Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории человечества была религия. Точнее говоря, различные религии существовали на протяжении тысячелетий, сменяя и вытесняя друг друга. Но сегодня мы поговорим не о религиях, а о пантеизме — религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить веру в сверхъестественную сущность природы, примирив ее с современными научными взглядами на устройство Вселенной.
Что такое пантеизм?
Пантеизм — это философская доктрина, которая связывает или отождествляет Бога со Вселенной. Сторонники этой концепции предполагают, что не существует такой вещи, как индивидуальный Бог или некий высший разум. Вместо этого они считают, что сама Вселенная имеет божественную сущность. То есть пантеизм не отрицает в корне существование Бога, но ставит под сомнение саму природу верховного божества, приписываемого ему традиционными монотеистическими религиями.
Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Оно образовано от слов παν (pan — все, все) и θεός (theos — божество). Таким образом, смысл этого мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Все есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеизма, Вселенная (Мироздание, Целое) — это основа всего, священная и, возможно, разумная субстанция.
Пантеизм противопоставляется теизму — религиозно-философской доктрине, которая предполагает существование единого творца-Бога. В теизме Бог продолжает существовать в мире после сотворения, в основном в созерцании, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. Пантеизм отрицает антропоцентризм (согласно которому человек является центром Вселенной).
Термин «пантеизм» был придуман ирландским писателем Джоном Толандом, который впервые использовал слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в истинном изложении пантеизма». Однако как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формы включают многочисленные религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).
Основные идеи пантеизма
Суть пантеизма в том, что он отвечает на вопрос, как соотносятся между собой Бог и Вселенная, объединяя или отождествляя эти понятия. Но это поднимает другие вопросы. Например, необходимо понять, как вечность, бесконечность и неизменность Бога связаны с атрибутами конечного и постоянно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к решению этой проблемы. Давайте рассмотрим некоторые из них.
- Абсолютистский монистический пантеизм. Эта школа мысли приравнивает Бога и Вселенную, наделяя Вселенную такими свойствами, как постоянство и вечность. Эта концепция объясняет изменчивую реальность иллюзорной природой мира.
- Гегелевский абсолютистский пантеизм. Это течение предлагает противоположное решение проблемы: Бог наделен способностью к развитию, и его развитие проявляется в изменчивости мира.
- Имманентный пантеизм. Это течение рассматривает Бога как часть мира — источник законов, по которым существует Вселенная, или силу, управляющую ее постоянным движением. Здесь описанный выше парадокс разрешается тем, что мир меняется, но сами законы остаются неизменными.
- Эманационный пантеизм. В этом течении мир рассматривается как эманация божественной сущности. Эта концепция неявно включает в себя дуализм (поскольку Бог отделен от Вселенной), поэтому она не является пантеизмом в чистом виде.
Стоит отметить, что многие направления пантеизма сводятся либо к тому, что Бог является частью Вселенной (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Вселенная является частью Бога или формой существования Бога (такие формы тяготеют к объективному идеализму).
Формы пантеизма
В современной философии выделяют четыре основные формы пантеизма:
- Теономистический. Существует вечная и постоянная божественная субстанция, которая обуславливает существование мира.
- Физиогномика. Первозданная и божественная сущность заключена в природе, которая является верховным божеством (в рамках этой формы пантеизма существование Бога зависит от природы).
- Трансцендентальный (мистический). Мир является частью Бога или находится в Боге (но не наоборот).
- Имманентный-трансцендентный. Бог открывает себя через предметы материального мира.
Все эти формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Вселенной существует определенная связь или тождество. В этой концепции человек вообще не рассматривается, так как он является лишь одним из многих объектов, существующих в природе и подчиняющихся ее законам.
Известные сторонники идей пантеизма
Идея божественности природы нашла отражение в трудах многих философов и ученых. В частности, теоретическим исследованиям в этой области было посвящено множество работ таких известных ученых, как Джордано Бруно, Николай Куза и Парацельс. Давайте рассмотрим их подробнее.
Джордано Бруно (1548 – 1600)
Существует распространенное заблуждение, что Джордано Бруно был казнен за проповедь гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и внес большой вклад в ее развитие. Однако в сохранившемся свидетельстве о смерти об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила Бруно к сожжению за его еретические взгляды, в частности за его пантеистические идеи.
Бруно был доминиканским монахом, который прожил свою жизнь в поисках ответов на вечные вопросы. Он не отрицал существование Бога, но со временем пришел к убеждению, что Бог и Вселенная едины. Вселенная бесконечна и непорочна в силу своей божественной сущности. Внутри него находятся постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и ее непрерывное движение.
Николай Кузанский (1401 – 1464)
Николай Куза (настоящее имя Кребс) считается величайшим немецким мыслителем XV века. Он был церковным и политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму сумел стать кардиналом католической церкви и ближайшим советником Папы Пия II.
Большинство его работ были посвящены взаимоотношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался идеи, что Творец и Его творение едины. Один из самых известных тезисов Николая Кузы заключается в том, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.
Парацельс (1493 – 1541)
Парацельс был немецким философом и врачом, которого считают одним из основателей современной науки. Он рассматривал природу, все элементы и живые организмы как сущности божественного происхождения. Он также рассматривал человека как неотъемлемую часть этого существа и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет связь с природой.
История развития пантеизма
Многие идеи пантеизма зародились у древнегреческих философов, но это были далеко не полностью разработанные концепции. Первые вдумчивые размышления на эту тему можно найти у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Куза), которые пытались объяснить природу Бога и мира (большинство из них не придерживались непосредственно идеи пантеизма).
Расцвет пантеизма пришелся на эпоху Нового времени. Среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал эту концепцию, но и внес значительный вклад в ее развитие. В XVII веке самым выдающимся ее сторонником был голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, считается сегодня классической формой этой доктрины (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).
В восемнадцатом и девятнадцатом веках доктрина получила дальнейшее развитие под влиянием популяризации немецкого идеализма Фихте, Шеллингом и Гегелем и желания разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.
К концу 19 века пантеизм стал настолько популярным, что папа Пий IX включил его в Syllabus Errorum (список учений, осуждаемых католической церковью). Интересно, что среди сторонников этой доктрины в этот период были такие выдающиеся личности, как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.
В 21 веке пантеизм по-прежнему является очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы публикуют прекрасные статьи на эту тему, а иногда даже посвящают ей целые номера.
Критика пантеизма
Поскольку пантеизм является религиозно-философской концепцией, популярной в Европе, основным источником критики, направленной на него, всегда была католическая церковь. В частности, с точки зрения католицизма (и христианства в целом), фундаментальной ошибкой пантеизма является его отказ от диалога и построения отношений с Богом. Если Бога как личности не существует, то человек остается один на один со своими проблемами, потому что к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.
Более того, многие критики отмечают, что пантеизм очень похож на идолопоклонство в том смысле, что он утверждает, что божественная сущность вселенной присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь можно увидеть язычество, то есть стремление человека стать подобным Богу, что в христианском понимании не лучше идолопоклонства.
Заключение
Пантеизм — это доктрина, признающая существование божественного существа во Вселенной. Ее главная особенность в том, что в отличие от классических религий она хорошо сочетается с современной философией и даже наукой. В то же время она не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в каждом ее проявлении и даже в самих себе или своих собственных творениях.