Архимандрит Рафаил

Я не знаю отца Андрея Кураева, поэтому между нами нет никаких личных отношений и тем более недоброжелательности с моей стороны. Что касается критики его богословских концепций, вы можете прочитать об этом в брошюре «Вызов нового модернизма», которая доступна на моем сайте. О. Андрей эрудирован, находчив и остроумен, когда защищает православие от нападок атеистов и сектантов, но когда он начинает писать о самом православии, его талант, кажется, ослабевает, и православие становится аморфным, размытым и в некоторых случаях искаженным. Когда он пишет о богословских вопросах, его перо неожиданно делает зигзаги, особенно в области сотериологии[1]. Он допускает гуманистический тезис о спасении вне Церкви. Мне кажется, что он не задумывается над фундаментальным понятием христианства: что такое вера в гностическом[2] и пневматическом[3] смысле.

Он приводит в качестве авторитетных слова Анастасии Цветаевой о том, что здесь (на земле) есть верующие и неверующие, а там (в загробной жизни) все будут верующими, и на этом основании предлагает молитвенное поминовение всех умерших, что само по себе сводит на нет православие и порождает ложные надежды. На самом деле, в том мире вообще не будет верующих: там вера заменяется очевидным, где нет морального выбора между верой и неверием.

Я прочитал статью о. Андрея Кураева, в которой он хвалит недавно вышедший фильм «Хроники Нарнии», основанный на произведении C. Льюис. О. Андрей пишет, что в сюжете фильма присутствуют евангельские темы (например, самопожертвование одного из главных героев — льва — по аналогии с самопожертвованием Христа), и этот фильм будет очень полезен для донесения смысла Евангелия до молодого поколения. И хотя отец Андрей видит здесь некоторую натяжку, он сожалеет, что этот фильм не вышел в его молодости. Отец Андрей — авторитет среди православных писателей, но его статья поселила во мне некоторые сомнения. Как вы думаете, он прав? Эндрю.

Ваш тезка отец Андрей Кураев хвалит Льюиса, хвалит Булгакова, но я никогда не видел, чтобы он хвалил православных святых Чет-Миная.

В своей книге «Почему православные такие?» диакон Андрей Кураев на вопрос «правда ли, что Московский Патриархат разрешил двоеперстное крещение?» отвечает, что запрета нет, по крайней мере, с 1971 года — с Поместного Собора. Цитата: «Я считаю, что двоеперстие является более точным догматическим символом, чем тринитарное крещение. В конце концов, распята была не Троица, а «один из Троицы, Сын Божий»». Далее отец Андрей говорит, что тринитаризм возник во время противостояния христианства и ислама. Далее он объясняет, что можно креститься двумя пальцами, но не стоит делать это в церкви, чтобы не смущать других.

Отец, до сих пор я считал знак креста, образно говоря, щитом. Трехкольцевой — железный, а все остальные варианты — тоже щиты, но менее прочные — как будто из дерева, кожи и т.д. Что касается Собора, то я знаю только, что на нем было принято решение об отмене «клятв» 1656-1667 годов, наложенных на старообрядцев. У меня есть какое-то внутреннее несогласие с мнением Кураева, но я не могу его сформулировать. Что вы думаете о рассуждениях отца Андрея?

