Лишь немногим известно понятие «заложенный покойник», но его образ широко известен в народных легендах. Так наши предки называли умерших, умерших «нечистой» смертью, то есть подвергшихся насилию или покончивших с собой. Считалось, что души таких людей не находят покоя после отделения от физической оболочки.
Заложенные мертвецы остались лежать на земле, превратившись в мифических существ. К ним относились мавок, навок, русалки — всевозможная славянская нечисть, происхождение которой было связано со смертью. Какие убеждения были у людей об умерших? И почему их назвали ипотечными?
Название
Впервые термин «заложенный покойник» употребил этнограф Дмитрий Зеленин, значительная часть творчества которого посвящена вятским верованиям. Раньше не было определенного слова для «нечистых» мертвецов. На мой взгляд, в каждом регионе было свое название для этого типа умерших (или использовалось наименование определенного «типа» их). Например, вятичи могли бы назвать их «ходячими мертвецами.
Но почему слово «ипотека» стало обобщающим? По мнению большинства этнографов, это напрямую связано со способом захоронения. Человека, умершего неестественной смертью, редко хоронили традиционным способом.
Часто тело клали лицом вниз и яму заполняли (клали) ветками и камнями. Заложенными умершими называли людей, умерших насильственной смертью, от пьянства, а также некрещеных умерших детей, колдунов или ведьм.
Считалось, что эти люди получили проклятие своих предков и поэтому кладбищенская земля их не приняла. Их хоронили вне кладбища (например, на перекрестке, на обочине дороги, в оврагах или на опушке леса).
Поверья о заложных покойниках
У славян были достаточно четкие понятия о «правильной» и «неправильной» смерти. Но если они достаточно понятны для современного человека, то тут был еще один аспект.
Не менее важным был возраст мужчины. Например, так назывался «недоживший» возраст, когда человек не мог жить (вследствие смерти в юности или в случае умершего ребенка).
Но и «бывалый» век считался не менее опасным. Считалось, что колдуны и ведьмы живут долго не из-за крепкого здоровья, а потому, что они забирают жизни других людей. Если старик жил слишком долго, говорили, что он «заклинил чужой век”.
И если с жертвами преступлений не все было так просто (иногда говорили, что Бог принял невинно убиенную душу), то тема самоубийств была проще.
Их однозначно причислили к заклятым погибшим. Люди говорили, что утонувшие или повешенные не могли свободно покинуть землю. Они нарушали правила жизни, самовольно прерывая ее. Поэтому их душам нужно было «проживать» свою жизнь, скитаясь по земле и совершая далеко не самые приятные дела.
От себя хочу отметить, что деяния совершивших покойников могли быть разными. Кто-то злился на людей и творил зло, а кто-то просто страдал от допущенной ошибки, пугая путников и прохожих.
Предание о самоубийце
Конечно, в народе существует множество легенд о заклятых мертвецах. Одна из легенд повествует о деревенском мальчике Григории, который повесился на дереве в лесу. Как только его похоронили, люди стали говорить, что на поляне, в том месте, где нашли Григория, стал появляться его призрак.
Одна из женщин, проходя мимо в сумерках, увидела призрак и так испугалась, что потеряла дар речи. Другие жители села рассказывали, что из рощицы, где повесился Григорий, доносились стоны и крики.
Однажды по лесу ехал шофер помещика из соседнего городка. Он видел Грегори, но не знал, что взял его в свои руки. Мальчик пригласил кучера к себе в гости. Приняв, он закончился славной вечеринкой. Он сел за большой стол, уставленный яствами.
В одно мгновение Григорий вдруг стал протягивать к гостю руки, что казалось ему странным. Но в этот момент запели петухи, и хозяин чудесным образом растворился в воздухе. Кучер, проснувшись, увидел, что стоит по пояс в реке, протекающей через лес. Если бы не крик петуха, заложенный покойник явно бы о нем позаботился.
Тайны “превращения”
В России часто говорили, что самоубийцы любят ходить на свои захоронения. Однако они могут стать больше, чем просто призраками. Например, девушки, покончившие жизнь самоубийством из-за безответной любви, часто становились мавками и русалками.
Характер его был неоднозначен. Молодняк можно было затащить в реку, после чего топили в «мертвых местах». Но также русалки часто спасали заблудших детей, которым указывали правильный путь в деревню.
Превращение умершего в мертвую пешку могло произойти и из-за проклятия. Так, рассказывали, что в одной из деревень мать прокляла сына, когда он поднял на нее руку.
Юноша умер, после чего его по обычаю похоронили. Но люди часто встречали его призрак в могиле. Было ясно, что душа проклятого не могла найти покоя. Когда раскопали гробницу, то увидели, что покойник в ней не лежит, а сидит. В тот момент, когда мать помолилась и простила своего сына, его тело превратилось в прах.
Ипотечные истории часто имеют некоторые пугающие черты, но в них есть и поучительный элемент. Люди с явным убеждением занимались насилием и самоубийствами, а потому считалось, что даже после смерти души таких людей не найдут покоя. Конечно, заложенные покойники считались опасными существами, но в то же время они вызывали у людей жалость и искреннюю грусть к тем, кто не мог обрести покой, при жизни и после смерти.