Инициация — это обряд перехода, таинство, посвящение в обществе. Обряд инициации у славян был ритуалом перехода человека на новый этап жизни. Обряд инициации проходил при участии священника или главы общины, деревни или семьи. Инициация женщин отличалась от инициации мужчин из-за разницы в жизненных целях.
Славянский обряд и ритуал инициации
Обряд инициации может проводиться по разным причинам — переход от одного вида деятельности к другому, принятие тотема клана, возрастной переход и так далее.
Выделяют следующие обряды посвящения:
- жених и невеста, молодожены;
- молодые люди, только вступившие в период полового созревания;
- некоторые дети, молодые люди в дни именин;
- молодые воины, молодые мужчины;
- маги или жрецы и другие.
Существовал неполный набор этапов приветствия «новичка» в новом качестве. Более того, обряды посвящения с таким же успехом могли быть частью любого календарного или семейного события. Вся инициация всегда проходила публично.
Вот что должен делать человек на этих испытаниях:
- Продемонстрировать свои навыки.
- Участвуйте в общественных мероприятиях по этому случаю.
- Пройти испытание на ловкость, телесную силу, смекалку, ум, нравственность и т.д.
- Терпеть насмешки и шутки старших как способ развить характер и научиться принимать быстрые и точные решения.
- Принимать участие в общинном пире.
После этого человек был принят в новом качестве. Например, девочка, получив статус «девочки», уже могла оставаться в соседних домах на вечерние посиделки мальчиков и девочек.
Различают два славянских обряда — женское посвящение и мужское посвящение. Иногда их можно комбинировать, в зависимости от их смысла и значения.
Славянская женская инициация
В случае с девочками инициация могла происходить на домашнем уровне, так сказать, постепенно приучая их к будущей взрослой жизни. Так, время от времени мать или бабушка могли устраивать небольшие «экзамены» для будущей домохозяйки. Это включало в себя рукоделие, приготовление пищи и многое другое. Но самое главное — распознать пройденный этап, начиная с младенчества. В разных культурах это делалось в возрасте 3, 5 или 7 лет. Девочке заплетали косу — до этого времени было принято считать ребенка бесполым.
Действие происходило следующим образом:
- Девушку клали на веретено, гребень или прядильную машину или рядом с ними.
- Она была заплетена в косу.
- Девочка впервые была одета в женскую одежду.
- Они угощали вкусными блюдами всех участников ритуала.
Следующим этапом было наречение; имена выбирались вдумчиво, в соответствии с проявленными характеристиками ребенка, предпочтениями семьи или другими соображениями.
Когда девочка подрастала, совершался обряд совершеннолетия, который не был связан с возрастом, в котором совершеннолетие определяется сейчас по закону страны. Для девочки это время наступило с первым «женским циклом». В это время девушке давали веретено и прялку, или кокошник, который передавался от матери к дочери.
«Прыгнуть в поневу» означает, что девушка дает знать своему окружению, что ее можно считать невестой и все женихи уже могут начинать сватовство к ней. Понева — это часть национального славянского костюма, пушистая трехслойная юбка. Задача девушки — прыгнуть со скамейки на юбку. Однако перед этим девушке разрешается показать свой характер, сказав три раза: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу».
Можно описать еще много деталей и ритуалов, связанных с развитием и почитанием женского начала у славян. Это посвящение женщины в женихи, когда родители жениха проверяют ее мастерство и навыки ведения домашнего хозяйства, приготовления пищи, знание традиций и так далее. Это также период первых дней брака или свадебных обрядов посвящения в семейный переход.
Славянская мужская инициация
Первая инициация мальчиков проходила на тех же основаниях, что и девочек, только с разницей в гендерных атрибутах. В Древней Руси мальчиков ритуально «сажали на коня» с 2, 3 или 5 лет.
Действие имело следующие особенности:
- Мальчика сажали на деревянного коня, саблю, оружие, топор или рядом с этими предметами.
- Ребенку подстригли волосы.
- На него была надета первая мужская одежда.
- Всем участникам церемонии были вручены угощения.
Мальчиков постарше, в возрасте 12-14 лет, можно было проверить на выживание в лесу в одиночку или в школе боевых искусств, если мальчик имел воинское звание, и так далее. Так, этнограф В.Г. Балушок в своей статье «Инициация у древних славян» для научного журнала «Этнографическое обозрение» (№ 4, 1993) писал, что мальчиков-подростков или юношей могли изгонять из поселения в вольную жизнь, чтобы они выжили, сформировали самостоятельную личность и выросли.
Такое изгнание сопровождалось своего рода обрядом «посвящения в волки». Молодых людей одевали в волчьи шкуры и подпоясывали специальным поясом с завязанными на нем магическими узлами. Пояс символизировал обретение молодым человеком власти как мужчиной. Затем следовал театрализованный и ритуальный акт изгнания волка из деревни. Какое-то время молодым людям пришлось жить отдельно, самостоятельно готовя себе еду. Им пришлось построить укрытие от дождя и ветра.
Возвращающихся молодых людей встречали палками, призванными изгнать из них волчью сущность. Затем они надевали белые рубашки, подпоясывались родовым поясом в знак того, что юноша принят во взрослую жизнь. Из всего этого видно, что здесь мальчики не только приобретали опыт и навыки самостоятельности, но и переживали определенный сдвиг в сознании, учились контролировать мужскую агрессию, направлять ее в нужное русло.
В каждом ритуале при славянской инициации прослеживается один и тот же смысл — что-то умирает и рождается что-то новое. Вот почему многие ритуалы, сопровождающие обряды инициации, часто предполагают, что главный участник разыгрывает свою символическую смерть, проходит через умирание, а затем рождается. Каждый кандидат, если он прошел все испытания, полностью переживает себя в новом качестве, принимает свой новый статус и затем переживает следующий эпизод жизни.