Основной вопрос философии

Речь идет не просто о соотношении бытия и сознания, а о соотношении человека, природы и мышления — трех систем. Философы по-разному интерпретировали эти системы, их взаимосвязь, их положение и участие мысли в движении. Например, Платон считал, что идеи находятся вне вещей, по Аристотелю идеи находятся в реальности, по Канту мышление находится в человеческом разуме, а Гегель утверждал, что идеи движутся — в природе, затем в человеке и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.  (А.А. Горелов).

Такая постановка вопроса является традиционной, однако среди философов существуют различные мнения относительно фундаментального вопроса философии.

Мы являемся биржей профессиональных авторов (профессоров и доцентов университетов). Наша система гарантирует своевременную сдачу вашей работы без плагиата. Мы предоставляем бесплатные правки.

 

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

АвторФормулировка центрального вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать жизнерадостным и счастливым?
КантЧто такое человек?
Фридрих ЭнгельсЧто первично: материя или мысль?
M. ХайдеггерВ чем смысл существования?
R. РотриКто мы?
A. КамюСтоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что первично, фундаментально, вытекает одно из другого — бытие или сознание?

Фундаментальный вопрос философии

Фундаментальный вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимосвязи человека и мира подразумевает проблему соотношения бытия и сознания. Эта проблема может быть сформулирована по-разному, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и сознания.

Две стороны основного вопроса философии

У основного философского вопроса, над которым размышляют философы, есть две стороны — онтологическая и эпистемологическая. Первая сторона — онтологическая — предполагает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона — гносеологическая — это вопрос познаваемости, т.е. вопрос о том, как наши мысли соотносятся с окружающим миром, истинны ли наши представления о мире, способны ли мы познать мир?

Решение фундаментального вопроса философии

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские течения и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения центрального вопроса философии, которая разделила философов на две категории — идеалистов и материалистов. Первые утверждали, что природа и все материальное бытие было создано духовными сущностями, в то время как вторые, напротив, были убеждены, что природа и материя первичны.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или пришло раньше — материя или сознание, а вопрос об их взаимосвязи — как они соотносятся друг с другом, что первично по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологические отношения между миром и сознанием.

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Субъективизм и объективизм как решения основного вопроса философии

Существует три решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективизм и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир существует независимо от нашего духа, сознания и мышления и первичен по отношению к ним.

Материализм зародился в древнем мире (Древний Китай — даосизм, Древняя Индия — чарвакалокаята, Древняя Греция — милезианская школа). На протяжении всего своего развития одна форма сменяла другую, от натуралистического материализма античности, механистической формы Нового времени, до диалектической формы в 19 и 20 веках. Представители механистического материализма: Ф. Бэкон, Гоббс, Гольбах и другие. Согласно этой форме, материальный мир представляет собой механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это относится только к природе, но не к обществу, в котором, по мнению материалистов, действуют моральные принципы, а не механические причины.

Материализм как решение основного вопроса философии

Материализм как решение основного вопроса философии

Современная форма материализма является диалектической. Основателями были К. Маркс и Ф. Энгельс. Его суть — ориентация на науку и практику, мобилизация сил для качественных изменений в обществе.

Субъективный идеализм

Внешний мир является продуктом деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы, как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма заключается в утверждении, что мир таков, каким мы его себе представляем. Все, что мы наблюдаем в мире, является лишь суммой наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же объект может казаться больше или меньше в зависимости от расстояния до него. Знаменитый тезис Джорджа Беркли «существовать — значит быть воспринимаемым», предполагающий, что сущность — это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, и что объективное существование вещей не может быть даже предположено.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому возник мир вещей и человеческое сознание. В различных философских доктринах этот разум (высшее духовное начало) имеет разные названия: Дух, Идея, Брахман и т.д.

Поскольку этот мирской разум существует независимо от человеческого сознания, отсюда и название — объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе — Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны — в Индии.

Эти движения относятся к монистической философии (монизм). Помимо монистической философской доктрины, существует еще одно понятие, обозначаемое как «дуализм» — дуалистические доктрины. Дуализм включает в себя учение Декарта (1596-1650), который считал, что мир и сознание независимы друг от друга.

Компромиссным учением является деизм (Г. Шербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.). Философы этого направления предполагали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что дальнейшее не участвует в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

Существуют также различные ответы и точки зрения на вопрос о способности человеческого мышления познавать окружающий нас мир. Большинство людей, включая философов, отвечают на этот вопрос утвердительно: «Мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизмом.

Однако есть категория философов, которые утверждают, что человеческое познание мира ограничено и что его нельзя достоверно познать. Для обозначения этой позиции существует общепринятый термин — «агностицизм».

Агностицизм как решение основного вопроса философии

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики рассматривали вопрос о природе вещей, отношении человека к ним и последствиях этого отношения. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна и что мы должны относиться к вещам скептически, избегая категоричных суждений. Это подразумевает равенство и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П. Байль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

Элементы агностицизма присутствуют в некоторых современных философских школах. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и этот факт предлагается оценивать положительно, поскольку «познание отягощает бытие».

Фундаментальный вопрос философии остается нерешенным. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос человеческого существования, самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector