Что это за служба парастас

Когда христиане изучают основы веры, возникает вопрос: что такое парастасис? Это служба, проводимая для тех, кто завершил свой земной путь и ожидает решения Высшего суда. Верующие пишут имена своих умерших родственников на листках бумаги, которые передаются священнослужителям. Церковь обличает грехи умерших и просит Всевышнего простить их участь. Парастасис — это прошение за умерших, произносимое их живыми родственниками.

Что собой представляет служба парастас

Последняя пасхальная служба — это литургия за всех усопших православных христиан. Похоронная служба проводится утром накануне Всемирного дня родителей (суббота). Общий парастас дается накануне больших праздников. Служба проводится для всех умерших.

В православном календаре отмечены дни Вселенского парастаса. С февраля по июнь действует всего семь сервисов, а в октябре (ноябре) — один. Текст парастаса написан в Требниках. Служба может быть личной, проводиться в доме умершего или на кладбище.

Служба может проводиться в поминальные дни (на 3-й, 9-й или 40-й день), в годовщину смерти или в день рождения умершего.

Определение в православии

Парастасис по-гречески означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан к Богу от имени умершего. Вместо усопшего Церковь обращается к Всевышнему. Большим отличием этой службы является полное произнесение священником 17-й кафизмы.

Это не просто похоронная служба. Гимны провозглашают христианскую веру, скорбь о нарушении Божьих заповедей, мольбу о милосердии и терпении к человеческим слабостям. Небесного Царя просят простить грехи живых и мертвых, они взывают к его человечности. Во время службы все прихожане просят Бога помиловать их и воздают хвалу Всевышнему.

парастас что это за услуга

Перед Божественной литургией верующие пишут на листках бумаги имена своих умерших родственников и передают их священнику. Во время службы клерк зачитывает имена умерших. Христиане подают прошения за своих умерших родственников, молясь, чтобы Бог простил их, а не наказал. Церковь выступает в качестве посредника между душами умерших и Всевышним.

Во время службы священник читает молитвы, в которых восхваляет Бога и христиан, клянется в любви и преданности вере, просит прощения грехов и облегчения для живых и страдающих от тяжелых болезней. На парастасе можно покаяться в своих грехах и попросить Всевышнего простить грехи тех, кто уже умер и не может никак изменить свою жизнь, и попросить прощения за содеянное.

Христиане верят, что Бог милосерден и обязательно прислушается к молитвам тех, кто ходатайствует за умершего родственника, желая остановить гибель души и дать ей покой.

Церемония в ранней церкви

Парастаз имеет долгую историю. Человек читает молитвы за себя и своих умерших родственников, желая изменения жизни к лучшему и улучшения участи умерших в загробном мире. В церкви во время службы можно было снять родовое проклятие, написав на листе бумаги имена всех умерших родственников от первой линии до седьмого колена. Чтобы не забыть имена родственников, было принято давать детям имена их бабушек и дедушек.

свеча

В период становления христианской религии и гонений на христиан, ночью читались парастасы за души умерших. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они просили святых служителей веры передать их скорбь о своих грехах самому Богу. Теперь служба проводится во время утреннего богослужения.

Душа после смерти

Согласно православной религии, человек рождается трижды: при биологическом рождении, в день крещения и в день смерти или погребения. После смерти душа переходит из земного существования в Высшее. Человек не умирает, а переходит из одной жизни в другую, вечную жизнь. Душа возвращается к Богу и подвергается божественному суду, который решает, куда она попадет: в рай или в ад.

Вход в рай возможен только для тех христиан, которые живут в соответствии с Божьими заповедями. Православная церковь празднует жизнь старцев в день их Успения, когда они были возвращены к жизни заново, то есть вошли в вечную жизнь через прощение.

парастас что за услуга

Как проходит последование

Обряд парастаса описан в «Требнике». Священники должны следовать правилам, установленным Церковью. Текст молитв читает священник при содействии диакона и в сопровождении хора. Верующие могут присоединиться к певчим в хоре.

Начало

Вначале во время процессии читаются молитвы, как на утренней службе, после чего священник читает 90-й псалом, в котором говорится, что душа верующего непременно войдет в жилище Небесного Отца. Затем они читают Великую ектению о упокоении души и поют «Аллилуиа» (Слава Богу) и тропарь «Во глубине премудрости». Затем поется хор хозяев в двух строфах и читается полный канон.

