Научная проблема — это наличие нескольких различных гипотез, направленных на решение одного вопроса или вопроса, который не имеет четкого решения и требует дальнейшего исследования. Думаю, понятно, что цель этой статьи не в том, чтобы обсудить распространенное неправильное использование термина «проблема».
Можно найти проблему любого вкуса для исследований в философии, на решение которой уйдет много времени, возможно, вся жизнь, но она останется открытой. Для наглядности я лишь вкратце упомяну примерный круг проблем в философии, в который входят такие знакомые проблемы:
Проблема сознания, возможно, является самой актуальной в последние десятилетия; абстрагируясь от функционального, по общему признанию, ограниченного — читай ложного — понимания сознания, мы можем забыть большинство достижений последнего полувека в этой области, поскольку они, в практическом смысле, приписываются искусственному интеллекту (сознанию). Сведение проблемы к всеобщему масштабу подчеркивает способность сознания проявлять себя как внутри, так и вовне;
Проблема знаемости или познаваемости — вытекает из его определения, где необходимо соблюдать достоверность полученных знаний. Именно эта достоверность, критерии которой подвергаются сомнению в каждом конкретном случае;
Проблема времени проста в выражении, но сложна в решении: является ли время субъективным и относительным или объективным и фундаментальным? На мой взгляд, время — это чисто субъективная мера протяженности процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Конечно, я буду рассматривать каждый вопрос отдельно, что требует пристального внимания;
Проблема истины возникает из вопроса о том, что ложно и что истинно, и приводит исследователя к уже упомянутой проблеме знания;
Проблема объекта и метода в философии заключается в различных подходах к проблеме и противоречивых взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные взгляды;
Проблема смысла жизни, хотя как на нее посмотреть, на мой взгляд, не существует, и жизнь не имеет смысла;
Основные проблемы философии
Проблема личности в ее становлении, формировании, которое не следует путать с обучением. Критерии личности умозрительны, что приводит к искусственной стратификации и создает ряд уже социально-политических проблем. Первый и последний никак нельзя назвать успешными;
Проблема смерти — существует ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум — это продукт организма, который смертен, тогда да — смерть есть. С другой точки зрения, сомнительны или ложны эти теории — вопрос актуальный;
Проблема общества в философии схожа с проблемой личности, только здесь рассматриваются группы и их внутренние отношения; коллектив — это отнюдь не то же самое, что множество, а общество не является синонимом социума;
Проблема свободы знакома каждому, но простое и эффективное рассмотрение может вызвать панику, потому что за кажущейся простотой этот вопрос касается каждого аспекта и явления в мире, как внешнего, так и внутреннего;
Проблема веры и разума заключается не в религиозной вере, а в том, что и сколько разум знает, действительно знает, а не просто принимает на веру, о проблематичных критериях и аспектах знания, об отношениях между верой и разумом;
Проблема идеального в философии — порождена наличием взглядов, заимствованных из естественных наук, где теория идеального и сам идеал часто отвергаются;
Здесь даже возникает проблема происхождения или генезиса самой философии.
Легко убедиться, насколько разнообразен и важен, более того, практически вечно актуальный список, и это еще не все. Решения этих проблем философии были предложены, часто не всем по вкусу, но дискуссия остается и остается актуальной.
Возможно, именно здесь кроется главная проблема философии? Да и нет; в самом большом типе научных предметов, как человек, или разумное существо, так и мир и их отношения, читай один из главных предметов философии, можно назвать главной проблемой.
Последнее верно для любой проблемы; так, если мы называем человека главной проблемой, то он не так интересен без мира, отдельно мир теряет свою полезность для разумного существа, которому мир не интересен без самого исследователя. Тогда, возможно, центральной проблемой философии является отношение разумного существа и мира? Вероятно, это спорный вопрос.
Специфика проблем философии
Специфика проблем философии может включать:
- Трудность определения критериев проблемы;
- Возможность определения природы истины;
- Экзистенциальная природа философского исследования;
- Фундаментализм и экстремизм, универсальность и конкретность;
- Антиномия и парадокс, априори и апория — формы интенсивного развития.
- Рамки проблемы: исторические, применимость и т.д. (общие, частные, практические, локально-ситуативные и т.д.).
На самом деле, проблема философии может быть сформулирована во многих терминах, потому что каждый ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемое явление или процесс, конечно, не всегда, но часто. Верно и то, что проблема в науке не является чем-то плохим и свидетельствует о тупике в исследованиях. Нет, проблема возникает в основном тогда, когда уже есть набор теорий и гипотез, которые необходимо объединить и обобщить. Таким образом, философскую проблему можно рассматривать как промежуточный шаг между теорией и выводом о чем-то, или между основополагающей теорией и ее окончательным доказательством.
