Первоначально термин «философия» использовался в более широком смысле, чем тот, который закрепился за ним впоследствии. Действительно, это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли в целом, совокупного знания, не разделенного до сих пор на специальные разделы, как конкретного, так и обобщенного. Более того, знания древних, называемые философией, включали в себя не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и такие мысли людей о мире и о себе, которые в будущем составят корпус философской мысли уже в более конкретном, собственном смысле слова, о чем и пойдет речь.
В разные периоды истории на вопрос о том, что такое философия, разные мыслители отвечали по-разному. Это объясняется несколькими причинами. С развитием человеческой культуры, практики, предмет философии действительно изменился, изменилась его специфика. Также в рамках одной эпохи зародились различные варианты философского понимания мира и жизни. Очевидно, что менялось самосознание философов, их понимание предмета исследования, их «образы» философии, их восприятие философии. Возникновение философии, ее статус и связь с наукой, политикой, социальной практикой и духовной культурой особенно ярко проявились в ключевые исторические эпохи. Но при всех изменениях сохранилась определенная связь между прошлыми и новыми формами и обеспечено определенное единство той духовной деятельности, которая характеризует философскую мысль как отличную от всего остального. Гегель справедливо заметил: какими бы разными ни были философские системы, все они имеют одну общую черту: они являются философскими системами.
О чем думали и продолжают думать те, кого называют философами? На протяжении веков природа приковывала их внимание, о чем свидетельствуют названия многих философских трудов: Лукреций, «О природе вещей»; Бруно, «О бесконечности вселенной и миров»; Дидро, «Мысли об истолковании природы»; Поль Гольбах, «Система природы»; Гегель, «Философия природы»; Герцен, «Письма об изучении природы»; Энгельс, «Диалектика природы» и другие.
Именно природу первые греческие философы сделали объектом своего изучения. В то же время их не интересовали конкретные вещи. Они стремились добавить каждое конкретное наблюдение к своему пониманию фундаментальных вопросов. Их интересовали космогонические и космологические вопросы: происхождение и устройство мира, Земли, Солнца, звезд. Суть философии в ее раннем развитии, как и в более позднем, заключалась в изучении фундаментального принципа всего сущего, из которого все возникает и в который все превращается. Этот поиск выражал суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явлений означало сведение их к единой первопричине.
Взгляды философов не были одинаковыми. Вариативность решений, интеллектуальная «реконструкция» возможных ответов в целом, была бы важной чертой философского подхода. Но при всех неясностях и модификациях позиций оставалась главная задача: связать воедино фрагменты человеческого знания. Таким образом, проблема первичности была связана с другой проблемой, волновавшей философов: единое и многое. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта и знания. Таким образом, философия возникла как натурфилософия, или естественная философия. Эти функции сохранялись философской мыслью на протяжении многих веков. Хотя на зрелых этапах развития науки, особенно ее теоретических отделов, они претерпели значительные изменения, философский интерес к природе не угас и, насколько мы можем судить, не может угаснуть.
Постепенно вопросы социальной жизни человека, его политического устройства, правового порядка и т.д. вошли в сферу философии и стали постоянным предметом ее интереса.
Об этом свидетельствуют и названия произведений (например, Платон «Государство», «Законы»; Аристотель «Политика»; Т. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть церковного и гражданского государства»; Д. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть церковного и гражданского государства»; Д. Гоббс «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть церковного и гражданского государства»). Локк «Два трактата об управлении государством»; Шарль Монтескье «О духе законов»; Гегель «Философия права»; F. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; В.И. Ленин «Государство и революция»). Подобно натурфилософам, предвестникам будущего естествознания, социально-философская мысль готовила почву для позитивного, конкретного знания и социально-политических дисциплин (гражданская история, юриспруденция и др.).
Философы выработали общее понимание, теоретические принципы более или менее однородного, без выделения специализированных подразделений, знания об обществе. Дифференциация этого знания, как и дифференциация детальных естественных наук, позднее произойдет уже на основе философской разработки. Наряду с глубокими исследованиями, анализом социальных явлений, философы много размышляли о наилучшем общественном устройстве, передавая последующим векам и поколениям найденные ими гуманистические идеалы разума, справедливости и свободы как принципы социальной жизни человека.
Что еще волновало философов? Объектом их обсуждений неизменно был сам человек, его природа, разум, чувства, язык, мораль, знания, религия, искусство и другие проявления человеческого потенциала и проблемы жизни. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ, для которого главными философскими проблемами стали вопросы человеческой жизни и смерти, смысл человеческого существования, предназначение человека, природа знания, истины, справедливости, мужества и других моральных добродетелей. Взгляд Сократа на философию как на понимание жизни высоко оценил К. Маркс, который назвал Сократа «воплощением философии». Маркс оценил позицию Сократа, поставившего проблему человека в центр философского внимания.
Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, занимала очень важное место в философской мысли, что нашло отражение в тематике философских произведений. (Например: Аристотель «О душе», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Страсти души»; Спиноза «Трактат об усовершенствовании ума», «Поиски истины», «Этика»; Т. Гоббс «О человеке»; Д. Л. Гоббс «О человеке». Локк «Опыт о человеческом разуме»; С. Гельвеций «О разуме», «О человеке»; А. Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии»; Гегель «Философия религии», «Философия морали», «Философия искусства» и т. д.).
Таким образом, предметом философских размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных исследований) стали природный и социальный мир и человек в их сложных взаимоотношениях. Но это также основные темы любого мировоззрения. В чем особенность философии? Прежде всего в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не рассказы с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знанию, к разуму народа.
В то же время тесная связь ранних философских доктрин с мифологией, с одной стороны, и элементами зарождающейся науки — с другой, затушевывала специфику философской мысли, не всегда позволяя ей четко проявиться. Становление философии как самостоятельной области духовной культуры, со своими специфическими задачами, не сводимыми ни к мифологическим, ни к научным, ни к религиозным, ни к каким-либо другим, будет продолжаться веками. Следовательно, понимание природы философии будет растягиваться во времени и постепенно расти.
Первая попытка выделить философию как особую область теоретического знания была предпринята древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). С тех пор многие мыслители размышляли над сложным вопросом «что такое философия?». (возможно, это один из самых сложных философских вопросов) и внесли свой вклад в его прояснение. Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был, пожалуй, первым, кто приблизился к пониманию сути дела. Новым и решающим было понимание назначения философии, разработанное К. Марксом (1818 — 1883) на основе вновь открытого материалистического понимания общества. Основываясь на взглядах этих мыслителей, мы попытаемся дать представление об особой области знаний, мыслей и проблем, имя которой — философия.
1,266