Демокрит по праву считается одним из величайших философов древности. Вместе с Лейциппом, который придумал и развил теорию атомизма, он вошел в историю как основатель современного материализма. Его теория ближе к современной научной мысли, чем теория любого из древних философов.
Биография
Будущий философ родился во фракийском городе Абдера около 460 года до н.э. в богатой семье, известной своим праведным образом жизни. После смерти отец оставил Демокриту и двум его братьям Геродоту и Дамасу большое наследство в надежде, что потомки приумножат его.
Однако Демокрит не имел склонности к накоплению богатства и, взяв 100 талантов, отправился в путешествие, чтобы получить новые знания.
Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провел восемь лет, набираясь знаний у египетских жрецов и персидских халдеев и магов.
Его интерес к восточной философии, вероятно, был вызван тем, что, когда Демокрит был еще ребенком, его отец принял Ксеркса и его отступающую армию. В благодарность за теплый прием последний оставил хозяину дома несколько своих мудрецов в качестве учителей.
Демокрит также отправился в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и беседуя с Анаксагором.
Из-за чрезвычайных обстоятельств он был вынужден прервать свои скитания и вернуться в родную Абдеру, где его обвинили в растрате. На суде он произнес речь, в которой объяснил своим согражданам, что благодаря своим путешествиям он узнал о культуре и научных достижениях других стран, что окажется чрезвычайно полезным. Суд закончился успешно для философа, он был оправдан и даже получил награду.
Он жил в Абдере до своей смерти в 370 году до н.э., когда ему было 90 лет. Однако, согласно Гиппарху, великий философ дожил до 109 лет и умер мирно, не страдая от каких-либо болезней. Расходы на похороны были покрыты из городской казны, а на самих похоронах присутствовало много жителей Абдеры, которые отдавали последние почести своему великому соотечественнику.
Философские идеи и взгляды
1. Теория Атомов
Главное философское достижение Демокрита — это, конечно же, его теория атомов. Согласно ей, все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов. Между атомами существует пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и находятся в постоянном движении.
Аристотель, цитируя Демокрита, придает атомам вес, но это не совсем верно.
Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинке, движущейся под солнечными лучами без ветра. Столкнувшиеся скопления атомов образуют водовороты, но — вопреки мнению Анаксагора — они движимы неким Разумом (nous), а механическими причинами.
Атомы не содержат пустоты и поэтому неделимы. Чтобы лучше понять свою идею, он привел пример с яблоком:
«Когда нож разрезает яблоко, он разрезает не атомы, а пустоту между ними. если бы яблоко не содержало этой пустоты, его нельзя было бы разрезать».
Каждый атом сам по себе неизменен, но иногда, когда определенные атомы сталкиваются друг с другом, они могут образовывать соединения.
Существует бесконечное число атомов, но каждый атом характеризуется 3 параметрами:
- Форма (по форме атомы различают, например, D и T)
- Размер (S и W).
- Вращение (Обозначает один и тот же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, как буквы P и B).
В дополнение к этим трем характеристикам существует четвертая, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, которые образуются, когда атомы прилегают друг к другу
Существует бесконечно много форм атомов. Но согласно Демокриту, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, различающихся предположительно по другим характеристикам.
Тела, а затем и миры возникают из вихрей, возникающих в результате столкновения скоплений атомов. Каждый мир должен иметь начало и конец, и может находиться под угрозой уничтожения в результате столкновения с миром, большим, чем он сам.
2. Теория возникновения жизни
В «Малом мировом порядке» Демокрит предположил, что жизнь возникла путем самозарождения. Он рассуждал так: «Мухи размножаются в гнилом мясе, а черви — в грязи». По аналогичной аналогии он предположил, что первая жизнь возникла в какой-то первобытной слизи.
Человек стал результатом длительного отбора среди наиболее приспособленных существ, но эволюция на этом не должна заканчиваться. Чтобы выжить, люди должны были работать вместе. Это привело к появлению речи, за которой последовало развитие языков, общин и городов.
В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть определенное количество огня (вероятно, имеются в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Душа, содержащая огонь, обеспечивает тело теплом и движением. Наибольшее количество огня можно обнаружить в головном мозге или грудной клетке.
3. Мышление и восприятие
По Демокриту, мысль была задумана как вид движения, способный вызывать движение.
В отличие от многих своих соотечественников, Демокрит рассматривал мышление и восприятие как вполне материальные физические процессы.
Восприятие бывает двух видов:
- Рассуждение — Восприятие этого типа зависит только от самих вещей и по существу касается качеств, которые действительно присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры, как вес, плотность, твердость, ширина, объем и т.д.
- При сенсорном восприятии мы приписываем объектам характеристики на основе органов чувств, с помощью которых мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, тепло, запах. Эти качества на самом деле не присущи объектам, а являются лишь нашим восприятием их.
Мировоззрение
Демокрит, будучи ярым сторонником детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что, по его словам, произошло случайно, — это сам момент сотворения мира. Другие процессы, однако, подчинялись механическим законам.
Его философия была полностью материалистической, он считал, что душа состоит из атомов, а мышление — это физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно приводит к утверждению о первозданном творце, он утверждал, что у Вселенной нет цели, а есть лишь атомы, движущиеся в пустоте и подчиняющиеся механическим законам.
Он был полным атеистом, отвергал основную религию и считал, что люди создали богов в попытке объяснить существующий миропорядок. Он также выступал против концепции Анаксагора о «Нусе», который представлял собой некий универсальный разум, приводящий все в движение.
Этика
В жизни великий философ придерживался принципов, заложенных его собственной теорией атома. Атом, согласно Демокриту, является полным и самодостаточным. Человек, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько он самодостаточен.
Этот взгляд нашел отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, чья терапия направлена на пробуждение самости в человеке, делая его жизнь как можно более осознанной и независимой.
Центральным понятием его этической доктрины является эвтимия, что можно перевести как «самоудовлетворение». Под самоудовлетворением Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и стремление к размеренной жизни.
Мудрый человек, достигший эвтимии, свободен от зависти, умеет наслаждаться тем, что имеет, работает в меру своих способностей и стремится поступать справедливо и законно.
Принуждение к нравственности с помощью силы и законов, по его мнению, было не самой лучшей идеей, потому что более нравственным человеком был бы тот, кто пришел к пониманию нравственности путем словесного убеждения и внутреннего влечения.
Мудрость и чувство меры — самые важные качества для настоящего мудреца. Мудрость — это способность правильно думать, говорить и действовать.
Психическое здоровье человека зависит от правильных мыслей, потому что правильное мышление направлено на избавление человека от далеко идущих страхов и тревог, таких как страх смерти или страх Божьего гнева, столь распространенных в древности.
Демокрит считал, что умение хорошо говорить является проявлением открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением моральных принципов.
Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что у него неправильные представления о наслаждении, счастье и цели жизни. Из этого высказывания видно, как высоко он ценил роль знаний в нравственном воспитании.
Демокрит считал, что при решении вопроса о моральности или правильности того или иного действия следует принимать во внимание не только само действие, но и мотивы или желания человека, о котором идет речь.
«Враг не тот, кто причиняет зло, а тот, кто делает это сознательно.
Личная и социальная жизнь
Насколько известно, в личной жизни великого философа предпочтение отдавалось образованию и приверженности науке. К сексуальной жизни он подходил с сильным неодобрением, так как считал, что во время полового акта человеком владеют примитивные животные инстинкты, а в это время удовольствие доминирует над сознанием.
Он также был невысокого мнения о женщинах, которых считал глупыми, болтливыми и бесполезными созданиями, пригодными только для деторождения.
Ходили даже слухи, что в возрасте 90 лет Демокрит ослеп, чтобы не смотреть на женщин, но эта версия оказалась неверной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.
Философ также питал отвращение к деторождению, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоят затрачиваемых усилий и отвлекают от философствования и наук, которые Демокрит считал гораздо более важными. Разумеется, он не оставил после себя потомства.
Однако он ценил дружбу, но предпочитал проводить большую часть времени, гуляя по кладбищу в тишине и покое, размышляя о проблемах мироздания.
По рассказам очевидцев, философ громко смеялся во время разговора, как будто погружаясь в собственные мысли, недоступные собеседнику. Сам Демокрит, отвечая на вопрос о своем смехе, сказал, что он смеялся, потому что видел, насколько глупы и нелепы проблемы жизни по сравнению с размерами Вселенной. Изображение смеющегося Демокрита часто встречается на картинах. Его часто противопоставляют Гераклиту, который был очень печальным и сострадательным человеком.
Еще одним увлечением Демокрита было препарирование мертвых животных и изучение их органов. Это показалось его друзьям ненормальным, и однажды они позвали Гиппократа, чтобы узнать, в своем ли уме Демокрит.
Гиппократ утешил их, сообщив, что с психическим и физическим здоровьем великого ученого все в порядке, и заметил, что никогда прежде не встречал такого умного и эрудированного человека.
Критика
Конечно, такое мировоззрение пришлось не по вкусу всем его современникам, и Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.
Некоторые известные античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита и Левкиппа в том, что они не смогли объяснить, почему атомы вообще движутся, несмотря на их утверждение, что все остальные процессы в мире следуют правилам механики.
Что касается этого вопроса, то взгляды Демокрита и Левкиппа больше соответствуют научному подходу, потому что если мы начинаем рассуждать, то всякая причинность должна иметь начало. И что бы ни послужило началом, причина первоначального события не может быть указана.
Можно было бы сказать, что Творец является причиной существования мира, но тогда пришлось бы придумать причину для него, а затем и для Сверхтворца, что в конечном итоге завело бы нас в тупик.
Но гораздо чаще его осуждали за атеизм и нежелание иметь детей, хотя он посвятил часть своей жизни изучению эмбриологии.
Послесловие
Демокрит, безусловно, является одной из самых важных фигур в древней западной философии. По словам Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был настоящим исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы Вселенной. Более того, он смеялся над мирскими и обыденными проблемами, понимая, насколько они незначительны.
Он разработал поистине гениальную концепцию, которая спустя тысячи лет стала основой современной науки. Его образ мышления был ближе к досократикам, которые исследовали мир с детским любопытством.
Все поздние греческие философы уделяли неумеренное количество времени исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, который превозносил свой «мир идей» над реальным миром, или Аристотель, который поставил веру в цель в качестве фундаментальной концепции науки.
Смерть Демокрита знаменует собой конец досократовской эпохи и начало новой философии, которая, хотя и развивалась постепенно, достигла своего упадка в Средние века. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться такой же энергией и энтузиазмом в познании мира, как досократики.