Гераклит — один из самых ранних древнегреческих философов, отец и основатель научной диалектики — считал, что все в мире находится в постоянном движении и что в результате противоположности притягиваются.
Сведения о жизни ученого крайне скудны, он не любил говорить о себе и излагать свои выводы в завуалированной, непонятной форме. За это, а также за то, что он был крайне меланхоличен и ипохондричен, современники называли его «Мрачным».
Что известно о биографии философа?
Считается, что Гераклит родился в Эфесе, Турция. Считается, что он родился в середине шестого века до н.э., примерно между 544 и 541 г. Такие выводы основаны на том, что ко времени 69-й Олимпиады Гераклит достиг возраста полного расцвета — «акме», т.е. около 40 лет.
Он был высокого происхождения, то есть принадлежал к династии «басилеев», то есть его предки занимали в обществе положение и правителя, и священника. Именно его непосредственный предок основал город Эфес, а представители последующих поколений управляли городом и руководили процессом.
Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу своего брата, поселился в храме Артемиды и стал размышлять и рассуждать.
Кстати, известный в мире как одно из чудес света, храм сгорел в 356 году до нашей эры. Герострат, который хотел добиться вечной славы и памяти для потомков.
Диалектика в понимании Гераклита
Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий нас мир состоит из четырех элементов, важнейшим из которых является огонь. В учении Гераклита логос — огонь — занимает особое место. Огонь — это начало и конец существования, он воспламеняется или гаснет по мере необходимости. В результате всех стихийных бедствий огонь разгорается по всему миру, уничтожая все живое на земле, а также в космосе, но только в очищенном пространстве зарождается новая жизнь.
Именно этому философу выпала честь использовать слово КОСМОС в его современном значении — Галактика, Вселенная.
В основе диалектики Гераклита лежит постоянная взаимосвязь всех вещей в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная, непрерывная изменчивость мира.
Мир постоянен и вечен, но в то же время борьба всех стихий — огня и воды, земли и воздуха — вечно меняется. Именно Гераклит сказал, что все течет, все меняется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Противоположности одновременно отталкиваются и борются, но и объединяются: день сменяется ночью, жизнь — смертью, добро и зло циклически сменяют друг друга в вихре человеческой жизни. Но у этого непрекращающегося цикла есть предел, ритм и темп.
Главной силой, управляющей судьбой земли и людей, является некий вселенский разум, высшая сила и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию «ценностью ценности» и отождествлял ее с Логосом — огнем.
Он также считал, что органы чувств постоянно обманывают нас: то, что кажется неподвижным и статичным, незаметно для глаза меняется и находится в постоянном движении.
Душа в учении Гераклита
Вечно меланхоличный и ипохондричный Гераклит сокрушался по поводу поведения своих сограждан, упрекая их в неумении правильно распорядиться своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище — «Плакальщик».
Его мучила бессильная ярость на глупость и невежество людей, их нежелание изменить и разнообразить свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества философ считал тех, кто отказывается думать и узнавать что-то новое, кто предпочитает богатства земли богатствам души и знаниям.
Он также верил, что природа — лучший учитель человека и что каждый может учиться и совершенствоваться, приложив немного усилий.
Очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его словам, души невежд состоят из водяного пара, получают свой влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому они не имеют собственного мнения и легко поддаются внешнему влиянию. Души посредственных и глупых людей состоят из воды, и чем больше воды, тем больше в человеке отрицательных качеств, в то время как души благородных и добрых людей сухие, тождественны Логосу — огню и могут излучать свет изнутри.
Взгляды на политику и религию
По поводу общественного устройства у Гераклита было свое особое мнение: он не поддерживал ни демократию, ни тиранию. Он считал человеческую толпу иррациональной и подверженной влиянию, поэтому ей следует позволить управлять государством и общественной жизнью.
Видя в людях невежественных зверей, не желающих улучшать свою жизнь и приобретать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук людей, если живут с ними, но становятся дикими, когда им дают свободу, которой они жаждут.
Существует легенда, что когда эфесяне попросили Гераклита составить свод справедливых законов, он отказался, сказав, что жить неправильно, потому что иначе жить невозможно. Он также отказал жителям Афин и даже персидскому царю Дарию, не желая покидать свою родину и своих сограждан, большинство из которых он презирал.
Гераклит также считал, что мир был создан не богами, а стихиями, главной из которых был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, а во главе жизни ставил природу. Философ верил, что ему открылась единственно верная истина, что он достиг просветления в огне и преодолел свои несовершенства.
Гераклит был убежден в собственной уникальности и верил, что его имя будет жить вечно, пока существует человечество, благодаря его учению о Логосе и душе.
Самое известное учение Гераклита
Одним из учений Гераклита, дошедших до наших дней, является его трактат «О природе вещей». Она не сохранилась полностью, но около двухсот цитат из нее были найдены в работах Плутарха, Диогена, Дионисия, Платона и Аристотеля. Эта работа содержала три больших раздела: первый — о строении Вселенной, второй — о системе правления и ее организации, третий — о Боге и душе.
Как уже говорилось ранее, для Гераклита было характерно выражаться аллегорически, излагать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для его современников. Поэтому мы не всегда понимаем глубокий смысл его умозаключений.
Уход от общества и смерть
Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и стал вести жизнь отшельника. Он не выходил в город, а жил тем, что давала ему природа. Он питался только травой и кореньями. Говорят, что он умер от водянки, потому что покрыл себя толстым слоем навоза в тщетной надежде, что жар от него выпустит лишнюю влагу из его тела и наделит его огненным здоровьем.
Такое поведение философа рассматривается некоторыми учеными как свидетельство его увлечения зороастризмом, с которым он был хорошо знаком.
Точная дата его смерти неизвестна, но ученые склоняются к приблизительной дате около 484-481 гг. до н.э.
При жизни у Гераклита почти не было учеников; одним из его знаменитых последователей был Кратил. В «Диалогах» Платона он выступает как отрицатель всех существующих философских доктрин и утверждает, что ничто в природе не является определенным и исследованным.
Идеи Гераклита были близки идеям стоиков (Сократа, Диогена и других). История сохранила для нас образ Гераклита — мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.
Ученые осуждали некоторые высказывания философа, описывая его как пессимиста, который сетовал на быстротечность жизни и неспособность использовать ее с пользой.
Современники наделили философа ярлыками — «плачущий», «мрачный», «угрюмый».
Но многие древние философы относились к нему с искренним уважением и почтением. Аристотель, например, в небольшом наброске изображает Гераклита совсем не таким, каким его привыкли видеть современники.
Иностранные путешественники хотели увидеть великого философа и подходили к его жилищу, но останавливались на пороге, пораженные бедностью жилища и потрепанным одеянием человека, который в лохмотьях грел свое тело у очага.
«Входите, не бойтесь, ибо даже в бедном жилище обитают боги». — Гераклит сказал им. Философ всегда говорил непонятно, давая людям возможность думать самостоятельно. Таким образом, понятие LOGO — это не только огонь, но и СЛОВО, РЕЧЬ, ОТЧЕТ, КОЛЛЕКЦИЯ, ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.
Возможно, философ хотел донести до потомков, что Логос — это то самое, что позволяет объединить разрозненные части в целое.