Ипостась — что это такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях он используется в переносном смысле. Его прямое значение — церковный термин. Более подробный рассказ о том, что значит быть ипостасью, будет представлен ниже.
В прямом смысле
Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, обозначающий одно из лиц Троицы в христианстве. Чтобы лучше понять значение слова в первом варианте толкования, приведем несколько примеров его использования.
Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) говорится, что в тот самый момент, когда Сын Божий из чистой крови Марии стал представляться плотью, то есть в момент зачатия, произошло соединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством и осуществилось ужасное и невыразимое ипостасное единство, то есть соединение в одной ипостаси двух естеств.
Пример 2. Разговор, начавшийся с простых вещей, перешел в более серьезную сторону и стал говорить о трех природах во всех сферах жизни, в идеях, в видимых элементах социального организма, в ипостасях Божества.
Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» упоминается, что боги и богини являются ипостасями одного духа, что приводит к более тесной связи с божеством.
В переносном значении
Здесь словарь говорит, что образно ипостась — это форма, в которой кто-то или что-то проявляет себя, воплощает определенную роль или качество.
Примеры использования:
Пример 1. Это стимулировало изучение культуры в ее исторических и этнических формах в различных ипостасях, таких как изучение фольклора, мифологии и сравнительное языкознание.
Пример 2. Лектор отметил, что криминология, как наука о преступности, в ее нынешнем виде имеет прикладное значение лишь постольку, поскольку эта самая преступность существует в реальности.
Пример 3. Единственное, на что он мог надеяться, это пройти прослушивание на роль ведущего дневных новостей, хотя, по большому счету, именно женщина рассматривалась руководством канала в этой ипостаси.
Чтобы понять значение слова «ипостась», рассмотрим его происхождение.
Этимология
Этимологи смогли проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до протоиндоевропейского языка. Там оно встречается с основой sta, означающей «стоять, опускаться». Далее следует древнегреческий глагол ἵστημι, который переводится как «располагать, ставить, стоять, воздвигать».
От него образовано существительное στάσις, означающее «устраивать, устанавливать». Затем к нему была добавлена приставка ὑπό, означающая «под, ниже», что дало греческое слово ὑπόστασις, которое интерпретируется как «поддерживающий, существо, личность, сущность».
Синонимы к слову «ипостась» будут представлены ниже.
Слова, близкие по значению
Среди них такие, как:
- лицо;
- сущность;
- вещество;
- качество;
- вещество;
- функция;
- внешний вид;
- природа;
- первичный;
- природа;
- первичный;
- квинтэссенция;
- изображение;
- атрибут;
- набор;
- принадлежность;
- роль;
- внешний вид;
- изображение;
- роль;
- миссия;
- цель;
- обязанности;
- отражение;
- выражение;
- воплощение;
- форма;
- оккупация;
- аспект;
- лицо.
Завершая изучение ипостаси, стоит сказать несколько слов о церковных спорах вокруг этого понятия.
Богословские споры
Следует отметить, что в религии ипостась — это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснить концепцию Троицы, они не всегда использовали одну и ту же терминологию.
Некоторые из них говорили, что суть троицы в том, что в Боге соединены три личности, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие утверждали, что в Боге соединены три ипостаси, и применяли к этому слово ὑπόστασις. Другие предпочитали использовать слово ουσία, natura, substantia.
Такие разногласия привели к длительным дебатам между богословами на Востоке в четвертом веке. В свое время между западной и восточной церквями существовали разногласия.
Восточные богословы говорили, что в единстве бытия Бог предстает в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие личности, опровергая мнение одного из еретиков, Сабеллия. Последний объяснял, что Бог имеет только одну сущность, одну ипостась, но в разное время Он принимал три формы: форму Отца, Сына, Святого Духа. Поэтому они являются лишь именами или действиями одного человека.
Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставили свои взгляды учению Ария, который допускал наличие трех сущностей: Отца, божественной сущности; Сына, сотворенной сущности; и Святого Духа, также сотворенной сущности, но отличной от Сына.
Чтобы разрешить это противоречие, в 362 году в Александрии был проведен собор, на котором выяснилось, что и восточные, и западные богословы учат одному и тому же, хотя и выражаются по-разному. Первый использовал «ипостась» в смысле «личность» и вместо «человек». Последний использовал то же слово для выражения ουσία, «бытие». Начиная с четвертого века, первая форма выражения стала доминировать.