Первая статия

Посвящается блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священник просит помянуть души умерших.

Все умершие, согласно христианским верованиям, считаются безгрешными и невиновными, поскольку они больше не могут совершать греховные поступки.

Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент умерший находится перед престолом Бога и несет ответственность за все свои грехи. После первой службы читается Литания Господу.

парастас что за услуга

Вторая статия

Священник молитвой просит души усопших слуг Господа упокоиться с миром. Сразу после этого песнопения поются тропари о Непорочных, то есть о душах умерших. Христиане просят Господа простить грехи умерших и облегчить их страдания.

После тропарей

Сначала читается ектения об усопших. Затем читается сеанс «Упокой Спасителя нашего» и Псалом 50 (о собственной греховной природе). Затем поются каноны, читаются катавасия, конкорданс и иконы. В молитвах священник просит Бога дать покой душам умерших.

После канона

Затем во время службы читаются Трисвятое, Трисвятое, Отче наш и тропари. Господа просят дать покой душам умерших, даровать им прощение, взывая к благосклонности Бога. Далее все проходит как обычная похоронная служба.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. В конце концов, души умерших родственников ожидают вердикта Верховного суда и больше ничего не могут сделать, чтобы изменить, искупить и уменьшить свою вину перед Всевышним. Живые, вместо мертвых, молятся, каются в своих грехах и просят Бога о прощении. Священники читают молитвы, которые слышит Господь.

свеча

Согласно христианским верованиям, молитвы живых могут улучшить загробную жизнь умерших. Во время процессии происходит проскомидия, или имянаречение мертвых. Перед началом службы верующие передают священнику листки бумаги с именами своих умерших родственников. Молитвы обращаются к Богу от имени умершего. Парастас считается единственным средством поддержки умершего со стороны его родственников.

Во время службы читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога помиловать их и простить их грехи. Верующие молятся о заступничестве святых мучеников. Христиане обращаются в своих молитвах к Пресвятой Деве, прося ее ходатайствовать за грешников перед Всевышним. Во время паришада мы молимся как за души умерших, так и за живых. Во время Божественной литургии каждый верующий имеет возможность покаяться в своих грехах и попросить у Бога прощения.

Полный текст

Текст хартии Парастасиса можно найти в 14-й главе Типикона. Молитвы, упомянутые в этой главе, напечатаны в книге «Поминовение усопших», а также в Октоихе и Псалтири. В Псалтири, однако, Исповедь на отшествие души от тела не содержит Великой ектении за умерших. Однако в нем содержится 17-й катихизис.

много свечей

В Иерархическом молитвеннике содержится Литания об отшествии души от тела. В Книге о поминовении усопших и в Октоихе нет кафизмы 17. Эта кафизма не всегда печатается, потому что она произносится не на всех похоронных службах.  Полный текст ходатайств можно найти в книге «Ходатаи». В книгу вошли все молитвы и песнопения великой панихиды по усопшим и по всем христианам, вступившим в бдение.

Полный текст парастаса

Похоронная служба начинается с обычного восклицания: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем читается Псалом 90: «Живущий в помощи Всевышнего…». В этом псалме перед нашим духовным взором предстает приятный образ путешествия в вечность истинно верующей души по таинственной дороге к обители Небесного Отца. В символических образах аспидов, львов, скоморохов и драконов псалмопевец выражает аскетическое путешествие души по этому пути. Но и здесь псалмопевец говорит о Божественной защите верной души: «Он избавит тебя от ловушки, от бича погибели; оружием Своим осенит тебя; под крыльями Его будешь в безопасности; щит и ограждение — правда Его». Верующая душа говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю».

Примечательно, что этот же псалом читается и в последовании шестого часа перед литургией, когда вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. Словами пророка Давида Церковь описывает страшный путь смерти, который пришлось пройти безгрешной, святой душе Господа Иисуса: «Хотя Ты и сошел в могилу, о бессмертный, но разрушил силы ада и воскрес как Победитель, о Христос Бог…». и таким образом «…от смерти в жизнь и от земли на небо возвел нас Христос Бог…». (Кондак, 1. (Кондак и 1-я песнь пасхального канона). Мы рассчитываем на защиту Божьих ангелов, на помощь и доброту Небесного Отца, ибо мы — братья Господа Иисуса, возлюбленные сыновья Божественного Отца, усыновленные Его Единородным Сыном.

