С развитием нации сложилась характерная общность представлений о мире и месте человека в нем. Кратко и емко понятие «русская философия» — это обобщенное название идейного наследия выдающихся мыслителей. В разные периоды взгляды на жизнь отличались и впитали в себя влияние византийских, античных и древнеболгарских тенденций, тесно переплетенных с идеей христианизации.
Общее понятие
Славянское идейное наследие является частью мировоззрения и мировой культуры, особенностью русской философии является национальная независимость и уникальность. В своем развитии эта концепция не опиралась на древние представления, а лишь заимствовала некоторые культурные элементы. Русские не читали труды византийских мудрецов в оригинале из-за незнания греческого и латыни. В то же время Запад имел в своем распоряжении целые классические системы, готовые идеи, термины и концепции.
Характеристика философии:
- Русская идеология развивалась с учетом христианства. Это означает, что все произведения мысли создавались на религиозной почве, хотя цензором в России была не церковь, а государство.
- Руководящей мыслью этих трудов была родословная нации и ее историческая судьба. Эта тема подразумевала формирование русской философии у ее истоков и оставалась актуальной на всех этапах периодизации.
- Философская мысль о предназначении человека и смысле его существования приобрела историческое значение. Личность была тотальной основой жизни, несущей в себе решение загадок макрокосмоса. Русская идеология (мы, а не я) отличалась от западной, где традиционно к человеку относились как к личности.
Русское мировоззрение имело дело с темой понимания мира только по отношению к человеку. Проблемы обоснования существования Бога были сведены к тому, что человек не нуждается в нем, поскольку достаточно веры. Философия сосредоточилась на формировании морали, рассуждения направлялись на развитие добродетели и чистоты. Идеология самоидентификации имела практическую направленность и была тесно связана с культурой.
Для русской философии характерны феномены христианского сознания с его особой духовностью, переживание красоты окружающего мира, религиозное объяснение природных явлений. Список элементов русской этики продолжают милосердие, сострадание, готовность к трудностям, послушание и мягкость.
Периоды развития
Особенности идеологии проявлялись на всех основных этапах развития русской философии от первого появления произведений мыслителей до современной интерпретации. Условия существования воспринимались как неблагоприятные по сравнению со странами Западной Европы. Когда Кант, сторонник материализма, или Шеллинг, сторонник трансцендентального идеализма, читали лекции в немецких университетах, в России преподавание философии было запрещено.
Свободомыслие не допускалось по политическим причинам. Государственные деятели считали пользу от преподавания философии недоказанной, а вред — очевидным.
Основные периоды формирования:
- Начало — этап с IΧ по XII век называют древнерусской философией, средневековой идеологией, учением допапского времени;
- Второй этап — со 2 по 17 век — называется философией московитской России и характеризуется зачатками материализма;
- Третий этап относится к 18 веку и представляет собой общую идеологию Просвещения с проведением крупных реформ царем Петром Великим;
- Четвертая относится к 19 веку, времени усиления натуралистических представлений.
Дискуссии возникали, когда предпринимались попытки охарактеризовать развитие русской философии как ретроградное или приписать формирование идеологии индивидуальному направлению иного типа. У славянских народов интерпретация истории начиналась с определения православия и самобытного развития. Западные мыслители придерживались европейского Просвещения и прославляли прогресс и разум.
Раннее становление
Мировоззрение средневековых русских в то время было близко к западноевропейским учениям с религиозным подтекстом. Характерной особенностью философии является отсутствие у нее самостоятельного статуса и включенность в духовную идеологию. Можно заметить влияние Византии, так как христианство зародилось именно там.
В те времена философом считался образованный человек, который обладал мудростью и писал труды. Из Византии были привезены книги, переведенные с греческого языка. Первым древнерусским мыслителем был Иларион, митрополит Киевский, который был близок к Ярославу Мудрому. Он написал работу под названием «Слово о законе и благодати», в которой проиллюстрировал распространение божественного учения.
Другими представителями русской философии того времени считались Кирилл Туровский и Климент Смолятич, митрополит Киевский. Кирилл написал «Притчу о слепом и мудреце» и, оставив кафедру, стал вести уединенную жизнь. Он произвел «Слова», представив круг праздников Господних. написал:
- Слова исповеди — восемь из них…;
- и предписания ангельского вида и монашеского ордена — 2 работы;
- Послания к аббату Печерскому и Василию — 2 произведения;
- почти 30 конфессиональных текстов.
Сохранилось послание Климента Смоляцкого, в котором он полемизирует против наставлений пресвитера Фомы в его самомнении и мнении, что он философ. Во второй части мыслитель отстаивал право на использование библейских образов и притч для широкого народного понимания.
Ценным произведением считался текст «Поучения» князя Владимира Мономаха, в котором он говорил о достижении справедливости методом слез, покаяния и милостыни. Памятниками выражения общественного сознания являются «Слово о полку Игореве» и летопись «Повесть временных лет».
Зарождение материализма
А.Н. Радищев, русский поэт, романист, начальник Петербургской таможни, член комиссии при Александре I по переписыванию законов, считался важным философом своего времени. Он стал известен благодаря своей главной работе «Путешествие из Петербурга в Москву», написанной в середине 1870-х гг. Он придерживался философии Просвещения, выступая против крепостного права и самодержавия. Писатель начал свое обучение в России и завершил его в Лейпцигском университете.
Его труды касались:
- отображение и анализ социальных отношений в России, осуждение крепостного права и монархизма;
- выбор средств и методов освобождения крестьянства, доказательство необходимости революции в случае невыносимого гнева народа в сочетании с тиранией власти;
- Критерии формирования общества с удовлетворительными характеристиками для работников.
Критика абсолютизма и крепостного права велась этим деятелем с моральной, политической и экономической точек зрения. Он считал общественный строй несправедливым, но не видел революционной партии, способной повести за собой массы. Радищев предусматривал освобождение крестьянства только через изменения сверху.
Еще один деятель вошел в историю как ученый во многих областях науки. Имя М.В. Ломоносова ассоциировалось с направлением естественного материализма. Он поверхностно рассматривал общие философские проблемы, поскольку они имели некоторое отношение к его исследованиям. Влияние его трудов положило начало объяснению природных явлений с точки зрения материализма, а не религиозности.
В то же время существовало несоответствие между практической теорией и верой в Бога, которого ученый считал устроителем мира. Это не мешало ему бороться с попытками включить религию в научные исследования. Ломоносова волновала судьба Отечества, народа и науки в этическом и социальном плане.
Философия просвещения
Новая идеологическая эпоха в России была названа временем реформ, начало которой совпало с царствованием Петра I. Империя активно участвовала в мировой торговле, в России развивалась промышленность, была создана академия наук. В обществе возникли социальные образования в виде групп служилого дворянства, интеллигенции, разночинной собственности, люди обучались наукам на Западе.
Реформы Петра были необходимы России, но в то же время они породили противоречия, которые проявились в различных сферах общественного развития. Социальное разделение стало углубляться, а права людей нарушались изо всех сил. Жители столицы отделились от остального народа, и повсеместно был введен каторжный труд, поддерживаемый идеологическим государственным аппаратом.
В эту эпоху произошло отделение светского образования от религиозного, возникновение культуры, отчужденной от церкви, и уподобление России Западу. Авангардная интеллигенция усвоила атеистическую и нигилистическую философию, а прежние духовные ценности были отброшены в неприемлемую перспективу.
Мыслители того времени разрабатывали утопические социальные теории, собирались в кружки для организации духовного наследия, и возникла масонская идеология. Философия возникла как разнообразная сфера, сочетающая в себе традиционное христианство и светское мышление. Яркими представителями идеологического направления были Федор Прокопович и Григорий Сковорода.
Первый прославил неограниченную власть царя и остался в истории как основатель практической и теоретической церковной реформы. Прокоповичу была близка идея философского деизма, в которой Бог создал мир, но не вмешивался в природу.
Г. Большую часть своей аскетической жизни Сковорода провел в скитаниях и написал множество идеологических диалогов и стихов. В своих трудах он описал взаимосвязь между познанием Бога и самосознанием человека. Он считал сердце центром физического и духовного бытия. В своей теории Сковорода уделял внимание моральным принципам.
Естественно-научная идеология
В этот период мыслящие умы России были захвачены перспективами развития общества, мечтая о скорых переменах. Надвигающийся мировой кризис повлиял на философские взгляды, которые все больше искали пути дальнейшего развития страны. Классический период в истории философии прошел под влиянием универсализма, радикализма, социализма, демократии и ортодоксальной религиозной реформы.
Стало ясно, что философия начала развиваться в синтезе с художественной литературой; это привело к появлению духовной традиционной культуры. В периодической таблице переходов философия того времени стояла на фундаменте профилактики. Идеология не признавала прогресс, если он смотрел на человеческое насилие или принуждение.
Доктрина девятнадцатого века содержит ориентиры:
- область знания (вера противопоставляется знанию);
- поле действия (аполитизм противопоставляется революционным настроениям);
- область морали (альтруизм противопоставляется эгоизму).
В России возникли два мощных движения: религиозное возрождение и марксизм. Они возникли в результате противостояния философий коллективизма и индивидуализма. Марксизм выветрился из разлагающегося популизма и был принят представителями разных слоев.
Г. Плеханов внес важный вклад в развитие ортодоксального марксизма. Он посвятил много работ философскому, социологическому аспекту материалистического взгляда на историю. В своих трудах он пытался научно предсказать изменения в обществе.
Постсоветская форма мышления
В годы социализма идеология развивалась на основе сочетания сознания и материи, а диалектика была признана практическим методом. Структура философии была разделена на концепцию природы и материализм. Природа в виде объективной реальности рассматривалась как вечное проявление во времени и пространстве. Сознание рассматривалось как элемент высокоорганизованной материи.
В постсоветский период философия оказалась в ситуации неопределенности после снятия идеологических запретов коммунистической системы. Развивалась та часть наследия, которая была искусственно подавлена советской философией в результате ее изоляции. Начали формироваться и развиваться культурология, политология, антропология, религиоведение.