Но знаете ли вы, что слово «канон» настолько исторически укоренилось, что даже признанные мастодонты лингвистики затрудняются назвать его возраст?
Однако мы можем ограничиться лишь тем, что этот термин имеет многовековую и очень интересную историю.
Канон — это…
Его происхождение связано с западносемитским «qānoeh/ḳānu», означающим «тростник» или «камыш». Идея заключается в том, что финикийские строители использовали в качестве меры длины легкий тростниковый шест, который не деформировался и не усыхал и, таким образом, обеспечивал максимальную (на тот момент) точность измерения.
Напомним, что западно-семитские народы, населявшие часть Палестины и Сирии, жили там за 4 000 лет до Христа! Позже термин «κανών» вошел в лексикон древних греков, а также в качестве стандарта для измерения длины.
Однако сегодня каждый словарь неизменно ассоциирует слово «канон» с несколько обобщенными терминами «стандарт», «норма», «образец» — таково его непосредственное значение.
То есть, канон — это общепринятое правило, установленная мера соответствия заданным стандартам. В то же время понятие канонов как совокупности норм используется достаточно широко — в искусстве, науке, религии, общественной жизни.
Некоторые возникли в ходе адаптации к требованиям эпохи — такую этимологию (историю происхождения) можно найти, в частности, в основанных на математике инструкциях по построению человеческой фигуры в эпоху Возрождения.
Другие основывались на религиозных нормах — «Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон» (Ветхий и Новый Заветы). Существуют также научные каноны, которые характеризуются четко регламентированной структурой — например, методологические принципы, требования к научной работе.
Церковные каноны: от отправления служб до уклада жизни
Стоит отметить, что именно в религиозной сфере, где каноны составляют основу не только богослужения и иерархии, но и жизни христианского общества в целом, это определение становится наиболее многогранным.
Православное слово «канон» может иметь несколько значений:
- Норма бытия, к которой должен стремиться каждый человек;
- Жанр литургических текстов, охватывающий различные формы церковной поэзии — традиционно каноны читаются на похоронах, при подготовке к причастию и на вечерних службах;
- список духовенства в епархии — те, кто включен в этот список, называются канониками.
Широта значения канона также связана с литургической практикой. В церковной гимнографии канон считается основным произведением, которое представляет праздник или конкретного святого.
Такой канон не следует путать с акафистом — жанры схожи тем, что прославляют Господа, Богородицу, святых и праздники. Разница в том, что акафист всегда начинается с «Аве» и славословия в дополнение к перечисленным выше новозаветным традициям.
Другое разговорное значение церковного канона — канонизация, когда особо праведные верующие после смерти канонизируются как святые путем обнародования акта высшей церковной власти.
Существует еще несколько видов церковных канонов, но мы упомянем только основные из них:
- Административные — они регулируют административные процедуры и управление Церковью;
- Дисциплинарные, которые представляют собой общеобязательные правила, регулирующие поведение духовенства, поведение верующих в церкви и их жизнь вне церкви;
- Догматические — содержат осуждение всех ересей и призваны защитить от них мирян.
Почему в Церкви так много канонов, в чем необходимость? Можно сказать, что есть актуальность: в каком бы обществе (или общине) человек ни оказался, он в любом случае должен соответствовать тем нормам и правилам поведения, которые приняты в этом обществе.
Необходимость канонов в церкви понятна и оправдана так же, как и необходимость законов в государстве.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для развития искусства. Так же, как она формировала свои каноны. Появление норм и правил в искусстве связано с возникновением первых цивилизаций.
Например, в древнеегипетской скульптуре использовался модульный принцип — канон для пропорций человеческого тела. А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармонию положения объектов, видимых двумя глазами, и изобрели «принцип золотого деления», который стал одним из первых канонов красоты.
Во времена Темных веков каноны в области искусства были установлены в строго религиозных рамках. Например, художнику часто отводилась лишь техническая функция, в то время как «изобретение» иконических образов было задачей церкви. И только с началом «светского ренессанса» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI веке появляется особая музыкальная форма, канон, которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется лишь три века спустя, в эпоху Просвещения.
И тем более удивительно, что всего несколько десятилетий спустя, в разгар эпохи постмодерна, художники разрушают все прежние нормы, устанавливая господство смысла над формой.
Общественные каноны
Канон как направление общественной мысли в первую очередь связан с влиянием вездесущей религии, которая незаметно проникает в светскую жизнь и тайно внедряет свои догмы практически во все нецерковные сферы.
Хотя существует представление о каноническом праве как о системе норм, содержащихся в обязательном церковном законодательстве, Церковь сегодня достаточно мудра, чтобы отказаться от канонического формализма.
Возможно, основой такой «верности» была идея о том, что поскольку каждый человек индивидуален, общение с духовником должно играть важную роль в его духовном мире. Именно он, основываясь на канонических принципах и зная человека, может направлять его, удерживать от греха и укреплять в вере.
Что ж, в этом не меньше смысла, чем в том, что понятие социального канона подразумевает набор правил, установленных государством: нормы права и определенный сценарий социальной жизни — нормы морали.
Заключение
Хотя понятие канона многогранно и имеет множество производных значений, его суть имеет только два вектора значения.
- С одной стороны, канон — это некий идеал, носитель традиций, которые содержат опыт человечества в целом и опыт конкретного народа.
- С другой стороны, это набор стереотипных правил, которые могут не меняться веками и часто становятся препятствием для развития культуры.