Сразу после псалма начинается ектения: «Помолимся с миром Господу». Начинаются обычные прошения, затем следуют прошения, относящиеся к умершим: «О прощении грехов, в блаженном воспоминании об усопшем, помолимся Господу. Главное, что может помешать усопшему на этом пути в вечность, мучительном и полном тревог, лишить его вечного блаженства, а нам причинить скорбь и духовное бремя, — это его грехи. И поэтому первая просьба — «о прощении согрешений его (их)».

крест и книга

Но мы все еще боимся полностью отдаться этой светлой надежде; мы вспоминаем грехи усопшего, вольные и невольные, в том числе и против нас, ибо теперь его душа должна предстать перед страшным престолом Господа Славы, где от него потребуют ответа за каждое слово, чувство, поступок и мысль. И поэтому мы обращаемся к Господу со следующей просьбой: «Прости ему (им) всякое согрешение, вольное и невольное, Господу помолимся».

Церковь, как заботливая мать, в это время не забывает о горькой участи тех, кто остался здесь, на земле, и в скорби и слезах возводит свои плачущие очи к Господу:

«Помолимся Господу о плачущих и скорбящих, о тех, кто ищет утешения Христова.

«Будем молить Господа об избавлении от всех болезней, печалей и сетований, и о том, чтобы его или ее жилище было там, где покоится свет Божьего лица.

«Давайте помолимся Господу, чтобы Господь, Бог наш, устроил так, чтобы его или ее душа (души) оказалась в месте света, в месте счастья (радости и довольства), в месте покоя, где обитают все праведники».

«Давайте помолимся Господу, чтобы он (они) были причислены к детям Авраама, Исаака и Иакова.

В конце литании священник произносит:

«Ибо Ты — Воскресение, Жизнь и Покой усопшего раба Твоего, Христе Боже наш, и Тебе славу воздаем, вместе с Отцом Твоим безначальным и Духом Твоим Святым и Благим и Животворящим, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

За литанией следует пение «Аллилуйя». Это голос небесного воинства, восхваляющего Господа. В это же время дьякон произносит стихи, провозглашающие благословение для тех, кто искренне верит в Господа: «Блаженны те, кого Ты избрал и принял, Господи. Помните их в их роду и поколении. Их души будут исправлены.

Желая всем сердцем, чтобы это благословение разделили души наших усопших, Церковь присоединяется к тропарю: «По глубине премудрости Ты созидаешь все вещи из человечества и делаешь их полезными для всех, Единый Творец, дай покой душе раба Твоего, ибо на Тебе упование, Творец и Податель, и Бог наш».

священник в церкви

«Слава», и сейчас: «Для Тебя — стела, и прибежище, и убежище, и мольба к Богу, Которого Ты породила, Владычица, верное спасение». Этими словами мы выражаем наше трепетное ожидание прихода к нам Господа и нашу молитву к Богоматери о помощи.

Но вот, завеса вечности открывается, вот Господь на Престоле Славы, и наши усопшие отцы и братья стоят перед Ним в страхе и трепете, исповедуя перед Ним в вере и любви все свои дела, а мы, живые, молимся за их души. «Блаженны непорочные в пути, следующие закону Господню». — начинает исповедь каждой души, отошедшей от нас и стоящей перед Божьим судом. «Помяни, Господи, душу раба Твоего (душу рабы Твоей, имя)». — с этой просьбой мы прерываем эту исповедь.

«Блаженны испытавшие вид его, они будут искать его всем сердцем своим», и снова молитва: «Помяни, Господи, душу раба Твоего».

А затем звучат торжественные стихи 118-го псалма, пересыпанные молитвенными прошениями о душе усопшего (перевод на русский язык):

«В сердце моем я затворил слово Твое, чтобы не согрешить пред Тобою».

Я странник на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих…

Сними с меня поношение, которого я боюсь, ибо добры суды Твои…

Милость Твоя, Господи, спасение Твое приходит ко мне по слову Твоему ….

И дам ответ обличающему меня, ибо я уповаю на слово Твое…..

Вспомни слово Твое к рабу Твоему, в котором Ты повелел мне доверять…..

Я молился Тебе от всего сердца моего: помилуй меня по слову Твоему…..

Руки Твои создали меня и устроили меня; настави меня и научи меня заповедям Твоим…..

Я сильно угнетен, Господи; оживи меня по слову Твоему…..

Я склонил сердце мое к послушанию уставам Твоим вовек, до конца…..

Я ненавижу воображение человека, но люблю закон Твой…..

Ты — мой щит и покров; на слово Твое я уповаю.

Плоть моя трепещет от страха пред Тобою, и судов Твоих я страшусь.

Все повеления Твои я признаю справедливыми; всякую ложь я ненавижу.

Истина Твоя вечна, и закон Твой — истина…..

Истина откровений Твоих вечна: наставь меня, и я буду жить.

Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему верни меня к жизни…..

Я жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое…..

Да живет душа моя и славит Тебя, и да помогут мне суды Твои…..

Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я не забыл заповедей Твоих».

читаются молитвы.

Чтение или пение Псалма 118 прерывается литанией. Дьякон: «Давайте помолимся с миром Господу. Хор: «Господи, помилуй». Дьякон: «Мы также молимся об упокоении души вашего усопшего раба (рабынь) (души ваших усопших рабынь, имя и фамилия) и о том, чтобы ему (им) были прощены все прегрешения, вольные и невольные». Хор: «Господи, помилуй». Дьякон: Пусть Господь, Бог наш, упокоит его душу там, где покоятся праведники». Хор: «Господи, помилуй». Дьякон: «Мы просим милости Божьей, Царства Небесного и прощения его грехов у Христа Бессмертного, нашего Царя и Бога. Хор: «Даруй, Господи», диакон: «Помолимся Господу». Хор: «Господи, помилуй». Тем временем священник тайно читает молитву:

«Бог духов и всякой плоти, Который Ты предал смерти и упразднил диавола и дал жизнь миру Твоему, упокой душу раба Твоего (душу рабы Твоей, имя) в месте света, в месте мира, где болезнь, печаль и плач бегут от Тебя. Простите все прегрешения, совершенные ими словом, делом или мыслью, как это сделал Бог, Благий Бог человека. Ибо нет человека живущего и не грешащего; ибо Ты един без греха, праведность Твоя вовек, и слово Твое есть истина…». и плачет:

«Ибо Ты еси воскресение, и жизнь, и покой умершего раба Твоего (имя умершего раба Твоего)…».

Исповедь души усопшего перед страшным престолом Господа продолжается словами Псалма 118, и к каждому стиху мы добавляем нашу молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

Затем мы поем: «Благословен Ты, Господи, научи меня оправданию Твоему».

По мере повторения этого стиха псалма поются стихи из Нового Завета, повествующие о таинственной судьбе человека:

«Святое лицо найди источник жизни и дверь рая, чтобы и я нашел путь покаяния; я заблудшая овца, призови меня, Спаситель, и спаси меня».

Провозгласив Агнца Божия, и закланного, как агнцы, и в жизнь вечную, вы, святые, и в естестве Его пребывающие, усердно молитесь, о мученики, о долгом разрешении для нас.

«Лик святых нашел источник жизни и дверь рая, дабы и я нашел путь через покаяние; я — заблудшая овца, возопи и спаси меня, Спаситель».

Агнец Божий проповедан и заклан как агнец и ушел, святые в жизнь вечную, мученики, усердно молите Его даровать нам решение наших долгов.

священная книга

Господь обращается к Своим верным:

«По узкому пути, которым вы блуждали, все вы, взявшие крест, как овраг, и последовавшие за Мною в вере, придите и насладитесь уготованными вам почестями и венцами небесными».

«Вы, которые шли тесным и убогим путем, и которые взяли (на себя) крест как ярмо в жизни, и которые последовали за Мною верою, придите, насладитесь почестями, которые Я приготовил для вас, и венцами небесными».

И верная душа отвечает своему Спасителю:

«Я — образ неизреченной славы Твоей, и хотя на мне язвы преступлений, умоляю Тебя, Господи, очисти творение Твое благостью Твоею, и дай мне отечество согретое, сделав меня обитателем рая».

Ибо издревле Ты сотворил меня из небывших и по образу Твоему postk_384y, но, преступив заповедь, возврати меня опять в землю, из которой я взят, по подобию которой Ты воскресил меня, чтобы восстановить меня по прежней благости Твоей.»

«Я — образ неизреченной славы Твоей, хотя и ношу муки преступления; смягчи творение Твое, Господи, и очисти его благостью Твоею, и верни меня в мой вожделенный дом, сделав меня снова обитателем рая».

Ты, создавший меня от начала из небытия и удостоивший меня Божественного образа Твоего, но за нарушение заповеди возвративший меня в землю, из которой я взят, воскреси меня по подобию Твоему, чтобы я получил образ прежней красоты».

К этим просьбам души усопшего присоединяются в своей молитве его близкие:

«Дай покой, Боже, рабу Твоему (рабам) Твоим и упокой его (i΄, -и΄x) в раю, где святые сияют, Господи, и праведники сияют, как светила, рабу Твоему (рабам), который умер, презрев все его (их) преступления».

После поклонения Святой Троице: Первенца Отца, Сына, рожденного от Отца, и Божественного Духа, и молитвенное прославление Пресвятой Богородицы, «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» поется трижды.

горят огни

Затем следует малая ектения об упокоении Господа, а после возгласа — сеанс: «Покойся, Спаситель, с праведным рабом Твоим, и дай ему (им) войти во дворы Твои, как написано, презрев, как добро Твое, грехи его (их), вольные и невольные, и все, что в знании и не в знании, Человеколюбец». На «Славе» поется заключение этого спиритического сеанса: «И все, что в знании»; на «И ныне» Богородица поет: «От Девы Ты воссиял в мир, Христос Бог, Ты явил нас сынами света, помилуй нас».

После 50-го псалма, который обращает наше внимание на наше собственное греховное недостоинство, поется канон об умерших.

Тропари канона расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит нашу молитву о святых мучениках, проливших свою кровь и претерпевших бесчисленные мучения за Господа; мы призываем их ходатайствовать перед Богом за наших умерших. За ними следуют два тропаря, в которых содержатся наши ходатайства перед Господом за умерших. В этих тропарях мы выражаем перед Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указывая на Божественную Премудрость, по которой мы были созданы в начале с душой и телом и вдохновлены Божественным Духом. Мы празднуем Его благость и милосердие, Его страдания, смерть и воскресение, которые обновили падший человеческий род. Уничтожая смерть и ад, Он дарует нам бессмертие и освобождает нас от смерти и тления. Господь знает слабость нашей природы, но Он бесконечно милостив, «вся сладость, всякое желание и ненасытная любовь, вся благость неизреченная». Он — Владыка всего сущего, Он правит живыми и мертвыми, в Его Царстве много обителей, и Он «распределяет их между всеми по заслугам их, по мере благодеяний их». Мы не смеем ничего говорить перед лицом Бога о вечной судьбе душ умерших, но лишь смиренно напоминаем им, что они — Его рабы и «очистившись ветхим семейным грехопадением Крещения и родившись заново, и имея жезл силы Его — Крест, они прошли через временное море». Перед каждым из этих тропарей мы взываем к Господу: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

В последнем тропаре каждой песни канона мы обращаем свои молитвенные взоры к Пресвятой Деве Марии и просим ее молитв о нас и наших умерших (наших усопших). Погребальный канон, как и другие каноны, разделен на три части в честь и хвалу Пресвятой Троицы с краткими литаниями и эпизодическими стихами.

книга и руки

После третьего гимна канона читается стих:

Ибо напрасно живет всякий из земного, как говорит Писание: Когда мы покорим мир, тогда мы вселимся в могилу, где будем жить вместе с царями и нищими. Итак, Христе Боже, упокой усопшего раба Твоего (рабынь), как Ты имеешь любовь к человечеству.

«Истинно все суетно, и жизнь — тень и сон, ибо напрасно трудится земной человек, как говорит Писание: когда мы победим мир, тогда будем жить в могиле, где цари и нищие. Поэтому, о Христос Бог, дай покой ушедшему рабу Твоему (рабам), как Человеку-Творцу.

После «Слава, и ныне» мы снова обращаемся к нашему милосердному заступнику: «Пресвятая Богородица, во время жизни моей не оставляй меня, не вверяй меня человеческому агентству, но одна ходатайствуй и помилуй меня».

Когда в шестом гимне канона изображается буря жизни: «Море жизни, взволнованное бурей, к Твоему тихому пристанищу прихожу, к Тебе взываю, воскреси жизнь мою от тления, о Милосерднейший». — произносится малая ектения, и духовенство, стоя со свечами вокруг гроба, означающими свет Христа, который усопший теперь видит перед собой, провозглашает от имени всей Церкви пожелание этого мирного места упокоения в процессии: «Со святыми, Христе, упокой душу раба Твоего, где нет ни болезни, ни печали, ни плача, но жизнь без конца».

За Контакионом следует Икос:

«Ты один Бессмертный, Ты, сотворивший и создавший человека, даруй нам, землянам, быть созданными из земли и идти в землю, как Ты сотворил меня и реки, Ты сотворил меня: как Ты сотворил землю и в землю отошел, пусть все люди идут, плача и воспевая Alleluia» (трижды).

«Только Ты один — единственный Бессмертный, создавший и сотворивший человека! И мы от земли созданы, и в ту же землю пойдем, как Ты повелел мне, Который создал меня и сказал мне: ты земля, и в землю пойдешь, где все люди с могильным плачем поют песнь: Аллилуйя» (три раза).

Перед девятым гимном священник объявляет: «Богородице и Матери Света воспоем в песне». Но ответ — это не Песнь Божьей Матери: «Душа моя славит Господа», а лицо поет: «Души и души праведных будут славить Тебя, Господи». Хвала и благодарение предназначены не для нас, грешников, в эти минуты скорби, но для чистых и святых духов на небесах и душ праведников, которые уже обрели вечное блаженство. Затем поется руководящая песнь девятого канона: «Небеса в ужасе от этого…».

горят огни

Затем следует Трисвятое: «Пресвятая Троица…», «Отче наш…». и поются тропари:

«С духами умерших праведников упокой души рабов Твоих, Спаситель, сохранив их в блаженной жизни, которая с Тобой, человечество.

В месте упокоения Твоего, Господи, где покоятся все святые Твои, упокой и души рабов Твоих, ибо Ты один — Человек-Царь.

Град:

Ты Бог, сошедший в ад и освободивший от уз закованных, упокой и души рабов Твоих.

А теперь:

О Чистая и Непорочная Дева, без тени рожденная от Бога, молись о спасении их душ.

«С духами умерших праведников упокой души рабов Твоих, Спаситель, и сохрани их в блаженной жизни, которая с Тобой, о человек».

В месте упокоения Твоего, Господи, где покоятся все святые Твои, даруй покой и душам рабов Твоих, как Возлюбивший одного человека.

Слава:

Боже, сошедший в ад и ослабивший узы скованных, даруй покой и душам рабов Твоих.

А теперь:

Одна чистая и невинная Дева, родившая Бога без детей, молись, чтобы их души были спасены.

Таким образом, вместо хвалы и поклонения мы возносим Господу молитву за умерших.

Затем следует литания по усопшим: «Помилуй нас, Боже…».

Священник произносит таинственную молитву: «Бог духов…», завершая словами «Ибо Ты — Воскресение…». Затем дьякон: «Мудрость». Хор: «Почтеннейший Херувим….». Священник: «Слава Тебе, Христос Бог….». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (три раза), «Благословляю», и священник произносит отбой:

«Христос, истинный Бог наш, воскресший по молитвам Своей Непорочной Матери, святых славных и всеведущих апостолов, преподобных и благочестивых отцов и всех святых, возьмет души отшедших от нас рабов Своих в селения праведных; упокоит в покое Авраама и причастит праведных; и помилует нас, как Добрый и Любящий».

В конце повторения диакон произносит: «В блаженном покое даруй, Господи, вечный покой усопшим рабам Твоим (имя) и сделай их вечно пребывающими в памяти Твоей». Хор поет «Вечную память» три раза.

«Это молитвенное призывание: «Вечная память!» является даром и завершением всего». — говорит святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский, — «она относит умершего к угодникам Божиим и как бы передает Богу душу и тело умершего».

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector