В первой главе Библии, описывающей историю сотворения этого мира, представлена информация, привлекающая внимание и подчеркивающая уникальность человеческой личности.
Дойдя до сотворения человека, Бог делает важное заявление, в котором сосредоточена суть различия между человеком и всем, что ранее было создано Богом. Он заявляет: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26-27). Слова «образ» и «подобие» близки по смыслу, и их значения почти неразличимы. Оба слова используются исключительно для того, чтобы подчеркнуть величие концепции, которую они описывают. И они передают нам идею зеркала и отражения (2 Кор. 3:18), то есть истину о том, что человек будет отражением Бога на земле. Поэтому, говоря об образе Божьем в человеке, подразумевается следующее: Бог создал нас таким образом, что мы в какой-то степени являемся Его отражением. Человек был создан Богом для того, чтобы в какой-то мере отражать славу Самого Бога.
Природа образа и подобия Божьего в человеке.
«Согласно Библии, человек является венцом творения рук Божьих, и его слава заключается в том, что он был создан по образу Божьему и по подобию (Бытие 1:26-27). В свое время были предприняты попытки провести различие между терминами «образ» и «подобие». Некоторые богословы придерживаются мнения, что термин «образ» относится к телу, а термин «подобие» — к душе» (Луис Беркофф, Христианская доктрина, 96). Они также иногда проводят различие между интеллектуальным и моральным образом Бога в человеке. Интеллектуальный образ включает в себя такие способности, как разум, память и воля. Нравственный образ включает в себя святость, правильные отношения с Богом и свободу от греховных наклонностей.
Часто предполагается, что после грехопадения интеллектуальный образ остается более или менее нетронутым, в то время как моральный образ был полностью разрушен и может быть восстановлен только искуплением во Христе. Однако вполне вероятно, что эти термины используются просто как синонимы, передающие одну и ту же суть, но с разных сторон (Быт.1:26,27; 5:1; 9:6; Иас.3:9; 1Кор.11:7). Возможно, правильнее было бы сказать, что образ Божий во всей его полноте искажен в падшем человеке, но человек все равно остается Божьим творением, несущим в себе образ своего Творца. Даже после полного морального и духовного разложения человечества и последовавшего за этим наказания Потопом, говоря об убийстве, Бог Сам напоминает нам, что «человек был создан по образу Божию» (Бытие 9:6).
Важность понимания того, что мы являемся носителями образа и подобия Божьего.
Мы всегда должны помнить, что библейская истина о том, что мы созданы по «образу и подобию Божьему», напоминает нам об ответственности, которую мы несем, будучи уполномоченными Богом представителями на земле. Возможно, богоподобие проявляется в нас в тех качествах, которые называются Божьими, таких как святость, справедливость, милосердие, любовь, радость, долготерпение и так далее. Чем больше эти качества проявляются в жизни человека, тем больше он уподобляется Богу. Некоторыми из этих качеств в той или иной степени обладает неверующий человек, но они могут и должны быть полностью проявлены в жизни духовно возрожденного человека. Это то, что Писание называет плодом Духа (Гал. 5:22-23; Еф. 5:9).
Из библейского понимания образа Божьего мы можем сделать два важных вывода: во-первых, Бог и человек не равны, но в то же время Бог и человек не являются совершенно разными. То есть, между вечным Богом и конечным и смертным человеком существует бесконечная разница в силе, власти, мудрости, святости, любви и так далее. Поэтому разница между ними, как кто-то сказал, подобна пропасти, по сравнению с которой разница между солнцем и песчинкой очень мала. Но между Богом и человеком есть нечто общее, так же как есть нечто общее между солнцем и песчинкой. А во-вторых, имея образ Божий, человек никогда не потеряет то высокое положение в этом мире, которое Бог ему дал. Это означает, что образ Божий навсегда останется отличительной чертой человека от других живых существ, населяющих нашу землю.
Владимир Дегтярев,
Основы христианского богословия, Запорожский библейский колледж и (кандидатская диссертация) Запорожье 2007 г.
Приветствую вас, дамы и господа! Божественность — это фундаментальная научная концепция. Наука нормология обосновывает свои законы на основе трехвалентного кода, отношения Целого к части, открытого Сократом (знак-значение-смысл), Гегелем (тезис-антитезис-синтез) и законов Троицы. Ум, понятия, отдельное представление, наука, религия, физические и духовные объекты — это величины, которые, будучи Целым, определяют содержание частей. Мы познаем гармонию духовного и физического миров через законы подобия. Подробнее см. статью Николая Мигашкина «Научное понимание Апокалипсиса — взаимоотношения науки и религии».