Миф — древняя народная сказка о богах, привидениях, легендарных героях или явлениях природы (миф о Геракле). Это фольклорный жанр, состоящий из повествований, играющих фундаментальную роль в обществе. В переносном смысле миф – это вымысел или невероятная история (миф об инопланетянах).
Мифология (от греч mifos — легенда и logos — учение) изначально представляет собой фантастическое объяснение действительности. Сегодня это понятие означает изучение мифов определенной группы. Например, греческая, римская, кельтская и хеттская мифология описывает набор мифов, рассказанных в этих культурах.
Характерные особенности
Мифы переплетают ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифы разных народов имеют схожие и повторяющиеся темы и мотивы.
К наиболее распространенным мифам относятся:
- о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы);
- о происхождении солнца (солнечного), луны (лунного), звезд (астрального);
- мифы о животных;
- календарные мифы и т д.
Особое место занимают мифы о происхождении и внедрении культурных благ (разведение огня, изобретение ремесел, земледелие), а также об установлении определенных социальных институтов, правил заключения брака, обычаев и ритуалов.
Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (универсальная персонификация).
В первобытном обществе мифы являются основным способом познания мира, основанным на какой-то логике (неделимость, тождество субъекта и объекта, предмета и знака, бытия и его имени).
Особенностью мифологического сознания является установление воображаемых отношений между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массового сходства и др.).
Отличительные особенности мифических сказаний
Мифы возникли из-за насущной потребности людей объяснить происхождение природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество ничем не отличаются от окружающих его элементов природы. Природа, общество и человек едины в одно целое, нераздельно, едино.
В мифе нет отвлеченных понятий, все в нем очень конкретно, персонализировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, персонаж обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, он живет эмоциями, ему чужды доводы разума, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Миф как вид мировоззрения имеет ряд отличительных черт:
- любой сюжет;
- обращение к причинам существования;
- зооморфизм (люди и животные становятся похожими друг на друга, появляются полулюди-полуживотные);
- неделимость;
- попытка объяснить природные и социальные явления;
- повторяющиеся образы и сюжеты у разных народов.
На основании этих свойств мифологи пришли к выводу, что все древнейшие цивилизации прошли в своем развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства общего человеческого прошлого.
Основные разновидности мифов
Мифы содержат религиозно окрашенные образы явлений и процессов природы и мира, воплощенные в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие подвиги и испытывающие человеческие страдания.
Мифы делятся на:
- теогонический, представляющий рождение и появление богов;
- космогонический, описывающий сотворение мира благодаря действиям богов;
- космологический, описывающий строение и развитие мира;
- антропологический, рассказывающий о сотворении человека, его сущности и предназначения богами судьбы;
- мифы о культурных героях — легенды о происхождении и внедрении некоторых культурных ценностей;
- сатериологический, занимающийся спасением человека;
- эсхатологический, повествующий о конце мира, человеке и богах.
Миф — многозначное явление, сочетающее в себе два аспекта — взгляд из прошлого или прошлого (диахронический аспект) и способ объяснения настоящего (синхронический аспект).
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, приручение животных. В мифах объединялись основы религиозных знаний и верований.
Мифы о культурных героях рассказывают о том, как человечество осваивало секреты ремесленничества, земледелия, оседлого образа жизни, использования огня, другими словами, как вводились в его жизнь те или иные культурные блага. Самый известный миф такого рода — древнегреческая легенда о Прометее, двоюродном брате Зевса.
Мифические сюжеты в литературе
С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить как о жанре устного народного творчества. Это второе, более узкое значение термина.
Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой развернутое повествование, повторение или транскрипцию устной образно-поэтической традиции, сложившейся в конкретном обществе на каком-либо этапе исторического развития.
следы индийских, австралийских и африканских мифов можно найти в народных сказках или эпосах. Такие произведения, как «Старшая» и «Младшая Эдда», знакомят нас с мифологией скандинавов. Индуистская мифология оживает в таких произведениях, как Рамаяна, эпос о Гильгамеше».
Историки древности документально подтвердили верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя древности А. Куна, мы хорошо знакомы с мифами Древней Греции.
Славянская мифология частично нашла отражение в русских летописях, памятниках древнерусских, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказок, былин, песен.
Для современных писателей мифология является глубочайшим источником вдохновения. В основе любого литературного сюжета лежит миф.
Например, сюжет поэмы Гомера «Одиссея», вобравшей в себя целый ряд мифологических тем древности (о поединке с циклопом, искушении богатыря, женихах и верной жене и др.), в середине Ages возрождается в жанре романа-мошенника и романа о путешествиях.
Хитрый Одиссей, мечтающий вернуться на Итаку, превращается в безымянного бродягу, который в конце истории оказывается принцем. В ХХ веке американский писатель Джойс создал роман «Улисс» о приключениях нашего современника, который по характеру и жизненным обстоятельствам весьма далек от знаменитого героя Древней Греции.
Поскольку мифология господствует над реальностью в форме образного повествования, она близка по смыслу вымысла; она исторически предвосхитила многие возможности литературы и оказала всестороннее влияние на ее раннее развитие.
Конечно, литература не расстается со своими мифологическими основами и позже, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическим и натуралистическим житейским письмам девятнадцатого и двадцатого веков (достаточно назвать «Приключения Чарльза Диккенс). Оливер Твист», «Нана» Эмиля Золя, «Волшебная гора» Томаса Манна).
Отличие мифа от сказки
Миф и сказка – произведения народного устного творчества, созданные воображением народа. В чем разница?
Если мифы передают общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обыденной жизни. В ней можно найти интересные подробности быта, быта семьи, обычаев. Сказочные персонажи переносятся и переносятся в вымышленный мир из обычной жизни.
Сказка – это прежде всего интересный рассказ, волшебный или житейский. Миф – это системообразующий вымысел, направленный на объяснение чего-то глобального – сотворения мира, происхождения людей, основ религии.
А главное, люди верили в миф, а сказка для них всегда оставалась выдумкой. Миф отождествляет сон с реальностью.
Кто из современников Гомера мог усомниться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы усомниться в существовании грозного Шивы? Мир мифов был безошибочен.
Мифология – источник афоризмов
Крылатые слова и выражения, фразеологизмы, появившиеся в нашей речи из мифологии различных народов, рассеянных по миру.
Ниже приведены примеры фразеологизмов, пришедших к нам на протяжении тысячелетий из мифов Древней Греции и Древнего Рима:
- Слабое место. Ахиллес — один из самых сильных и смелых героев; Богиня моря Тетис, чтобы сделать тело своего сына неуязвимым, погрузила его в священную реку Стикс, держа за пятку, которую вода не касалась, так что пятка осталась единственным чувствительным местом Ахиллеса, где он был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова пята» употребляется для обозначения слабости, уязвимого места чего-либо.
- Страх паники. Господь, бог лесов и полей, наводит внезапный и необъяснимый ужас на людей, особенно на путников в отдаленных и укромных местах, и на воинов, спешащих бежать за ним. Отсюда и произошло слово «паника». Термин используется для обозначения: необъяснимого, внезапного, сильного страха, вовлекающего многих людей, вызывающего замешательство.
- Загадка о сфинксе. Сфинкс — чудовище с женским лицом и грудью, телом льва и птичьими крыльями. Сфинкс ждал путников и загадывал им загадки; он убивал тех, кто не смог их распутать. После того, как фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки, чудовище покончило с собой. Отсюда и «загадка про сфинкса» — нечто неразрешимое.
- Дамоклов меч. Дамокл, один из сподвижников сиракузского тирана Дионисия Старшего, стал ревниво отзываться о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы преподать ревнивцу урок, поставил его на место. Во время пира Дамокл увидел висящий над его головой острый меч из конского волоса. Дионисий объяснил, что это символ опасностей, которым он как правитель постоянно подвергается, несмотря на свою, казалось бы, счастливую жизнь. Отсюда выражение «дамоклов меч» приобрело значение грозящей, неминуемой опасности.
- Яблоко раздора. Богиня раздора Эрида катала среди гостей на свадебном пиру золотое яблоко с надписью «Самая красивая». Среди гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые спорили о том, кому из них достанется яблоко. Результатом стала Троянская война. Это выражение употребляется в значении: предмет, причина спора, неприязнь.
- Прометеев огонь. Прометей — один из титанов; он украл огонь с неба и научил людей им пользоваться, чем подорвал веру в силу богов. С этой целью разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале; орел, летая ежедневно, терзал печень привязанного. Получившееся выражение «Огонь Прометея» употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека.
- Колесо фортуны. Фортуна — богиня слепого случая, удачи и несчастья. Она изображена с завязанными глазами, стоящей на сфере или колесе, держащей в одной руке руль, а в другой рог изобилия. Штурвал указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия — на изобилие, которое он может дать, а штурвал подчеркивал его постоянную изменчивость. Выражение употребляется в значении: случайность, слепая удача.
- Ящик Пандоры. Жили-были люди, не зная бед, болезней и старости, пока Прометей не украл у богов огонь; за это разгневанный Зевс послал на землю прекрасную женщину — Пандору с гробом, в котором были закрыты все человеческие несчастья. Пандора, возбужденная любопытством, открыла сундук и развеяла все напасти. Выражение, означающее: источник несчастий, великих катастроф.
- Золотой дождь. Зевс, очарованный красотой Данаи, дочери царя Аргоса Акрисия, явился ей в виде золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей. Даная, осыпанная ливнем золотых монет, изображается на картинах многих художников эпохи Возрождения (Тициан, Корреджо, Ван Дейк и др.). Выражение употребляется в значении: большие деньги, богатство, добытое без труда.
Популярные выражения, такие как Вавилонская башня; Содом и Гоморра; осел Валаам; Иерихонская труба происходит из библейской мифологии.
Таким образом, вся эпоха духовной жизни человечества, возникновения и расцвета древних цивилизаций была царством мифа, созданным воображением человека. Люди искали ответы на свои философские вопросы. Когда реальность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Он также удовлетворял эстетические потребности людей.
Миф сочетает в себе рациональность и иррациональность. Однако действенное влияние мифологии проявляется именно в том, что она, как правило, является повторением уже случившегося.