Старообрядцы были преданы анафеме не за приверженность обрядам, сложившимся в России в 15-16 веках, а за хулу на Церковь и власть. Для старообрядцев того времени слово «никонизм» звучало как ругательство. Они отнюдь не были мирными овечками по сравнению с государственными властями, которые были вынуждены принимать против них жесткие меры. Например, сын протопопа Аввакума пролил смолу на гробницу царя Феодора в Кремлевском соборе, и это послужило одной из причин казни Аввакума. Эмилиан Пугач появился в общине Стараховице. Православный знак креста с тремя пальцами является сокращением Символа веры — исповедания догмата о равенстве Лиц Святой Троицы и Христа Спасителя. Крестное знамение содержит только ту часть Символа веры, в которой говорится о втором Лице Троицы, о спасительных действиях Божества. Двуперстный знак не противоречит православию, но он лишен полного духовного содержания, поэтому его могут использовать некоторые люди, например, о. Андрей Кураев, который по своему разумению считает двуперстный знак более правильным, чем трехперстный. Я считаю аргументы о. Андрея Кураева непродуманными. Святитель Филарет Московский, которого Кураев часто цитирует случайно и невзначай, однозначно заявил, что обряды раскольников вовсе не древние; в частности, он сослался на то, что в Грузинской Церкви, сохранившей древнюю традицию, существует не двуперстное, а трехперстное крестное знамение. Святой Филарет описывает Грузинскую Церковь как «свидетелей Православия». Аргумент о том, что Троица не была распята, похож на аргумент некоторых протестантских сект, которые крестят одним погружением во имя Иисуса Христа. Они, как и отец Андрей, говорят: в конце концов, в Иордане крестилась не Троица, а только Иисус Христос, так зачем же креститься во имя Триединого Бога? Еще более оригинальным является аргумент отца Андрея о том, что знак трех пальцев появился во время противостояния христианства и ислама. Преподобный Эндрю не знает или в своем полемическом рвении забыл, что ислам в целом отрицает распятие Иисуса Христа. В Коране написано, что Симон Киринейский, который взялся нести крест на Голгофу, был распят, а Христос был вознесен на небо и в последние времена придет на землю, умрет и будет похоронен рядом с Мухаммедом. В Медине даже отмечено место будущей гробницы Иисуса Христа. Магометанам глубоко безразлично, несут ли христиане крестное знамение во имя Троицы или только во имя Иисуса Христа, потому что они отвергают сам крест. Следует сказать, что Салах ад-Дин, захвативший Древо Креста в битве с крестоносцами, отказался продать его христианам по большой цене, потому что считал Крест оскорблением божественности. В общем, модернистов мучает зуд изобретательства, только обращаются они за патентом не в соответствующие службы, а в ортодоксальные издательства, где добродушные редакторы дают их изобретениям «зеленый свет».

В своем отклике на вашу книгу «Векторы духовности» о. Андрей Кураев пишет, что «что касается обвинений в мой адрес в проповеди экуменизма, то Архиерейский Собор 2000 года поддержал ту самую позицию, которую я высказал по всем тезисам нашей полемики с о. Рафаилом. Если можно, расскажите, пожалуйста, об этом Совете и его выводах.

Поскольку о. Андрей Кураев ссылается на Архиерейский Собор 2000 года, я думаю, было бы уместнее, чтобы вы сами спросили его об этом. Я сомневаюсь, что Совет основывает свои решения на «сформулированных тезисах» о. Андрея. Эта самоуверенность напоминает мне отрывки из пьесы «Генеральный инспектор».

О Типиконе

На сайте о. Андрея Кураева в разделе «Полемика. Новые «нападки» архимандрита Рафаила», о. Андрей отвечает на вашу критику его отношения к связи между Тихоном и Евангелием. Вот что он пишет: «Да, я бы все еще утверждал, что Евангелие важнее Типикона и Книги правил. Но кто из христиан осмелится утверждать обратное? Послушайте: «Типикон и Книга правил важнее Евангелия»; «Типикон и Книга правил так же важны, как и Евангелие». В противном случае, действительно, «предания старцев» ставятся на один уровень со Словом Божьим. Типикон и Книга правил — это плод творения Церкви, плод ее истории. Евангелие — это откровение Бога миру людей. Действительно, неясно, по крайней мере, в этом вопросе, как можно приравнивать Слово Божье к преданиям старцев, Творца к творению. Я бы попросил разъяснений. Честно говоря, я больше согласен с позицией, выраженной Вами, но, читая и изучая ответы о. Андрея, у меня нет аргументов против его «железной логики».

Православный Типикон — это не традиция еврейских старейшин, из которых состоит Талмуд, а голос Церкви, запечатленный в Священном Предании. Типикон — это гармонизация богослужения в его периодах и циклах. Что важнее: Евангелие или Типикон? На мой взгляд, такой вопрос — это риторический бред. Голова важнее ног, но нормальный человек не скажет, что поэтому ноги не нужны и их можно отрезать. Творчество Церкви — это не творчество людей, которые создают то, что называется культурой, а работа Святого Духа, живущего и действующего в Церкви.

О «русском» и «православном» роке

Вы писали, что рок-музыка, «тяжелый металл» и тому подобное враждебны душе. С этим невозможно не согласиться. Сам по себе рок — это и протест (на Западе, например, в свое время — против церкви), и пропаганда ложной свободы. Но если рассматривать русский рок, еще советской эпохи, то там тоже есть протест против атеизма. Современный русский рок состоит из огромного количества стилей, которые лишь условно можно назвать роком (по сравнению с оригинальными произведениями этого стиля). Допустимо ли, чтобы группа, творчество которой делается не для безудержного развлечения пьяной «тусовочной» публики, а для того, чтобы заставить людей, не пришедших к вере или сомневающихся, задуматься об истинной цели жизни и опасности смерти? Творчество, которое не затрагивает богословские изыскания, но отражает суету мира, пробуждает стремление к вечности, осуждает вседозволенность. То есть, чтобы было что-то, что противостоит разрушительному влиянию разрушающей душу музыки. Или любая попытка миссионерства, выраженная таким образом, принципиально неприемлема?

Трудно предсказать, к чему приведут протесты молодежи, в том числе против обывательщины. Протест должен иметь позитивное содержание, а здесь протест ведет к каким-то духовным сумеркам, порочности и, прямо скажем, в никуда. Протест без четкой цели превращается в революцию, которая заканчивается только разрушением, то есть насилием и худшим видом зла.

Что касается музыки, то она является особым шифром для человеческих эмоций. Чему учит нас так называемый русский рок? Что он призывает нас делать, как бороться, как сетовать и плакать, как протестовать? Разбить гитару о стул или голову полицейского? Окуджава и Высоцкий тоже шумели и кричали, они тоже протестовали против деспотизма и обывательщины, но они вели людей не ко Христу, а в трясину вседозволенности. В их песнях был один рефрен: «Так выпьем же за свободу, ребята». А как они понимали свободу? «Я делаю то, что мне нравится, что я хочу делать, и все». Христос как рок-звезда и ортодоксальный рок как новая религия не существуют. В некоторых случаях рок вызывает смутные, мистико-оккультные переживания, приводит к фантастическим видениям христианства, которые могут перерасти в визионерство и галлюцинации; но все это ближе к миру ада[4], чем к раю.

Разгоряченное воображение и необузданные эмоции — это царство страсти, где властвует демонический дух, а не благодать. Рок-музыка создает свои установки и ритмы в психике человека. Если даже любитель рока придет в храм, он будет воспринимать богослужение через эти настройки, то есть на экстрасенсорно-пассионарном уровне. Проблема в том, что некоторые священники, воодушевленные идеей миссионерской работы среди молодежи, ходят на рок-концерты и, чтобы наладить контакт с молодыми людьми, начинают восхвалять рок, приписывая ему несуществующую духовность. Эти маневры перерастают в апологию не христианства, а рока, и молодые люди приходят к выводу, что можно без особого вреда ходить на рок-концерты и в храм: ночью слушать оргиастическую рок-музыку, а утром причащаться в храме. Я думаю, что рок-энтузиасты могут внешне воспринимать христианство только как отражение в кривом и загрязненном зеркале; чтобы стать по-настоящему крещеными, они должны порвать с роком как с демоническим элементом и очистить свою память от него через покаяние и молитву. Вы пишете, что «сам камень — это протест», но мы должны помнить, что первый протест был протестом сатаны, и в каждом протесте есть отголосок гордости, отголосок эгоизма и неудовлетворенных желаний. Христиане Древнего Рима не выходили со знаменами, протестуя против произвола императоров, несправедливости магистратов и коррупции окружающего их мира, но они оградили себя от духа языческого мира, и поэтому мир увидел в них своих непримиримых противников и обрушил на христианские общины кровавые гонения. Протест и крики со сцены под рев литавр и барабанов совсем не похожи на христианский дух. Я думаю, что священник, который выступает в роли диктора на рок-концертах, — это унитарианец, пытающийся создать союз между храмом и театром абсурда.

Почему в Русской православной церкви очерняют и преследуют тех, кто выступает против «православного кураевского рока»? Почему «православный рок» так активно пропагандируется и за него дают церковные награды?

