Горгулья и Химера практически одинаковы, поэтому их путают. Давайте разберемся в мифологии, в чем между ними разница.
Химера у древних греков
В греческой мифологии химера — чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. По легенде ее отцом является могущественный великан Тифон, олицетворяющий огненные силы земли. Мать Химеры – Ехидна, красивая женщина со змеиным телом и диким характером, увлекла путешественников. Согласно Гомеру, чудовище воскресили не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар. Цербера, трехглавого пса, охраняющего вход в Аид, царство мертвых, называют братом Химеры. Есть еще один брат — Орт, двуглавый пес, пасущий табуны.
Химера впервые упоминается в «Илиаде», где подробно описывается появление дышащего ртом чудовища. Такой — с головой льва, телом козла и хвостом змеи — описан Гомером. Упоминается он и в «Теогонии» — одном из первых мифологических источников Греции, авторе Гесиода, греческого поэта.
Автор описывает Химеру как трехголовое существо. Впереди туловища, вокруг шеи львиная голова. В центре спины изображена коза. На хвосте змея. Именно так она изображена на знаменитой скульптуре из Ареццо, построенной в V веке до н.э.
Боги предсказали, что герой победит Химеру, жившую в Ликии. Победителем стал Беллерофонт или Гиппопотам — оба имени принадлежат к одним и тем же древнегреческим мифам. Археологи нашли сосуды с изображениями этой битвы. Химеру убили длинным копьем, а вместо обычного коня воин сел на пегаса, подаренного Афиной. Другие изображения указывают на то, что чудовище было убито стрелой, выпущенной из лука.
Существуют современные и древние рационалистические интерпретации древнегреческих мифов. По одной из этих версий, Пегас — корабль героя, Химера — название бухты, где жили лев и дракон, а также своего рода аллегория. Плутарх писал, что Химера — коварная женщина, а лев и дракон — ее братья, и герою мифов приходилось с ними сражаться. Поскольку случай произошел в старшей школе, змеиный хвост или одна из голов объясняется тем, что в этом районе водятся змеи.
Беллерофонт побеждает Химеру — древнегреческие мифы.
Другая легенда гласит, что он участвовал в морском сражении с пиратом, со львом на носу, драконом на корме и змеей в центре. Имя пирата было Химар, что соответствует имени монстра. Ряд легенд меняет части тела козла на дракона.
Другая теория: в Ликии был вулкан под названием Химера. На базе было много змей. Рядом были луга и пастбища для коз, а на вершинах гор водились львы. Возможно, Химера — это название области, которая отличает все эти факторы. А между горами Краг и Антикраг было ущелье Химера. Сейчас это место находится между городами Фетхие и Калкан — они принадлежат территории Турции.
Плиний Старший считал, что Химерой была гора Янарташ, которая находится недалеко от селения Чирали. Вот как он описал это в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный городок в Турции. В этом районе природный газ добывается из-под земли в таких количествах, которых достаточно для сжигания.
Легенды о Химере легли в основу средневековых мифов и бестиариев. Мы слышали отголоски верований. В средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптуры украшали здания соборов и церквей, а также дворцов и других богатых сооружений. Монстра путают с горгульями, но это неправильно.
Разница между чудовищами
Скульптурные химеры и горгульи характерны для готики, архитектурного стиля 13 века во Франции. Из греческих мифов оно проникло в сознание этих священнослужителей и архитекторов. Затем она стала персонажем бестиариев, трактатов о нечистой силе и подобных литературных произведений Средневековья. Были забыты основные черты внешности греческого чудовища, а главной чертой стали части тела различных животных – любых.
Горгулья — упоминается со времен Средневековья. Картин много, а все остальное зависело от фантазии скульптора. Но есть и общие черты — тоже причудливое существо с частями тела от всевозможных животных, представителей нечисти и людей. Химера и горгулья — существа из камня, а не из плоти и крови, часто с крыльями.
Название происходит от звука, который человек издает, смывая или глотая жидкость. Этот звук также издает каменный монстр, когда идет дождь и струя воды течет по его горлу. Горгульи были задуманы как способ обставить водостоки церквей и дворцов, а позже — и украсить последние. В средневековых городах горгульи прижились и хорошо сохранились до наших дней. А среди современных архитекторов и дизайнеров они остаются популярным элементом внутреннего оформления зданий.
Основное отличие Горгульи от Химеры в том, что первая представляет собой способ оформления или украшения отливов, а вторая представляет собой скульптурное изображение монстра без каких-либо дополнительных функций. Когда речь идет о творчестве из средневековых легенд, эти два слова являются синонимами.
Но обратимся к христианским храмам, которые были украшены чудовищами из чуждых верующему в Средние века легенд. Храмы были украшены изображениями чудовищ и вполне реалистичны, поскольку символизировали пороки людей. Они являются воплощением страстей и грехов, от которых должны были избавиться прихожане.
Таким образом показано, что злые духи бегут от святого места — все скульптуры были отвернуты от церкви, как будто пытались наступить им на пятки. В архитектуре они также символизировали, что дьявол не создает новую форму жизни. В нем сочетается все, что создал Бог. Гротескные монстры были установлены рядом с фигурами мыслителей в качестве основания того, что глупо игнорировать силу дьявольского разума.
Легенды о Горгульях и Химерах
Согласно христианским преданиям, чудовища не являются порождением зла, а наоборот. Существует поверье, что когда зло попытается проникнуть в стены храма, украшенного такой резьбой и водостоками, каменная резьба оживет и нападет на представителя нечистой силы. Также они служат индикаторами присутствия в городе темных сил. В старину верили — когда горгульи на стенах храма начинают рычать, значит, в городе есть враг.
Нотр-Дам.
Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали в крепостях и ратушах, усадьбах и дворцах. Состоятельные горожане могли позволить себе такую работу скульптора. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и воров, козней. Они ожили и защитили своих владельцев и имущество, а убить каменных существ сложно.
Согласно легенде, отдельные скульптуры и водоотводы от церковных стен не всегда были каменными. О св. Собор Святого Вита в Праге – легенда. Он говорит, что сотни существ в соборе когда-то были людьми. Превратился в камень после проклятия ведьмы. И да, пражские химеры и горгульи больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Это идея архитектора — показать верующим, что они должны бояться зла в человеческом обличии.
Каменную химеру и горгулий можно считать одним существом, происходящим из древнегреческих мифов. Отличием скульптурных изображений является наличие или отсутствие водосточной функции крыши — название «Горгулья» происходит от сходства со звуком при глотании воды.