Цернунн — галльский зооморфный бог.
Обычно изображается в виде рогатого человека, который сидит со скрещенными ногами и держит в правой руке гривну (гривну). Иногда его рога украшают гривны.
Глава Цернунноса. Роспись на «Столпе рабочих верфи» — римской колонне из известняка,
основан в Лютеции (современный Париж) в I веке нашей эры.
Имена и надписи
По всей вероятности, Цернуннос был заново открыт после того, как в 1711 году в соборе Нотр-Дам была обнаружена «Матросская колонна» (CIL XIII 03026). На одном из блоков этой конструкции изображена голова мужчины с бородой и рогами оленя. Рога украшены обручами, а над головой надпись ERNUNOS, реконструированная как Cernunnos, от галльского cornu/cernu, «рог», с теонимическим аффиксом -on- и окончанием мужского рода -s.
Реконструкция Цернунноса подтверждается тремя другими надписями:
- Надпись magister Iouis Cerneni на «маленькой книжке» (libellus) из Дакии; предполагаемый глава некой ассоциации, посвященной Юпитеру Кернену (Цернену); однако о самом Юпитере Кернене больше ничего не говорится, и это имя нигде не упоминается;
- AE 1987, 0772 (Люксембург): Део Черунинко, посвятительная надпись «Богу Чернунинкосу);
- RIG 1 G-224 (Монтаньак): αλλετ [ει] νος καρνονου αλ [ι] σο [ντ] εας, «Аллетейн (жертвоприношения) Карнону из Алисонтии».
В галльском искусстве также есть несколько изображений этого божества; ареал их распространения достаточно широк.
Изображения Кернунна
Самое известное изображение Цернунноса сохранилось на Гундеструпском котле. Цернунн сидит, скрестив ноги, и закрывает глаза. В правой руке гривна, в левой змея с бараньей головой. Справа от него олень, слева собака. Вокруг разбросаны и другие животные, но эти трое — собака, змея и олень — самые важные: они сопровождают Цернунна на других картинах.
Цернуннос. Изображение на серебряном котле из Гундеструпа, между 200 г до н.э и 300 г н.э
Серебряная чаша из Лиона представляет собой романизированную версию этой сцены, в которой Цернунн держит рог изобилия вместо змеи, а змея обвивается вокруг соседнего дерева.
Цернуннос. Изображение на серебряной чаше из Лиона, около 1930-12 гг до н.э
Реконструкция сцены из Цернунна, изображенной в чаше из Лиона
Другая похожая сцена изображена на стеле в Реймсе: Цернуннос тоже сидит со скрещенными ногами и высыпает на землю монеты или зерно из мешка; здесь его шея украшена гривнами. Справа от него Аполлон, слева от него Меркурий. У подножия Цернунноса живут два зверька: олень и бык. Крыса наверху.
Алтарь Цернунна (с Аполлоном и Меркурием). Реймс, ок. 30-100 г н.э
Значение
Роль Цернунноса в кельтской религии остается спорной. Наиболее очевидная гипотеза состоит в том, что он был Мастером Охоты. Использование привлекательной магии в охотничьих ритуалах (включая ношение шкур животных и рогатых шапок) типично для культур, для которых охота является основным источником дохода.
Энн Росс Росс, Энн. Языческое кельтское царство: исследования иконографии и традиций. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1967, и другие ученые классифицируют Цернунноса как тип божества, известного под кодовым названием «Повелитель зверей». В основе этого лежит изображение на котле Гундеструп и сравнение с «печатью Пашупати» Мохенджо-Даро, на которой рогатый Шива изображен как повелитель зверей.
Пашупатская печать Мохенджо-Даро, около 1930 г. 2350-2000 гг до н.э
Возможно, однако, что Цернуннос является не только владыкой животных или владыкой охоты, но и богом границ и пограничных государств, подобно римскому Янусу. Наиболее ярким доказательством этого является промежуточное положение Цернунноса между миром людей и животных. Другое возможное подтверждение находим в сцене, изображенной в котле Гундеструп: олень с правой стороны Цернунноса может олицетворять живую природу, а собака и змея с левой — загробную жизнь (поскольку левая сторона считалась хтонической).
Олень и бык на стеле Реймса тоже в какой-то мере противоположны: первый символизирует диких животных, второй — домашних. Интересное наблюдение было сделано Дэвидом Фикетт-Уилбаром. Цернуннос: Глядя по-другому. Harvard Celtic Colloquium 23, 2003 (2009), 80-111: известные нам изображения Цернунна часто следуют типичной индоевропейской схеме, согласно которому «положительные» символы находятся справа от Цернунноса (т.е слева от зрителя), а «отрицательные» символы — слева (т.е справа от зрителя).
Например, на котле Гундеструп справа от Цернунноса изображен олень, а на стеле Реймского Аполлона. Слева от Цернунноса находятся собака со змеем и Меркурий, римский психопомп соответственно; последнее обстоятельство поддерживает гипотезу о том, что собака в котле Гундеструп связана с преисподней (с ней почти всегда ассоциируется змея).
Аналогично можно интерпретировать сцену в лионском кубке: рог изобилия в левой руке Цернунна наполнен земными дарами (е справа от зрителя). Например, на котле Гундеструп справа от Цернунноса изображен олень, а на стеле Реймского Аполлона. Слева от Цернунноса находятся собака со змеем и Меркурий, римский психопомп соответственно; последнее обстоятельство поддерживает гипотезу о том, что собака в котле Гундеструп связана с преисподней (с ней почти всегда ассоциируется змея).
Аналогично можно интерпретировать сцену в лионском кубке: рог изобилия в левой руке Цернунна наполнен земными дарами (е справа от зрителя). Например, на котле Гундеструп справа от Цернунноса изображен олень, а на стеле Реймского Аполлона. Слева от Цернунноса находятся собака со змеем и Меркурий, римский психопомп соответственно; последнее обстоятельство поддерживает гипотезу о том, что собака в котле Гундеструп связана с преисподней (с ней почти всегда ассоциируется змея).
Сцена с лионской чашей может быть истолкована аналогичным образом: рог изобилия в левой руке Цернунна наполнен дарами земли что собака в котле Гундеструп ассоциируется с преисподней (с ним почти всегда ассоциируется змея). Сцена с лионской чашей может быть истолкована аналогичным образом: рог изобилия в левой руке Цернунна наполнен дарами земли что собака в котле Гундеструп ассоциируется с преисподней (с ним почти всегда ассоциируется змея). Сцена с лионской чашей может быть истолкована аналогичным образом: рог изобилия в левой руке Цернунна наполнен дарами земли.
Кернунн и Херн
Первое упоминание о Херне (Герне), омерзительном рейнджере Виндзорского леса, содержится в произведении Шекспира «Виндзорские проказницы». В этой комедии Фальстаф, переодетый оленем, идет на свидание, но попадает в ловушку. Нет никаких оснований приравнивать Цернунноса к Херне:
- Оба названия «hern» и «Cernunnos» происходят от слова, означающего «рог». Но это не значит, что они идентичны.
- Херн стал атрибутировать рога только после того, как нашел изображение Цернуна на «Столбе рабочих верфи».3 Здесь автор допускает неточности, т.к. Столп корабельщиков был обнаружен в 18 веке, а в шекспировском «Веселых приятелях в Виндзоре», написанном в 1597 году, Херн уже изображен с «большими раздвоенными рогами». — Примечание стенограммы, и Цернуннос увенчан рогами на всех картинках.
- Цернуннос не охотник и не лидер Дикой Охоты. Он может быть Повелителем Зверей, но он не то же самое, что Повелитель Охоты. Он нигде не упоминается как бог охоты и не изображается охотником.
- С другой стороны, Херн определенно охотник. Его так прямо и называют «Охотник Херн», а Фиккет-Вилбар предполагает, что рога в его описаниях появились из-за ошибки с охотничьим рогом. Херн — лидер Дикой Охоты.
Также не стоит отождествлять «гиганта Серн-Эббаса» Цернунноса — по крайней мере, до тех пор, пока в том же районе не будут найдены артефакты с изображением рогатого бога. «Церн» и «Цернуннос» (Cernunnos) могут иметь общую этимологию, но это не означает, что Цернуннос связан с аббатством Серн или одноименным поселением. Также нет никакой связи между Херном и Серном Аббасом: Херн связан только с Виндзорским лесом.
Гигант Церн-Эббас. Геоглиф на склоне мелового холма у села Св. Эббас (Дорсет, Англия)