Гегель

Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, который поднял немецкую философию на небывалую высоту. Многие ученые считают, что именно Гегель довел идеи Канта до конца.

Философия Гегеля

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас философская система, построенная Гегелем, сохраняет огромное влияние. Часто можно услышать, что при нем немецкая философия достигла своего пика. Это, конечно, преувеличение, но его влияние на немецкую мысль огромно.

Однако, при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжелым, научным языком, и в них легко запутаться даже тем, кто долгое время изучал философию.

В этой статье мы более доступно рассмотрим основные аспекты его философии и разберем его пресловутые законы диалектики.

Краткая биография Гегеля

Но начнем мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарт в семье клерка. Он работал у принца Карла Евгения в качестве секретаря казначейства.

В 1788 году он начал обучение в Тюбингенском институте, который окончил в 1793 году. В университете он уделял много внимания богословию и философии. В результате привычки, укоренившейся с детства, он много читал и прилежно учился. В университетские годы он был известен своей дружбой с Шеллингом и Гёльдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-летним студентом, Гегель защитил диссертацию и стал магистром философии. Хотя последние три года учебы он изучал теологию и сдал экзамены, он совершенно не интересовался священством. Возможно, это было связано с его неприязнью к церкви, которую он развил во время учебы.

После успешного завершения учебы он в течение трех лет, с 1793 по 1796 год, работал домашним учителем в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800, не сильно отличались от предыдущих. Гегель продолжал работать в качестве домашнего учителя, но теперь уже во Франкфурте-на-Майне.

Гегель посвящал все свое свободное время написанию собственных работ и был полностью погружен в книги.

В 1799 году он получил от отца наследство в размере 3 000 гульденов, к которому добавились его собственные сбережения, и наконец-то смог полностью посвятить себя научной работе.

В январе 1801 года он был назначен приват-доцентом Йенского университета с возможностью чтения лекций. Однако это создавало ему трудности, и его не любили студенты.

В 1805 году он был назначен доцентом того же Йенского университета, где в 1806 году написал одну из своих самых известных работ, «Феноменологию духа», которую, как он утверждает, закончил за день до окончания Йенской битвы, в которой французы одержали победу и заняли Йену. Вследствие этого ему пришлось покинуть город и устроиться редактором газеты в Бамберге, где он проработал всего год до 1808 года, что оставило на него совершенно негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808 году ему предложили должность ректора гимназии в Нюрнберге, он с радостью согласился и переехал туда. Он работал там до 1816 года.

В 1811 году он наконец решил жениться — он женился на Марии Елене Сусанне фон Тюхер, баварской дворянке. Нюрнберг был важен для немецкого мыслителя еще и потому, что там была опубликована первая часть его основополагающего труда «Наука логики».

Он так бы и остался там, если бы в 1816 году его не пригласили стать полным профессором философии сразу в трех университетах: в Эрлангере, Гельдерберге и Берлине. Он выбрал Гельдерберг, где проработал еще два года до 1818 года, после чего переехал в Берлин, где устроился в Берлинский университет, занимая должность заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 году его лекции посещались плохо, то к 1820 году он уже стал настолько знаменит, что его посещали не только немецкие студенты, но и множество заинтересованных людей со всего мира. Его взгляды на философию права и гегелевское понимание государственного устройства постепенно начали становиться государственной идеологией, и в 1821 году он опубликовал свой новый труд, который назвал «Философия права».

В 1830 году он возглавил Берлинский университет, а в 1831 году получил специальную награду от действующего монарха за выдающиеся заслуги перед немецким государством.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, где свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как считал, что ему больше нечего бояться. Однако болезнь настигла его, и он умер в ноябре.

Хотя официальной причиной смерти Гегеля считается холера, многие до сих пор считают, что основной причиной смерти было серьезное заболевание желудка.

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем приступить к разбору его основных идей, полезно понять аналитическую структуру, лежащую в основе его философской системы.

Философская система Гегеля основана на кантовских идеях. Однако камнем преткновения для Канта стал чистый разум, который свободен от всех сенсорных, материальных и даже эмпирических факторов. Канта интересовала возможность спонтанного познания мира чистым разумом, без привлечения категорий опыта.

Гегель, таким образом, придерживался совершенно иного мнения. Он считал, что наше эмпирическое познание является необходимой категорией для понимания сущности вещей. Гегель даже сравнил систему познания Канта с человеком, который хочет научиться плавать, не входя в воду.