Однако, в отличие от чистых наук, в философии, в силу ее специфических тем, подходов или вопросов, не так легко прийти к окончательному решению, как, например, в физике. Хотя в физике тоже достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В некоторых дисциплинах, таких как этика или эстетика, невозможно получить окончательные данные путем экспериментов, поскольку объект исследования в значительной степени субъективен. Это также характерно для философских проблем, что, кстати, является одной из первых проблем, часто критикуемых апологетами естественных наук. Однако следует отметить, что эти люди просто не понимают вопроса, который они критикуют, иначе они не критиковали бы с такой позиции. Но это тема для другого разговора.
Философская антропология
Философия имеет свою собственную структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:
ОНТОЛОГИЯ — наука о бытии.
ГНОСЕОЛОГИЯ — это наука о познании.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — это учение о научном познании.
АНТРОПОЛОГИЯ — это наука о человеке.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение об обществе.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
АССИЛОЛОГИЯ — учение о ценностях.
ЭТИКА — наука о морали и нравственности, о добре и зле.
ЭСТЕТИКА — наука о том, что возбуждает чувства: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д.
Праксеология (реже праксеология; от греч. πράξις — действие и λογία — наука, учение) — это наука о человеческом действии, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая изучает различные действия или наборы действий для определения их эффективности.
Антропология
Антропология — это отрасль философии, которая занимается изучением человека. Проблемой человека занимаются многие науки. Философия стремится представить ценностный взгляд на человека. Что такое человек?
Древневосточная философия была основана на мифологической концепции. Античная философия сформировала философский подход к пониманию человека — Сократ: «Познай самого себя», Протагор: «Человек — мера всех вещей», Платон: «Человек включает в себя тело и душу», Аристотель: «Человек — это политическое животное». Таким образом, античная философия рассматривала человека как часть космоса, с космоцентрической позиции. Средневековая философия рассматривала человека с теоцентрической позиции (творение, образ и подобие Бога). В философии эпохи Возрождения зародился новый взгляд на человека — антропоцентризм. Философия Нового времени дала рационалистический взгляд на человека (Коперник, Ньютон, механика). НКФ: Кант считал, что человек принадлежит к двум мирам, природному и социальному, и рассматривал человека как цель, а не средство. Марксистская философия рассматривала человека с социоцентрической позиции, т.е. человека как совокупность общественных отношений. Русская философия включала в себя материальную (светскую) и идеальную (религиозную) ориентации. Материалисты (Чернышевский, Белинский, Герцен) — освобождение масс. Идеалисты (Соловьев, Бердяев, Федоров) — человек рассматривался в неразрывной связи с Богом. В западной философии появляется направление философской антропологии.
Таким образом, в истории философии существовало множество различных концепций человеческого существования.
Онтология
Онтология — это наука о бытии. Основной вопрос онтологии: что существует?
Основными понятиями онтологии являются: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальная, идеальная, экзистенциальная), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания вселенной бытия, которое не ограничивалось бы данными отдельных наук и, возможно, не сводилось бы к ним.
Основным объектом онтологии является бытие; бытие, которое определяется как совокупность и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая представления о Боге, душах) и делится (материалистами) на накопительную, экзистенциальную и социальную материю (что порождает формализм и отношение к человеку как к безличному в целом).
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому небытию (как небытие возможности в аристотелевской философии). В экзистенциализме XVIII века бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и ставить под вопрос существование. В классической метафизике, с другой стороны, бытие понимается как Бог. Человек как существо обладает свободой и волей.
Гносеология (эпистемология)
Гносеология (эпистемология) — это философская наука, занимающаяся природой знания и его возможностями. Гносеология исследует вопросы, имеющие огромное значение для человечества. Можно ли познать мир? В каких формах проявляется знание? Как связаны с ним знания об окружающем нас мире? Что такое истина и что такое ошибка? Что является критерием достоверности знаний? Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на понимание окружающего нас мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо понять содержание «субъекта» и «объекта» познания.
Аксиология
Аксиология (от греческого «ценность») — это теория ценностей, отрасль философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой мира ценностей, т.е. как различные ценности соотносятся друг с другом, с социальными и культурными факторами, а также с личностью.
Вопрос о ценностях был впервые поставлен Сократом, который сделал его центральным в своей философии и сформулировал как вопрос о благе. Благо — это реализованная ценность — полезность. Другими словами: ценность и полезность — это две стороны одной медали.
+В античной и средневековой философии вопрос о ценности был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: совершенство бытия понималось как абсолютная ценность для человека, выражающая как этические, так и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Благому и Прекрасному. Такой же онтологической и целостной интерпретации относительно природы ценности придерживается вся платоническая ветвь философии вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология возникает как особая отрасль философского знания, когда понятие бытия разлагается на два элемента: действительность и ценность как возможность.