Блок-схема для изучения темы инфографики
Вопросы для инфографики
1. определите термины: антропос, ренессанс, возрождение, пантеизм, гелиоцентрическая теория, агностики, сенсуалисты, скептики, эмпирики, рационалисты.
2. что является лишним в высказывании:
Агностики, эмпирики, сайентологи Италия, познаваем ли мир? Данте, Леонардо да Винчи, антропоцентризм, Фома Аквинский, гелиоцентрическая теория, Д. Бруно, даосизм, пантеизм, схоластика, Зенон из Цитадели, монотеизм, скептики, И. Кант.
3. К какому движению Нью Эйдж относится эта фраза:
-познание окружающего мира невозможно
-В разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах.
-познание — это записанный опыт
— весь опыт, опыт. Опыт — это бессмыслица, и он не может перевесить силу разума.
-Достоверного знания не существует, все знания относительны.
-Все чувства подчинены диктату глупости. Мудреца от глупца отличает то, что он руководствуется разумом, а не чувствами.
4. Какое понятие является обобщением всех перечисленных? Запишите это понятие (или названия) в своем ответе
Наука, античность, Д. Бруно, гелиоцентрическая теория, Ренессанс, пантеизм.
5 Какое понятие подводит итог всему вышесказанному?
В своем ответе напишите термин (или название)
Леонардо да Винчи, статуя Давида, Ренессанс, Данте, Рафаэль, Божественная комедия, Джоконда.
6 Обратитесь к себе:
- Ренессанс, Возрождение, Просвещение, Новое время.
- Вольтер, Д. Бруно, И. Ньютон, А. Смит, Р. Декарт, Микеланджело, Ш.Л. Монтескье, Коперник, Леонардо да Винчи, Ж.Ж. Руссо, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Рафаэль.
Краткое изложение материала
Философия эпохи Возрождения.
Примерная хронология эпохи — начало 14 века, последняя четверть 16 века и местами первые десятилетия 17 века (например, в Англии и особенно в Испании).
Характерной чертой эпохи Возрождения является светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес прежде всего к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к древней культуре, происходит ее «возрождение». — так возник этот термин.
Философия эпохи Возрождения
Европейская философия 15-16 века Характеризуется отказом от официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.
Леонардо да Винчи.
Эпоха также известна как Ренессанс, или расцвет итальянского искусства. Почему вы так думаете?
Такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Данте, создали свои шедевры в этот период.
Об их работе можно говорить часами…..
Статуя Давида Микеланджело, «Школа Афины» и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Божественная комедия» Данте, «Джоконда» Леонардо да Винчи — эти произведения невозможно описать словами, их нужно пережить душой!
Леонардо да Винчи остается загадкой для человечества. Как мог один человек быть таким талантливым (художник, скульптор, архитектор, механик, изобретатель, натуралист, анатом — «универсальный человек», и при этом он был высоким, красивым, божественно пел и мог согнуть подкову с легкостью (невероятно сильный).
Ренессанс — это возвращение к античному научному мышлению.
Переход к Новому веку связан с эпохой Великих географических открытий.
Философия Нового времени сосредоточена на науке.
Его центральный вопрос: можно ли познать мир?
1. агностицизм (Д. Юм) — направление философии, считающее невозможным объективное познание реальности через личный опыт. Таким образом, агностицизм ставит под сомнение достоверность или возможность доказать или опровергнуть утверждения в какой-либо области, особенно в метафизике и теологии.
2. скептицизм (М. Монтень) — течение в философии, утверждающее, что все знания относительны.
3. сенсуализм (Дж. Локк) направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия являются главной и основной формой достоверного знания. Основной принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего бы не было в органах чувств».
4. эмпирики (Ф. Бэкон) направление в теории познания, рассматривающее чувственный опыт как единственный источник достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).
5. рационализм (Р. Декарт) — философское направление, признающее разум основой человеческого познания и поведения, источником и критерием истины всех жизненных начинаний человека.
6. субъективный идеализм (Дж. Беркли) отрицает существование реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живет и действует субъект, является совокупностью его ощущений, опыта, установок и действий, либо, по крайней мере, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, который считает реальным только мыслящего субъекта, а все остальное — существующим только в его сознании.
Иммануил Кант (1724 -1804) — немецкий философ, основатель немецкой классической философии, стоявший на границе между Просвещением и романтизмом.
И. Кант примирил эмпириков, рационалистов и чувственников, введя понятие трансцендентности, или слияния в человеческом разуме данных всех пяти органов чувств.
Кант считал, что человек обладает априорным знанием. «Разум не черпает свои законы из природы, а переписывает их под себя, поэтому истина не может быть абсолютной, она универсальна.
И. Кант вводит понятие категорического императива:
- Действуйте так, чтобы максимум вашей воли стал основой всеобщего закона».
- Человек может быть только целью, но он не может быть средством».
Вопросы Канта
1. что я могу знать?
Кант признавал возможность познания, но ограничивал эту возможность возможностями человека, т.е. знать можно, но не все.
2. что я должен делать?
Я должен следовать моральному закону; я должен развивать свои умственные и физические силы.
3. На что я смею надеяться?
Надеяться можно только на себя и на законы государства.
4. что такое человек?
Человек — высшая ценность.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — немецкий философ, один из один из основателей немецкой классической философии и философии романтизма.
В философии Гегеля понятие диалектики играет фундаментальную роль.
Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, при котором выясняется, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя.
Таким образом, диалектика, по словам Гегеля, является «движущей душой всего научного развития мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит имманентную связь и необходимость в содержание науки», метод исследования, противопоставленный метафизике.
Законы диалектики:
- Единство и борьба противоположностей.
- Переход количественных изменений в качественные.
- Отрицание отрицания.
Вопросы самоконтроля
- Сравните между собой понятия Ренессанса и Возрождения.
- Почему в 15 и 16 веках произошла секуляризация сознания людей?
- Центральным вопросом философии Нового времени был: «Познаваем ли мир?». Как на него отвечают агностики, скептики, сенсуалисты, эмпирики и рационалисты?
- Проведите сравнительный анализ античной философии и философии эпохи Возрождения.
- Почему в философии Нового времени произошло смещение акцентов с поиска смысла жизни на науку? Почему философы Нового времени критикуют древних философов?
- Дайте определение понятиям «трансцендентализм» и «категорический императив» Канта.
- Перечислите законы диалектики Гегеля и приведите примеры, подтверждающие их.