На их основе Гегель формулирует свой фундаментальный философский принцип — принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует, что наши эмпирические знания встроены в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то часть себя. Ее нуменальная сущность просвечивает сквозь явление.

Но гораздо важнее для понимания его философской системы его логика, изложенная в книгах «Большая логика» и «Малая логика», которые являются частью фундаментального труда «Наука логики».

В ней Гегель описывает свою троичную систему, которую он называет диалектикой. Каждое свойство предмета, по Гегелю, если оно описывает особенность реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречия является критерием иллюзии.

Утверждение, касающееся какого-либо свойства объекта, называется тезисом. Утверждение, противоречащее ему, называется антитезой.

Третий компонент этой системы — объединить два противоречия, учесть все логические несоответствия, взять лучшее из двух утверждений — синтез. Синтез — одно из важнейших явлений в философии Гегеля. Его цель — привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, к которому подбирается антитезис, и так далее, пока мы не придем к некоему связному Абсолюту.

Введение такого понятия, как синтез, по мнению Гегеля, было необходимо для преодоления кантовских антиномий — суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказательны.

Именно по этой схеме работает практически вся философия Гегеля. Так он сформировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и все остальное.

Абсолютная идея

Определение абсолютной идеи

В гегелевской системе миропонимания учение об абсолютной идее является наиболее глобальным и обширным, охватывающим всю Вселенную и многие аспекты человеческой жизни.

В основе мироздания, согласно Гегелю, лежит безличный Абсолют. Это духовное, автономное начало является условием развития мира. В отличие от Спинозы, утверждавшего, что Абсолют есть протяжение и мышление, Гегель рассматривал Абсолют не как мыслящее и творческое существо, а как исходный пункт и необходимый ресурс для развития всех сущностей.

И именно абсолютная идея придает форму этому безличному субстрату. Говоря словами Гегеля:

«Абсолютная идея — это совокупность категорий, которые являются условием происхождения мира и человеческой истории».

Главная и ключевая цель абсолютной идеи — самопознание, развитие независимого самосознания.

Чтобы понять его логику, необходимо пройти через цепочку его размышлений.

Природа не может быть основой всех вещей, говорит Гегель; она по своей природе пассивна и не может осуществлять активную творческую деятельность. Ему нужно что-то, что подтолкнет его к творчеству, даст ему начальный импульс для последующих преобразований.

Без этого импульса природа осталась бы неизменной с момента своего создания.

Этот симбиоз абсолютной идеи и безличной природы, вероятно, был придуман по аналогии с человеческим разумом. В конце концов, именно наше мышление делает каждого из нас уникальным. Именно наше мышление меняет нашу жизнь в зависимости от того, в каких категориях мы мыслим.

Природу без абсолютной идеи можно сравнить с человеком в коме. Возможно, он все еще обладает способностью мыслить, но ее воздействие совершенно незаметно. Сам человек никак не меняется, его состояние статично, и без помощи он просто умрет.

Абсолютная идея — это также совокупность всей духовной культуры человека, все знания, накопленные человечеством за все время его существования.

И именно на уровне человеческой культуры и опыта мир вещей сталкивается с человеческим разумом. Благодаря этому становится возможным понимание реальной нуменальной сущности вещей. Даже если это понимание неполное, оно все равно лучше, чем довольно радикальная точка зрения Канта, который утверждал, что понимание ноуменов (вещей самих по себе) невозможно через опыт.

Отсюда утверждение Гегеля, что культура — это не только способ выражения мышления и реализации творческих возможностей, но и способ видения и восприятия мира.

Ведь каждый человек видит мир совершенно по-разному через призму собственного восприятия.

Эволюция абсолютной идеи

В трех своих фундаментальных работах — «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» — Гегель попытался исследовать, как работает идея абсолюта.

В своей, пожалуй, самой известной книге «Наука логики» Гегель объясняет роль, которую разум, мышление и сама логика играют в жизни человека и в истории мира в целом. Именно здесь формируется еще один принцип, не менее известный, чем триодный принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Гегелевское понимание абстрактного мышления можно проиллюстрировать, посмотрев на реакцию людей на любое социально значимое событие. Будь то речь политика или приговор убийце. Каждый человек в толпе (или из комментариев под новостью), наблюдающий за событием, имеет свою точку зрения.

Но они никогда не видят полной картины происходящего. И только собрав абсолютно всю доступную информацию о событии, проанализировав все точки зрения, можно претендовать на обладание конкретным знанием.

Конкретные знания всегда множественны. Она охватывает мельчайшие детали и нюансы.

Без этого мы становимся просто заложниками собственного мнения, сформированного нашим отношением к жизни.

Развитие Абсолютной идеи начинается, согласно Гегелю, с совершенно абстрактных, неопределенных понятий.

Сама наука логики состоит из трех частей, представляющих собой ступени, по которым мы поднимаемся в познании вещей.

Это может быть выражено схемой: «Бытие-сущность-восприятие». Давайте остановимся на этом более подробно:

Бытие-Сущность-Понятие

Первое из абстрактных определений — это чистое Бытие. В своей первозданной форме Бытие — это просто слово, оно не имеет определения, настолько, что его можно даже сравнить с понятием «Ничто», именно потому, что оно не имеет никакой качественной характеристики.

«Становление» — это понятие, которое объединяет эти очень безличные «Бытие» и «Ничто». Это своего рода синтез, который придает бытию некую качественную характеристику.

Чтобы лучше понять, как Бытие обретает форму, можно представить себе художника, рисующего картину. Сначала он очерчивает края картины, рисует эскиз, а затем в процессе картина наполняется новыми цветами, приобретает различные оттенки, тени и другие дополнительные параметры.

В данном примере абсолютной идеей был бы художник, создающий свой шедевр, а образом — бытие, которое постепенно обретает форму, переходя от пустого, абстрактного «Бытия», сравнимого с ничем, к так называемому «настоящему бытию».

Когда он заканчивает писать, он откладывает картину в сторону и берет новый холст, тем самым превращая Бытие в небытие.

Именно с сущности начинается человеческое познание, поскольку логично предположить, что мы можем взаимодействовать только с тем, что видно или обнаруживается любым из доступных методов.

Сущность, согласно Гегелю, является основой материального мира, и если у Канта она сама по себе является непознаваемой вещью, то Гегель, как уже говорилось выше, утверждает, что благодаря нашему наблюдению она частично открывается нам.

Постепенно углубляясь в понимание Сущностей, мы обнаруживаем, что каждая из них противоречива.

Понятие — это категория, которая воспроизводит весь предшествующий ей процесс бытия и мышления. Она исторична, она несет в себе весь опыт предыдущих поколений, она претерпевает постоянные изменения, дополнения и по своей сути является синтезом триады Бытие (настоящее)-Сущность-Я.

Философия природы

Абсолютная идея, по Гегелю, будучи чисто метафизическим существом, воплощением чистой мысли, не имеет возможности познать себя без своей антитезы. И этой антитезой является природа, которую также называют «Инаковостью».

Абсолютная идея сливается с природой через «Отчуждение». Будучи нематериальным объектом, он вынужден включать часть своего творческого материала в материальный мир, другими словами, отчуждать часть себя в природу. Абсолютная идея нуждается в этом процессе, чтобы получить обратную связь, чтобы понять, в каком направлении двигаться в своем самосознании.

Как и Шеллинг, Гегель рассматривает человека как высшую ступень в развитии Другого бытия. Как воплощение абсолютной идеи в природе, это существо может создавать и познавать окружающий мир.

Философия духа

Говоря о человеке, нельзя не затронуть такую ветвь гегелевской философии, как философия духа. В своей книге «Феноменология духа» Гегель, в своей типичной триодной манере, разделяет человеческое сознание на 3 компонента:

  • Стадия субъективного духа
  • Стадия объективного духа
  • Стадия абсолютного духа

На первом этапе мы можем говорить только об одном конкретном человеке, изучая которого, мы можем расширить, а затем экстраполировать наши знания на все человечество. Полезными науками на этом этапе являются психология, которая изучает внутренний мир человека, феноменология, которая занимается человеческим сознанием, и, наконец, антропология, которая изучает человечество во всем единстве его материальных и культурных проявлений.

На стадии объективного духа Гегель расширяет границы изучения человека, вводя такие новые категории познания человеческого общества, как семья, гражданское общество и государство. Здесь уже не учитывается не только человек как таковой, но и его связи, контакты и взаимодействия в обществе.

Абсолютный дух — это высшая ступень в развитии человеческой мысли. Она включает в себя такие этапы, как искусство, религия и философия.

Искусство представляет собой концепцию красоты, взгляд на мир с эстетической точки зрения.

Религия — это то, что Гегель называет синтезом всего эстетического мировоззрения. Здесь он имеет в виду возникновение христианской парадигмы, которая, по его словам, является синтезом всей античной культуры.

Философия — это высшая ступень в развитии человеческого мышления, которую Гегель называет: «Век, познанный в мышлении».

Она вбирает в себя все основные проблемы, характерные для каждой человеческой эпохи, которые поднимаются самыми одаренными людьми своего времени и выходят на поверхность, приобретая теоретическую форму.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются самым важным достижением немецкого мыслителя и призваны обеспечить лучшее понимание общества и, по сути, каждого процесса, в котором участвуют человеческие существа.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Она описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире; количественные и качественные изменения можно наблюдать абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Существует четыре понятия, которые описывают этот закон:

  • Количество. В гегелевской интерпретации — то, что внешне определяет объект. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать присутствие объекта в пространстве и времени. Количественные характеристики служат просто констатацией наличия объекта, без каких-либо дополнительных характеристик. Например, когда мы говорим «кошка» или «человек», мы просто выделяем предмет из остального творения.
  • Качественный определяет внутренние качества объекта. Мы уже говорим о конкретной кошке или конкретном мужчине, который отличается от других кошек или других мужчин.
  • Мера — это синтез количества и качества. Это понятие воплощает в себе изменение количественных качеств при сохранении качественных. Это лучше всего видно, например, в процессе замораживания воды. Если вы выльете воду на улицу зимой при отрицательных температурах, вы увидите, как она превратится в лед. Это было бы расщеплением среды и переходом от одного качественного состояния к другому.
  • Скачок — это средство, с помощью которого происходит переход из одного качественного состояния в другое. И именно точку, в которой вода превращается в лед, можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формулируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание человеком мира идет по спирали, постоянно поднимаясь вверх. И это относится не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, который утверждал, что для каждого вопроса может быть только тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае Гегель называет «Абстракцией».

Этот термин описывает переход от низшего состояния к высшему, при этом низшее состояние никуда не девается, оно остается в латентной форме в высшем состоянии.

Для иллюстрации этой концепции можно использовать классический пример развития плода из почки.

В первом случае на дереве появляется почка, через некоторое время она превращается в цветок, и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, но почка не исчезает, она все еще содержится в цветке в латентном (удаленном) состоянии. Вслед за бутоном исчезает и цветок, превращаясь в плод (переходя в еще более высокое состояние), который будет содержать и цветок, и бутон в развоплощенном состоянии.

На этом примере мы видим, что в диалектическом отрицании Гегеля есть три условия:

  1. Преодоление старого, предполагающее возникновение новых, более высоких форм развития
  2. Преемственность — новые формы содержат лучшие и наиболее полезные черты старых форм
  3. Утверждение нового

Эти три условия применимы и к нашему собственному развитию. В конце концов, любое новое знание, которым мы обладаем, основывается на предыдущих знаниях, полученных некоторое время назад или совсем недавно, и служит ступенькой для поднятия наших знаний на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогрессию и регресс нашего познания. На спирали мы можем отметить точки, где наше мышление переходит в более высокое состояние, но когда мы перестаем двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать фундаментальным для всей философии Гегеля, поскольку она построена именно на борьбе противоположностей и их последующем переходе в синтез.

Ключевыми определениями, определяющими этот закон, являются:

Идентичность. Она выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком это означает самосознание. Скорее, самосознание себя.

Различие адекватно выражает неравенство объекта самому себе. Хотя я самосознателен, мое мышление постоянно меняется, я не являюсь полным Абсолютом, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоречия выражают те качества объекта, которые полностью отличаются друг от друга, но с тем же успехом могут быть частью одного целого и сосуществовать друг с другом.

Противоречия у Гегеля являются основой всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием движения вперед, касается ли это абсолютной идеи или человеческого сознания. У каждого утверждения должна быть другая сторона, противоречащая этому утверждению, которая была бы его полной противоположностью.

Заключение

В заключение следует отметить, что хотя система Гегеля довольно сложна для понимания, лежащая в ее основе троичная структура, несомненно, заслуживает внимания. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которых невозможно никакое развитие. Такой конфликт, конечно, не делает нашу жизнь легче, но через него можно перейти на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля есть много спорных моментов, включая его метафизическую систему, но настоящая задача философии Гегеля состояла в том, чтобы научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному познанию того, что действительно важно. И разложить любой интересующий вопрос на составные части. Желательно на 3, как это любил делать сам Гегель.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector