Великомученик Георгий Победоносец

Святой Георгий Победоносец был христианским святым и мучеником. Святой Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году и был обезглавлен после восьми дней жестоких пыток. Память великомученика Георгия празднуется несколько раз в год: 6 мая (23 апреля по старому стилю) — кончина святого; 16 ноября (3 ноября по старому стилю) — освящение церкви великомученика Георгия в Лиде (IV в. ); 23 ноября (10 ноября по старому стилю) — страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — освящение храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (праздник, отмечаемый Русской православной церковью, известен в народе как Юрьев день).

 

Великомученик Георгий Победоносец. Жизнеописание

Великомученик Георгий Победоносец родился в третьем веке в христианской семье в Лиде. Поступив на военную службу, святой Георгий отличился умом, храбростью и стал одним из полководцев и любимцем императора Диоклетиана (245-313). Его мать умерла, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился в суд, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, находясь в Никомидии, раздал имущество бедным и объявил себя христианином перед императором, был арестован и подвергнут пыткам. В первый же день его бросили в темницу с кольями, один из которых чудесным образом сломался, как солома. Затем они привязали его к столбам и положили ему на грудь тяжелый камень. На второй день его пытали колесом, которое было забито ножами и мечами. Диоклетиан думал, что Георгий умер, но вдруг появился ангел, и мученик отдал ему честь, как это делали солдаты. Тогда император понял, что Георгий выжил и что все нанесенные ему раны чудесным образом исцелились. Затем его бросили в яму с негашеной известью, но даже это не причинило святому вреда. Через день кости в его руках и ногах были сломаны, но утром они снова были невредимы. Он был вынужден бежать в раскаленных железных башмаках. Всю следующую ночь он молился, а утром снова предстал перед императором. Его били воловьими жилами так, что кожа слезла с его спины, но Господь снова исцелил его. На седьмой день испытания его заставили выпить две чаши снадобья, которое приготовил колдун Афанасий. Из одной чашки Джордж должен был сойти с ума, а из другой — умереть. Но они не причинили ему никакого вреда. Георгий совершил несколько чудес: он воскрешал мертвых и оживил павшего вола. В результате многие из тех, кто видел чудеса, уверовали во Христа. После тщетных уговоров отречься от Господа и принести языческую жертву, Джордж был приговорен к смерти. В ту ночь Христос явился ему во сне с золотым венцом на голове и сказал, что его ждет рай. Георгий немедленно вызвал слугу, который записал все, что было сказано (один из апокрифов записан от имени этого слуги), и приказал, чтобы после смерти его тело отвезли в Палестину.

В конце пыток Георгия в темницу спустился император Диоклетиан и снова предложил мученику отречься от Христа. В ответ Джордж сказал: «Веди меня в храм Аполлона». И когда его привели туда, Георгий встал во весь рост перед статуей и сказал: «Пойду ли я на заклание ради тебя? И можешь ли ты принять от меня эту жертву, как от Бога?». Так Георгий перекрестил себя и статую Аполлона — и заставил демона, обитавшего в статуе, объявить себя падшим ангелом. После этого все идолы в храме пали. Разгневанные, священники бросились избивать Джорджа. В это время в храм прибежала жена императора Александра, которая бросилась к ногам мученика и, рыдая, просила прощения за грехи мучителя своего мужа. Она была обращена в христианство благодаря чудесам, которые только что произошли. Диоклетиан был в ярости и приказал обезглавить Георгия и его жену. Джордж, помолившись, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Вместе с Георгием смерть приняла царица Александра Римская, которая в Житии названа женой императора Диоклетиана. По пути на казнь она предала свой дух Богу, помолившись святому Георгию (Четвертый протокол Макария, 23 апреля). Другие исторические источники утверждают, что жену императора звали Приска. По преданию, святой Георгий был похоронен в городе Лида. Над его могилой было построено святилище, которое сейчас принадлежит Иерусалимской православной церкви. Голова и меч Святого Георгия хранятся под главным алтарем в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Часть мощей великомученика Георгия Победоносца хранится в реликварии церкви Сен-Шапель в Париже. Мощи великомученика Георгия, его правой руки, хранятся в серебряной часовне на горе Афон, в монастыре Ксенофонт.

Чудеса великомученика Георгия Победоносца

Одно из самых известных посмертных чудес святого Георгия — убийство копьем змея, опустошившего языческий город Гевал в земле Палестины. Когда судьбе было угодно отдать царскую дочь на съедение чудовищу, Георгий появился на коне и пронзил змея копьем, спасая принцессу от смерти. Появление святого способствовало обращению местных жителей в христианство (Последние добавления митрополита Макария, 23 апреля). Многочисленные версии и редакции легенды о чуде Святого Георгия и змее включают различные географические названия — Ласия, Гевал, Вирит и т. д. Город Гевал упоминается в древнерусской версии сказки «Чудо, случившееся с Георгием о змие», опубликованной по рукописи XVI века (Древнерусская версия опубликована по рукописи XVI века — РНБ, Погодинский сборник, 808, с. 178-186). В основе сказки лежит эпическое сказание о богатыре-змееборце, широко известное многим народам; сказка оказала большое влияние на развитие многих жанров народного творчества, в том числе и русского (былины, сказки, религиозные стихи), нашла отражение в искусстве и популяризировала имя Георгия Победоносца в народе. Город Ласия упоминается в иконографических изображениях Чуда Святого Георгия над драконом (например, икона Чуда Святого Георгия над драконом из монастыря Дечани в Сербии, до 1350 года), но поскольку надписи на иконах не были отредактированы, как в Сказании, их можно считать подлинными. В печати Четьих-Миней Преображения Господня от 7423 года (отпечатано с оригинала киевской печати со ссылкой на рукописи) написано, что Чудо Святого Георгия о змие произошло в городе Вирите.

В одном из чудес великомученика Георгия рассказывается, как в Сирии, где большие камни для столбов, поддерживающих здание, были в дефиците, камни покупали в дальних странах и привозили по морю. Как, например, некая вдова, которая купила хороший столб и умолила мэра взять его на корабль, чтобы перевезти в строящуюся церковь Святого великомученика Георгия. Он не обратил внимания на мольбы бедной женщины и отправился в путь, но она упала на землю и, горько рыдая, взывала с молитвой к Святому Георгию. В слезах она заснула и увидела во сне Святого Георгия верхом на коне, который спросил ее, о чем она скорбит. Вдова рассказала святому о своей скорби. «Где вы хотите поставить столб?». — спросил святой. «По правую сторону церкви». — ответила женщина. Затем святой написал пальцем на столбе, куда следует поместить этот дар вдовы в соответствии с ее пожеланиями. Он и женщина подняли столб, который вдруг стал светлым, и опустили его в море. Когда вдова проснулась, она не нашла столба на прежнем месте, а когда вернулась домой, то обнаружила, что ее столб с надписью, сделанной рукой святого, уже лежит на берегу. Городской управляющий искупил свою вину, и вдовий столб был поставлен на место.

В том же сирийском городе Рамель, уже завоеванном сарацинами, несколько сарацин вошли в церковь Святого Георгия во время службы, и один из них, взяв лук, пустил стрелу в икону великомученика. Однако стрела взлетела вверх и, падая, ударила его в плечо. Рука распухла и очень болела, и сарацин, испытывая страшную боль, во всем признался своим хозяевам, среди которых было несколько христиан. Они посоветовали хозяину позвать священника, который объяснил варвару, кто такой святой Георгий и почему он получил от Бога благодать творить чудеса. По совету священника Сарацин принес в дом икону великомученика Георгия, поставил ее над своей кроватью, молился перед ней и натирал руку маслом из лампады. Сарацин исцелился, уверовал в Бога, тайно крестился и затем начал проповедовать на городской площади о Христе как истинном Боге. Новообращенный сарацин принял мученический венец, когда его тут же разрубили на куски его бывшие единоверцы.

Чудо о пленном юноше из Пафлагона рассказывает об освобождении юноши, взятого в плен агарянами, в церкви великомученика Георгия во время праздника этого святого. В течение года он был пленником агаритского князя, а через двенадцать месяцев, в тот самый день, когда юноша был захвачен язычниками, благодаря молитвам его бедной матери, пленник был чудесным образом возвращен родителям. Он только что прислуживал за столом князю Агаряну, а уже предстал перед его изумленными родителями прямо с сосудом вина в руках. Рассказывая о случившемся, молодой человек сказал: «Я разливал вино, чтобы услужить принцу, и вдруг меня поднял светлый всадник, который посадил меня на своего коня. В одной руке я держал сосуд, а другой ухватился за его пояс, и вот, я очутился…».

Великомученик Георгий Победоносец. Почитание

Сказания о великомученике Георгии передавали Симеон Метафраст (вторая половина X века), Андрей Иерусалимский (ок. 660-740) и Григорий Кипрский (1241-1289). В византийской традиции существует легендарная связь между святым Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодором Стратилатом (ум. 319) и Феодором Тироном (306). Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, которые были центрами почитания святого Феодора, находились недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитался святой Георгий. Латинские тексты Жития великомученика Георгия первоначально были переводами греческих текстов, но со временем они значительно отличались от них. Они сообщают, что по наущению дьявола персидский император Дакиан, повелитель 72 царей, подверг христиан жестоким гонениям. В это время жил некий Георгий Каппадокийский, уроженец Мелитины. Его подвергали многочисленным пыткам. После каждой пытки Джордж снова исцелялся. Его пытки продолжались семь дней. Его твердость и чудеса обратили в христианство 40 900 человек, включая королеву Александру. Когда по приказу Дакиана он казнил Георгия и Александра, огненный вихрь спустился с небес и сжег самого императора. Самые ранние апокрифические источники истории о Святом Георгии включают:

  1. Венский палимпсест (5 век);
  2. «Мученичество Георгия», упомянутое в декрете папы Геласия (ранняя редакция конец 5 — начало 6 века). Геласий отвергает акты мученичества святого Георгия как еретическую подделку и относит Георгия к святым, которые лучше известны Богу, чем людям;
  3. «Деяния Георгия» (Нессанские фрагменты) (VI век, найдены в 1937 году в пустыне Негев).

Апокрифическая агиография относит мученичество Георгия к правлению персидского или сирийского правителя Дадиана. В Житии Феодора Дафнопата «Страсти славного великомученика Георгия», жившего в X веке, упоминается Дадиан топарх Сирии и племянник императора Диоклетиана. Согласно этому апокрифическому рассказу, казнь Георгия была назначена Диоклетианом, Дадиан таким образом требовал усиления пыток, при этом также присутствовал Максимиан. Мученичества святого Георгия известны в латинском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и арабском переводах, которые содержат различные подробности страданий, перенесенных святым. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее. В исламе Георгий (Джиргис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур, и его легенда очень похожа на греческую и латинскую. Он жил в то же время, что и пророк Мухаммад. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но правитель приказал его казнить. Он был казнен, но Аллах воскресил его и отправил обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли, а пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а правитель и его приближенные были истреблены. Житие Святого Георгия было переведено на арабский язык в начале восьмого века, и под влиянием арабов-христиан почитание Святого Георгия проникло в арабо-мусульманскую общину. Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин указывает, что в его время существовали храмы, возведенные мусульманами в честь Святого Георгия. Великомученик святой Георгий почитался с самого начала христианства. В Римской империи церкви, посвященные Святому Георгию, начали появляться с четвертого века, сначала в Сирии и Палестине, затем по всему Востоку. На западе империи почитание святого произошло не позднее пятого века, о чем свидетельствуют как апокрифические тексты и жития, так и церкви, известные в Риме с шестого века, а в Галлии — с пятого. По одной из версий, святой Георгий выступал против языческого культа Диониса, и на месте бывших святилищ Диониса были построены храмы. Святой Георгий считается покровителем воинов, фермеров (имя Георгий происходит от греческого γεωργός — фермер) и пастухов, а в некоторых местах и путешественников. Интересно, что Святого Георгия почитают также балканские и румынские цыгане. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о дожде.

В Грузии к Святому Георгию обращаются с молитвами о защите от зла, удаче в охоте, плодородии и животноводстве, исцелении от болезней и гаданиях. На Западе Святого Георгия почитают как покровителя рыцарства и участника крестовых походов. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джиргис и Аль-Хидр. На Руси издревле великомученик Георгий почитался под именем Юрий или Егорий. В 1030 году великий князь Ярослав в Киеве и Новгороде основал Георгиевские монастыри (Юрьев монастырь) и приказал отмечать праздник святого Георгия по всей Руси 26 ноября (по старому стилю). Георгий почитался в русской народной культуре как покровитель воинов, земледельцев и скота. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны как весенний и осенний дни Святого Георгия. В День Святого Георгия крестьяне впервые после зимы выгоняют свой скот на поля. Изображения Святого Георгия встречаются на монетах и марках Великих князей с незапамятных времен. Наряду с Богородицей, Георгий считается покровителем Грузии и является самым почитаемым святым среди грузин. 23 апреля в Греции отмечается Агиос Георгиос, праздник Святого Георгия, покровителя пастухов и фермеров, который уже давно стал одним из главных сельских праздников страны. Если он проходит во время Великого поста, празднование переносится на первый понедельник после Пасхи.

