Лукан тогдашнего Цезаря галльским народам упоминает о тревирах, лигурах, «которые усмиряют страшной кровью жестокого Тевтата и грозного Эсуса в своих диких святилищах и Тараниде на алтарях не менее кровавых, чем у скифской Дианы» (Лукан. Фарс., I, 444-446).
В Бернской схоле Иисус назван Марсом, и ему приносятся в жертву люди, повешенные на дереве, а в других случаях Иисус почитается торговцами Меркурием.
Слово Esus известно в галльском языке. Встречается в таких личных именах, как Эсунертус, Эсумагиус, Эсумопас, Эсугенус. Одно из галльских племен называлось эсувий.
Толкование этого слова разное. Дом Мартин попытался соединить его с бретонским словом euzuz, «ужасный».
Другие думали об итальянском aisus, esus — бог и этрусском Erus, или латинском herus — «хозяин, господин», от ведического санскритского корня (h) eros — Эрос — Έρως — похожего на слово «харша» — harṣa (hṛṣ) — «возбуждение, восторг, трепетное мгновение восторга и радости, поднимающиеся волосы, шерсть, щетина».
Имя Эсус Вандри получил от esu — «хороший», древнегреческого er; или древнеиндийского Асура, хотя бернские схолии меньше всего производят впечатление, что Эсус — добрый бог. Также была попытка соединить это имя с индоевропейским корнем — eis, что примерно означает «энергия, страсть». (Фриз Ж. Келтише Религия. С. 48; Дюваль П.-М. Les dieux de la Gaule. С. 29.48)
Кельтские божества Эсус (Эз) и Тарвос Тригаранус — бык с тремя журавлями, изображенный на «Памятнике парижским перевозчикам» (I век н.э.). Мотив трех священных журавлей и быка также встречается в ирландской мифологии.
Однако все эти этимологии представляют собой лишь возможные варианты и не дают ясного представления о природе и функциях бога. Есть изображения Иисуса. На одном из барельефов, украшающих алтарь, воздвигнутый во времена Тиберия парижской коллегией наутов (отплывающей из Лютеции, главного города племени парижских) изображает бородатого мужчину в короткой тунике, размахивающего топором, чтобы рубить ветки деревьев.
Имя Иисуса выгравировано в верхней части барельефа. На рельефе рядом изображен бык с тремя журавлями, стоящими на спине и голове, вверху надпись Tarvos Trigaranus, что в переводе с галльского означает «Бык с тремя журавлями». 51. Святой бык с тремя журавлями, Тарвос Тригаранус. Алтарь Nautac Parisiaci (Париж, Франция; галло-римский период).
На двух других барельефах алтаря изображены Юпитер и Вулкан, имена которых также выгравированы вверху. Барельеф на алтаре, найденном в Треве, изображает безбородую фигуру, рубящую дерево. В листьях дерева можно различить голову быка и трех сидящих на ветвях журавлей (рис. 52). С. Рейнах сравнил оба алтаря и пришел к выводу, что Есус и Тарвос Тригаранус с парижского алтаря относятся к одной и той же сцене, тогда как рельеф алтаря Трига является укороченным воспроизведением мифа, изображенного на рельефах парижского алтаря 1710 г. (Доттин Г. Manuel pour servir k 1’etude de 1’Antiquite Celtique, стр. 235).
Котел из Гундеступа — Бог Иисус с двумя деревянными булавами, как у Геракла.
А. Дарбуа де Жюбенвиль высказал предположение, что этот миф принадлежал к старому фонду кельтской мифологии. Отголоски этого мифа можно услышать в двух эпизодах «Похищения быка Куалнге», центральной саги ольстерского сериала. В одном из таких эпизодов, Кухулин, ольстерский боец рубит деревья, чтобы задержать продвижение вражеской армии. В другом эпизоде фея Морриган, переодетая птицей, советует быку Донну бежать, предупреждая его о приближении Кухулина.
В свете этого предположения Иисуса можно сравнить с Кухулином, считающимся ирландским эквивалентом Геракла. Тогда Эсус был бы галльским аналогом Геракла, бога физической силы, подобно Донар-Тору в скандинавской мифологии.
Геракл — Ήρακλεος — ГЕРАКЛЕОС (др.-греч. Ἡρακλῆς; Ἡρα — Хер; κλῆς — Слава; рус. Герослав) или лат. Геракл (лат. Hercules), сокращенно: ГЕРКУЛЕС.
Начиная с кардинального значения корня hṛṣ в древнеиндийском как «съеденный», происходящего от праиндоевропейского этимона *ghers (*g’hers-) «съеденный», теоним «хорс» трактуется как божество плодородия.
Однако все исследователи сходятся во мнении, что на этот раз ирландская легенда не может свидетельствовать об изначальном значении мифа о дровосеке и быке с тремя журавлями.
Итак, для характеристики образа Иисуса нам остается лишь свидетельство Бернской схолы о принесении в жертву Иисусу людей, повешенных на деревьях, и изображения бога на алтарях Парижа и Трира. Что касается иконографии Иисуса, то вряд ли он изображен в простой работе дровосеком. Было бы ошибкой думать, что Иисус занимался лесозаготовками, или видеть в нем ремесленника, который снабжает парижских кораблестроителей стволами деревьев, необходимыми для постройки кораблей.
На алтаре из Парижа Иисус отсекает ветви дерева. Поскольку жертвы для него подвешивались к деревьям, можно сделать вывод, что бог изображен подготавливающим дерево для подвешивания жертв. Возможно, Иисусе, как Геракл рубит свою палицу из всего дерева.
На барельефе из Парижа Иисус изображен в окружении богов такого высокого ранга, как Юпитер и Вулкан. Бернская схолия сравнивает его с великими римскими богами. Вопрос только в том, кто такой Иисус — Марс или Меркурий? Поскольку наиболее отличительной чертой Иисуса является то, как приносятся жертвы в его честь, аналогия с Одином, жертвы которого также подвешивались на дереве, именно через Одина эта аналогия ведет к Меркурию.
У Эсуса есть и другие характеристики, похожие на Одина. Оба бога были божественными покровителями передвижения, движения и транспорта. Одного называли фермой или богом грузов. Он послал матросам хороший-добрый ветер. Будучи вовсе не богом силы, а богом хитрости и интриг, искусств и ремесел, Один был также покровителем кораблестроителей. Иисусу также поклонялись корабелы (как мы видели, парижский алтарь был заказан парижскими морскими пехотинцами), и приведенные выше характеристики Одина могут быть применены и к нему. Нельзя не заметить, что в таком виде он очень похож на Меркурия.
Заслуживает внимания, однако, и обратная этимология, предложенная Дж. Вандри — «хороший» бог. Правда, он также оговаривает, что к имени «Добрый Бог» следует относиться как к эвфемизму (от греческого ἐυφήμη — «слава»), то есть замене всего во всем. Де Врис также дает общую оценку сущности образа Иисуса:
«Сообщение об этих жертвоприношениях через повешение, — пишет он, — и образ на парижском алтаре в первую очередь наводит на мысль, что Эсус есть имя главного божества галлов и что его, скорее всего, сравнивают с Меркурием или с Северогерманский Один»