Святые Отцы, Вселенский и Поместный Соборы постоянно заботились о соблюдении церковной богослужебной дисциплины. Принимая во внимание евангельский пример Спасителя, изгнавшего меновщиков из храма, а также наставление апостола: «Извергните из среды себя развратника» (1 Кор. 5:13), они руководствовались ими при наложении наказаний на духовенство и мирян за нарушение церковного устава и особенно богослужебной дисциплины.
В Церкви все должно основываться на предписаниях церковных канонов и богослужебного устава: все должно совершаться «хорошо и по порядку» (1 Кор. 14, 40).
Пастыри и миряне должны ревностно следовать канонам и Уставу, дабы не сбиться с пути благодатного послушания на путь воли и своекорыстия.
Создав в разных концах мира Церковь Христову на принципах, завещанных Спасителем, святые апостолы требовали от пастырей и от всех христиан беспрекословного послушания их указаниям и наставлениям, но всегда проникнутые духом христианской любви и отеческой заботы, о чем свидетельствуют послания первоапостола Павла.
Предстоятели и архипастыри Русской Православной Церкви строго следили за соблюдением богослужебной дисциплины. Святейший Патриарх Алексий (1877-1970) сказал в одном из своих выступлений перед студентами духовных училищ: «У пастыря две священные обязанности: это молитва и дело… Молитва и дело есть, так сказать, два крыла, которые поднимите пастыря с земли в области неба. Каждый свой священный обряд в храме он сопровождает молитвой; молитвой он готовится дома к совершению богослужения. И чем глубже эта уединенная молитва, чем серьезнее исполняет пастырь свое келейное правило, чем точнее он выполняет требования, установленные Церковью, тем действеннее сила его священнодействия…Русский православный человек хорошо знает пастырскую молитву».
Православному христианину нужен молитвенник от пастыря. Искренность пастырской молитвы всегда с благодарностью принимается молящимися.
Поклоняться, говорить с самим Господом Богом, Которого даже ангелы стоят в страхе и трепете, надо делать с великим благоговением и усердием, так как служение совершается Богу. Вся мысль священника при совершении богослужения должна быть обращена к Владыке и Господу, пред Которым он стоит и служит, и образ Которого носит в себе. Поэтому священнослужители должны читать молитвы со всем вниманием и благоговением, ничего не опуская и не прибавляя, и читать по книге, чтобы не было заикания.
Сердце пастыря, молящегося о живых и усопших, должно быть посвящено молитве, горячо и искренне благосклонно к тем, о ком возносятся молитвы. И чем больше люди просят благословений у Господа и чем выше эти блага, тем сильнее противостоит им враг спасения. Пастор должен бороться с искушениями, терпеливо пребывая в молитве, побеждая бестелесного врага силой Божией.
Все движения духовенства во время культа должны быть спокойными, марш свободным и неторопливым. Ладан следует пускать плавно, медленно, но не слишком долго. По мнению церковного истеблишмента, во время призывов к молитве священнослужитель должен усердно креститься, а также поклониться и поклониться до земли.
Пастор должен обратить особое внимание на свое поведение у алтаря. В алтарь нельзя допускать непосвященных, а его уборку следует поручить диаконам или псалмопевцам. Согласно каноническим правилам, во время паримий и Апостольских чтений у алтаря могут сидеть только епископы и пресвитеры. Не допускается хождение по алтарю, а также выходы из алтаря, не предусмотренные Уставом. После причащения священнослужителей должны быть отворены святые врата и израсходованы Святые Дары на причащение верующих. В алтаре слышны только слова Священного Писания и богослужебных книг.
Пастырь призван знать древние богослужебные традиции, соблюдать их и наставлять паству благоговейно вести себя в храме. Нельзя допускать во время службы и прикладывания к святыням. Священник должен разъяснить, что во время вечернего входа с кадилом, шестопсалмием, полиелеем, акафистом, пением Всечестнейшего, Великим славословием и евхаристическим каноном Литургии хождение по храму не допускается.
Серьезность службы, ее внешняя и внутренняя духовная красота зависят прежде всего от самого духовенства. Простота и строгость культа — лучшие украшения, способствующие его полному пониманию. Все должно быть просто, но с теплым чувством и благоговением.
