Вы читаете всевозможные вещи о том, кто такой духовный лидер. Часто это не имеет ничего общего с реальностью. Или, по крайней мере, не совсем правильно. Так какой же он на самом деле? Зачем он нам вообще нужен? Давайте посмотрим на это.
Некоторые измышления
Например, спросив о некоторых выдумках, я узнала, что он, оказывается, человек, который понимает разницу между добром и злом. Неужели? Есть ли много людей, кроме психопатов, которые этого не понимают? Людей с детства учат, подобно Маяковскому, что такое добро и что такое зло. Существует социальный аспект различия и глубокий, человеческий. Более того, добро и зло относительны: что хорошо для одного, то плохо для другого.
Духовность выводит нас за пределы дуальности (разделения) к Единству. Однако это не означает, что разделение перестает существовать. Просто от этого человек становится лучше. Человек перестает быть его жертвой. Так происходит, например, когда что-то оценивается как плохое, в результате чего оно становится плохим (состояние, культивируемое оценочной деятельностью ума).
Вывести людей за пределы дуализма («жить» в черно-белом мире) — одна из приоритетных задач духовных наставников.
Затем есть совершенно экзотический вариант (в верхней части результатов поиска — о да, поисковые системы, видимо, преуспели в определении «качественного» контента), который определяет человека, о котором идет речь (к которому автор имеет наглость обращаться), как нематериальную сущность. Скорее, это духовный проводник (союзник?), а это уже совсем другая история. То, о чем идет речь, не следует воспринимать так буквально. Ченнелинг, медиум — это не спиритический гид, который является контактом между человеком и человеком, а не контактом с Высшим Сознанием или духами.
Но если можно общаться с первым, зачем искать кого-то в наставники?
Во-первых, существует очевидная проблема, связанная с необходимостью установления канала связи (channel: ‘chennel’ по-английски), что не всем под силу. Во-вторых, существует ощутимая польза (что не исключает полезности ченнелинга, который автор не практикует) от прямого общения с человеком, который уже достиг цели, к которой вы стремитесь. Такой человек, как вы, который достиг этого, может направить вас к этому или даже привести вас к этому. Потому что вы были там. Более того — оно есть. Поэтому контакт с духовным мастером также помогает вам осознать Присутствие на этом уровне бытия, потому что это то, чем оно является.
Отличительные черты
Прежде всего, духовный проводник — это проводник из царства материи в мир Духа, соответствующее пространство существования, дополняющее, расширяющее, обогащающее материальное, которое, будучи уравновешенным своей противоположностью, уже не препятствует Гармоничному существованию (оно становится дисгармоничным из-за застревания в материальном, физическом, поверхностном в ущерб Глубинному. Поэтому человеческая жизнь поверхностна, лишена корней в Источнике, Единстве, которому способствует наставничество).
Также это человек, который имеет духовный опыт и способен давать указания в этой области, направлять, то есть взаимодействовать, передавать Силу, которую вы затем можете использовать для преобразования себя и своего Существа так, как вы хотите (только пребывание в Духе, а значит, в Силе, делает это возможным).
Поэтому позвольте мне еще раз подчеркнуть: истинная духовность (в отличие от формальной, показной или просто ложной духовности) в значительной степени практична. Он не отделен от земного, потому что духовное (космос) является его Источником. Действуя на уровне Источника всего происходящего — на этом глубинном уровне — можно изменить поверхностное. Что, по сути, является практической магией, даже если она не оформлена ритуально.
Духовный опыт
Что такое духовный опыт? Это познание трансцендентности. Выход за пределы поверхностного уровня бытия. Лучше, когда это происходит осознанно, потому что спонтанность не дает навыка, который можно передать или (поскольку мы все разные) помочь развить. (Хотя общение из нового состояния бытия (см. Экхарт Толле) тоже ценно — оно, по крайней мере, дает представление о том, к чему человек стремится. Другое дело, что воображать и на самом деле приходить, знать и переживать — это все же разные вещи).
Это вхождение в духовное пространство, соединение с вездесущей энергией, погружение в ее безграничный океан. Уметь получать Знания и передавать их. Стать его каналом. Не путать с ченнелингом. Речь идет о другом. Когда человек, будучи должным образом подготовленным к этому, может стать связующим звеном между поверхностным и глубоким.
Чтобы направить нужное количество энергии, требуется большая открытость. Выйти за пределы эго — там — с одной стороны, и остановить его диктат, сводящий все существование к нему здесь, с другой. Тогда эго не мешает Сущему выражать себя через человека. Примером тому служат многие вдохновенные учителя.
Только осознание духовного опыта позволяет наставнику способствовать его раскрытию у тех, с кем он общается. Конечно, такое общение происходит не вербально, а энергетически (даже если вербальное общение прерывается). То есть энергия опыта перетекает к человеку, помогая ему развиваться в правильном направлении. Именно поэтому психологи и коучи рекомендуют общаться с людьми, достигшими того, к чему вы стремитесь — энергетической насыщенности, в обсуждаемом контексте — Духа.
В то же время происходит расширение бытия и освобождение, как однажды узнал сам духовный учитель. Это происходит путем обязательного приложения собственных усилий. Это не та ситуация, в которой можно полностью положиться на бездействие. Становление требует вашей собственной активности, вашего полного участия в Процессе.
В итоге, только оказавшись за пределами этого визуального мира, доступного пяти чувствам, можно сопровождать человека туда, наставляя его.
Как проверить?
Учитывая, что мы говорим о нематериальном опыте, как можно узнать, имеет ли человек дело с духовным проводником или нет? Здесь у меня нет утешения. Потому что рационально это может быть сложно. По крайней мере, немедленно.
Слащавые речи, добродушное выражение лица, внешние подсказки — все это не говорит о собеседнике. Реагируя исключительно на такие поверхностные проявления, можно легко попасть в лапы профанов. Но чаще всего люди реагируют на это, как обычно, через одежду, которую они носят. Внешнее заслоняет основное, которое остается незамеченным. И там может ничего не быть. Никакого реального опыта.
Как вы туда попадете? Можно почувствовать. Но эта способность раскрывается в полной мере, когда есть достаточно содержательная практика. Доверять сердцу? Люди обычно руководствуются разумом, поэтому они не идут по пути Сердца, не слушают ни его Зов, ни его Голос. Поэтому также требуется определенный навык. Развитие интуиции, чувственного восприятия. Первое часто смешивают или даже путают с деятельностью ума.
Как можно ощутить Глубину духовного учителя, не зная ее, не имея опыта погружения в нее?
Главным критерием в таких условиях становится эффективность взаимодействия. Если вы получаете упомянутый выше опыт — трансценденции (выхода за пределы «я»), расширения бытия (когда вы больше не ограничены обстоятельствами (внутренними и внешними), по крайней мере, в той же степени — опыт будет расширяться и углубляться по мере вашего продвижения), освобождения (от давления того, что раньше давило на вас) — значит, вы имеете дело с человеком, у которого есть опыт.
Если ничего из этого не происходит, возможно, тот, кто наставляет, не имеет реального опыта. Или этот конкретный человек просто не подходит вам. Все люди разные. Духовные наставники также бывают разными. Духи-наставники, которые подходят для одних людей, могут не подходить для других.
Значит, выводы можно делать только постфактум? Не совсем. Искренность, глубина (по крайней мере, в той степени, в которой это можно почувствовать), знания, энергия — все это можно уловить, распознать. В процессе общения. Если вы достаточно открыты для этого.
Способность направлять
Духовный наставник — это человек, который знает, как пребывать в Духе, и может направлять вас в этом. Не каждый, кто испытал духовный опыт, может и выбирает стать духовным учителем. Некоторые просто не готовы к этому (преподавание — это очень специфический навык, на который не у всех хватает терпения, способностей, умения). Для других достаточно того, что они пережили опыт, который изменил их существо.
Будучи духовным, человек не обязательно становится наставником в этом. Это очень специфическая деятельность. Особенно в наше время несколько затянувшегося и безудержного материализма. Не только в смысле погони за деньгами. Вполне оправданно, учитывая их необходимость в нынешней реальности. Но в смысле крайнего рационализма (когда иррациональное, чувственное игнорируется), поверхностного почитания того, что реально. То, что можно увидеть глазами, услышать ушами, почувствовать руками. О, люди теряют даже немного — самые важные вещи. Вот почему они так потеряны.
Примечание: речь идет о способности наставника руководить. Не просто передавать свои навыки, а развивать их, поощрять их, помогать вам создавать свои собственные навыки. Навык, который не является вашим собственным. Это бесполезно для вас. В качестве примера. Вы можете пойти к парикмахеру, чтобы подстричься, но духовное развитие, как и вся ваша жизнь, всегда было, есть и будет в ваших руках. Никто не переживает это за вас. Вы можете продвигаться по Пути, когда идете по нему сами.
Поэтому отличительной чертой духовных лидеров является способность быть проводниками, ведущими людей по этому сложному пути оптимальным образом. Осознавать препятствия на нем (как и на любом другом пути). Уметь помочь им избежать их, преодолеть их, справиться с трудными ситуациями.
В конце концов, дело не в том, чтобы просто позволить себя вести, сказав «давай, ты не знаешь как». Но речь идет о пути, на котором у вас есть компания, по которому вы идете вместе. При необходимости получить необходимую поддержку, получить реальную помощь. Никто не будет носить вас на руках, если в этом нет крайней необходимости. Но вы научитесь ходить, продвигаться самостоятельно.
Разница с «технарями»
Под техниками мы подразумеваем людей, которые являются экспертами в психофизических и духовных практиках. Они интересны сами по себе. Они способны обеспечить множество различных эффектов, включая те, которые называют сверхспособностями. Духовность не презирает последнее, но стремится к чему-то большему. Источник. Уровень, на котором эти способности являются естественными. Это не самоцель, а следствие. Где проявляется Сила, в Единстве с ней, которую можно применить правильным образом.
Нередко духовный мастер пренебрегает техникой. В конечном счете, важна не техника — важна направленность, а не средства. Без этого даже самые лучшие методы не приведут в нужное место. Например, есть много людей, которые освоили сложную хатха-йогу. Но практически нет людей, которые действительно духовны в этом смысле, просто из-за технического аспекта. Техника — это одно. Искусство — это другое. Первое не обязательно является причиной второго.
Духовному человеку (homo spiritualis) свойственно не техническое совершенство (определенная практика), а преображенное бытие в Духе. Осуществляется ли это через искусную технику (как в йоге, не ограниченной хатхой) или через инстинкт, через личное желание, как у мистиков, через глубокий кризис (через процесс жизни) — вопрос сугубо вторичный.
Поэтому духовного мастера не интересует техника (ее значение, ее вспомогательную природу он понимает и применяет), он просто сосредоточен на Другом. Прямое (т.е. не опосредованное практикой, которая заслоняет собой все остальное — главное) формирование личности в Духе.
Необходимо помнить о цели. В противном случае можно легко отклониться от Пути. Путем захвата со средствами для продвижения по ней. «Как весело плыть на этой лодке!», но в пылу эмоций как-то забывается, где, почему — это как-то забылось. Она отошла на второй план. Когда она всегда должна быть на первом месте. Это не простая формальность. Вы концентрируете свое внимание на том, к чему стремитесь. Что касается техники — вы совершенствуете ее. Духовное пространство — вы укореняетесь в нем. Последнее является приоритетным для наставника.
Главные функции
Духовный наставник обладает определенными функциями (эффектами взаимодействия), среди которых можно выделить основные. Сюда не входит мораль, нравственность (от ‘morals’), которая является функцией общества (даже если оно управляет ею, мягко говоря, с переменным успехом).
Духовность полностью исключает морализм (который часто характеризует абсолютно бездуховных и материалистичных людей). Она порождает человечество, для которого моральные нормы стали искусственным заменителем, созданным в результате отчуждения людей от Природы, (состояния) Единства, Духа. Главная задача наставничества — возвращение. Остальное прикладывается, переставая быть искусственным. Становится естественным, реализованным, как и сам человек (люди).
Пробуждение и просветление
Причиной почти всех бед человечества является сон. Сомнамбулизм. Механическое, как называл его Гурджиев, автоматическое (следующее рутине, в соответствии с унаследованными или созданными под влиянием обстоятельств шаблонами психической адаптации) существо, далекое от того, что положено и возможно для человека. Поэтому первая задача — это пробуждение.
Жизнь иногда сама справляется с этим. Соответствующим образом встряхнув Человека. Но если бы такие встряски всегда были эффективными, все бы уже пробудились. Но нет. Они все еще спят. И им часто снятся кошмары. Духовный учитель пробуждается от них. В результате человек начинает видеть вещи (процессы) такими, какие они есть (во всей их полноте — с истоками, возможными вариантами развития), а не надуманными, выдуманными, придуманными.
В результате безостановочной, автоматической деятельности ума люди оказываются погруженными в умозрительную реальность — сон. Пробуждение знаменует, помимо прочего, конец этой умозрительной реальности. Вначале реальность просто представляется такой, какая она есть. Ни больше, ни меньше. То, с чем можно справиться, не пробираясь через дебри воображаемого. Далее открывается большая Реальность, в ее духовном невидимом (в обычном понимании), но осязаемом аспекте.
Расширение перспективы (когда человек начинает смотреть шире и видеть больше) уже способствует просветлению, что также относится к функции духовного наставника. Сначала немного — по отношению к существующим обстоятельствам бытия, благодаря которым человек перестает быть в тени. Во-первых, потому что в результате фасилитации человек начинает воспринимать по-другому (изменение восприятия меняет состояние, а значит, и бытие). Затем, поскольку приходит познание самой сути духовности — расширение бытия в пространство Духа.
Воспринимая его, осознавая его, находясь в нем, человек учится быть в Духе. Несмотря ни на что. С его высоты то, что раньше казалось таким важным, становится мелким, незначительным. (Он больше не тускнеет, что является просветлением). В результате ее гораздо легче разрешить. И если она не разрешается, то после нее остается след. Потому что он слишком далек и незначителен, чтобы его можно было поймать, остановить, не дать двигаться вперед (один из ключевых моментов развития и Жизни).
Открытие духовного
Не пережив духовное начало в себе (чаще всего из-за невнимания к нему), человек мертв. Или, менее категорично, только частично (минимально) живой. Ибо Дух Святой вдыхает жизнь. Поэтому существует сама Жизнь. В бездуховности нет настоящей жизни. Оно недееспособно, дисгармонично, неполноценно. Это создает жажду (черную дыру), которую люди пытаются утолить (заполнить) отношениями, развлечениями, потреблением (эта проблема лежит в основе общества потребления). Все это не заполняет его. В лучшем случае, только временно, отвлекаясь. Вскоре внутренняя пустота возвращается, заставляя нас искать новые отвлечения, продолжать потреблять. Сколько веков прошло, а «хлеб и цирки» по-прежнему актуальны.
Одна из основных функций духовного наставника — направлять человека к открытию правильного начала в себе и в Мире. Это возвращение к природе, к самому себе, которое порождает мир. Тот внутренний покой посреди бушующего океана, который люди тщетно ищут разными способами. Его нельзя найти снаружи. Проявленный — это ян, активный, беспокойный. Он внутри. Туда, куда обычно не смотрят, будучи обращенными наружу. Но стоит обратиться внутрь себя — это начало познания большего. Скрытые за вуалью поверхностности.
Человек может открыть Безграничное — духовное пространство. Благодаря этому они могут начать дышать и Жить гораздо свободнее, более полно.
Это пространство за пределами всех поверхностных обстоятельств (внутренних и внешних). Пространство воли, силы, духа. Проводник может вывести нас за эти границы, потому что Он сам однажды покинул их. Переставая пассивно принимать это ограничение. Начав быть не только здесь, но и там — на другой стороне. Что возможность функционирования (и его продуктивность) здесь значительно расширена. Обстоятельства больше не могут диктовать, когда вы знаете Великого, опирайтесь на него.
Работая с духовным наставником, вы можете создать реальный опыт, когда духовность перестает быть абстрактной (воспринимаемой искаженно, умозрительно) и становится предельно конкретным состоянием бытия. Ясный, а потому уточняющий. Все, что необходимо уточнить. Если вам что-то не ясно, вы слишком погружены в это, вы растворились. Вы, конечно, можете отвлечься. Но это полумера.
Освобождение
Все это помогает осознать самый главный аспект — освобождение. Это, в конце концов, главная функция духовного учителя. Во-первых, от сна — к пробуждению. Далее, из безвестности — просветление. Через подтверждение того, что вы находитесь на более высоком уровне — в Духе.
Стремление к освобождению происходит от того, что душа не может терпеть ограничения (по настоянию питающего ее духа). И человек способен выдержать это. Очень долгое время. В результате он оказывается в тюрьме. Связанные руки и ноги. Порабощенные, угнетенные обстоятельствами. Нет ничего более важного, чем освобождение. Это основная задача человека — перестать быть жертвой, стать чем-то большим, чем он есть сейчас.
Поэтому духовный учитель должен обладать врожденной способностью к освобождению. Вместе с осознанием превосходства момента. Освобождение от боли, страданий, слабости, бессилия, всего того, что не позволяет быть, Раскрывать, Творить. Освобождение — это основа искусства гармоничного Бытия. Какая гармония в рабстве?
Способность к освобождению рождается только через собственное освобождение (нужно самому выйти из оков, создать способность сделать это для «других»). Реализуется только в Святом Духе. Другого пути нет. Невозможно освободиться от оков здесь, на этом уровне, где существует множество ограничений (правил игры). Для этого нужно подняться на более высокий уровень. Трансценд. Перестать ограничивать свое бытие только тем, что здесь.
Освобождающая природа того, о чем идет речь, исключает эмоциональную зависимость или ее намеренное создание на основе «вы научитесь» на следующем уровне, как в Саентологии и многих деструктивных сектах.
Духовный учитель, если он или она действительно духовный учитель, никогда не поощряет самозависимость. Воспитание самостоятельности и самодостаточности. Приводит человека к Существу в Духе, на которого он всегда может положиться и больше не нуждается в опеке.
Сама жизнь учит. Самое главное — уметь слушать и слышать. Внутри вас находится тот же источник мудрости, из которого черпают все гуру (лучшие из них). Задача учителя, не претендующего на роль единственного источника Истины, состоит в том, чтобы привести вас к ней. В этом и заключается суть наставничества.
Практический аспект
Казалось бы, ну какая польза от духовного учителя людям, которые должны заботиться о своей земной жизни, зарабатывать еду, одежду, крышу над головой для себя, для своих соседей. Однако, как можно понять из написанного ранее, духовность имеет и практический аспект. Только не осознавая этого, люди отчуждаются от него.
В своей чистой форме, как Бытие в Духе, оно имеет множество практических преимуществ для земной жизни, удовлетворяя не только возвышенные, но и мирские потребности, без которых нет ничего.
Быть в Духе — само по себе значимо в этом бушующем океане жизни, где лишь немногие сохраняют свое присутствие. Еще меньше тех, кто делает это в полной мере, когда ощущает свою связь с этой невидимой Силой, проникается ею и таким образом обретает стабильность и якорь в глубоком аспекте себя.
Связь с этой Силой (в которой рождается истинная Воля) может быть реализована духовным учителем, поскольку он находится в постоянном контакте с ней. В тех, кто наставляет, нет Силы (иначе это просто личный аспект — харизма). Она течет через них. Они просто не препятствуют этому, открываясь ему и раскрывая его (через себя) тем, кому легче осознать связь таким образом, после чего становится возможным осознать ее напрямую.
Присутствие Силы необходимо, чтобы справиться с невзгодами, добиться желаемого, преодолевая препятствия на пути к своей цели (сопровождающий вас духовный наставник не определяет это за вас, никак не навязывает). Люди сдаются, когда у них нет сил. Вы можете иметь в своем распоряжении столько, сколько вам нужно. Используйте по своему усмотрению.
Кроме того, Преображение, совершаемое реализацией духовности, радикально меняет состояние бытия. Следуя ему, все меняется. Что внутри, то и снаружи.
***
Все вышесказанное позволяет нам сделать достаточно твердый вывод о том, кто такой духовный учитель. Это человек, который нужен не только для того, чтобы помочь нам развиваться в том направлении, в котором мы хотим двигаться, но и для того, чтобы помочь нам утвердиться в Духе и, следовательно, в Силе. Стать пригодным для той жизни, которую человек выбирает. Если вы заинтересованы в наставничестве, вы можете связаться со мной.