Богини чего Мойры

Содержание
  1. Мойры, общие сведения
  2. Советники и помощницы высших богов
  3. Покровительницы времён года и смены сезонов
  4. Богини рождения
  5. I. Рождение Аполлона
  6. II. Рождение Артемиды
  7. III. Рождение Афины
  8. IV. Рождение Эриний
  9. V. Зарождение Олимпийских игр
  10. VI. Передача Гелиосу острова Родос
  11. VII. Посейдон и остров Кос
  12. VIII. Святилище Эвменид в Афинах
  13. Наделяющие судьбой в момент рождения
  14. Рождение Мелеагра
  15. Рождение Геракла
  16. «Прядильщицы» судеб
  17. Богини, распределяющие удачу
  18. Оракулы
  19. Богини смерти
  20. Богини подземного мира
  21. Карающие за убийства и самоубийства
  22. Изменяющие судьбу
  23. I. Воскрешение Пелопа
  24. II. Освобождение от смерти Адмета
  25. III. Возвращение Эвридики
  26. IV. Посещение живыми мира мёртвых
  27. V. Освобождение Хирона от бессмертия
  28. Божества посмертного апофеоза или метаморфоз
  29. I. Апофеоз Гиацинта
  30. II. Метаморфоза Ампелоса
  31. Богини-изобретательницы алфавита
  32. Мойры и Зевс
  33. I. Зевс управляющий (Мойрагет)
  34. II. Зевс подчиняющийся
  35. III. Брачные союзы Зевса
  36. IV. Законы небесного Олимпа
  37. V. Защита власти Зевса
  38. Другие богини, управлявшие судьбой
  39. Атрибуты
  40. Образы богинь в греческой мифологии

Гесиод. Теогония. 901-906. (Источник: Эллинистические поэты VIII-III вв. до н.э. / Перевод В. В. Вересаев. — М.: Ладомир, 1999 — С. 48) (греческий эпос VIII-VII вв. до н.э.):

«Зевс женился на блистательной Фемиде.

И она родила Ор, Евномию, Дику, Ирену.

(Они защищают пышные поля жителей земли),

А также Муар, наиболее почитаемый мудрым Кронидом.

Их три: Клофо, Лахезис и Атропос. Смертным.

Смертным они посылают как хорошие, так и плохие вещи».

Платон. Государство. Книга десятая. 617c-617d / Пер. с англ. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Платон: Собрание сочинений в 4-х т.: Т.III / Под ред. А.Ф.Лосева и др; Предисловие А.Ф.Лосева; Примечания А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреческого — М.: Мысль, 1994 г. — С. 416) (греческий философ IV века до н.э.):

«…Мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клото и Атропос; они во всем белом, с венками на головах. В гармонии с голосами сирен Лахесис поет о прошлом, Клото — о настоящем, а Атропос — о будущем. Время от времени Клото касается правой рукой внешнего обода веретена, помогая его вращению, в то время как Атропос делает то же самое с внутренними кругами левой рукой, а Лахесис поочередно касается обеих рук».

Прочитайте описание Мойры в кавычках >>.

Мойры, общие сведения

Советники и помощницы высших богов

Богини удачи оставались в тени, пока боги боролись за их интересы. Но в решающие моменты они оказывали неоценимую помощь в восстановлении равновесия в мире.

  1. Война с титанами (Титаномахия). Когда Зевс восстал против титана Кроноса, своего отца, началась битва между божествами второго и третьего поколения. Война за мировую власть продолжалась десять лет. Гея-Земля родила страшное чудовище Офиотавра, быка со змеиным хвостом, но океанида Стикс сумела его обезвредить. По совету Мойры, монстра заперли в темноте за тройной стеной, где никто не мог получить к нему доступ. Богини судьбы предсказали Стиксу: тот, кто принесет в жертву недра быка, сможет победить Зевса.

Благодаря этому предупреждению правитель Олимпа был спасен. Когда гекантохейр Бриарей попытался украсть жертвенные внутренности, Зевс послал коршуна, чтобы помешать ему. Затем он поместил птицу-спасителя в небо в виде созвездия. Считается, что Офиотавр символизирует зодиакального Тельца.

  1. Война с гигантами (гигантомахия). Богам пришлось отвоевывать право на власть у других отпрысков Геи. Гиганты произошли от крови Ураноса, рассеянной Кроносом. В одной битве Мойра убила двоих из них, Агриуса и Тифона, нанеся им несколько ударов бронзовой булавой.
  2. Сражение с Тифоном. После победы над гигантами Гея в ярости породила еще более дикое чудовище, получеловека-полудракона невероятной силы. Сам Зевс с трудом отражал его натиск. Он довел Тифона до горного района Нисса в Ливии, где Мойра обманом заставила его отказаться от своих сил, накормив его изнуряющими фруктами.

