Билет на тот свет

Содержание
  1. В большинстве архаических верований различий между грешниками и праведниками не проводится. Все умершие без разбору отправляются в общий загробный мир, причем переход туда, как правило, испытание не из легких.
  2. Загробная география
  3. Царство мертвых, наоборот, ассоциируется с левой стороной и располагается на севере или западе, где солнце заходит или вовсе не появляется.
  4. В восточнославянских преданиях место, куда улетают души после смерти, называли «ирий» или «вырей». Туда же отправляются на зиму птицы, змеи, насекомые.
  5. Опасное путешествие
  6. Грешники умирают долго и мучительно: душа не желает расставаться с телом, потому что предчувствует вечные страдания.
  7. По поверьям осетин, перед смертью человеку является волк: завидев его, умирающий пугается, душа покидает тело, и зверь уводит ее из дома.
  8. Забота о посмертном пути со стороны живых неслучайна: неупокоившаяся душа становится серьезной угрозой. Люди, умершие не своей смертью, некрещеные дети возвращаются домой в виде призраков и других опасных и зловредных существ.
  9. Туда и обратно
  10. Загробное царство не просто обитель мертвых, а антитеза миру живых, где всё другое.
  11. Герой, как правило, путешествует много лет, плывет за моря, пока не встречает Бабу-ягу, охраняющую вход в подземное царство. Колдунья готовит добру молодцу баню (это соответствует ритуальному омовению трупа), кормит его («причащение» едой из царства мертвых), укладывает спать, а затем подвергает испытаниям.

В развитых религиозных системах, где существует понятие греха и наказания, праведной и неправедной жизни, загробная жизнь чаще всего делится на две части: ад и рай. Поэтому в народных верованиях, вдохновленных христианством, чистые и нечистые души стали попадать в разные «комнаты» в загробном мире. Комианцы верили, что праведные мертвецы живут в белых хижинах, а грешники — в черных, хотя жили они по соседству друг с другом. Для воинственных народов, таких как чукчи, обстоятельства смерти имели большое значение: убитые на поле боя отправлялись в верхний мир, убитые болезнью — в нижний.

Литургические тексты не переполнены описаниями благословений и страданий после смерти. Этот недостаток был восполнен народным воображением. Типичными атрибутами рая в апокрифических историях являются обильная пища, солнечный свет, прекрасные девы и плодородные земли. Ад — мрачный, с отвратительными змеями и драконами, где виновных убивают и варят. Некоторые христианизированные народы верили, что пытки в загробном мире прекращаются во время крупных религиозных праздников.

Билет на тот свет

В большинстве архаических верований различий между грешниками и праведниками не проводится. Все умершие без разбору отправляются в общий загробный мир, причем переход туда, как правило, испытание не из легких.

Душа умершего должна совершить долгое путешествие и преодолеть препятствия. Однако, достигнув вечной бездны, он продолжает вести ту же жизнь, что и раньше. Древние погребальные обряды, когда могилы создавались как жилища, рядом с ними хоронили еду, предметы быта, деньги, домашних животных и рабов.

Иногда мертвые вообще никуда не уходили: Якуты привязывали свои могилы к ветвям деревьев, чтобы не копать могилы в мерзлой земле. Души оставались в том же мире, что и живые, и могли подавать им знаки, но выходили только ночью. Народы Дальнего Востока верили, что те, кто умер неестественной смертью, например, утонул или был растерзан дикими зверями, перерождаются в духов воды или леса соответственно. С одной стороны, их боялись живые, с другой — они помогали в охоте.

Загробная география

Мир мертвых отделен от мира живых непреодолимыми барьерами и находится очень далеко — высоко в небе или глубоко под землей. За безопасный переход души человека в другой мир отвечают специальные проводники: божества, ангелы, духи-хранители, умершие родственники, перевозчики, которых необходимо баловать.

Частый образ границы между мирами — это река, полная водоворотов или опасных существ, несущих разрушение. Таковы древнегреческий Ахерон, финская Манала или кровавая Вайтарани, кишащая злыми духами в индуистских верованиях. Последний можно пересечь, только ухватившись за хвост священной коровы (которая должна быть принесена в жертву после смерти человека).

Большинство традиционных культур делят вселенную на три части: верхний мир, средний мир и нижний мир — мертвые обычно населяют последний. Территория живых, согласно архаическим представлениям, находится с правой стороны и ассоциируется с солнечными сторонами света — востоком и югом.

Царство мертвых, наоборот, ассоциируется с левой стороной и располагается на севере или западе, где солнце заходит или вовсе не появляется.

Билет на тот свет

В эпосе «Калевала», в котором сохранились легенды финно-угорских народов, загробный мир соответствует мрачной земле Похьола на самом севере, сопоставленной с землями живых как царство холода, зла и черной магии.

Снизу, на краю мира, растет мировое дерево. Его крона находится на небесах, в обители богов, ствол — в царстве среднего мира, где живут люди, а корни — в царстве мертвых и демонических сил. Это мифологический архетип, которому соответствуют, например, скандинавский Иггдрасиль, казахский Байтерек или китайский Фузан. Все они соединяют миры и служат каналами движения из одного в другой. С этим связан обычай сажать деревья на могилах и вешать на них веревки, чтобы помочь душе «подняться» в другой мир.

В восточнославянских преданиях место, куда улетают души после смерти, называли «ирий» или «вырей». Туда же отправляются на зиму птицы, змеи, насекомые.

Путь в загробный мир лежит через водную преграду, водоворот или омут. В Ирии растет мировое дерево, крона которого служит убежищем для летающих существ, а корни — для ползающих. Души умерших, особенно тех, кто недавно покинул бренный мир, могут являться живым в виде мух или птиц. Последние также могут приносить послания от умерших к их близким.

Опасное путешествие

После смерти душа совершает долгое путешествие, сталкиваясь с опасными существами, божественным судом или испытанием. Успех путешествия после смерти зависит от того, насколько хорошо покойный и его родственники были подготовлены к погребению, соблюдались ли обряды, приносились ли жертвы, было ли у покойного все необходимое, скажем, крепкая обувь для долгого пути или оплата услуг подземного перевозчика.

Широко распространено мнение, что поведение человека в момент смерти является показателем его моральных качеств. Праведные и честные люди переходят в мир иной легко и безболезненно, духи-хранители или другие добрые существа охотно сопровождают их в мир иной и защищают на божественном суде.

Грешники умирают долго и мучительно: душа не желает расставаться с телом, потому что предчувствует вечные страдания.

Восточнославянские народы представляли себе путь на небо как подъем по гладкому скользкому склону горы — стеклянной, хрустальной или железной. Вот почему при жизни нужно держать ногти подстриженными: после смерти они отрастут и помогут подняться по склону. С этой же целью литовцы сжигали на костре вместе с трупом бобровые или медвежьи когти.

Билет на тот свет

Мертвым также нужны деньги: душа должна заплатить за паром через подземную реку или купить место на кладбище, чтобы соседи не выбросили ее. Марийцы верят, что даже владыку подземного мира можно умиротворить с помощью злого металла: в обмен на взятку он закроет глаза на мелкие жизненные проступки и даст душе шанс найти убежище в небесной части подземного мира.

Природные явления и животные, такие как стаи птиц, радуга или Млечный путь, указывают умершим путь в загробный мир. Млечный путь разветвляется: одна его часть ведет в рай, другая — в ад.

По поверьям осетин, перед смертью человеку является волк: завидев его, умирающий пугается, душа покидает тело, и зверь уводит ее из дома.

В коми-пермяцких мифах медведь выполняет ту же функцию. Народы Дальнего Востока считают жаб и ящериц проводниками в потусторонний мир.

Живые люди также несут эту обязанность. В России существует обычай устилать путь похоронной процессии еловыми ветками. В гроб кладут полоску ткани или катушку ниток: они станут дорогой для умершего в потустороннем мире, помогая ему преодолевать препятствия.

Забота о посмертном пути со стороны живых неслучайна: неупокоившаяся душа становится серьезной угрозой. Люди, умершие не своей смертью, некрещеные дети возвращаются домой в виде призраков и других опасных и зловредных существ.

По монгольским поверьям, духи новорожденных детей или незамужних девушек пугают людей, распространяют болезни и склоняют путников к странствиям. Дух воина, павшего в бою, также опасен: он будет преследовать своего убийцу. Чукчи обычно перерезали горло поверженным врагам, отрезая голову от тела, лишая их силы. Эскимосы с той же целью убивали своих пленников, просверливая им черепа.

Туда и обратно

В особых случаях границы между мирами становятся проницаемыми — например, в религиозные праздники, когда духи умерших посещают живых, или при посредничестве колдуна или шамана. Мотив путешествия в подземный мир, связанный с опасностью и трудностями, широко распространен в мифологии и героических эпосах. Самые известные темы — спуск богини Иштар в подземный мир и история Орфея и Эвридики.

Загробное царство не просто обитель мертвых, а антитеза миру живых, где всё другое.

Ненцы, ханты и манси представляли это как «обратный ход»: когда на земле день, здесь ночь, когда лето — зима. Поэтому траурные одежды должны были быть надеты задом наперед, а погребальный инвентарь сломан — в том мире он будет целым.

Подземный мир является источником магических знаний или предметов, а также невест. Однако чтобы проникнуть в него и вернуться невредимым, нужно быть сильным и смелым, следовать определенным правилам и проявить магические способности. Сослан, герой северокавказского эпоса «Нарт», отправляется в мир мертвых, чтобы добыть листья целебного дерева. Герои «Калевалы» встречаются с женами в Похьоле и крадут оттуда волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен спускается в подземный мир, чтобы найти недостающие слова для заклинания.

Билет на тот свет

Смельчаки в русских сказках также отправляются в потусторонний мир, чтобы найти свою возлюбленную или богатство.

Герой, как правило, путешествует много лет, плывет за моря, пока не встречает Бабу-ягу, охраняющую вход в подземное царство. Колдунья готовит добру молодцу баню (это соответствует ритуальному омовению трупа), кормит его («причащение» едой из царства мертвых), укладывает спать, а затем подвергает испытаниям.

Получив желаемое, главный герой сбегает от колдуньи с помощью волшебных предметов и возвращается в мир живых.

В шаманизме у человека несколько душ: одна «привязана» к телу, а другие, свободные, могут двигаться самостоятельно. Если кто-то серьезно заболевает, это означает, что существа из другого мира пытаются завладеть его душой. Шамана вызывают в мир мертвых, где он находит потерянную душу и возвращает ее владельцу. Он попадает в подземный мир обычно в сопровождении магического животного — у саамов таким животным считался северный олень.

Осетины верят, что обычный человек также может попасть в подземный мир, хотя и не в физической форме. Душа путешествует во сне, включая посещение подземного мира. Оттуда он приносит что-то полезное, например, семена растений, хороший урожай или важную информацию о будущем. Однако душа также может «заразиться» болезнью, особенно кашлем.

Представления о загробной жизни — это смесь архаичных верований, магических элементов и догм мировых религий. Сегодня, когда люди идут на кладбище, они совершают ритуалы, делают подношения и символически просят защиты у мертвых — так же, как это делали их предки тысячи лет назад.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector