К концу V в. до н.э. Древняя Греция переживала серьезный кризис политической системы и культурной жизни, сопровождавшийся активным распространением идей софистов, которые не признавали существования единой истины и считали, что она у каждого своя. Эти доктрины довольно сильно подрывали социальные ценности. В таких обстоятельствах, по мнению Сократа, следует искать спасения, но не в защите традиции от критики, а в распознавании и постижении внутреннего мира человека.
Сократ не оставил письменных трудов, но его слова и мысли сохранились благодаря трудам его учеников, особенно Платона и Ксенофонта. Однако мы не можем считать, что можем с уверенностью оценить философию этого древнегреческого мудреца, потому что его суждения и теории передавались разными путями. В литературе часто спорят о том, кто передал учение Сократа в более чистом и незамутненном виде. Важно понимать, что Сократ обсуждал совершенно разные вещи с военачальником Ксенофонтом и с философом Платоном. Кроме того, существует древнегреческая комедия «Облака», в которой философ изображен как софист и человек, не признающий богов, но точных доказательств ее подлинности в настоящее время найти невозможно.
Краткая биографическая справка
Будущий философ родился в семье скульптора и повитухи в так называемый нечистый день, поэтому теоретически он мог быть принесен в жертву, если бы собрание людей так решило. В молодости он изучал искусства у софиста Дамона, слушал лекции и аргументы Анаксагора и был грамотным человеком, умел читать и писать.
Сократ был известен не только как мудрец, но и как храбрый полководец, который, будучи ополченцем, отличился в важных сражениях, в том числе в знаменитой Пелопоннесской войне. Он вел скромную и умеренную жизнь. Люди называли его неутомимым спорщиком, который отказывался принимать дорогие подарки и предпочитал старую одежду. Сохранившиеся записи и воспоминания о его беседах свидетельствуют о том, что Сократ был настолько учен и мудр, что спорил на самые разные темы — от искусства и ремесел до военного дела и правосудия.
Многие знают, как закончилась жизнь знаменитого философа. Он сам принял яд, когда его приговорили к смерти за неуважение к местным богам, введение новых идолов и развращение умов молодежи.
Общая характеристика учения
Сократ считал, что укрепление общества происходит через глубокое познание природы человека в целом и человеческих поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. По этой причине нельзя назвать философом того, кто обладает мудростью, но по поведенческим характеристикам и образу жизни лишен добродетели.
Таким образом, истинная мудрость реализуется в стремлении к союзу знания и добродетели. Философия, таким образом, не ограничивается теоретической доктриной, но и практическим действием. Мудрецы должны культивировать добрые дела, правильный образ жизни и поощрять других делать то же самое.
Сократ отказался изучать природные явления и космос, потому что считал, что человек не может на них никак повлиять, и поэтому не стоит тратить время на такие вещи. Философ, однако, признавал важность математики, астрономии, медицины, геометрии и других наук и советовал отказаться от этих областей, обратив свое внимание на гуманитарные науки.
Что касается его идей о государстве и обществе, то Сократ выступал за правление знатных людей без участия философов и мудрецов. Однако, поскольку он был активным защитником истины, ему приходилось принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании Сократ всеми силами осуждал их и игнорировал политические события.
Метод Сократа
Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был его диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал им в поисках истины, подсказывая им наводящие вопросы. Вначале дискуссии Сократ притворялся невеждой. Затем философ начал задавать искусно сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ показывал им, как разрешить ситуацию и дать правильный ответ.
Этот метод чрезвычайно важен и интересен, поскольку он побуждает людей использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме и помогает людям развиваться интеллектуально. Интересно отметить, что Сократ считал свою работу похожей на работу своей матери (она была акушеркой) в том смысле, что он не рожал детей, а думал.
На каких еще основах Сократ строил свои диалоги?
- Ирония — присутствует во всех его диалогах, философ как бы тонко издевается над своим оппонентом. По этой причине диалоги, переданные Платоном, полны смешных сцен и нелепых ситуаций. Однако Сократ смеется не просто ради смеха, а над людьми, которые слишком самоуверенны в своих знаниях и чрезвычайно тщеславны. Ирония философа направлена и на тех, кто слепо верен традиции, не признавая ничего нового;
- Гипотеза — Сократ периодически выдвигает гипотезы в своих дискуссиях, пытаясь доказать или опровергнуть их, а не просто провоцируя споры и дебаты, как это делали софисты;
- определение — чрезвычайно важно, поскольку прежде чем что-либо обсуждать, необходимо четко определить все используемые термины и понятия, особенно если они неоднозначны. Без этого достижение консенсуса совершенно невозможно.
Учение о добром и злом
Правильный и истинный выбор происходит только в процессе познания добра и зла и поиска своего места в мире. Главная ценность и значимость добра и зла заключается в их непосредственном влиянии на человеческую личность. Именно сознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто осознал добро и зло, будет действовать в будущем так, как диктует это знание.
Поэтому мы можем сделать вывод, что Сократ считает, что человеку присуще зло, а также то, что он не совершает злых поступков добровольно. Кроме того, философ утверждал тождество добра и благости, которые по сути являются одним и тем же термином. Позже некоторые школы интерпретировали подобные высказывания в духе утилитаризма или даже гедонизма, но на самом деле Сократ не сводил все к материальным благам. Он лишь намекал на «реальные», так сказать, возвышенные преимущества таких чувств.
Этическое учение
Счастье, по мнению древнегреческого философа, заключается в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, его может достичь только тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, по мнению Сократа, должна помочь людям стать нравственными и, следовательно, счастливыми.
Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:
- Смелость, т.е. способность грамотно и бесстрашно выходить из опасных ситуаций;
- Правосудие, или понимание того, как работают законы и как они применяются и исполняются людьми. Они делятся на писаные законы (основа государственной власти) и неписаные законы (данные Богом всему человечеству во всех странах);
- Воздержание (или умеренность во всем) означает, что человек должен контролировать свои страсти и подчинять все свои стремления разуму.
Он считал невежество источником безнравственности. Таким образом, понятия истины и блага в сократовской философии идентичны и неразделимы.
Таким образом, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение особого диалектического метода исследования. Согласно этому подходу, человек мыслит и приобретает новые знания только тогда, когда пытается найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и им самим. В диалоге рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, рождается истина.
Сократ призывал нас не слишком увлекаться естественными науками, сосредоточившись на гуманитарных, поскольку именно они помогают нам познать себя, свои поступки в целом и делают людей по-настоящему благородными. Предмет философии, с другой стороны, также направлен на изучение человека, его образа мышления и жизни. Именно поэтому девизом Сократа была знаменитая фраза: «Познай самого себя».