Милет, руины которого находятся на территории современной Турции, когда-то был важным культурным центром древнего мира. Именно здесь в начале шестого века до нашей эры была основана классическая греческая философия, которая впоследствии распространилась на близлежащие регионы Азии, острова Средиземноморья, Италию и, в конечном итоге, на Афины. Человеком, заложившим основы не только философии, но и многих естественных наук, был мыслитель из Милета — Фалес. Он не только самостоятельно исследовал окружающий мир и выдвинул несколько гипотез о природе некоторых явлений, но и собрал вокруг себя самых образованных и оригинальных мыслителей того времени.
Специалисты считают, что милезианская школа и связанные с ней движения относятся к досократовскому периоду греческой философии. Несомненно, сокритане и более поздние мыслители внесли в философию больший элемент логической последовательности, четкой методологической основы, обоснованности и доказательности. На этом фоне умозаключения милетских философов иногда могут показаться несколько наивными, но не следует забывать, что это были первые попытки человека исследовать Вселенную и проникнуть в суть вещей.
Представители Милетской школы и их идеи
Говоря о милезианской школе, специалисты обычно ссылаются на работы трех мыслителей:
- Фалес;
- Анаксимандр; ..;
- Анаксимандр.
Идеи этих философов объединяло одно: постановка вопроса о происхождении мира, который милетские мыслители считали основополагающим для науки; материализм; стремление увидеть мир с точки зрения его разнообразия и динамики.
Фалес
Считается, что Фалес был первым греком, занявшимся наукой. О жизни Фалеса известно очень мало; все его идеи дошли до нас только в устной передаче, и не сохранилось ни одного произведения его жизни. Философу приписывают следующие идеи:
- Сущность души — движение: только существа, способные двигать предметы, являются одушевленными (на этом основании Фалес сделал вывод, что многие предметы неживой природы, например, магнит, обладают душой);
- Глыба земли лежит на воде, потому что земля очень тяжелая, она совсем не движется;
- Исходя из предыдущего утверждения, Фалес утверждал, что источником всего сущего является вода. Это также подтверждается тем фактом, что живые существа и растения не могут долго жить без воды.
По-своему Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не только нашел происхождение мира не где-то за пределами земного мира (в виде божественных эманаций и т.д.), а совсем рядом, но и взглянул на мир рационально, не добавляя в свою теорию сверхъестественных сил. По сути, это была первая попытка взглянуть на мир как на материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Анаксимандр
Современным ученым известно гораздо больше об идеях ученика Фалеса Анаксимандра. Аристотель и Платон были знакомы с его работами, даже если они дошли до нас в отрывочной форме.
Главным интересом Анаксимандра была физика (в те времена физика означала науку о всех видах природных явлений). Он первым выдвинул концепцию происхождения видов и человека. По его словам, когда-то на Земле не было животных, но со временем в воде возникла жизнь. Затем животные постепенно появились на суше. Чтобы приспособиться к новым условиям существования, они начали менять свой внешний вид. Человек, по мнению Анаксимандра, вероятно, также произошел от рыб, но другого вида. Этот вывод мыслитель сделал на основании того, что человек, в отличие от других животных, очень долго нуждается в материнском молоке.
Анаксимандр также оставил интересные астрономические наблюдения. Он считал Землю центром Вселенной. Он окружен трубками, наполненными огнем, промежутки в которых воспринимаются людьми на Земле как небесные светила — солнце, луна и звезды. Космическая структура основана на четкой системе и симметрии: Земля находится в состоянии покоя именно потому, что она равномерно удалена от всех концов света, ее движение нарушило бы логический порядок.
В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал воду прообразом мира. По его мнению, четыре элемента были важными элементами мира, но происхождение всех вещей дано чем-то другим, что Анаксимандр назвал апейроном. Все в мире состоит из апейрона, и когда он умирает, то снова становится этой первозданной субстанцией. Все сущее находится в бесконечном движении, так же как и апейрон тоже бесконечен. Смерть одного становится стимулом для рождения другого, и этот цикл будет продолжаться вечно.
Анаксимен
Анаксимен был учеником Анаксимандра. В целом он придерживался идей своего учителя, но вносил некоторые коррективы. Во-первых, он пытался объяснить бесконечное движение всех вещей на земле, о котором говорили Анаксимандр и Фалес. С этой целью Анаксимен ввел в свои теории тезис о том, что истинным источником является воздух. Движение мира сгущает или разрежает воздух, в результате чего образуются различные предметы и природные явления. Максимально разреженный воздух превращается в огонь, но если сгустить воздух до экстремального состояния, то можно получить землю и камни. Для Анаксимена понятия воздуха, дыхания и души были очень близки. По его мнению, дыхание (по сути, циркуляция воздуха) живых существ указывает на то, что они обладают душой.
Как и его учитель, Анаксимен перешел к изучению астрономии и движения небесных светил. Более поздние авторы ссылаются на труд Анаксимена, который рисует довольно поэтическую картину организации космоса. Мыслитель считал небеса кристаллической или ледяной поверхностью, в которую звезды вбиты, как гвозди. Она окружает неподвижную Землю, вокруг которой движутся плоские Луна и Солнце.
В отличие от своих предшественников, Анаксимен интересовался причинами некоторых погодных явлений. Например, образование снега и града он объяснил слиянием воздуха и воды. Современные ученые справедливо считают Анаксимена одним из основателей метеорологии.