Древние скандинавские сказания первоначально были очень похожи на мифы южногерманских народов.
В отличие от легенд народов континентальной Европы, скандинавская мифология оказалась лучше структурированной и более богатой. Подробнее об этом можно прочитать в книгах и скандинавских мифах.
Источники мифов: эдды
Во всех книгах о скандинавских мифах упоминаются два источника: Старшая Эдда и Младшая Эдда. Это произведения древнескандинавской (точнее, древнеисландской) литературы. Первоначально так называлось одно из произведений Снорри Стурлусона (1178-1241), которое называлось «Прозаическая Эдда».
В середине XVII века исландский епископ Бринйолфур Свейнссон нашел сборник древних песен. Когда он сравнил текст с работой Стурлусона, он заметил много сходств. Впоследствии этот сборник поэзии стал известен как «Старшая Эдда». Работа Стурлусона стала известна как «Младшая Эдда».
К сожалению, точное значение слова «Эдда» неизвестно. Наиболее распространенное, очень приблизительное значение — «прабабушка». Это может свидетельствовать о том, что мифология древнего мира может быть даже старше, чем принято считать.
Сами Эдды были написаны в 13 веке. Однако песни «Старшей Эдды» уходят своими корнями очень далеко в прошлое.
Известный советский и российский историк и мифолог Е.М. Мелетинский в одной из своих книг о мифах древней Скандинавии писал об одах следующее: «Все они связаны определенными мифологическими персонажами, схожими мифологическими представлениями и мотивами и представляют собой единый массив. Мифологические песни не являются гимнами богам или поэтическими комментариями к таким гимнам. По своей природе их нельзя сравнивать с теми же индийскими Ведами.
Им в основном не хватает повествовательного характера. Они представляют:
- мифические представления о сотворении мира;
- Морально-этические учения.
Это означает, что обе Эдды не могут претендовать на звание эпоса. Скорее, они выступают в качестве фона для мифологического эпоса.
Источники мифов: саги
Саги — это истории о правителях и героях. В книге «Мифы и легенды Скандинавии» рассказывается о самых известных сагах. Среди них два: «Сказания о Вёльсунгах» и «Сага об Инглингах».
Старые германские легенды о богах, героях и чудовищах были описаны также римским ученым-историком Публием Корнелием Тацитом.
Некоторые сведения о скандинавской мифологии можно найти даже в «Записках Юлия Цезаря».
Правда, он описывал жизнь потенциальных викингов, во-первых, с точки зрения своей собственной цивилизации (например, стихию огня, которой поклонялись германцы, он называл Вулканом), а во-вторых, основывал свое описание на «свидетельствах» из Галлии, которая считала скандинавов менее развитыми и более дикими, чем они сами.
Сотворение мира
Древний миф повествует о том, как отец богов Один (также известный как Хай) спустился в подземный мир Хель, чтобы узнать о прошлом и будущем.
Здесь мы читаем:
«В начале времен
не было в мире
Ни песка, ни моря…»
Полностью об этом можно прочитать в книге «Скандинавские мифы».
Согласно Снорри Стурлусону, здесь есть интересная ссылка на историю Древней Греции и ее мифологию.
Согласно Стурлусону, Один был потомком царя Приама, того самого правителя, во время правления которого произошла Троянская война.
У Одина и его жены было пророчество. Ему было открыто, что именно в северной части мира ему будет оказана наибольшая честь. И Один отправился в путь. Где бы он ни проходил, земля процветала, и многие, многие народы охотно подчинялись ему. Считается, что Вёльсунги произошли от Одина, от которого, в свою очередь, произошли Скьельдунги.
Один оказался в Швеции, где правил конунг Гюльви. Когда конунг услышал, что в его страну приходят люди из Азии, которых называют асами, он вышел им навстречу и передал бразды правления Одину. Он основал город Сигтуна.
Снорри Стурлусон отнес всех норвежских богов, включая Одина, к личностям, ставшим чрезвычайно известными при его жизни.
Так, в древности центром всего была бездна Гиннунгагап (или Нифльхейм), мир Тьмы. До этого на юге находилась страна огня, Муспельхейм (Муспел), у ворот которой сидел великан Сурт: в руке он держал огненный меч, который в конце концов сожжет весь мир…..
В центре мира стоял кипящий котел, из которого вытекали десять рек. Одна из этих рек протекала у самых ворот подземного мира, Хель.
В результате соединения первоначальных регионов холода и тепла появился гигант Ймир. Снорри Стурлусон в своей книге пишет, что «великаны Инджеста называли этого человека (Ймира) Аургельмиром».
Имир, конечно же, не был человеком. Анализ норвежских мифов показывает, что он был андрогинным существом, и в этом, в частности, он имеет заметное сходство с божеством германских народов Туисто, который, как считалось, был протопластом всех людей.
Вместе с Имиром пришла Аудумла, корова, из вымени которой текли четыре реки молока. Она лизала соленые и морозные камни и жила благодаря этому. В конце одного дня она слизала с камней человека, Бури, которого в мифах называют Бури (Родитель).
У Бури был сын Бор, который в свою очередь породил Одина, Вили и Ве. Они убили Ймира, и с этого момента, по сути, началась драма творения.
Из тела Имира вытекло столько крови, что все великаны утонули в ней. Спаслись только Бергельмир и его семья.
Затем из тела павшего великана (которое начало разлагаться) братья создали землю и небо. Из черепа Имира образовалась твердь. При этом боги должны были согнуть землю на четыре стороны. Это создало опоры для небосвода.
В своей книге Снорри Стурлусон писал, что карлики появились из червей, которые размножались в теле Имира. Боги придали им человеческий облик и наделили их разумом. Гномы — самые интересные персонажи мифов: одни из них живут в земле, другие — в скалах. Это древнейшие хтонические существа, обладающие несметными сокровищами. О кознях, которые гномы замышляли против богов и героев, читайте в книге «Мифы Древней Скандинавии».
Кстати, именно карликов боги использовали для создания опоры для небосвода. Четыре из них были посажены под каждой аркой. И были созданы имена сторон света…
Грубо говоря, первозданный мир представлял собой некую геометрическую фигуру, которая была ориентирована по сторонам света. Как воплощение космоса, эта фигура, называемая также космограммой, была характерна для мифов о космической структуре у многих народов (в Индии, например, такая фигура называлась мандалой).
Другой интересный момент заключается в следующем. Мир был создан в результате взаимодействия тепла и холода. Наряду с космической гармонией, боги-демиурги принесли смерть и разрушение: первоначальное существо, не совершившее никакого преступления, должно было быть убито, чтобы создать мир. Мир, созданный на крови, был обречен….
Сотворение человека
Сотворив мир, боги решили создать людей. Легенда гласит, что первые люди были созданы из деревьев: из ясеня был создан мужчина Асках, а из ивы — женщина по имени Эмбла. Боги поселили их в Мидгарде. Асках и Эмбла стали предками всех германских народов.
Миры скандинавской мифологии
Всего существует девять миров:
- Асгард. Это мир богов Эсира. Это Валгалла, рай павших героев, и мост, соединяющий Асгард с другими мирами;
- Альвхейм (мир светлых альвов);
- Свартальвхейм (мир темных альф — цвергов, гномов);
- Мидгард. Это средний мир, где живут люди;
- Ванахейм (мир ванов, которые часто вели войны с эсирами);
- Йотунхейм (мир величайших врагов Эсира, великанов Йотунов);
- Хельхейм (мир мертвых);
- Нифльхейм;
- Муспельхейм.
Многие миры в скандинавской мифологии связаны деревом Иггдрасиль. Это гигантский ясень, который является структурной основой мира. Это дерево жизни и судьбы.
Боги
О богах в скандинавской мифологии говорится много: они являются главными героями большинства древних историй.
Верховным божеством был Один, отец многих асов. Он славился своей мудростью, а также колдовством.
Один не был богом грома: эту функцию выполнял его сын, бог-герой Тор, который своим молотом сокрушил множество врагов.
Следующий в иерархии богов — Ньерд, бог плодородия, отец Фрейра и Фрейи. Он не ас, его родственники — фургоны. Легенды гласят, что он вернется к своим родственникам перед концом света. Ньерд также считался владыкой моря и покровителем моряков.
Бог Тир, старейший из эсиров, бог справедливой войны, был хорошо известен. Самый яркий из эсиров — бог Хеймдал. Боги уважают и боятся его одновременно: он наделен даром предсказывать будущее.
У Одина были сыновья — Бальдр, добрый бог весны, и его слепой брат Хёдр. Согласно легенде, Бальдру стали сниться кошмары, в которых он умирал. Его мать, Фригг, желая защитить своего сына, дала клятву всему на свете, что никто и никогда не причинит ему вреда. К сожалению, она забыла об омеле. Из-за предательства бога огня Локи, именно с помощью омелы Хёд случайно убил своего брата…..
Чтобы узнать больше о богах, нужно прочитать скандинавские мифы и легенды. Однако о Локи стоит поговорить более подробно. Он — бог хитрости и обмана, и именно он породил Хель, огромного волка Фенрира и мирового змея Йормунганда. В конечном итоге именно он станет причиной конца света, и когда начнется Рагнарок, именно Локи возглавит армию чудовищ.
Другой сын Одина — Видар. В конце времен этот суровый, мягко говоря, бог отомстит убийце своего отца.
Читайте скандинавские мифы и легенды бесплатно на нашем сайте. Странные, самобытные и порой жутковатые истории помогут вам больше узнать о культуре и истории скандинавских стран.