Со времен Димитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, поскольку город был основан князем Юрием Долгоруким, носящим его имя. Изображение всадника, поражающего копьем змея, появившееся в московской геральдике с конца XIV — начала XV веков, в народе считалось образом святого Георгия, что было официально закреплено в 1730 году. Сегодня фигура в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в голубом плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого на спину и топчущего коня дракона», то есть без прямой ссылки на Святого Георгия, и изображается без нимба. В честь своего покровителя Георгия великий князь Киевский Ярослав Мудрый основал и назвал города Юрьев (Гурджиев, ныне Тарту) и Юрьевская Русь (ныне Белая Церковь). В 1152 году Юрий Долгорукий основал Юрьев Польский. В 1225 году город был основан владимирским князем Юрием Всеволодовичем на месте явления иконы великомученика Георгия. Город был назван в честь святого, Юрьев-Половского; современное название — Юрьевец.

Память великомученика Георгия Победоносца празднуется несколько раз в год:  6 мая (23 апреля по старому стилю) — кончина святого; 16 ноября (3 ноября по старому стилю) — освящение церкви великомученика Георгия в Лиде (IV в. ); 23 ноября (10 ноября по старому стилю) — страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — освящение храма великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (церемония в Русской православной церкви, известная в народе как Юрьев день осени). В католической церкви память Святого Георгия отмечается 23 апреля.

Библиотека русской веры
Назидание на память великомученика Георгия. Великий Менюиа Чтня

 

Великомученик Георгий Победоносец. Тропарь и кондак святому

Тропарь, тон 4:

Добрым делом ты подвизаешься в вере, мученичеством хр0вным, страстями истребил2 нечестие. Этой жертвой Бог проявляет милость, благодаря которой также достигается победа; и своими молитвами вы заставляете грех восстановиться для всех.

Добрыми подвигами ты стал мучеником за Христа; верой ты разоблачил нечестие и благосклонно посвятил себя Богу. Снова и венец победы, и по твоим молитвам, о святой, дарующий всем отпущение грехов.

Кондак, т. 4:

Ты прославлен Богом, ты честный труженик благочестия, ты собрал для себя добродетельные руки. Садишься со слезами, а жнешь с радостью. Принося кровь, вы принимаете Господа, а своими молитвами даруете прощение всех грехов.

Тебя возделывал Бог, ты показал себя честным тружеником благочестия, ты собрал руки своих добродетелей. Посеяв со слезами, пожнешь с радостью. И когда вы сеете кровью, вы получите Христа. И своими святыми молитвами вы даруете прощение всем во грехах.

 

Великомученик Георгий Победоносец. Иконы

К VI веку уже утвердились два типа изображений великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, одетый в хитон, поверх которого накинут плащ, и воин в доспехах с оружием в руках, верхом или пешком. Святого Георгия изображают в виде бородатого молодого человека с густыми вьющимися волосами, достигающими ушей, иногда с короной на голове.

Начиная с VI века, святой Георгий часто изображается вместе с другими мучениками-воинами — Теодором Тиронским, Теодором Стратилатом и Димитрием Фессалоникийским. Возможно, на объединение этих святых повлияло сходство их внешности: оба молоды, бородаты, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Великомученик Георгий Победоносец Георгий Диасориций и Теодор Стратилат верхом на лошадях. Примерно. 1260-е гг. монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет.

Редкий иконографический вариант — Георгий Воин, восседающий на троне, — появился не позднее конца XII века. Святой изображен в фронтальной позе, сидящим на троне и держащим меч: правой рукой он достает меч, а левой держит ножны. В монументальной живописи святые воины могли быть изображены на гранях подкупольных столбов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, и в нартексе.

Великомученик Георгий Победоносец Сент-Джордж. 1096-я церковь во имя Архангелов, Ипрари, Грузия.

Иконография великомученика Георгия пришла в Россию из Византии. В России она претерпела некоторые изменения. Самое раннее из сохранившихся изображений великомученика Георгия — это полуфигура святого в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в цепных доспехах и с копьем в руках, а его пурпурный плащ напоминает о его мученичестве.

Великомученик Георгий Победоносец Великомученик Георгий. Россия. ок. 1170 г., Успенский собор в Московском Кремле

Житийная икона XVI века с изображением великомученика Георгия из Успенского собора в Дмитрове. Святой изображен во всей своей красе на центральной панели иконы; помимо копья, он держит в правой руке меч, а в левой — колчан стрел и щит. На печатях изображены эпизоды мученичества святого.

Великомученик Георгий Победоносец Великомученик Георгий с житием. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. Из Успенского собора в Дмитрове. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.Великомученик Георгий Победоносец Великомученик Георгий. Икона. Новгород. Годы 1130-40. Москва, Государственная Третьяковская галерея.Великомученик Георгий Победоносец Святой Георгий Победоносец. Москва. Начало XV века Москва, Дом-музей П.Д. Корина (филиал Государственной Третьяковской галереи).

Иконография святого Георгия на коне следует позднеантичной и византийской традиции изображения триумфа императора. Существует несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змия); Георгий, несущий змия («Чудо великомученика Георгия со змием»); Георгий с юношей, спасенным из плена («Чудо великомученика Георгия с юношей»).

Великомученик Георгий Победоносец Чудо о змее Святого Георгия. До 1350 г. Монастырь Дечани, Сербия.

Чудо Святого Георгия над змеем и Чудо над мальчиком: Святой Георгий изображен верхом на коне (обычно едет слева направо), убивающим змея, а позади святого, на спине коня, сидит маленькая фигурка мальчика с кувшином в руке.

Чудо Георгия о змие было широко известно на Руси с середины 12 века.

Великомученик Георгий Победоносец Чудо Святого Георгия о змее. Фреска. Последняя четверть XII века. Георгиевская церковь, Старая Ладога.

До конца XV века существовал короткий вариант этого изображения: всадник, поражающий копьем змея, с изображением правой руки Господа в синем сегменте. К концу XV века иконография Чуда Георгия о змие была дополнена рядом новых деталей, таких как фигура ангела, архитектурные детали (город, который Георгий спасает от змия) и образ царицы. Но в то же время в старом лаконичном варианте есть немало иконок, но с различными отличиями в деталях, включая направление движения лошади: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Иконы известны не только благодаря белому цвету лошади — лошадь может быть вороной черной или гнедой.

Великомученик Георгий Победоносец Чудо Святого Георгия о змее. Икона. Новгород. Конец 14-го — начало 15-го века.Великомученик Георгий Победоносец Чудо святого великомученика Георгия о змее. Икона. Новгородская губерния. 2-я половина XVI века. 113,5 x 79,7. Московская духовная академия.Великомученик Георгий Победоносец Чудо святого Георгия о змее. Новгород. Середина XIV века.Великомученик Георгий Победоносец Чудо Святого Георгия о змее. Вологда. Конец XV — начало XVI века Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

На иконографию Чуда Святого Георгия о змее, вероятно, повлияли древние изображения фракийского всадника. В западной (католической) части Европы Святого Георгия обычно изображали в виде человека в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим усилием пронзает своим копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) странах этот акцент на земном и материальном отсутствует: не очень мускулистый молодой человек (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьем, на нереальном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереального (символического) змея с крыльями и лапами. Великомученик Георгий также изображен вместе с избранными святыми.

Великомученик Георгий Победоносец Чудо Святого Георгия со змеем, с Деисусом и избранными святыми. XVI век Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Чудо от святыни Святого Георгия в деревне Шотогорка Пинежского района Архангельской области.Великомученик Георгий Победоносец Чудо Святого Георгия и житие Святого Георгия Покровский собор XV века на Рогожинском кладбище, Москва, Россия.Великомученик Георгий Победоносец Чудо Святого Георгия Змия, с его житием в 18 глинах. Вторая половина XVI века Устюжна Краеведческий музей, Вологда. Из собора Рождества Богородицы в Устюжне.Великомученик Георгий Победоносец Великомученик Георгий, с житием. Москва. Начало XVI века Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Великомученик Георгий Победоносец. Картины

Неоднократно художники обращались к образу великомученика Георгия в своих картинах. Большинство работ основано на традиционной теме — великомученик Георгий поражен копьем змея. Святого Георгия изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Огюст Маки, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В. М. Васнецов и В. V. Кандинский. Кандинский и другие.

Великомученик Георгий Победоносец Рафаэль Санти. Святой Георгий и Дракон. 1505-1506. Вашингтон, Национальная галерея искусствВеликомученик Георгий Победоносец Альбрехт Дюрер. Святой Георгий, убивающий дракона. 1503.Великомученик Георгий Победоносец Гюстав Моро Святой Георгий и дракон. 1890Великомученик Георгий Победоносец Огюст Маке. Святой Георгий Победоносец. 1912Великомученик Георгий Победоносец V. Серов. Святой Георгий Победоносец. 1885.Великомученик Георгий Победоносец M. Нестеров. Святой Георгий Победоносец, 1900 г. Эскиз настенной росписи церкви Святого Александра Невского в Абастумани, Грузия.Великомученик Георгий Победоносец В.М. Васнецов. Святой Георгий Победоносец, 1919 год.Великомученик Георгий Победоносец V. Кандинский. Святой Георгий и змея. 1915. Москва.

Великомученик Георгий Победоносец. Скульптуры

Скульптурные изображения Святого Георгия можно встретить в Москве, в селе Большеречье Омской области, в Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму и в селе Частоозерье Курганской области. В городах Иваново, Краснодар, Нижний Новгород, Рязань, Крым, Курганская область, Якутск, Донецк, Львов (Украина), Бобруйск (Беларусь), Загреб (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольм (Швеция), Мельбурн (Австралия), София (Болгария) и Берлин (Германия),

Великомученик Георгий Победоносец Памятник Георгию Победоносцу. Москва, Поклонная гора.Великомученик Георгий Победоносец Памятник Георгию Победоносцу. Нижний НовгородВеликомученик Георгий Победоносец Памятник Георгию Победоносцу. Севастополь .Великомученик Георгий Победоносец Памятник Георгию Победоносцу. София (Болгария).Великомученик Георгий Победоносец Памятник Георгию Победоносцу. Загреб (Хорватия).

Храмы во имя Георгия Победоносца

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено множество храмов, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого посвящено около двадцати церквей, а в Грузии — около сорока. Кроме того, храмы в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах. В честь великомученика Георгия церковь в Салониках (Греция) была освящена около 306 года. В Грузии находится монастырь Святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти 11 века. В 5 веке в Армении в Карашамбе была построена церковь в честь Святого Георгия. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда Святого Георгия.

Великомученик Георгий Победоносец Ротонда Святого Георгия. Вид на алтарь чести.

Церковь Святого Георгия — одна из первых монастырских церквей в Киеве (11 век). О нем упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, вероятно, в связи с общим упадком древней части Киева после разорения города полчищами Батыя в 1240 году. Позднее церковь была восстановлена; она была разрушена в 1934 году.

Великомученик Георгий Победоносец Церковь Святого Георгия в Киеве. Вид церкви до реконструкции в конце 19 века.

Монастырь в Новгородской области посвящен великомученику Георгию Победоносцу. Согласно легенде, монастырь был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. При крещении Ярослав получил имя Георгий, которое на русском языке обычно передавалось как «Юрий», отсюда и название монастыря.

Великомученик Георгий Победоносец Юрьев монастырь (Новгородская область)

Строительство главного собора монастыря, посвященного Святому Георгию, началось в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство собора Святого Георгия заняло более 10 лет, прежде чем он был завершен; его стены были покрыты фресками, которые были уничтожены в 19 веке.

Великомученик Георгий Победоносец Георгиевский собор Юрьева монастыря

Церковь на дворе Ярослава в Великом Новгороде была освящена во имя Святого Георгия. Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1356 году. Жители Лубяницы (Лубянца), улицы, которая проходила через Торг (городскую площадь), построили церковь из камня. Церковь несколько раз горела и снова отстраивалась. В 1747 году верхние своды обрушились. Между 1750 и 1754 годами церковь была вновь отреставрирована.

Великомученик Георгий Победоносец Церковь Святого Георгия на Торге

Церковь во имя Святого Георгия была освящена в селе Старая Ладога Ленинградской области (построена в 1180-1200 годах). Первое упоминание о церкви в письменных источниках датируется только 1445 годом. Церковь была перестроена в 16 веке, но интерьер остался неизменным. Церковь была восстановлена между 1683 и 1684 годами.

Великомученик Георгий Победоносец Георгиевская церковь в Старой Ладоге

Собор во имя великомученика Георгия был освящен в Юрьеве-Польском (Владимирская область, построен в 1230-1234 годах).

Великомученик Георгий Победоносец Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Георгиевский собор в монастыре Михаила Архангела в Юрьеве Польском. Деревянная церковь Святого Георгия из деревни Егорье была перенесена в монастырь в 1967-1968 гг. Эта церковь — единственное сохранившееся здание древнего монастыря Святого Георгия, первое упоминание о котором датируется 1565 годом.

Церковь во имя великомученика Георгия была освящена в Ендове (Москва). Церковь известна с 1612 года. Современная церковь была построена прихожанами в 1653 году.

Великомученик Георгий Победоносец Церковь великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм в Коломенском (Москва) посвящен в честь Святого Георгия. Церковь была построена в 16 веке как колокольня в виде круглой двухэтажной башни. В 17 веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В это же время колокольня была перестроена в церковь Святого Георгия. В середине 19 века к церкви была пристроена большая кирпичная трапезная.

Великомученик Георгий Победоносец Георгиевская церковь в Коломенском

Церковь Святого Георгия на Красной горе в Москве хорошо известна. По разным версиям, Георгиевская церковь была основана Марфой, матерью царя Михаила Романова. Но название церкви уже было записано в духовной грамоте великого князя Василия Темного, а в 1462 году она была обозначена как каменная церковь. Вероятно, из-за пожара церковь сгорела, и на ее месте монахиней Мартой была построена новая деревянная церковь. В конце 1720-х годов церковь сгорела. Между 1652 и 1657 годами на холме, где проходили популярные фестивали «Красная горка», была восстановлена церковь.

Великомученик Георгий Победоносец Церковь Святого Георгия на Красном холме

В Ивантеевке (Московская область) освящен храм во имя Святого Георгия. Первые исторические сведения о церкви относятся к 1573 году. Деревянная церковь была построена, вероятно, между 1520 и 1530 гг. В конце 1590-х гг. церковь была перестроена и служила прихожанам до 1664 г., когда братья Бердюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и строительство новой деревянной церкви.

Великомученик Георгий Победоносец Георгиевская церковь в Ивантеевке

Уникальный деревянный храм во имя великомученика Георгия Победоносца находится в деревне Родионово Подпорожского района Ленинградской области. Впервые церковь упоминается в 1493 или 1543 году.

Великомученик Георгий Победоносец Церковь Георгия Победоносца (Подпорожский район)

В Орле была освящена церковь великомученика Георгия Победоносца. Деревянная церковь Святого Георгия существует с момента основания города Орла. Когда город Орел был разрушен литовцами после опустошения Орла, все деревянные церкви также были уничтожены. Церковь Святого Георгия была восстановлена в 1700-х годах.

Старообрядческие храмы во имя великомученика Георгия Победоносца

В честь великомученика Георгия Победоносца в РПЦ освящены храмы в Егорьевске (Московская область), в Кызыле (Республика Тыва), в Хмельницком (Украина), в селе Бычок (Григорепольская область, Приднестровье), в Наводрзе (Румыния). Храмы РПЦ посвящены в честь великомученика Георгия в селе Новохаритоново (Раменский район, Московская область), в селе Елионка (Стародубский район, Брянская область) и в селе Черкесская Слава (уезд Тулча, Румыния).

Великомученик Георгий Победоносец Русский православный храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Егорьевске.Великомученик Георгий Победоносец Древнерусская православная церковь в честь великомученика Георгия Победоносца в Кызыле.Великомученик Георгий Победоносец Старообрядческая церковь, посвященная великомученику Георгию, в ХмельницкомВеликомученик Георгий Победоносец Старообрядческая церковь, посвященная великомученику Георгию, в селе БычокВеликомученик Георгий Победоносец Старообрядческая церковь в честь великомученика Георгия Победоносца в селе НовохаритоновоВеликомученик Георгий Победоносец Старообрядческая церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца в селе ЭлионкаВеликомученик Георгий Победоносец

Старообрядческая церковь в честь великомученика Георгия Победоносца в селе Черкесская Слава

Великомученик Георгий Победоносец. Народные традиции

В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егор Храбрый — защитник скота, «волчий пастух». В сознании людей сосуществовали два образа святого: один был близок к церковному культу Георгия-змееборца и христолюбивого воина, другой — культ скотовода и земледельца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, народные легенды и религиозные стихи прославляли подвиги святого воина Егория, который выдержал пытки и посулы «царя Демьяниша (Диоклетиана)» и сразил «огненного змея, сурового».

Великомученик Георгий Победоносец всегда почитался в русском народе. В его честь возводились храмы и даже целые монастыри. В великокняжеских семьях имя Георгий было широко распространено, день нового чествования в жизни народа, на крепостном праве, получил экономическое и политическое значение. Это имело особое значение на лесном севере России, где имя святого, по законам имянаречения и слуха, менялось сначала на Гюрги, Юрги, Юрья — в письменных записях, и на Егория — в живом языке, на устах всех простых людей. К концу XVI века новый осенний день Святого Георгия стал заветным днем, в который прекращался наем рабочих и каждый крестьянин становился свободным, с правом перехода к любому землевладельцу. Этим правом передачи, вероятно, был обязан князь Георгий, который погиб на реке Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому поселению на севере и дать ему надежную защиту в виде городов (Владимир, Нижний, два Юрая и другие). Память народа окружила имя этого князя исключительным почитанием. Для увековечивания памяти князя нужны были легенды, сам он олицетворял воина, его подвиги отождествлялись с чудесами, его имя соотносилось с именем Георгия Победоносца.

Русский народ приписывал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Святой Георгий всегда ездил на сером коне с копьем в руках и пронзил им змея, то этим же копьем, согласно русским легендам, он сбил с ног выбежавшего ему навстречу волка и схватил зубами ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «Почему ты бьешь меня, когда я хочу есть?». — «Хочешь есть — спрашивай. Вот, возьми эту лошадь, тебе хватит на два дня». Эта легенда укрепила веру людей в то, что любое животное, убитое волком или задавленное и унесенное медведем, обречено быть принесенным в жертву Егорию, известному правителю и повелителю всех лесных животных. Та же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями на человеческом языке. В России известна история о том, как Егорий приказал змее ужалить пастуха, который продал овец бедной вдовы, и призвал волка в свою защиту. Когда преступник раскаялся, ему явился святой Георгий, обличил его во лжи, но вернул жизнь и здоровье.

Почитая святого Георгия не только как повелителя животных, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Однажды крестьянин по имени Гликкери пахал поле. Старый вол устал и упал. Он сел на лугу и горько заплакал. Но вдруг к нему подошел молодой человек и спросил: «О чем ты плачешь, малыш?». — «Раньше у меня был один вол, но Господь наказал меня за мои грехи, и я не могу купить еще одного вола на мою беду». — ответил он. «Не плачь, — успокоил его юноша, — Господь услышал твои молитвы». Возьми с собой вола, возьми первого попавшегося на глаза вола и запряги его в плуг — он твой». — «Чей ты?» — спросил его мужчина. — «Я — Егорий Пасечник». — сказал молодой человек и убежал. На этой вездесущей легенде были основаны трогательные ритуалы, которые можно было наблюдать во всех без исключения русских деревнях в весенний день памяти святого Георгия. Иногда, в теплых краях, этот день совпадал с «выгоном» скота в поле; в суровых лесных провинциях это был просто «обход скота». Во всех случаях «шествие» происходило одинаково — хозяева несли образ Георгия Победоносца, а затем гнали весь скот, собранный в кучу в своем дворе, к общему стаду, собравшемуся вокруг святынь, где совершалась служба освящения воды, после чего все стадо окроплялось святой водой.

В старой Новгородской области, где случалось, что скот пасли без пастухов, хозяева сами «обходили» его, соблюдая старые обычаи. По утрам хозяин готовил для своего скота блины с запеченным в них целым яйцом. Перед восходом солнца он клал блин в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался поясом, ставил перед собой иву, а за спиной топор. В этом костюме в своем дворе хозяин трижды обходил скот, а хозяйка зажигала благовония от горшка с раскаленными углями и следила, чтобы на этот раз все двери были закрыты. Тесто разламывали на столько частей, сколько голов скота было на ферме, и каждый получал свой кусок, а вербу либо бросали в реку, чтобы она уплыла, либо засовывали под тесло. Считалось, что ива защищает от молний во время грозы.

В отдаленных районах Черноземья (провинция Олеско) люди верили в святого Георгия, и в день святого Георгия до восхода солнца, когда роса еще мокрая, старались выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и давали больше молока. В этой же местности считалось, что свечи, поставленные в церкви у образа Святого Георгия, спасают от волков, и что того, кто забудет поставить их, Егорий заберет скотину «в волчьи зубы». Отмечая Его праздник, хозяйки не преминули превратить его в «пивную». Задолго до этого дня, рассчитывая, сколько ведер пива и сколько «йидла» (пива низшего сорта) можно сварить, крестьяне беспокоились о протечках (когда сусло не вытекает из чана) и рассуждали о мерах против такой неудачи. Молодые люди лизали ковши, извлеченные из чанов с суслом, пили осадок или мякоть, осевшие на дне чана. Женщины пекли, мыли хижины. Девы приготовили свои костюмы. Когда пиво было готово, всех родственников в деревне приглашали «посетить праздник». Праздник Егория начинался с того, что каждый большак приносил в церковь сусло, которое по этому случаю называлось «канун». Они поставили его перед иконой Святого Георгия на время мессы, а после мессы передали его приходу. В первый день они пировали в доме церковников (в Новгородской области), а затем пошли пить по крестьянским домам. День Эгора в Черноземье России (например, в Чембарском уезде Пензенской области) до сих пор сохраняет следы почитания святого Георгия как покровителя полей и плодов земли. Люди верили, что Святому Георгию были даны ключи от небес и он отпирал их, давая силу солнцу и звездам. Многие до сих пор заказывают обеды и молебны святому, прося его благословить поля и огороды. А в подтверждение важности древнего поверья соблюдался особый ритуал: выбирался самый красивый юноша, украшался разнообразной зеленью, на его голову возлагалась круглая лепешка, украшенная цветами, и его выводили в поле в хороводе молодости. Здесь они трижды обошли засеянные поля, разожгли костер, разделили и съели праздничный пирог и спели древнюю священную молитву-песню («призыв») в честь Джорджа:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector