Античная философия

Впоследствии идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источником развития европейской общественной мысли.

В античной философии можно выделить четыре основных периода: натурфилософский (доклассический) период (VII — V век до н.э.), классический период (V — IV век до н.э.), эллинистическо-римский период (IV век до н.э. — III век н.э.) и заключительный период (III — VI век н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия зародилась в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милет, Эфес, Алейос и т.д. Это было собрание философских школ, названных по имени их полисов. Натурфилософы (в переводе — естественные философы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; и природа космоса определяла природу человека. Центральным вопросом доклассической философии был вопрос о происхождении мира.

Первые натурфилософы выдвинули на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать гармония человеческой жизни (космологический подход).

Позднее натурфилософы объединили созерцательный подход с логической аргументацией и разработали систему категорий.

К натурофилософам относятся:

ШколаКлючевые представителиОсновные идеиЧто является основой мира?
Ранние натурфилософы
Школа ТалесФалес (ок. 625 — ок. 547 до н.э.), основатель школыПрирода отождествляется с Богом.Вода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают.Апейрон — это абстрактная материя в вечном движении.
Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н.э.)Он основал науку о небе и звездах (древняя астрономия).Воздух
Эфесская школаГераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)Все в мире изменчиво — «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».Первобытный огонь является символом универсального, рационального и одушевленного элемента.
Эолийская школа (Элеаты).Ксенофан Колофонский (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)Человеческие чувства не дают истинного знания, а лишь приводят к возникновению мнений.«Единый» — это вечная, совершенная сущность, которая есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. — ?)Настоящая правда — «алетейя» — можно познать только с помощью разума.Вечное бытие без начала и конца.
Зенон Элевтерийский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.)Движения нет, потому что движущийся объект состоит из множества точек покоя (Ахиллес и черепаха).
Позднейшие натурфилософы.
Учение Пифагора и его последователей, пифагорейцевПифагор (2-я половина 6-го — начало 5-го века до н.э.)Гармония, порядок и соразмерность: что является самым важным в жизни человека и общества.Число — символ гармонии мира.
Эмпедокл из Агригенту (484-424 гг. до н.э.)Движущая сила мира: противостояние Любви и Вражды.Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Элементарный материализмАнаксагор (500-428 гг. до н.э.)Нус, разум (интеллект) — упорядочивает хаотичное смешение семян, в результате чего создаются вещиСемена — бесконечное множество мельчайших частиц
Атомистический материализмЛейципп, Демокрит из Абдеры (?- ок. 460 до н.э.).Все тела образованы из множества различных комбинаций атомов.Атомы — это бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Нужна помощь в написании статьи?

Написание научной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Подробнее

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Это был расцвет античной философии. Афины были центром философской мысли, поэтому его также называют афинским. Основные черты классической сцены:

  • Появление систематизированных доктрин (первичных философских систем);
  • Внимание философов смещается с «природы вещей» на этику, мораль, проблемы общества и человеческого мышления;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (греч.: «мудрецы, знатоки») — группа древнегреческих просветителей середины 5 — первой половины 4 в. до н.э. Их можно назвать профессиональными философами, поскольку софисты обучали логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам желающих за плату. Они придавали особое значение умению убеждать и доказывать любые доводы (даже ошибочные).

Особенности софистической философии:

  • Поворот от натурфилософских вопросов к человеку, обществу и проблемам повседневной жизни;
  • Отказ от старых норм и опыта прошлого и критическое отношение к религии;
  • Признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единой философской доктрины, но они возродили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам относятся (2-я половина 5-го века до н.э.): Горгиас, Протагор, Гиппиас, Продик, Антифонт, Критий.

В число молодых софистов входят: Ликофрон, Алкидамонтес, Тразимахус.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) считается основателем классической философии. Как и софисты, он сделал человека и его внутренний мир центром своего обучения, но счел их учение бесплодным и поверхностным. Он подверг сомнению богов, сосредоточившись на разуме, истине и знании.

Центральные идеи Сократа:

  • Самопознание — это одновременно поиск знаний и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, рассеянный во Вселенной, и человеческий разум — лишь крошечная его часть.

Суть жизни Сократа заключалась в его беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Он считал майевтику (изобретенный им метод, который в переводе с греческого означает «акушерство»), поиск истины через диалог, иронию и коллективное размышление, способом найти истину. Сократу также приписывают индуктивный метод, ведущий от частного к общему.

Поскольку философ предпочитал излагать свое учение устно, его основные положения сохранились в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя Аристокл (427-347 гг. до н.э.) Ученик и последователь Сократа, он всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Он основал собственную школу, названную Академией, на окраине Афин и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основа учения Платона состоит из трех понятий: «сингулярность» (основа всего бытия и реальности), разум и душа. Центральный вопрос его философии — взаимоотношения между бытием и мышлением, материальным и идеальным.

Согласно идеалистической теории Платона, мир делится на две категории:

  • Мир становления — реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные объекты вторичны и являются лишь видимостью их идеальных образов;
  • Мир идей, или «эйдос». — чувственные образы, которые являются первичными и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе идею. Высшая идея — это идея Бога, создателя мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Платон выражал свои идеи в основном в жанре писем и диалогов (с Сократом в качестве главного героя). В общей сложности его произведения содержат 34 диалога. Наиболее известными из них являются: «Государство», «Софист», «Парменид», «Фетида».

Идеи Платона оказали большое влияние на последующие философские школы античности и мыслителей Средневековья и современной эпохи.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) Аристотель был учеником Платона и провел двадцать лет в его Академии. После смерти Платона он провел восемь лет в качестве воспитателя Александра Македонского, а между 335 и 334 гг. до н.э. основал свою собственную школу, Ликей, недалеко от Афин, где преподавал вместе со своими последователями. Он разработал собственную философскую систему, основанную на логике и метафизике.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но подверг критике многие ее аспекты. Например, он считал, что высшей истиной является не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и изучение реального мира.

Основными положениями философии Аристотеля являются:

  • в основе всех вещей лежат материя и форма (материальная сущность и идея вещей);
  • Философия — это универсальная наука о бытии, являющаяся основой для всех наук;
  • Наука основана на восприятии (мнении), но истинное знание может быть достигнуто только через разум;
  • Поиск первой или последней причины является решающим;
  • Первопричиной жизни является душа, сущность всего сущего. Существует низшая (растительная) душа, средняя (животная) душа и высшая (разумная, человеческая) душа, которая придает смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и синтезировал философские знания всех предшествующих античных мыслителей. Он первым систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых политика была одной из главных) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Он также разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель был автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля стало высшим достижением античной философии и завершило ее классическую фазу.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства Эллада, но также включает в себя философию римского общества. В этот период античная философия отказалась от основных философских систем и обратилась к проблемам этики, смысла и ценности человеческой жизни.

ШколаКлючевые представителиОсновные идеи
ЦиникиАнтифен Афинский (ок. 444-368 гг. до н.э.) — основатель школы, ученик Сократа;

Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.)

Отказ от богатства, славы и удовольствий — это путь к счастью и обретению внутренней свободы.

Идеал жизни — аскетизм, пренебрежение социальными нормами и условностями.

ЭпикурейцыЭпикур (341-270 гг. до н.э.), основатель школы;

Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. н.э.);

Гораций.

В основе человеческого счастья лежит стремление к удовольствию, утешению и покою (атараксия).

Стремление к удовольствию — это не субъективная человеческая воля, а свойство человеческой природы.

Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.

СтоикиРанние стоики:

Зенон из Цитиума (336-264 гг. до н.э.) — основатель школы.

Поздние стоики:

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.).

Сенека;

Марк Аврелий.

Счастье — это основная цель человеческой жизни.

Добро — это то, что стремится сохранить человека, зло — то, что стремится его уничтожить.

Человек должен жить в гармонии со своей природой и совестью.

Стремиться к собственному сохранению — не значит причинять вред другому человеку.

СкептикиПиррон из Аэлиды (ок. 360-270 гг. до н.э.)

Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).

В силу своего несовершенства человек не способен познать истину.

Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутренний мир.

ЭклектикаФилон (150-79 гг. до н.э.)

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.)

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

Сочетание прогрессивной философской мысли и идей греческих мыслителей классического периода.

Ценность разума, морали и разумного подхода к жизни.

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с III по VI век нашей эры охватывает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе в римском обществе наблюдался кризис, который отразился и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению ослабевал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Наиболее влиятельным учением этого периода был неоплатонизм, самым известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Неоплатоники занимались интерпретацией учения Платона и критиковали все более поздние направления. Основными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее происходит от Высшего. Верховный — это Бог, или некий философский прототип. Высшее не может быть постигнуто разумом, только мистическим экстазом.
  • Суть познания заключается в познании божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо — это духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Полезные источники

  1. «Философия. Курс лекций / Б.Н. Бессонов. — М.-ООО «Издательство АСТ», 2002.
  2. «Философия. Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова — СПб Питер, 2004.
  3. «Философия: учебник для средних школ / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов — М. Средняя школа, 2003.
  4. «Философия: учебник для студентов / М.Хрусталев — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  5. «Философия: учебник для вузов / ответственный редактор В.П. Кохановский, доктор философских наук — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector