Вопрос о смысле жизни всегда был актуальным для человечества. Ее исследовали как древние, так и современные философы. Смысл их исследования заключался в том, чтобы найти ответы на несколько вопросов:
- Какова цель человеческого существования?
- Для чего (кого) нужно жить?
- Каковы главные ценности в жизни?
Мнения философов разных эпох существенно различались. Например, древние мыслители видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей исследовать добродетель и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в размышлениях и познании мира. Эпикур считал, что существование людей должно включать только земные удовольствия, а именно отсутствие голода и физических недугов.
В средневековый период мнение о смысле жизни значительно изменилось. Религиозные первоисточники писали, что человек должен следовать примеру своих предков, придерживаясь религиозных идеалов. Эту тему кратко затрагивали в своих трудах Фома Аквинский и философ Августин. В этот исторический период о жизни часто говорили негативно. В буддизме, например, жизнь приравнивалась к страданию, в азиатских текстах — к бездне зла и мучений.
В эпоху Просвещения взгляды людей на жизнь снова изменились. Смысл бытия рассматривается как возможность утвердить человека как личность. В 19 веке появилось много альтернативных философий. Например, Артур Шопенгауэр, как представитель иррационализма, определял жизнь как проявление воли мира. Он считал, что человек не может совершать важные действия по собственной воле, так как все действия направляются волей другого.
Альбер Камю, с другой стороны, считал, что человек должен сам создавать свои ценности. О существовании человека можно судить только по его поступкам. Нигилисты и позитивисты не видели смысла в жизни. Они придавали значение только отдельным событиям, достижениям и наследию человека.
И. Кант считал, что жизнь состоит в осознании человеком своего существования. А мыслитель Фихте считал, что смысл человеческого существования заключается в достижении гармонии с окружающим миром.
Проблема смерти и бессмертия
Несмотря на разнообразие точек зрения, большинство доктрин рассматривают жизнь как момент, данный человеку, чтобы подготовиться к смерти. Однако, как ни удивительно, смерти человека и его возможному бессмертию всегда уделялось больше внимания, чем самому жизненному пути.
Гибель человека
Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской позиции это определение не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда носит отпечаток тайны и мистики. Люди всегда боялись неизвестного, поэтому философы, исследуя природу смерти, искали способ избавить человечество от страха.
Исследование смерти в философии можно разделить на три периода:
- дохристианский;
- Христианин;
- современный период.
Древнеегипетские верования, буддизм и трактаты Сократа и Платона — все они выражают идею «загробной жизни». Тибетские монахи не рассматривали конец человека как абсолютный конец существования. Они верили в переход к новому циклу, реинкарнацию. Большинство мыслителей писали, что смерть — это естественный этап жизненного цикла, и бояться ее нет смысла. Смерть человека считалась необходимой для продолжения жизни на земле.
С возникновением христианства философская концепция смерти радикально изменилась. Идея «конца света» получила широкое распространение. Момент смерти приравнивался к «часу расплаты». Грешник неизбежно попадет в ад, а благочестивый — на небеса.
Когда ученые накопили достаточно знаний в области биологии и естественных наук, идея загробной жизни и воскрешения была отвергнута. К изучению смерти подходили с рационалистической точки зрения. Смерть человека рассматривалась как естественное изменение в человеческом существовании.
Идеи о вечном существовании
Бессмертие — это вечное, непрерывное существование. С естественно-научной точки зрения достижение такого состояния невозможно. Тем не менее, рассуждения на эту тему встречаются у всех древних народов.
Греки и евреи понимали под бессмертием переход человеческой души после смерти в «царство теней». Древняя Индия и Египет верили в переселение душ. В иудаизме говорится о воскресении мертвых. В древней и восточной философии бессмертие — это награда за достойную жизнь.
Материалисты категорически отрицали существование души, поэтому они не рассматривали такое понятие, как вечная жизнь. В отличие от них, философы XIX-XX веков считали, что достижение бессмертия возможно через оставленное наследие, то есть через создание потомками произведений искусства.
Развитие вопроса в современном мире
Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны и в 21 веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная реаниматология позволяет вернуть к жизни человека, пережившего клиническую смерть. Однако не все ученые считают это достижение благом.
Известно, что после смерти, в частности, кора головного мозга перестает функционировать. Если сердце можно восстановить медицинскими средствами, то восстановить все функции мозга еще никому не удавалось. Это поднимает этические и философские вопросы о том, может ли быть продолжение человеческой жизни, когда сердце снова бьется.
Человеческая жизнь значительно обесценилась из-за регулярных национальных конфликтов, международного терроризма и эпидемий. Современные философы пытаются найти ответы на новые вопросы:
- Имеет ли человек «право на смерть», т.е. на самоубийство и эвтаназию?
- Этично ли пересаживать органы от умерших людей?
- Не противоречит ли процесс клонирования законам природы?
Также постоянно поднимается вопрос о бессмертии. Но если в античности и средневековье философов интересовало вечное существование души, то в 21 веке наука ищет способы спасти физическое тело. Поэтому криогенная техника и молекулярное клонирование активно развиваются.