ее возглавляет патриарх, резиденция которого находится в храме Святого Иакова. По преданию, эта церковь была построена на месте, где был казнен святой Иаков и где находился дом Анны, иудейского первосвященника, перед которым пытали Христа.

Помимо этих святынь, армяне хранят главное сокровище — третью часть Голгофы, подаренную Константином Великим (в церкви Воскресения). Это свойство дает право представителю Армении участвовать вместе с Патриархом Иерусалимским в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно проводятся службы у гроба Господня, который в равной степени принадлежит армянам и грекам.

О событиях в жизни церкви сообщает телеканал «Шагакат» в Армении, а также англо- и армяноязычный канал Армянской церкви на YouTube. Патриарх Кирилл и иерархи Русской православной церкви регулярно посещают торжества ААЦ, связанные с многовековой дружбой русского и армянского народов.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector