Существуют физические субстанции, которые отличаются от ментальных и духовных субстанций. Они телесны, у них есть масса, место в пространстве, протяженность. Когда речь идет о понятии материи в философии, она является фундаментальной категорией. Она определяется с двух позиций — материализма и идеализма. Согласно первому, материя — это сущность произвольной формы, возникающая из духовной субстанции. Идеализм связывает эту категорию с возможностью ощущения.
Исторические сведения
Материя в древности рассматривалась как основа всего во Вселенной. Все предметы, существующие в этом мире, сделаны из него. Первые интерпретации были предложены Демокритом и Лейциппом. Платон противоречил их идеям. Он назвал материю субстратом идей. Грек Аристотель считал его неразрушимым, несотворенным, вечным. Это означает, что у него нет начала и конца, его нельзя создать из чего-либо или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснил его как принцип индивидуации и множественности. Определение материи давали и другие ученые:
- Томас Гоббс;
- Джон Локк;
- Джордж Беркли;
- Пауль Гольбах;
- Иммануил Кант.
Согласно Гоббсу, материя — это субстанция, которую следует рассматривать в связи с ее формой, а ее сущность — экстенсиональность. В то же время он разделил концепцию на первичную и вторичную. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которую мы представляем себе, когда абстрагируемся от его формы.
В теории Локка материя понимается как плотная, растяжимая субстанция. Его идея возникла потому, что человек не может представить себе, как качества, обеспечивающие ощущения, могут существовать сами по себе. Существует некое явление, которое заставляет людей чувствовать, воображать.
Джордж Беркли отрицал существование материи вообще. Он считал, что все может жить лишь в той мере, в какой оно воспринимается как идеи или берется за них самостоятельно. Вещество не думает и не чувствует, а лишь воздействует на дух извне, заставляя его воображение действовать. Он не воспринимает идеи и не создает их в сознании человека. Поэтому ученый утверждает, что материи не существует.
Поль Гольбах считал, что под такой субстанцией понимается абсолютно любое явление, воздействующее на органы чувств. Но объекты микромира невозможно воспринять, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделявшие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. По этой причине материалисты связывают субстанцию с механически-материальным пониманием и не разделяют взгляды и аргументы идеалистов.
Кант разделил материю на физическую и логическую. Смысл последних заключается в суждениях, понятиях, а не в их связности. Физическая субстанция ограничена формой, заполняет пространство и создает явления, которые производят впечатления в сознании человека, то есть воздействуют на дух.
Ленин также дал определение материи, описав ее в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». Согласно его работе, это категория в философии, обозначающая объективную, а не субъективную реальность. Она дана человеку в ощущениях и поэтому может быть показана, скопирована, сфотографирована. Материя может существовать и независимо от них.
Свойства и атрибуты
Материя имеет три атрибута — пространство, время и движение. В отрыве от материи они не могут существовать. Существование материальных объектов, не обладающих атрибутами по отношению к пространству и времени, невозможно.
Движение имеет несколько оснований — среда, взаимодействие и закон. Существуют три универсальных принципа непрерывного развития и существования материи:
- борьба и единство противоположностей;
- отрицание отрицания;
- количественные изменения в качественные.
Первый закон раскрывает фундаментальный источник, связанный с развитием. Она основана на борьбе противоположных явлений и качеств. В то же время между ними всегда существует взаимосвязь и взаимодействие, хотя есть и взаимное отрицание. Такое отношение называется противоречием.
Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями единого целого. Качество — это определенность явления, благодаря которой оно отличается от других явлений того же рода. Количество может выражать общие характеристики; именно совокупность количеств множества используется для характеристики объекта.
Закон отрицания отрицания означает, что при изменении качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но в новой форме.
Универсальные свойства материи в философии:
- Неразрушимость и несотворимость;
- Бесконечность в пространстве;
- вечное существование;
- причинность;
- когнитивизм;
- объективность;
- структурализм;
- основательность.
После краха материализма материя включала в себя не только вещества, но и поля. Сама субстанция не может существовать. Она проявляется только через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращая одно состояние в другое.
Все объекты и явления находятся под влиянием структурных отношений, а также причин и условий, которые порождают внешние воздействия. Есть еще одно свойство — отражение. Она может проявляться во всех процессах, и ее развитие привело к появлению абстрактного мышления.
Формы движения
Аристотель рассматривал движение как изменение. Он определил четыре типа этой концепции: качественный, количественный, смещение, возникновение с аннигиляцией. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но они не используются в современной философии.
Изучением форм движения занялся Фридрих Энгельс. Он провел много лет, проводя эксперименты. В ходе своих экспериментов он обнаружил, что каждый из них соответствует определенному типу материи. В философии можно выделить несколько форм движения:
- физический;
- механический;
- химический;
- биологический;
- социальный.
Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под его воздействием происходит изменение скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма — это движение тел в пространстве.
Химическая форма — это обозначение взаимодействия молекул органических и неорганических веществ. Биологическое движение описывает саму жизнь и изменения, происходящие в организмах людей, животных и растений. Социальная форма относится к развитию общества.
Каждое тело имеет различные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от места расположения явления или объекта:
- неорганической природы;
- органический мир;
- общество.
К первой группе относятся перемещения в пространстве, движение полей и частиц, химические реакции и превращения молекул и атомов. Также сюда входят изменения в структуре тел, такие как вибрации, тепловые процессы и состояния материи. Изменения в космических системах, т.е. движения планет, галактик и звезд, также включены.
В живой природе происходит гораздо больше изменений. Они касаются метаболизма, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. В эту группу входят процессы в организмах, которые позволяют им сохранять свои характеристики и оставаться стабильными в изменяющихся условиях окружающей среды.
Взаимоотношения между видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения также постоянно происходят в обществе, поскольку люди не остаются незанятыми. Благодаря этому реальность преобразуется, к чему и стремятся люди.
В ходе истории возникли более высокие формы движения. Они возникают на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но высшие и низшие формы не могут быть уменьшены, потому что они различны.
Пространство и время
Другими категориями материи являются время и пространство. Первый характеризует порядок развития процессов, их продолжительность и удаленность друг от друга. Пространство определяет порядок объектов, их обширность. Время имеет свои свойства:
- размерность;
- однородность;
- необратимость.
Время всегда однородно. Короче говоря, каждый момент может быть выражен числом, если есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные моменты времени события могут происходить одинаково. Например, влияние силы плавучести на объект, погруженный в воду, впервые было открыто древнегреческим ученым Архимедом 2 500 лет назад. Но и сегодня этот эффект можно наблюдать при тех же начальных условиях.
Необратимость времени означает, что время не движется назад. На практике такое явление наблюдать невозможно, но в четырехмерном пространстве Минковского, которое получило всеобщее признание, существует случай отрицательной категории — обратный поток. В этой плоскости три координаты отнесены к пространству, а четвертая — ко времени.
Третья категория материи также имеет свои особенности. Пространство характеризуется тремя показателями:
- расширение;
- размерность;
- однородность.
Основное свойство — расширение. Все материальные объекты обладают им. Они имеют пространственную структуру и объем. В природе не существует объектов, лишенных этих свойств — без объема, без структуры и без расширения. Пространственные объекты также не могут существовать без пространства.
Пространство трехмерно, хотя существует теория четырехмерности. Но для определения информации о местоположении объекта достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их числовое значение называется координатами точки.
Однородность присуща и пространству. Он характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, процесс происходит одинаково. Начальные условия события должны быть одинаковыми.
Концепции материи
Материя концептуализируется с двух точек зрения — материализма и идеализма. В первом случае она рассматривается как первичная категория по отношению к сознанию. Идеалисты называют материю произвольным образованием из духовной субстанции. В идеализме субъективный элемент — это постоянная возможность ощущений. Основными понятиями материи в философии являются:
- существенный;
- атрибутивный;
- диалектико-материалистический.
Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и объекты. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали его только через материю.
Согласно атрибутивной концепции, материю следует определять по ее структуре и первичным свойствам. К ним относятся масса и размеры. Субъективные свойства, такие как цвет и вкус, также принимаются во внимание. Это вторичные свойства материи.
Диалектико-материалистическая концепция была предложена Лениным и Марксом. Они понимали материю через ее связь с сознанием. Эта категория используется в философии для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. В то же время вещество копируется органами чувств.
Это определение устраняет противоречия между наукой и философией. Эта концепция была открыта в 19 веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм разрушился с открытием электрона. Затем материя стала способом объяснения многих явлений.
Эта концепция исследуется и сегодня, и работники исследовательских и научных центров все еще пытаются расширить пространство. Хотя четыре измерения уже были предложены, один ученый из Принстона предложил добавить еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но дополнительные категории не видны. Сама материя взаимодействует с органами чувств и поэтому является воспринимаемой.