Я слишком мало знаю о том, что происходит в Русской Православной Церкви, потому что являюсь священнослужителем другой поместной церкви. Поэтому я могу лишь высказать свое общее мнение о рок-музыке. Я думаю, что это тот самый модернизм, который внедряется в сознание верующих. Поскольку музыка оказывает самое непосредственное влияние на человеческую душу, рок привносит антихристианский дух прежде всего в сферу эмоций и морали. Есть модернизм в богословии, есть модернизм в церковном пении и архитектуре, а рок-музыка — это оккупация человеческого сердца, изгнание из него благодати, разрушение естественных ритмов и психологических установок. Человек, пропитанный ритмами рока, будет иначе чувствовать литургию, иначе думать о христианстве, иначе молиться в церкви, потому что он будет воспринимать духовный мир через кривые призмы страстного рока. Рок-музыка вызывает из глубин человеческого подсознания те чувства, которые принято называть «дионисийством»[5].

Сейчас стали мелькать слова «ортодоксальный рок». — ложным и пустым. Как рок может быть православным, католиком или кальвинистом? В таком случае можно было бы проводить православные конкурсы красоты и моды, православные спортивные соревнования и т.д. Для традиционного православия это звучит как насмешка или болезнь, завезенная с дегуманизированного Запада. Так называемая «православная рок-музыка» — это та же вакханалия, где крики «Эвой, Эрос» заменены на «Аплодисменты тебе, Иисус». На мой взгляд, так называемый православный рок скрывает свою языческо-демоническую сущность под благочестивыми плакатами. Скрытая и замаскированная ложь более опасна, чем явная и открытая. Присутствие священника на рок-концертах лишает его священного достоинства в глазах толпы. Он оказывается участником музыкального саббата, даже не братом, а соучастником музыкальной оргии. Диакон Андрей Кураев произнес хорошую проповедь, но, если можно так выразиться, записанную на неисправный магнитофон. Для проповеди необходима определенная установка: Успокойтесь (будьте выдержаны — слово) и познайте, что Я Бог, говорит Писание (Псалом 45:11). Лучше всего подходит святая обстановка храма, где все располагает к тому, чтобы настроить человеческое сердце на получение благодати. Хаос, созданный в душе человека рок-музыкой, таков, что он даже не сможет воспринять и запомнить проповедь святого Иоанна Златоуста. Если по телевизору показывают сексуальные картинки, а потом священник читает проповедь, потом фильмы с монстрами и инопланетянами, потом турнир по самбо, потом поют частушки, разве проповеди священника не исчезнут из памяти и души людей? Для того чтобы говорить о Небесах, люди должны понимать, а точнее, чувствовать, что такое духовная красота. Но на рок-концертах дух парализован, мистический смысл искажен; для слушателей рок-музыки полет на небеса — это полет ведьмы на метле или принятие наркотика, который отключит их от земной реальности и перенесет в демонический мир. Священник, который ходит на рок-концерты, выносит оттуда духовную грязь, и эманацию этой грязи интуитивно чувствуют его прихожане, поэтому такое поведение уже не его дело. Церковные правила требуют, чтобы и священники, и миряне воздерживались от мирских забот, не говоря уже о развлечениях, и пребывали в молитве и духовном трезвении перед причастием. И здесь в качестве достижения приводится тот факт, что после рок-концерта его исполнители пришли в монастырь на следующее утро и приняли Святое Причастие. А неподготовленное причастие — это грех, который еще больше отдаляет человека от Бога. Можно проповедовать Евангелие падшим женщинам, торгующим своим телом из христианской жалости и сострадания, но нельзя называть их девственницами. Можно проповедовать Евангелие ворам и грабителям — как это делали священники, когда их отправляли в лагеря, — но нельзя восхвалять воровство или приводить пример того, что первым на небо попал грабитель, не объясняя, что такое покаяние. Но сегодня миссионеры в рясах оправдывают рок и даже превозносят его, то есть они соблазняют людей духовной ложью, что можно быть одновременно воцерковленным христианином и любителем рока. Суть модернизма как раз в том, что он устраняет внутреннее запрещение греха и убеждает людей, что можно грешить и быть спасенным, что все покрывается безграничной Божьей Любовью. На самом деле либеральные модернисты хотят растворить всех и вся в какой-то бездне темных и распутных страстей, где нет даже искры настоящей любви.

О философии рок-музыки

С благословения настоятеля церкви, прихожанином которой я являюсь, я пишу статью против апологетов рок-музыки. Я сам бывший рокер, и боюсь, что мое увлечение не прошло бесследно. Песни, которые я раньше слушала, продолжают звучать в моей голове уже второй год, и иногда мне хочется кричать (как это делают рок-певцы) так сильно, что я боюсь потерять контроль. Должен ли я в этом случае делать опровержение, или нет особых причин для беспокойства? Могу ли я ссылаться на ваши статьи в своей работе?

Пишите во славу Божью. Конечно, вы можете обратиться к моим статьям. Я думаю, у вас нет причин беспокоиться о состоянии вашей психики. Вы должны очистить свой разум от прошлых образов, посещая Божественную литургию, молясь Иисусу и контролируя внешние впечатления, которые, по ассоциации, могут возродить в душе прежние образы. Следует опасаться внезапных всплесков образов прошлого — слуховых и зрительных — из памяти в сознание, которые могут сложиться в новые сатанинские мелодии и захватить душу. В этом отношении молитва Иисуса становится стражем у дверей сердца. В своей работе отметьте сходство рок-музыки с учением и практикой Раджниша.

Я читал в книге А. Дворкин о Раджнише. Сеансы «динамической медитации» гуру напоминали мне рок-концерты, а его учение о божественности человека, свободе как вседозволенности и потакании страстям, плюс постоянный протест — философию рок-музыки. Последние оказываются схожими с оккультными практиками и учениями.

Спасибо за то, что вы занимаетесь столь необходимой в наше время проблемой и за то, что смогли написать об этом с профессиональными знаниями и личным опытом. Философия рок-музыки также созвучна философии Сартра; это экзистенциализм, помноженный на демонизм. Сартр — маньяк цинизма, но он не Диоген, спокойно сидящий в бочке, а буйный Диоген, который бегает с горящим факелом и призывает сжечь Афины.

Официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

[1] Сотериология — наука о спасении.

[2] Гностический — здесь: познавательный.

[3] Пневматический — духовный.

[4] Infernal — инфернальный.

[5] Дионисийский (от греческого бога вина и опьянения Диониса, или Вакха) — здесь: бушующие страсти. Самой ранней формой культа Диониса была оргия: на массовых вечеринках участники культа, одетые в шкуры животных, доводились до экстаза, разрывали на части и пожирали животное, воплощенное в боге (обычно быка или козу), таким образом приобщаясь к богу и достигая «божественной одержимости» (энтузиазма), становясь «Вакхом».

Я прочитал статью; мне понравились вопросы и ответы. Я также прочитал автобиографию архимандрита Рафаила. Я узнал, что он стал священником по инициативе архимандрита Зинова (Мажуги) — впоследствии митрополита, который появился в Грузии после закрытия Глинской пустыни. Близки ему по духу были глинские старцы Серафим (Амелин), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш), Иоанн (Маслов).
Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Пантелеимон (Агриков) по благословению митрополита Зиновьева некоторое время жил в Грузии.

Отец Рафаил (Карелин) имеет очень взвешенный, трезвый и разумный взгляд на происходящее. Он уже в весьма преклонном возрасте (родился в 1931 году), но его мысли нельзя назвать «отсталыми», скорее вневременными, хотя он выражает их в размышлениях о явлениях нашего времени.

Христос воскрес! Дорогие братья и сестры, пожалуйста, молитесь о моей маме Вере, которая тяжело больна. Мы в больнице.

Воистину Воскресший! Дорогая Марина, давайте молиться по мере наших сил! Пусть Бог поможет вам обоим!

Я согласна со словами Ольги Сергеевны. Дорогая Марина, пусть Бог поможет вам и вашей маме.

Воистину Воскресший! Марина, мы просим Бога помочь твоей маме и тебе!

Спасибо всем вам, дорогие ветрогоны. У моей матери неоперабельная опухоль по результатам анализов. Я благодарю Бога за все. Божья любовь приближает нас к Вечности.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector