Основные понятия и термины, относящиеся к теме: интроверсия, конфуцианство, легисты, даосизм. Дао, инь и ян, реинкарнация, нирвана, касты, Веды, Упанишады.
План изучения предмета:
- Особенности древневосточной философии.
- Философские концепции древней Индии (Веды, Упанишады, буддизм).
- Философские концепции древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм).
Краткое изложение теоретических вопросов
Нравственность благородного человека подобна ветру;
Нравственность ничтожного человека подобна траве.
Трава изгибается там, где дует ветер.
(Конфуций).
Диаграмма мышления
(Для самостоятельного изучения инфографики)
Инфографика по данной теме
Вопросы для инфографики
- Какое из следующих утверждений относится к Индии, а какое — к Китаю?
Веды, дао, реинкарнация, Лао-цзы, даосизм, нирвана, первая мировая религия, Шан Ян, С. Гаутама.
2. дать характеристику восточной философии
3. дать определение натурфилософии Инь Ян. В какой стране зародилась эта философия?
4 Соотнесите это с собой.
Веды | Закрытая социальная группа |
Шань Ян | Шань Ян |
интроверсия | «Беседы и оценки» |
Даосизм | возрождение |
Лун Юй | Единство в борьбе противоположностей |
Реинкарнация | «Разговоры и суждения |
легизм | Погружение |
Инь Ян | Лао-Цзы |
каста | Легизм |
Буддизм | Древние книги |
Сиддхартха Гаутама. |
1. особенности древневосточной философии.
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке появляется почти одновременно на Западе и Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.
Сравнивая восточную философию с западной, можно считать, что это философии разного типа. В отличие от западной (античной) философии, восточная философская мысль не характеризуется полным отказом от мифологической традиции. Используя логику и рациональную аргументацию для объяснения универсального, восточная традиция не отвергает истины, отраженные в мифе, а развивает и усложняет их. Также специфической для восточной традиции является структура философского текста. Каждый философский памятник многослоен.
Восточная философия интровертна (погружена во внутренний мир человека) и носит морально-религиозный характер.
На Востоке с самого начала существует идея о том, что и СИЛА, и СВОБОДА человека находятся внутри него!
Знакомо ли вам понятие «промедление»? Так психологи называют склонность постоянно откладывать даже важные и срочные дела, что приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим последствиям. С этим явлением трудно справиться в одиночку.
2 Философские концепции древней Индии.
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды — это сборники текстов — фрагментов древних мифов, жертвенных формул и заклинаний, предназначенных для культового использования браминами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных частей: Ригведа (собрание гимнов), Самаведа (собрание песнопений), Яджурведа (собрание жертвенных формул) и Атхарваведа (собрание заклинаний).
Непременным атрибутом ведической культуры является мантра — священный текст, обычно требующий точного воспроизведения составляющих его звуков. Мантра переводится как «инструмент для выполнения ментального действия».
В наши дни мантры превратились в мотиваторы, почему?
Если человек живет без позитивного (мотивационного) настроя, он склонен к апатии и/или депрессии.
Самотренинг или аутогенная тренировка — это психотерапевтическая техника, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного стрессом.
В конце второго тысячелетия до нашей эры появляются Упанишады, которые представляют собой собственно философские тексты, направленные на поиск новых знаний. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана, учение о карме (судьбе) и перерождении. Сансара, или цепь зависимых перерождений, определяется кармой — совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.
Философия буддизма (1-е тысячелетие до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы
(560-480 гг. до н.э.) (Будда) или «просветленный».
Буддизм сформировался под влиянием учений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять как 560-480 гг. до н.э. Будда считал категоричной только одну истину: мир так устроен, что человек является в нем страдающим существом. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека, это то, что они основаны на страдании. Страдание — это высшая реальность существования. Основой буддийской доктрины являются четыре «благородные истины»:
Первая, «истина страдания», — это истина о всеобщности страдания, которое пронизывает все телесное и психическое существование человека.
Вторая истина, «истина о происхождении страдания», связана с тем, что страдание обусловлено желанием: желанием удовольствия, желанием существования и желанием смерти. Поэтому страдание — это рождение, старость, болезни, смерть, союз с тем, что не является желаемым, разлука с тем, что является желаемым, неспособность достичь всего желаемого.
Третья истина («истина о прекращении страданий»): Страдания можно прекратить, освободившись от желаний. Постоянно совершенствуя карму, можно прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий — нирваны (состояния полной отрешенности от окружающего мира).
Четвертая истина, «истина пути», гласит, что путь к прекращению страданий — это восьмеричный процесс. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорной природы самого себя через акты любви-доброты, совершенствование нравственности и медитацию к состоянию просветления (бодхи), которое ведет к нирване.
В идеале все это может быть реализовано только в отречении от мира как полном отказе от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях и использования денег.
Таким образом, особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеал человеческой жизни в этой традиции заключается в том, чтобы сосредоточиться на вхождении в окружающую среду и направить человеческую деятельность на собственный внутренний мир.
Практический совет:
Эмоции — худшие советчики в нашей жизни! Никогда не принимайте решения в порыве гнева или радости! Умейте сдерживать себя, говорить себе: «Я приму решение завтра» в любой жизненной ситуации!
3 Философские концепции древнего Китая.
В развитии китайской философии можно выделить следующие периоды:
- Протофилософский — период зарождения философских взглядов относится к 12 — 8 веку до н.э., когда происходило бурное развитие письменности и были созданы знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории», «Книга песен»; «Книга перемен», из которых впоследствии черпали свои идеи философские мыслители древнего Китая. Именно тогда сформировался культ предков и культ Неба, вселенской судьбы, закона природы и принципа порядка.
- Из них вытекает важнейшая идея древнекитайской философии: идея перемен (последовательность изменений, их ритм и направление) и учение об инь и ян (женском и мужском), которое объясняется взаимной трансформацией этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии.
- «Золотой век» китайской философии. (6 — 3 век до н.э.). Возникло более ста философских школ, среди которых наиболее важными были конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософская школа и школа имен.
- Период кризиса для классической китайской философии связан с правлением деспотической империи (221 — 207 гг. до н.э.), во время которого была установлена цензура, а духовная жизнь страны была поставлена под тотальный государственный контроль. Многие философы были физически уничтожены, а их рукописи и трактаты сожжены.
- Возрождение древнекитайской философии (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), во время которого были синтезированы основные философские доктрины и разработана неоконфуцианская идеология. Она определила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.
Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости и судьбы.
Вместо того чтобы верить в священное божество, древние китайцы поклонялись установленному Небом порядку и соблюдали ритуал.
Вся сила философского рационализма в Китае была направлена на разъяснение норм и правил повседневной жизни, нравственное воспитание народа, гармонизацию экономической и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.
Древние китайские философы стремились реализовать свои идеи на практике, в частности, идеологически воздействовать на государственную власть и систему образования китайского общества.
Даосизм.
Его основателем считается философ Лао-цзы (ок. 5-3 вв. до н.э.), который разработал учение о правильном пути и добродетели. Основополагающей категорией в даосизме является Дао.
Понятие Дао полисемантично.
Дао — это субстанциональный закон всего сущего, закон спонтанного существования мира, общества и отдельного человека. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где нет границ и разделений.
В жизни необходимо следовать доктрине «бездействия» (у-вэй). «Недеяние» понимается в даосизме не как бездействие, а как отсутствие произвольной целенаправленной деятельности.
Наши комментарии и практические рекомендации:
Если перевести идеи даосизма на научный язык, то дао — это атрибуты, которыми наделяется человек при рождении.
Атрибуты — это анатомические и физиологические характеристики нервной системы, которые служат основой для формирования определенных способностей.
Если следовать им, вернее, находить и развивать их, то жизнь превращается в «сказку» — работа совпадает с любимым делом (почему любимым? потому что по природе своей человек делает это лучше всех). Представьте, что вы просыпаетесь утром, чтобы пойти и заняться любимым делом, и получаете за это деньги? А поскольку вы лучший в своем деле, вы, естественно, будете зарабатывать больше других!
Все дело в профессиональном мастерстве.
Сегодня существуют платформы, созданные для того, чтобы реализовать свои навыки, передать их малому (среднему) бизнесу, создать свой собственный бизнес. Например, технопарки, фонды, спонсирующие стартапы, чемпионаты WorldSkills.
Страсть к механике мотоциклов, кондитерскому делу, парикмахерскому искусству, графическому дизайну, видеомонтажу, ресторанному обслуживанию — все это может стать вашей карьерной лестницей.
Многие студенты обращают внимание на слово «неделание», не понимая, что даосизм — это активная философия! Это только останавливает вас от выполнения работы, к которой вы не предрасположены («не сиди не на том месте»), но в своей стихии вы должны «выкладываться по полной». Вода не течет под камнем, стоящим на месте!
Теперь ответьте на вопрос: почему вы изучаете этот курс?
«Так получилось», «по баллам я поступил, мне было все равно куда», «друг учится здесь», «родители так решили»? Вот вам и ответ на ваши вопросы: почему всегда хочется спать, почему трудно учиться, почему все только в серых тонах! Что делать?
Практический совет:
1. найдите то, что вам нравится делать больше всего на свете, и (если это не связано с учебой) — сделайте это своим хобби!
2. выделите время (нишу в своем жизненном графике) для своего нового хобби! В противном случае вы бросите это занятие или хобби превратится в неприятную рутину и будет раздражать вас.
3 Не ищите аналогий в жизни других людей! (Кто стал богатым и через сколько лет) — станьте сами примером для других! Помните — вы и только вы отвечаете за свою жизнь!
И все же… это просто глупая иллюзия, что для развития своего хобби нужны деньги — а их нет! Если мужчина чего-то хочет — он всегда найдет альтернативу любому дорогому клубу! Деревенские парни приводят себя в форму, качаясь с помощью деталей трактора, и выглядят не хуже жокея в дорогом зале с тренером! У вас есть интернет — он заменяет все и всех! А еще — заведите свой блог и описывайте каждый день своих побед! УДАЧИ!
Конфуцианство
Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н.э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позже собраны его учениками в книге «Рассуждения и суждения».
Центральной темой философии Конфуция являются отношения между человеком, семьей и государством. Сильное государство основано на крепкой семье. Конфуций не видел принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Он описал управление государством в терминах семьи и родства.
Конфуций предписывает каждому стремиться к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами:
- Человечество,
- Порядочность,
- знание приличий,
- мудрость,
- верность.
Эти качества могут быть выражены только в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степени родства и социальных ролей.
«Если человек хочет управлять страной, он должен сначала навести порядок в семье. Если человек хочет сохранить порядок в семье, он должен прежде всего сформировать свой характер».
Легитимация
(«Школа последователей или любителей закона»).
(конец 8-го — 12-й век до н.э.)
Легисты считают высшей ценностью единое мощное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты проповедуют принцип единого юридического закона, создателем которого может быть только суверенный правитель. Вопреки традиции, закон не является священным и может быть изменен в соответствии с требованиями времени. Основой государства являются односложные законы, применимые ко всем, которые должны исполняться с помощью строгой системы наказаний. По мнению легистов, отношение верховной власти к народу может быть только враждебным; задача государства — ослабить народ. Они предложили контроль над мышлением субъектов, систему надзора за должностными лицами, взаимную подотчетность и групповую ответственность.
Лабораторные работы/практические упражнения — не ожидается
Вопросы для самопроверки по теме:
- Конфуций сравнивал государство с большой семьей, выступал против насилия и предлагал в качестве метода управления людьми любовь и уважение, основанные на авторитете. Легисты не соглашались с Конфуцием и противопоставляли любви и уважению четкий порядок, предписанные законы и систему наказаний. Чья позиция, с вашей точки зрения, более эффективна в управлении малой группой? Большая группа (в отрасли)? Государство? Приведите аргументы для обоснования своего ответа.
- Опишите Четыре благородные истины буддизма. Почему эта религия (в чистом виде) не смогла стать государственной религией в Индии, как конфуцианство в Китае?
- Философия «недеяния» (даосизм) предполагает, что у каждого человека есть свой Путь, и если он нарушит законы Доа, то будет наказан несчастьем. Как вы думаете, для чего все это? Дайте современную интерпретацию даосизма и примените ее к своей жизни.