Ипостась

Ипостась — что это такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях он используется в переносном смысле. Его прямое значение — церковный термин. Более подробный рассказ о том, что значит быть ипостасью, будет представлен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, обозначающий одно из лиц Троицы в христианстве. Чтобы лучше понять значение слова в первом варианте толкования, приведем несколько примеров его использования.

Машинное обучение и аналитика данных: программа обучения, отзывы

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) говорится, что в тот самый момент, когда Сын Божий из чистой крови Марии стал представляться плотью, то есть в момент зачатия, произошло соединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством и осуществилось ужасное и невыразимое ипостасное единство, то есть соединение в одной ипостаси двух естеств.

Пример 2. Разговор, начавшийся с простых вещей, перешел в более серьезную сторону и стал говорить о трех природах во всех сферах жизни, в идеях, в видимых элементах социального организма, в ипостасях Божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» упоминается, что боги и богини являются ипостасями одного духа, что приводит к более тесной связи с божеством.

В переносном значении

Здесь словарь говорит, что образно ипостась — это форма, в которой кто-то или что-то проявляет себя, воплощает определенную роль или качество.

Примеры использования:

Пример 1. Это стимулировало изучение культуры в ее исторических и этнических формах в различных ипостасях, таких как изучение фольклора, мифологии и сравнительное языкознание.

Пример 2. Лектор отметил, что криминология, как наука о преступности, в ее нынешнем виде имеет прикладное значение лишь постольку, поскольку эта самая преступность существует в реальности.

Пример 3. Единственное, на что он мог надеяться, это пройти прослушивание на роль ведущего дневных новостей, хотя, по большому счету, именно женщина рассматривалась руководством канала в этой ипостаси.

Чтобы понять значение слова «ипостась», рассмотрим его происхождение.

Этимология

Этимологи смогли проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до протоиндоевропейского языка. Там оно встречается с основой sta, означающей «стоять, опускаться». Далее следует древнегреческий глагол ἵστημι, который переводится как «располагать, ставить, стоять, воздвигать».

От него образовано существительное στάσις, означающее «устраивать, устанавливать». Затем к нему была добавлена приставка ὑπό, означающая «под, ниже», что дало греческое слово ὑπόστασις, которое интерпретируется как «поддерживающий, существо, личность, сущность».

Синонимы к слову «ипостась» будут представлены ниже.

Слова, близкие по значению

Среди них такие, как:

  • лицо;
  • сущность;
  • вещество;
  • качество;
  • вещество;
  • функция;
  • внешний вид;
  • природа;
  • первичный;
  • природа;
  • первичный;
  • квинтэссенция;
  • изображение;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • внешний вид;
  • изображение;
  • роль;
  • миссия;
  • цель;
  • обязанности;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • оккупация;
  • аспект;
  • лицо.

Завершая изучение ипостаси, стоит сказать несколько слов о церковных спорах вокруг этого понятия.

Богословские споры

Следует отметить, что в религии ипостась — это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснить концепцию Троицы, они не всегда использовали одну и ту же терминологию.

Некоторые из них говорили, что суть троицы в том, что в Боге соединены три личности, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие утверждали, что в Боге соединены три ипостаси, и применяли к этому слово ὑπόστασις. Другие предпочитали использовать слово ουσία, natura, substantia.

Такие разногласия привели к длительным дебатам между богословами на Востоке в четвертом веке. В свое время между западной и восточной церквями существовали разногласия.

Восточные богословы говорили, что в единстве бытия Бог предстает в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие личности, опровергая мнение одного из еретиков, Сабеллия. Последний объяснял, что Бог имеет только одну сущность, одну ипостась, но в разное время Он принимал три формы: форму Отца, Сына, Святого Духа. Поэтому они являются лишь именами или действиями одного человека.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставили свои взгляды учению Ария, который допускал наличие трех сущностей: Отца, божественной сущности; Сына, сотворенной сущности; и Святого Духа, также сотворенной сущности, но отличной от Сына.

Чтобы разрешить это противоречие, в 362 году в Александрии был проведен собор, на котором выяснилось, что и восточные, и западные богословы учат одному и тому же, хотя и выражаются по-разному. Первый использовал «ипостась» в смысле «личность» и вместо «человек». Последний использовал то же слово для выражения ουσία, «бытие». Начиная с четвертого века, первая форма выражения стала доминировать.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector