- Древний Восток
- Античный период
- Средневековье
- Эпоха Возрождения
- Новое время
- Период развития классической философии
- Новейшая философия
- Периодизация античной философии
- Основные этапы развития античной философии
- Эмпирическое направление в философии Нового времени
- Что такое религия и что такое философия?
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Философия направление подготовки Химия
На протяжении всей истории формирования философского знания доктрины претерпевали постоянные изменения и уточнения. Различные этапы в развитии философии четко обозначают периоды изменений в философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какие еще вариации аспектов бытия будут иметь место.
Древний Восток
Учения Древнего Востока включают школы, возникшие в древнем Китае, Египте, Месопотамии и Индии. Возникновению философской мысли способствовали особенности государств: уровень их экономического, социального и политического развития. Древние мыслители отошли от мистического понимания мира и постепенно выработали рациональный взгляд на природу и людей.
Характеристика древневосточной философии:
- Подход к предфилософии;
- преемственность поколений, поддержание традиций;
- Естественное знание выведено за рамки философии;
Отсутствие систематизированных философских систем не помешало народам древнего Востока развивать науку и искусство. Первые рукописи были найдены в Египте и Месопотамии. Возраст сохранившихся египетских архитектурных сооружений оценивается в тысячи лет, а открытия китайских и индийских целителей используются в современной медицине.
Античный период
Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Главный вопрос, который ставили мыслители, касался принципов мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире.
В ранние времена философы основывали свои суждения на мифах: они приписывали личности природным явлениям и считали небесные светила божествами.
Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — рассмотрение мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.
Два самых ярких представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные и противоречивые взгляды: материализм и идеализм.
Демокрит за много веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, невидимых глазу. Платон использовал иррациональный подход, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения.
Переломный момент в античной философии произошел в пятом веке до нашей эры, когда Сократ поставил в центр философского знания человека, а не природу.
Средневековье
В Средние века теология была неразрывно связана с философией. Философы считались религиозными деятелями: теологами, пророками, учителями. Они изучали и переводили религиозные тексты, проповедовали и укрепляли христианство в Западной Европе.
Средние века вошли в историю как период наиболее активного и беспрекословного навязывания религиозных догм. Церковь практически управляла государством и жестоко боролась с теми, кто не соглашался с ней.
Философия не допускалась к свободному занятию, а от мыслителей требовалось признать примат веры над разумом.
Согласно христианству, Бог является творцом мира: природы, космоса и человека. Человек создан по образу и подобию Божьему: помимо физического тела, он обладает душой.
Он живет вечно, а после смерти своего физического тела попадает в рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в раю, человек должен жить по заповедям, всегда выбирая между добром и злом.
Души злых людей недостойны близости Бога; после смерти они попадают в ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.
Адаптированная христианская доктрина, которую преподавали в школах и университетах, называлась схоластикой. Она объединила все религиозные тексты, с которыми должен быть знаком человек, желающий заниматься наукой.
Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым средневековым мыслителем, который попытался объединить догматизм религии и развитие науки.
Он считал, что знание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.
Эпоха Возрождения
Среди этапов развития философии эпоха Возрождения (или Ренессанса) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Центральной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и его творческие способности. Человек приравнивается к Богу — будучи его творением, он один может творить.
Особенности эпохи Возрождения:
- Культ искусства: художникам, поэтам и драматургам поклоняются наравне с учеными и политиками.
- Растущий интерес к красоте, особенно к красоте человеческого тела.
- Переосмысление философии античности, или частичное возвращение к натурфилософии.
- Развитие общества: фокус на человеке и его потребностях, возникновение гуманизма.
Знаменитые деятели эпохи Возрождения внесли огромный вклад в мировую науку и культуру. Изобретения Леонардо да Винчи опередили свое время на столетия, а произведения Шекспира, Данте и Микеланджело стали классикой литературы и живописи.
Новое время
Для философии Нового времени человек и общество остаются объектом изучения. В ней принят эпистемологический подход: понимание мироустройства возможно через познание. Инструментом познания является логика, рациональное мышление.
Признаки философии Нового времени:
- Изучение когнитивных методов, придание им первостепенного значения;
- Сциентизм — наука ставится выше всего остального, философия рассматривается как один из инструментов в развитии научного знания;
- создание сводов законов — социальная жизнь меняется, подчиняясь новым политическим, правовым и моральным нормам;
- практический подход преобладает над теоретическим.
Философия эпохи модерна послужила основой для развития научного подхода, используемого в современной философии. С открытиями Канта, Локка, Гегеля и Ницше стали возможны фундаментальные изменения в обществе и появилось обоснование технического прогресса.
Период развития классической философии
Классическая и постклассическая школы характеризовались отказом от рационализма как единственного способа познания. Мыслители также отказались от четкого разграничения понятий идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также уходят в прошлое.
Характеристика классического периода:
- Множественность объектов исследования. Появляется множество новых предметов исследования и, соответственно, новых направлений философии.
- Плюрализм. Классическая философия благоприятствует возникновению различных ориентаций, основанных на материалистических и идеалистических концепциях. Среди мыслителей есть рационалисты и атеисты, а также интуитивисты. Ни одной доктрине не придается особого значения; допустимы все способы познания.
- Антропоцентризм. Основным объектом изучения является человек. Она рассматривается целостно, мыслители пытаются найти ответы на все вопросы, которые встают перед ними: смысл жизни, кризис личности, роль человека в истории мира.
- Толерантность. Представители школ с диаметрально противоположными подходами не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и компромиссу.
Большинство представителей классического периода были немецкими философами. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, которые перешли в современную философию.
Новейшая философия
Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепций Гегеля. Основные предположения Просвещения и немецкого идеализма теперь рассматриваются как абстрактные понятия, не имеющие рациональной основы. Чистый разум уступает место зависимому разуму, на который влияют различные внешние обстоятельства.
Ведущие направления:
- позитивизм;
- Марксизм;
- Иррационализм.
В 20 веке появляются новые тенденции: Феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяющими событиями в доктрине и в 21 веке.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/etapy-razvitiya.html
Периодизация античной философии
Древние полисы
Развитие античной философии представляет собой важнейший этап в исторической динамике предмета философского знания. В античной философии различали онтологию и метафизику, эпистемологию и логику, антропологию и психологию, философию истории и эстетику, моральную и политическую философию.
Античная философия (сначала греческая, а затем римская) охватывает более чем тысячелетний период с шестого века до нашей эры по шестой век нашей эры.
Античная философия возникла в древнегреческих полисах (городах-государствах) с демократической ориентацией и отличалась по содержанию, методам и целям от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерных для раннеантичной культуры.
Античная литература, греческая культура (творчество Гомера, Гесиода, гномических поэтов) подготовили формирование философского мировоззрения, где ставились вопросы о месте и роли человека во Вселенной, вырабатывались навыки определения мотивов (причин) поступков, а художественные образы строились в соответствии с чувствами гармонии, пропорции и меры.
Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии. Однако если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует свою главную цель как стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней.
Обладание полной истиной, согласно древней традиции, считалось возможным только для богов. Человек не мог соединиться с «софией», потому что он был смертен, конечен и ограничен в познании.
Поэтому человеку доступно лишь безудержное стремление к истине, которое никогда не бывает до конца завершено, активное, страстное желание истины, любовь к мудрости, которая выражается самим термином «философия».
Бытие ассоциировалось с множественностью постоянно меняющихся элементов, а сознание — с ограниченным числом концепций, содержащих хаотические проявления элементов.
Поиск первоосновы мира в сменяющемся круговороте явлений — главная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понимать как учение о «происхождении и причинах».
В своем методе этот исторический тип философии стремится к рациональному объяснению бытия, реальности в целом. Значимыми для античной философии являются рациональное доказательство, логическая аргументация, риторическая и дедуктивная рациональность, логос.
Переход «от мифа к логосу» создал знакомый вектор развития как духовной культуры, так и цивилизации в Европе.
Основные этапы развития античной философии
В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа (подробную разбивку философских школ можно увидеть в таблице ниже).
Ниже приводится краткий обзор каждого периода.
Первый этап — это 6-5 век до нашей эры. Досократовская стадия. Философы, жившие до Сократа, являются так называемыми досократиками.
К ним относятся милетские мудрецы (милетская школа — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Лейципп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архея (греч.
arhe — начало) — единая основа Вселенной (физики старшего поколения) и проблемы целостного единства многих вселенных (физики младшего поколения).
Центральным объектом познания в древнегреческой натурфилософии является космос, а космологические модели представляют собой основную форму философского учения. Центральный вопрос онтологии — вопрос о сущности и структуре мира — раскрывается в контексте вопроса о его происхождении.
Второй этап — это примерно середина пятого — конец четвертого века до нашей эры, классический этап.
Возникновение классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гностическим, социально-политическим, морально-этическим и антропологическим проблемам. Этот поворот связан с софистической традицией и фигурой Сократа.
В зрелой классике появляются превосходные образцы систематических абстрактно-теоретических и философских концепций, обозначающие канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).
Третий этап, конец 4-го или 2-й век до н.э., обычно называют эллинистическим периодом.
В отличие от предыдущего, связанного с появлением значительных, глубоких и универсальных философских систем, возникли различные эклектические, конкурирующие между собой философские школы: перипатетики, академическая философия (Академия Платона, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм).
Общим для всех школ является то, что они перешли от комментариев к учениям Платона и Аристотеля к постановке проблем этики и моралистической искренности в период упадка эллинистической культуры. В это время стали популярны труды Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пирра и других.
Четвертый этап — 1 век до н.э. — 5-6 век нашей эры — это период, когда Рим играл решающую роль в античности, под влияние которого попала и Греция. Римская философия сформировалась под влиянием греческой философии, особенно эллинистической.
В римской философии можно выделить три основных течения: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик) и эпикурейство (Тит Лукреций Кар). В 3-5 веке нашей эры в римской философии появляется и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин.
Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннехристианскую, но и на всю средневековую религиозную философию.
Эмпирическое направление в философии Нового времени
Содержание философии Нового времени — краткое изложение основных моментов + СПИСОК КНИГ. СЕРИЯ СТАТЕЙ НА ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ. Часть 7Философия Нового времени — краткие основные положения Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм и…
Философия
Что такое религия и что такое философия?
Оглавление Философия и религияКакие понятия используются в философии и религииОтношения между религией и философиейКаковы различия между философией и религиейСходства между философией и религиейРазличия между философией и религиейРоль теистической…
Философия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины Философия направление подготовки Химия
Оглавление Рабочая программа дисциплины История и философия науки Все направления подготовкиМетодические указания для студентов по освоению дисциплины Рабочая программа дисциплины Химия основной…