Усердное совершение богослужений ставит пастыря на видное место в глазах верующих и привлекает их любовь. «Паства простит другому пастырю, может быть, сухость и суровость. простят ему и его слабости, но русский православный человек никогда не простит священнику неверия и непочтительного, небрежного и явно формального исполнения своих пастырских обязанностей»
Сокращения в богослужении недопустимы — красота православного богослужения раскрывается в полной мере лишь при взгляде на его структуру, проникнутую глубоким духовным смыслом. Нельзя вносить самовольные изменения в слова молитв, ектений и возгласов. Нет необходимости вводить внецерковные песнопения вне богослужебного времени, так как песни нашей церкви были созданы святителем Иоанном Дамаскином (VII-VIII вв.), святителем Андреем Критским (VII-VIII вв.) и многими другими гимнографами храм.
Поминовение во время парадного входа, особенно в Великую субботу, когда «всякая человеческая плоть молчит, не помышляя о себе ничего земного», увидев Господа и Спасителя во гробе, священнослужители должны произносить вслух тихо, благоговейно: не может и не должно быть деления богослужения на торжественное и простое: торжественность присуща всякой православной службе, как службе Божией, торжественность присуща самой ее идее, честному имени Бога нашего за каждой службой торжественно прославляется православная служба, так что и бытовые службы должны совершаться по Уставу, без сокращений и без спешки.
Атмосфера храма должна способствовать молитвенному настрою верующего: «Святые отцы, устанавливавшие не только богослужебный строй в храмах, но и их вид и внутреннее устройство, все обдумывали, все планировали и устраивали к создать у молящихся особое настроение, чтобы ничто в храме не оскорбляло слуха, зрения и чтобы ничто не отвлекало устремления к небу, к Богу, к небесному миру, отражением которых должен быть храм Божий. Если в больнице для телесных недугов все предусмотрено для создания условий нуждающемуся по состоянию здоровья больному, то как же все должно быть предусмотрено в духовной больнице, в храме Божием? — написал Святейший Патриарх Алексий.
Электрическое освещение храма не имеет символического значения. Электричество не может заменить лампы и свечи в церкви. Масло и воск имеют в Православной Церкви символическое значение: по объяснению Симеона, архиепископа Солунского (XIV-XV вв.), масло — в образе божественного милосердия; воск, составленный из многих цветов, как наше совершенное приношение и жертва всего. Поэтому не следует заменять свечи и лампады перед иконами, на престоле и в алтаре электрическими лампочками и использовать разноцветные лампочки в подсвечниках и подсвечниках. Допускаются люстры, горящие искусственным светом; но ни в коем случае нельзя ставить электрические лампочки в семипатронник и освещать чтимые иконы многими лампадами. Любой вид светакроме того, электрические эффекты во время обслуживания недопустимы.Лампы должны быть хорошо заряжены перед обслуживанием.
Согласно указаниям Устава, на всех вечернях «желательно с самого начала ставить свечи» перед образом Спасителя, Божией Матери и иконой храма «в стране десны» иконостас; Также на великую вечерню возжигается еще одна свеча «перед образом Спаса на скрижали» — части иконостаса над царскими вратами, где прежде перед Деисусом (икона с изображением Спасителя в центре, Богородицы и Иоанна Крестителя — по бокам) стоял подсвечник, спускавшийся и поднимавшийся шнуром.
На алтаре возле престола зажигают свечи, а «по 1-му антифону кафизмы», в начале «Господи, воззвах», зажигают все остальные лампады. На ежедневной вечерне лампады возжигаются перед аналоем, на столе и в алтаре у престола «по стиху», в начале песнопения «Господи, воззвал Тебя», а в великом вечерня в это время «долг состоит в том, чтобы зажечь другие свечи». На малой вечерне, на вечерне и на всех других вечернях лампады гасятся по последнему Трисвятому (Письмо, главы 24-25). На повечерии, полунощнице и часах возжигают лампады перед образами Спасителя и Божией Матери. В начале утрени зажигают лампады и перед храмовой иконой.
При пении «Бог есть Господь» зажигаются лампады перед аналоем и на столе, в начале полиелея зажигаются «все свечи», которые горят «до конца 3-й песни» канона, а затем, как в песне 3 и 6 они основаны на уставных чтениях, гаснут, а в песне 8 снова загораются и горят до конца великого славословия.
Во многих церквях свечи уже зажжены в начале службы, а когда самые важные части совершены, мерцают одна-две свечи. Зажигание свечей должно быть распределено так, чтобы их было достаточно для полиелея, пения «Честнейшего», великого славословия — главных частей утрени на Всенощном бдении и всегда для Евхаристического канона на Литургия. Согласно указаниям «Ученических известий на Служебнике», после основных служб дневного богослужебного цикла: вечерней, заутрени и литургии в алтаре должно гореть не менее двух свечей.
Неотъемлемым элементом православного богослужения является икона. Иконы и росписи в храме должны быть выполнены древним православным письмом и размещены в соответствии с правилами, принятыми в Православной Церкви с древних времен. В XI веке Византия установила определенный порядок размещения иконописных изображений на алтаре и в храме. Этот порядок в своих основных чертах был принят на Руси, и в древних храмах его можно наблюдать и по сей день. С точки зрения иконографии и литургии этот порядок очень важен, потому что он полностью отражает идею Церкви в формах иконописи. Избегайте украшать иконы искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: «Они предосудительны в жизни церковной не потому, что малоценны, а потому, что содержат ложь.
Русская Православная Церковь неустанно заботится о сохранении храмов. Она бережно относится к наследию своих предков – храмам древней архитектуры. Любой ремонт храма производится с ведома и разрешения органов местного самоуправления, а реставрационные работы на храмах — памятниках древнего зодчества с разрешения и под контролем государственных органов охраны памятников старины и Общества охраны памятников старины. Памятники специалистов-реставраторов.
В область литургической церковной дисциплины входят предписания по повседневному внешнему виду пастыря: пастырь должен всегда иметь опрятный вид, носить только одежду, соответствующую его духовному сану. Одежда из дорогих тканей не подходит священнослужителям. По старинным традициям следует отдавать предпочтение одежде темных тонов.
Во время службы надо следить, чтобы облачение не съезжало с плеч и набок, штаны и сапоги не выглядывали из-под рясы и стихара. Во время службы иподиаконы и чтецы должны быть одеты в стихари того же цвета, что и облачения священнослужителей, и из такой же, а не из самой плохой ткани. Выбирая цвет облачения в праздники, необходимо придерживаться традиций, давно принятых в церковной практике.
Если всякое Богослужение для священника есть смелое откровение грядущего Царствия Славы, то Божественная Литургия, когда совершается великое таинство бескровного Жертвоприношения, в которое только желают войти святые ангелы, есть для священника величайшее откровение будущего Царства. И в какой святости, чистоте и чистоте души и тела должен стоять священник перед святым алтарем, знаменующим Престол Божий, и совершать дерзкое приношение Бескровной Жертвы во время Божественной литургии.
По этой причине перед совершением Божественной литургии священник должен с особой тщательностью соблюдать чистоту своей души и тела, чтобы с чистой совестью предстать пред Престолом Божиим и получить просимое от Господа. В противном случае вы должны немедленно очистить свою совесть в Таинстве Покаяния. Ветхозаветный священник Оз был наказан смертью только за то, что недостойно прикоснулся к Святому Кивоту (2 Цар. 6, 6-7).
Все священнослужители и клирики должны быть прекрасно подготовлены к богослужению, трезвы, прилично и опрятно одеты и иметь хороший вид. Каждый из них кланяется с молитвой перед входом в храм и при входе, перед иконостасом, чтимыми иконами и другими святынями. Перед началом службы псалмопевец должен убедиться, что все готово к совершению службы. Священник делает то же самое. Чтобы не было перерывов и путаницы в церковной службе, псалмопевец должен не только хорошо знать Устав, но и тщательно готовиться к каждой службе: находить день зачатия апостола, кафизмы, просматривать стихиры, которые он будет петь, Сделайте все заметки и аранжировки основных куплетов. За помощью следует обратиться к настоятелю или ближайшему священнику.
Нельзя, открывая двери и завесы алтаря, смотреть на людей. Нельзя доверять престолу и жертвеннику. Во время богослужения священник не должен никому громко приказывать, а тем более прерывать, даже если в клиросе допущена какая-то ошибка. Замечание или указание должно быть сделано незаметно, чтобы заблуждение не было искушением для молящихся. При каждении священника с диаконом вокруг алтаря, стола при водоосвящении, вселенских панихидах и у гроба усопшего каждение должно начинаться, когда диакон стоит на противоположной стороне со свечой. При этом оба банта делаются одновременно. Ни диаконы, стоя на амвоне, ни псаломщики клироса не должны оборачиваться и смотреть на стоящих в храме.Псаломщики и клиропевцы должны читать или петь, не опираясь на пюпитр.