Пророчество о сыне Фетиды. Морская нимфа, дочь старшего бога Нерея, очень нравилась Зевсу. Однако Мойрас предупредил, что от их союза с небесным богом Фетисом у нее родится сын, более могущественный, чем ее отец. Опасаясь за свой трон и жизнь, Зевс отвернулся от нимфы, после чего она вышла замуж за смертного Пелея. Фаэтон рождает Ахилла, героя, который действительно могущественнее Зевса, но, не обладая даром бессмертия, погибает от рук Париса в Троянской войне.

  1. Падение Фаэтона. Богини судьбы предвидели бедствие, вызванное сыном Гелиоса Фаэтоном. Юноша позаимствовал у своего отца солнечную колесницу, запряженную огненными копытами, и, не удержавшись на ней, ударился о землю, испепелив по пути все живое. Если бы Зевс не сбил Фаэтона с ног вспышкой молнии, разрушений было бы гораздо больше.

Покровительницы времён года и смены сезонов

В сферу влияния сестер также входили природные явления, а также олицетворяющие их божества:

I. Мойра скрепила брак Зевса и Фемиды. Из него родились богини времен года, оракулы.

II. Сестры также следили за своевременным возвращением Персефоны на землю в начале весны и ее уходом в страну теней осенью. Они также убедили Деметру не гневаться из-за похищения ее дочери Аидом, тем самым восстановив плодородие земли.

Богини рождения

Триада сестер не часто встречается в греческой мифологии. Однако они всегда присутствовали при рождении олимпийцев, чтобы объявить об их функциях и привилегиях. В некоторых случаях сестры одаривали божественных младенцев землей для строительства святынь и дальнейшего покровительства.

I. Рождение Аполлона

Мавры видели рождение Аполлона и подтвердили его божественное происхождение. Мать олимпийцев, титанесса Лето, страдала девять дней и ночей, потому что богиня легких родов Илифия не была рядом с ней. Мероприятие проходило на плавучем острове Делос, недалеко от Миконоса.

II. Рождение Артемиды

Сестра-близнец Аполлона появилась на свет первой, что не вызвало у ее матери беспокойства во время родов. Кроме того, она помогла Лето прервать беременность во второй раз, заменив Илитию. В гимне поэта Каллимаха упоминается, что Лахесис было поручено помогать Артемиде при родах. После этого акушерство стало одной из главных функций богини-главы, наряду с покровительством браку и защитой невинности.

III. Рождение Афины

Мойры предсказали Зевсу неприятности из-за сына, рожденного в браке с Метисом. Затем громовержец проглотил будущую мать с детьми в ее чреве. Однако Афина, одна из дочерей Метиса, вырубила своего отца. В отличие от обычных младенцев, богиня родилась взрослой и в полном боевом облачении, и вместо того, чтобы плакать, она издала боевой клич. Присутствовавшая при этом Клото предсказала Афине вечную девственность и отсутствие детей.

IV. Рождение Эриний

Безжалостные богини мести родились с первым преступлением — расчленением Ураноса его сыном Кроносом. Капли крови на земле превращаются в ужасных трех сестер Эринии. В трагедии Эсхила «Эвриманиды», посвященной мученичеству, богини возмездия комментируют свою функцию следующим образом: «Безжалостная Мойра Судьба обрекла нас на эту службу. Мы охотимся за теми, кто осмелился совершить отчаянный акт убийства, пока они не окажутся в преступном мире. Но даже там они не найдут покоя. Такова наша судьба, но бессмертные боги могут остановить нас.

Так случилось с Орестом, царем Микен, который убил свою мать Клитеместру, чтобы отомстить за отца. Афина оправдала его поступок в суде, успокоив гнев Эринии. После того как в Аттике стали поклоняться богиням мести, они научились проявлять милосердие, и в этой ипостаси их стали называть эвменидами.

V. Зарождение Олимпийских игр

Согласно греческой мифологии, первые атлетические соревнования в Олимпии были основаны Гераклом, то ли легендарным героем, то ли его заклятым врагом. Игры были посвящены Зевсу и являлись частью религиозных праздников. На церемонии открытия присутствовали Мойра и Хронос, единственные судьи, чей вердикт считался истинным и неизменным.

VI. Передача Гелиосу острова Родос

Солнечный бог Гелиос был покровителем Родоса. Вход в местную гавань был украшен в его честь гигантской статуей маяка. По одной из версий, Зевс и Мойры подарили Гелиосу остров, потому что он не мог построить святилище в другом месте. По другой версии, солнечный бог, как говорят, лично поднял Родоса из морской пучины.

VII. Посейдон и остров Кос

Посейдон, владыка морей, безуспешно пытался отнять Родос у Гелиоса. Затем Мойрас дарит ему остров Кос в Эгейском море.

VIII. Святилище Эвменид в Афинах

Мудрая Афина-Паллада пожелала умилостивить грозных Эриний и основала для них святилище в своем родном городе близ Акрополя. Она призывала жителей Аттики поклоняться богиням мести и жить с ними в мире. На открытии святилища присутствовали сестры Мойра и Зевс.

Наделяющие судьбой в момент рождения

Через три ночи после рождения ребенка Мойра была вызвана, чтобы определить его жизненный путь. В более поздних трудах Гесихия Александрийского указывается седьмой день, когда семья решала, принимать ли ребенка в семью и давать ли ему имя. Поскольку это были новорожденные дети, сестер сопровождала богиня Илития, покровительница молодых матерей.

Рождение Мелеагра

Матери этолийского героя Мелеагра, Алтее, было предсказано, что ее сын умрет, как только прогорит кирпич в очаге. Она потушила огонь и спрятала роковое полено в сундук. Однако Мелеагр умер, как и обещал Мойрас — его мать, разгневанная тем, что он убил ее семью, достала огненный жезл и сожгла его.

Рождение Геракла

Ревнивая Гера послала Мойру и богиню Илифию отложить рождение Персеиды Алкмены. Царевна должна была родить Геракла, зачатого от Зевса, великого героя. Пока Алкмена страдала, не в силах родить, ее служанка Галиантис обманула божественную стражу и сообщила им, что роды уже состоялись. Как только посланцы Геры ушли, Геракл вышел из чрева матери.

«Прядильщицы» судеб

Гомер в «Илиаде» впервые упоминает Мойру, прядущую нити человеческой жизни. Но он описал только одну неумолимую силу судьбы — Айсу. Атрибутом этой хтонической богини было веретено, которое она заводила с рождением и вращала до самой смерти. В «Одиссее» Гомер уже говорит о Клото, которая сопровождала Айсу, или о нескольких безымянных «веретенах». Классическую триаду можно найти у Гесиода и более поздних авторов.

Богини, распределяющие удачу

Сестры-хозяйки в широком смысле символизировали человеческую жизнь с ее счастливыми и печальными моментами. Счастье, взлеты и падения измерялись для каждого в пропорциях, определенных еще до рождения. Никто не получал больше своего удела (доли). Этот закон, по мнению древних авторов, распространялся в основном на смертных, хотя иногда ему подчинялись и боги.

Оракулы

Три сестры в некоторых случаях занимались пророчеством, хотя эта роль обычно поручалась Аполлону. Присутствуя при рождении смертных и богов и читая книгу их судеб, Мойра очень редко вмешивалась в ход событий. И даже когда она это делала, как в случае с Мелеагром, директива высших сил выполнялась, хотя и с запозданием.

Богини смерти

Атропос (или Айса) ревностно следил за тем, чтобы человек не жил сверх отведенного ему срока. Старшая из сестер, также известная как Μοϊραι κραταιαί, перерезала нить судьбы вместе с отродьями Никты, Танатоса и Керы. Первый считался богом мирной смерти, второй — насильственной смерти, например, на поле боя.

Богини подземного мира

Неразлучные не только с жизнью, но и со смертью, три сестры часто упоминались в связи с подземным миром. В «Республике» Платона они описаны как «восседающие вокруг трона Аида, каждая на своем троне, одетые в белые одежды и с кипарисовыми венками на головах».

Роковые сестры были принесены в жертву черным животным, что характерно только для богов подземного мира и океанских глубин. Для олимпийских небожителей, напротив, выбирались коровы, овцы или белая птица. Древние авторы писали, что Мойра принадлежала к подземному миру, но тайно контролировала жизнь тех, кто стоял выше. По Платону, души умерших, чтобы вернуться на землю в новом возрождении, сначала должны были выбрать свою судьбу.

Карающие за убийства и самоубийства

Убийство рассматривалось древними греками как нарушение воли судьбы, насильственный разрыв нити жизни. Во имя Мойр преступника наказывали эрини, постоянно преследуя его и напоминая о его жалкой вине.

  1. За убийством следовало возмездие. Это относилось не только к смертным, но и к богам. За убийство циклопа Аполлону пришлось девять лет служить пастухом у царя Адмета.
  2. Эрины действовали по приказу Мойры.
  3. Самоубийство, самовольное прекращение жизни, также считалось преступлением. Хотя в Древнем Риме это называлось исполнением воли провидения.

Изменяющие судьбу

Даже непримиримые сестры-хозяйки иногда могли пойти на уступки, меняя ход человеческой жизни.

I. Воскрешение Пелопа

Фригийский царь Тантал, желая испытать богов, подал им на пиру мясо собственного сына Пелопса. Однако олимпийцы разгадали эту уловку, и после этого Клото воскресила мальчика. Его имя теперь носит остров Пелопоннес.

II. Освобождение от смерти Адмета

Аполлон, служа пастухом у царя Адмета, успел влюбиться в него. Поэтому, когда пришло время смерти его друга, бог света дал Мойре выпить вина и договорился о замене. Вместо Адмета любой мог принять смерть, в результате чего жена царя, Алкестис, пожертвовала своей жизнью.

III. Возвращение Эвридики

Жена великого певца Орфея, Эвридика, умерла вскоре после их свадьбы от змеиного уксуса. Молодой вдовец смог своим пением умиротворить самого Аида, после чего тот согласился воскресить ее. Сестры-хозяйки проводили Эвридику обратно в мир живых, но Орфей, отвернувшись, нарушил свой договор с владыкой подземного мира и снова потерял свою возлюбленную.

IV. Посещение живыми мира мёртвых

Только в исключительных случаях ему разрешалось войти в темное царство Аида, прежде чем Атропос оборвет нить жизни. Это удалось:

  • Деметра и ее дочь Персефона;
  • Дионис;
  • Геракл, когда он совершил 12 подвигов;
  • Асклепий;
  • Гермес как Психопомп и вестник богов;
  • Кастор и Поллукс;
  • Тесей.

V. Освобождение Хирона от бессмертия

Мудрый кентавр Хирон был ранен отравленной стрелой, случайно пущенной Гераклом. Страдая от невыносимой боли, он отдал дар бессмертия Прометею, чтобы прекратить свои мучения. Затем Хирон был преобразован в созвездие Стрельца и помещен на небо. Обмен происходил при участии богинь судьбы.

Божества посмертного апофеоза или метаморфоз

В древние времена считалось, что смерти можно избежать, если обожествить умершего человека и превратить его в животное или растение. Есть несколько примеров, когда богини судьбы принимали непосредственное участие в этом процессе:

I. Апофеоз Гиацинта

Спартанский царь Гиацинт, отличавшийся невероятной красотой, был любовником Аполлона. Бросив диск в злополучном состязании, бог случайно убил юношу. Из крови Гиацинта вырос одноименный цветок, и он вознесся на Олимп в небесных чертогах.

II. Метаморфоза Ампелоса

Юный Ампелос, сын сатира и нимфы, влюбился в бога вина Диониса. Однако вскоре он был убит рогами разъяренного быка (или, по другой версии, упал с дерева). Видя горе Диониса, другие боги превратили Ампелоса в виноградную лозу.

Богини-изобретательницы алфавита

Считается, что богини судьбы придумали первые семь букв греческого алфавита — АБХТИ У. Эти символы носили ритуальный характер и использовались в священных мистериях.

Мойры и Зевс

Олицетворяя неумолимые силы судьбы, Мойры правили смертными, но их отношения с представителями олимпийского пантеона были не так просты. Некоторые древнегреческие авторы отмечают, что Зевс, как воплощение мирового порядка, мог контролировать действия своих сестер, внося в них коррективы. Другие считали громовержца просто проводником судьбы, не способным бросить ей вызов, чтобы не нарушить баланс сил во Вселенной.

I. Зевс управляющий (Мойрагет)

В «Теогонии» Гесиода, подробной генеалогии греческих богов, Зевс предстает как отец Мойры, рожденной от него Фемидой (справедливостью). Это дает громовержцу власть над тремя сестрами и, следовательно, оставляет за ним последнее, решающее слово. Зевс Мойрагет (Μοιραγέτης), которому поклонялись в классический греческий период, переводится как «тот, кто решает судьбы». Иногда подобный титул давался и Аполлону, о чем свидетельствует надпись на его статуе в Дельфах.

Зевс взвешивает поступки людей на специальных золотых весах, чтобы определить, справедлива их судьба или нет. И, выявив несоответствие, он может в последний момент отменить убийственную руку Атропоса. Так, в «Илиаде» Гомера громовержец взвесил судьбы героев Ахилла и Гектора, чтобы решить, кто из них должен погибнуть в бою.

В храме Зевса в Мегаре, согласно описанию Павсания, над головой громовержца были изображены Орос (богини порядка) и Мойра. Такое относительное расположение свидетельствовало о неоспоримом превосходстве царя Олимпа. На рельефах храма Аполлона в Дельфах Зевс образует триаду с Клото и Атропос, заменяя свою среднюю сестру Лахесис.

С развитием греческой цивилизации Мойры утратили свою власть. Молодые боги смеялись над ними, а солнечный Аполлон даже напоил их, чтобы спасти от смерти своего друга царя Адмета. Считалось, что люди тоже могут изменить свою судьбу, избежав опасности, если узнают о ней заранее.

II. Зевс подчиняющийся

Некоторые древнегреческие авторы считают Мойру порождением хтонической Никта (ночи) или богини необходимости Ананки. В этом случае влияние Зевса на них минимально, и олимпиец играет скорее подчиненную роль. Об этом говорила дельфийская пифия в своих пророчествах. Она отметила, что никто, даже высшие боги, не могут повлиять на неизбежный ход судьбы.

Примером может служить Сарпедон, сын Зевса и финикийской принцессы Европы. Несмотря на усилия отца, он был убит героем Патроклом в Троянской войне. Громовержец заранее знал о трагедии, но не смог противостоять неизбежному. В орфических гимнах сестры Мойры описываются как «строгие и непоколебимые богини судьбы», более могущественные, чем Зевс и другие олимпийцы.

III. Брачные союзы Зевса

Мойры не только ткут нити судьбы, но и переплетают их между собой. Имена этих влиятельных сестер в обязательном порядке упоминались в свадебных церемониях. Это объясняется тем, что продолжительность брака зависела от того, насколько тесно переплетались нити двух жизней. Мойры также имели отношение к деторождению, наделяя младенца тем, что в индийской религии принято называть дхармой. Божественная триада организовала два брака Зевса: со своей второй супругой Фемидой, а затем с Геной.

IV. Законы небесного Олимпа

Мойры, как исполнители высших и неизменных законов природы, а также дочери Фемиды, поддерживали божественный закон и порядок. Вместе с океаническим Стиксом они следили за соблюдением священных клятв олимпийцев. Они помогали богиням мести, Эриниям, или заменяли их, преследуя убийц или тех, кто оскорбил их родителей.

V. Защита власти Зевса

Богини судьбы стояли на страже интересов царя Олимпа, вовремя предупреждая его об опасностях и участвуя в битвах за «интересы трона». Они оказали решающее влияние на исход битвы с чудовищем Тифоном, когда увидели, что Зевс не может победить его своими силами.

Другие богини, управлявшие судьбой

В разное время другие олимпийцы также распоряжались судьбами людей:

  1. Тухе — богиня слепого случая и удачи. Появился в поздний эллинистический период как оппозиция изначально запланированной судьбе.
  2. Афродита Урания (небесная) — у некоторых авторов, например, Павсания, считается предшественницей Мойры.
  3. Илития — богиня деторождения. Отождествляется с «простой женщиной» Клото. Считалось, что она старше самого Кроноса.

Атрибуты

Образы богинь в греческой мифологии

Символизируя таинственные силы Вселенной, Мойра редко изображалась древними художниками. Нет единого мнения о том, как выглядели эти богини. Чаще всего их изображали в виде молодых девушек, закутанных в длинные одеяния. На вазовых картинах — все богини-сестры: Мойра, Ора, Харитас и Музы выглядели более или менее одинаково. Однако древнегреческие поэты характеризовали богинь судьбы как «суровых, резких и непреклонных», что выражалось в чертах их лица.

Платон в своей поэме «Государство» писал, что сестры одеты в белые, сияющие одежды, а на головах у них венки. Сидя на высоких тронах, они поют в унисон с божественными сиренами под музыку небесных сфер. У некоторых авторов, например, у Овидия в «Метаморфозах», упоминаются три старухи отталкивающей внешности. Иногда хромоту приписывали сестрам, которые не дают возможности жить слишком быстро. В эпоху Возрождения и позднее только Атропос изображалась в виде старухи.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector