Речь идет не просто о соотношении бытия и сознания, а о соотношении человека, природы и мышления — трех систем. Философы по-разному интерпретировали эти системы, их взаимосвязь, их положение и участие мысли в движении. Например, Платон считал, что идеи находятся вне вещей, по Аристотелю идеи находятся в реальности, по Канту мышление находится в человеческом разуме, а Гегель утверждал, что идеи движутся — в природе, затем в человеке и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (А.А. Горелов).
Такая постановка вопроса является традиционной, однако среди философов существуют различные мнения относительно фундаментального вопроса философии.
Мы являемся биржей профессиональных авторов (профессоров и доцентов университетов). Наша система гарантирует своевременную сдачу вашей работы без плагиата. Мы предоставляем бесплатные правки.
Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями
Автор | Формулировка центрального вопроса философии |
---|---|
Декарт | Существую ли я? |
Эпикур | Как стать жизнерадостным и счастливым? |
Кант | Что такое человек? |
Фридрих Энгельс | Что первично: материя или мысль? |
M. Хайдеггер | В чем смысл существования? |
R. Ротри | Кто мы? |
A. Камю | Стоит ли жизнь того, чтобы жить? |
Решение основного вопроса философии
Что первично, фундаментально, вытекает одно из другого — бытие или сознание?
Фундаментальный вопрос философии
Мировоззренческая проблема взаимосвязи человека и мира подразумевает проблему соотношения бытия и сознания. Эта проблема может быть сформулирована по-разному, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и сознания.
Две стороны основного вопроса философии
У основного философского вопроса, над которым размышляют философы, есть две стороны — онтологическая и эпистемологическая. Первая сторона — онтологическая — предполагает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона — гносеологическая — это вопрос познаваемости, т.е. вопрос о том, как наши мысли соотносятся с окружающим миром, истинны ли наши представления о мире, способны ли мы познать мир?
Решение основного вопроса философии
Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские течения и школы.
Онтологическая сторона вопроса
Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения центрального вопроса философии, которая разделила философов на две категории — идеалистов и материалистов. Первые утверждали, что природа и все материальное бытие было создано духовными сущностями, в то время как вторые, напротив, были убеждены, что природа и материя первичны.
Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или пришло раньше — материя или сознание, а вопрос об их взаимосвязи — как они соотносятся друг с другом, что первично по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологические отношения между миром и сознанием.
Субъективизм и объективизм как решения основного вопроса философии
Существует три решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективизм и объективный идеализм.
Материализм
Внешний мир существует независимо от нашего духа, сознания и мышления и первичен по отношению к ним.
Материализм зародился в древнем мире (Древний Китай — даосизм, Древняя Индия — чарвакалокаята, Древняя Греция — милезианская школа). На протяжении всего своего развития одна форма сменяла другую, от натуралистического материализма античности, механистической формы Нового времени, до диалектической формы в 19 и 20 веках. Представители механистического материализма: Ф. Бэкон, Гоббс, Гольбах и другие. Согласно этой форме, материальный мир представляет собой механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это относится только к природе, но не к обществу, в котором, по мнению материалистов, действуют моральные принципы, а не механические причины.
Материализм как решение основного вопроса философии
Современная форма материализма является диалектической. Основателями были К. Маркс и Ф. Энгельс. Его суть — ориентация на науку и практику, мобилизация сил для качественных изменений в обществе.
Субъективный идеализм
Внешний мир является продуктом деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы, как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма заключается в утверждении, что мир таков, каким мы его себе представляем. Все, что мы наблюдаем в мире, является лишь суммой наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же объект может казаться больше или меньше в зависимости от расстояния до него. Знаменитый тезис Джорджа Беркли «существовать — значит быть воспринимаемым», предполагающий, что сущность — это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, и что объективное существование вещей не может быть даже предположено.
Объективный идеализм
Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому возник мир вещей и человеческое сознание. В различных философских доктринах этот разум (высшее духовное начало) имеет разные названия: Дух, Идея, Брахман и т.д.
Поскольку этот мирской разум существует независимо от человеческого сознания, отсюда и название — объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе — Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны — в Индии.
Эти движения относятся к монистической философии (монизм). Помимо монистической философской доктрины, существует еще одно понятие, обозначаемое как «дуализм» — дуалистические доктрины. Дуализм включает в себя учение Декарта (1596-1650), который считал, что мир и сознание независимы друг от друга.
Компромиссным учением является деизм (Г. Шербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.). Философы этого направления предполагали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что дальнейшее не участвует в развитии сотворенного мира.
Гносеологическая сторона вопроса
Существуют также различные ответы и точки зрения на вопрос о способности человеческого мышления познавать окружающий нас мир. Большинство людей, включая философов, отвечают на этот вопрос утвердительно: «Мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизмом.
Однако есть категория философов, которые утверждают, что человеческое познание мира ограничено и что его нельзя достоверно познать. Для обозначения этой позиции существует общепринятый термин — «агностицизм».
Агностицизм как решение основного вопроса философии
В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики рассматривали вопрос о природе вещей, отношении человека к ним и последствиях этого отношения. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна и что мы должны относиться к вещам скептически, избегая категоричных суждений. Это подразумевает равенство и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П. Байль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.
Элементы агностицизма присутствуют в некоторых современных философских школах. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и этот факт предлагается оценивать положительно, поскольку «познание отягощает бытие».
Фундаментальный вопрос философии остается нерешенным. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос человеческого существования, самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.