Старейшины церкви следят за соблюдением порядка во время богослужений, во всех своих действиях призваны строго соблюдать приличия и приличия.
Согласно действующему положению об устройстве и управлении Русской Православной Церкви старейшина является председателем исполнительного органа церкви, в состав которого входят помощник старца, если таковой имеется, бухгалтер, председатель ревизионной комиссии и казначей. Исполнительный орган несет ответственность за осуществление всей финансово-хозяйственной деятельности храма.
Каждое церковное богослужение пастырь обязан сопровождать проповедью Слова Божия для духовного руководства во спасении верующих, а совершению обрядов должна предшествовать беседа пастыря, разъясняющая суть и смысл проповеди следующие священные обряды и молитвы.
Православному пастырю важно соблюдать благоговейное отношение к богослужебному уставу Церкви.
И иерусалимское, и Студианское издания Православных богослужебных правил создавались в монастырях: первое — в Лавре святого Саввы Освященного близ Иерусалима, второе — в Студийском монастыре близ Константинополя. Русская Православная Церковь издавна с большим уважением относится к богослужебному уставу, питаемому святостью его составителей.
Требования церковного Устава долгое время неукоснительно соблюдались. Чтобы приблизить соблюдение Устава к условиям приходской жизни, со временем стал применяться особый богослужебный прием, известный как полифония, одновременное чтение и пение нескольких последовательных частей службы. Но само содержание Устава осталось неизменным. Указания Устава о порядке совершения богослужений и их количестве, как и прежде, соблюдались и исполнялись.
В конце 17 века полифония была запрещена. Так возник новый метод приближения Устава к практике, существенно отличавшийся от полифонии: стал сокращаться перечень требований Устава. Это произошло не сразу. Традиция пунктуального отношения к Уставу соблюдалась издавна. Но постепенно к Уставу стали относиться свободно, а высокие цели Устава стали забываться.
Благодаря этому каталогу тематическая связь молитвы с более поздним содержанием бдения (канона) сохраняется, раскрывая святоотеческую мысль о том, что «благодетельна ангелам и людям память святых» (Сан-Эфраин Сирийский). ; † 373). Все это определяет догматическую и богослужебную сущность молитвы, хотя иногда и совершенно отвергается нашей богослужебной практикой. Список святых обычно опускают, а текст молитвы иногда сокращают настолько, что остаются только вступительная и заключительная фразы.
Допускаются факты, когда отступление от предписаний Устава не сокращает, а удлиняет продолжительность совершения богослужений. Например, в практику входило пение молитв «Авала, Господи, в этот вечер», «Ныне прощаешь» и стихов перед шестопсалмом «Слава в вышних Богу, и на земле мир» и «Господи, отверзи уста мои».». В последнем случае не только затягивается чтение шестопсалмия, но и вокальные прелюдии находятся в полном противоречии с замыслом автора исследования вывести психологическую сторону чтения шестопсалмия — «разговор шестопсалмия» душа человеческая с Богом», как Церковь называет шестопсалмие, достижение глубокого сосредоточения верующих во время слушания шестопсалмия.Пение, которое мы слышим перед псалмом, имеет элемент развлечения. Рушится фундамент молитвенного сосредоточения.
Правда, есть трудности в уставном богослужении, так как существующий устав, когда он был составлен, предназначался для монастырей, а не для приходских церквей. Но при их решении следует помнить, что православный культ имеет большое влияние на религиозное настроение молящихся, и особенно сильно оно в уставной службе.
Православное богослужение привлекает тех, кто молится словом. Святые Савва Освященный († 532) и Феодор Студит († 829) вместе с продолжателями начатого ими дела составления Устава использовали богатство раннехристианской литературы. Что можно сравнить с канонами святителя Андрея, архиепископа Критского († 712), святителя Космы, епископа Маиумского († ок. 787), святителя Феофана, епископа Никейского (+ 850), создавших «венец» в почтить своего брата, монаха Феодора Писанного, духовника († ок. 840 г.), или стихирами монахини Кассии (IX в.) и других гимнографов, чудесными молитвенными текстами, включенными в православный богослужебный чин?! Все это неиссякаемое богослужебное богатство православного богословия, к которому Правило влечет молящихся в храме.
И эта нравственная сторона православного богослужения наиболее ярко проявляется в неустанном совершении богослужения по Уставу.
Устав Православной Церкви предписывает определенные правила внешнего выражения молитвенного состояния христианина в общем богослужении и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы является совершение крестного знамения, различных поклонов и поклонения святыне.
В индивидуальной молитве, совершаемой наедине, каждый христианин, побуждаемый к этому своим личным религиозным чувством и состоянием своей души в данный момент, волен употреблять тот или иной внешний знак. Но поведение молящегося, а тем более клирика, во время богослужений строго определяется Церковным Уставом, который служит и законом совершения служения и внешнего поведения в церкви, и правилом культивирования внутренняя духовная дисциплина православного христианина. Вот наиболее важные из его предписаний по этому поводу.
Православный христианин должен входить в храм тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственную обитель Царя Небесного; шум, говор и тем более смех, при входе в церковь оскорбляют святость дома Божия и величие Божие, обитающее в нем — «Войду в дом твой, поклонюсь святому храму твоему , в страхе твоем» (Пс. 5, 8).
Войдя в храм, нужно остановиться, положить три поклона (в простые, земные дни, и субботы, воскресенья и праздники, поясной) с молитвой «Боже, очисти мя, грешного» и поклониться направо и налево вошедшим в церкви перед вами.
Оставшись на своем месте, надо с благоговением и страхом Божиим молиться со словами: «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня!», «Сотвори меня, Господи, помилуй меня!», «Бесчисленно согрешил, Господи, прости мя!», «Поклоняемся Кресту Твоему, Господи, и славим Святое Твое Воскресение!», «Достойно вкушать, яко воистину Благословенна Ты, Богородица, Присноблаженная и Непорочная и Матерь Бога нашего. Честнейший Херувим и преславнейший без сравнения Серафим, без истления Бога Слова, родивший Богородицу, тебя величаем!», «Слава Отцу и Сыну и Святому Дух, ныне и во веки веков. Аминь». «Господи помилуй!» (трижды), «Благослови». «Молитвами святых отцов наших).
Такие же молитвы произносятся при выходе из храма.
Богослужение совершается с большим и малым поклоном. Святая Церковь требует поклонов с внутренним благоговением и внешней добротой. Прежде чем поклониться, следует перекреститься, а затем поклониться. Крестное знамение нужно совершать правильно, благоговейно и медленно. Уставы церковные строго требуют от нас все делать в храме Божием не только серьезно и чинно, но своевременно и неторопливо, то есть там, где указано.
Вообще поклоны следует совершать в конце каждого короткого прошения; например: «Господи, помилуй» или молитвы, а не во время их исполнения. «Не с молитвою», как сказано в Типиконе.
Перед началом любого богослужения необходимо совершить три поясных поклона. Затем во всех службах, в каждом «Приидите, поклонимся», «Святому Богу», «Славе Тебе, явившему нам свет», троекратному «Аллилуйя» и «Майскому имя Господне», преклонись перед крестным знамением.
Во всех ектениях следует внимательно вслушиваться в каждую просьбу, мысленно возносить молитву Богу и, покрывшись крестным знамением в возгласах: «Господи, помилуй» или «Дай мне, Господи», поклониться от Талия. При пении и чтении стихир, стихов и других молитв поклоны совершаются только тогда, когда слова молитв побуждают его, например, словами «пади», «кланяемся», «тебе молимся» и т д.
При чтении акафиста в каждом кондаке и икосе требуется полупоклон.
В полиэлеях после каждой прибавки дуга.
До чтения Евангелия и после его чтения «Слава Тебе, Господи» всегда строится на полукорпусном поклоне.
В начале чтения или пения Символа веры на слова «Верую», «И во Единого Господа Иисуса Христа», и «И во Святаго Духа», при произнесении слов «Силою честного жития и воздавая Крест», в начале чтения Апостола, Евангелия и Паримии надо покрыться крестным знамением, не кланяясь.
Когда священнослужитель говорит: «Мир всем» или возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами», следует поклониться, но без знак креста; такое же благоговение подобает всякому благословению клириком всех молящихся, равно как и отпусту, если это совершается без Креста. При прощании клирик с Крестом, которым он затмевает молящихся, поклонение должно совершаться крестным знамением.
Когда вы провозглашаете: «Склоните голову пред Господом», вы должны склонить голову.
Святое Евангелие, Крест, мощи и иконы должны почитаться следующим образом: приближаться в должном порядке, медленно и не мешая другим, никого не отталкивать и не отталкивать; положите два поклона перед целованием и один после целования святыни. Целуя икону Спасителя, надо целовать ноги; к иконе Божией Матери и святых — рука. Применяя Святое Евангелие, можно произносить про себя молитвы: «Со страхом и любовью прибегаю к Тебе, Христе, и верую в слова Твои», «Христос Боже, помоги мне и спаси меня».
Молясь за живых и умерших и называя их по именам, их имена должны произноситься с любовью, потому что в долге христианской любви от нас требуется искреннее сочувствие и любовь.
Молитва за усопших должна быть такой: «Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих (имена) и прости им грехи их, вольные и невольные, даруй им Царствие и общение вечных Твоих благ и Твоей вечной и блаженной жизни. Удовольствие».
Когда священнослужитель поджигает прихожан, он отвечает кивком.
Читая Евангелие, стойте с опущенной головой, как бы слушая самого Иисуса Христа.
Во время пения Херувимской песни следует внимательно читать про себя покаянный псалом «Помилуй мя, Боже»; При торжественном входе при поминовении Святейшего Патриарха и других лиц следует стоять благоговейно, склонив голову, а по окончании поминовения со словами «Всем православным христианам» произносить: «Да помянет Господь Бог ваше архиерейство во Царствии Своем» — во время архиерейской службы; во время службы других клириков говорится: «священство, или монашество, или священство ваше, да помянет Господь Бог в Царствии Своем», то, с глубоким смыслом покаяния и духа молитвы следует сказать: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое».
Во время совершения самого таинства Евхаристии нужно молиться с особым вниманием и по окончании песни «Тебе поем» пасть ниц перед Телом и Кровью Христовыми. Значение этого момента настолько велико, что ничто в нашей жизни не может сравниться с ним. В ней наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).
Во время пения «Достойно есть» или хвалебных, священник молится о живых и усопших и поминает их поименно, и особенно тех, за кого служится литургия; Присутствующие в храме должны в это время поминать своих близких, живых и усопших.
После «Стоит есть» или достойному человеку поклониться до земли. На слова «И все и вся» — произнесите в себе «Молитвами всех святых Твоих, Господи, посети нас и помилуй нас».
В начале «Отче наш» «Отче наш» — перекреститься и поклониться до земли.
При отверзании царских врат и явлении Святых Даров, что означает явление Иисуса Христа после Воскресения, при возгласе «Прииди со страхом Божиим и с верою!» — Спустись на землю.
При последнем явлении Святых Даров (представляющих вознесение Иисуса Христа на небо) со словами священника «Всегда, ныне и присно, и во веки веков» также преклоняемся до земли.
Приступая к причащению Святых Таин — Тела и Крови Христовых, необходимо поклониться до земли, скрестить руки на груди и медленно, благоговейно и со страхом Божиим подойти к святой чаше, призывая гласом зарегистрированы на ваше имя. После причащения Святых Таин следует приложиться к краю чаши, как к самому ребру Христову, а затем спокойно удалиться, не крестясь и не кланяясь, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость. : «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера. Святой антидор и освященный хлеб нужно принимать с благоговением и при этом целовать руку священника. Антидор раздается присутствующим на литургии для освящения и освящения души и тела, чтобы не причастившиеся Святых Даров вкусили освященного хлеба.
От Святой Пасхи до дня Святой Троицы, и от Рождества Христова до Крещения Господня, и вообще во все праздники Господни земные поклоны Святой Церкви совершенно отменяются.
Когда в храме люди малы от Креста, Евангелия, иконы или чаши, то все должны креститься, склонив головы, а когда люди малы от свечи, руки или ладана, креститься не надо, а только дуга. Только в страстную неделю Пасхи, когда священник кадит с Крестом в руке, все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос воскрес!», говорят: «Воистину воскресе!»
Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют правую руку и не крестятся заранее.
Находясь в храме Божием, ты должен помнить, что находишься в присутствии Господа Бога, и потому ты находишься перед самым Его Ликом, перед Его очами, в присутствии Богородицы, святых ангелов и всех святых, ибо сказано: «В храме слава Твоя ΄, на небе мнимая» (После утрени).
Спасительная сила молитв, гимнов и церковных чтений зависит от их воздействия на наши сердца, умы и чувства. Поэтому нам нужно понимать все, что происходит в богослужении церкви, проникаться и питаться им. Делая все благодатно и по чину церковному, мы должны прославлять Господа нашего и Бога в наших телах и душах.