Впоследствии идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источником развития европейской общественной мысли.
В античной философии можно выделить четыре основных периода: натурфилософский (доклассический) период (VII — V век до н.э.), классический период (V — IV век до н.э.), эллинистическо-римский период (IV век до н.э. — III век н.э.) и заключительный период (III — VI век н.э.).
Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)
Доклассическая античная философия зародилась в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милет, Эфес, Алейос и т.д. Это было собрание философских школ, названных по имени их полисов. Натурфилософы (в переводе — естественные философы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; и природа космоса определяла природу человека. Центральным вопросом доклассической философии был вопрос о происхождении мира.
Первые натурфилософы выдвинули на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать гармония человеческой жизни (космологический подход).
Позднее натурфилософы объединили созерцательный подход с логической аргументацией и разработали систему категорий.
К натурофилософам относятся:
Школа | Ключевые представители | Основные идеи | Что является основой мира? |
---|---|---|---|
Ранние натурфилософы | |||
Школа Талес | Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н.э.), основатель школы | Природа отождествляется с Богом. | Вода |
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают. | Апейрон — это абстрактная материя в вечном движении. | |
Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н.э.) | Он основал науку о небе и звездах (древняя астрономия). | Воздух | |
Эфесская школа | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Все в мире изменчиво — «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». | Первобытный огонь является символом универсального, рационального и одушевленного элемента. |
Эолийская школа (Элеаты). | Ксенофан Колофонский (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Человеческие чувства не дают истинного знания, а лишь приводят к возникновению мнений. | «Единый» — это вечная, совершенная сущность, которая есть Бог. |
Парменид (ок. 515 г. до н.э. — ?) | Настоящая правда — «алетейя» — можно познать только с помощью разума. | Вечное бытие без начала и конца. | |
Зенон Элевтерийский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) | Движения нет, потому что движущийся объект состоит из множества точек покоя (Ахиллес и черепаха). | ||
Позднейшие натурфилософы. | |||
Учение Пифагора и его последователей, пифагорейцев | Пифагор (2-я половина 6-го — начало 5-го века до н.э.) | Гармония, порядок и соразмерность: что является самым важным в жизни человека и общества. | Число — символ гармонии мира. |
Эмпедокл из Агригенту (484-424 гг. до н.э.) | Движущая сила мира: противостояние Любви и Вражды. | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
Элементарный материализм | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус, разум (интеллект) — упорядочивает хаотичное смешение семян, в результате чего создаются вещи | Семена — бесконечное множество мельчайших частиц |
Атомистический материализм | Лейципп, Демокрит из Абдеры (?- ок. 460 до н.э.). | Все тела образованы из множества различных комбинаций атомов. | Атомы — это бесчисленные, постоянно движущиеся элементы |
Нужна помощь в написании статьи?
Написание научной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Подробнее
Классический этап (5-4 вв. до н.э.)
Это был расцвет античной философии. Афины были центром философской мысли, поэтому его также называют афинским. Основные черты классической сцены:
- Появление систематизированных доктрин (первичных философских систем);
- Внимание философов смещается с «природы вещей» на этику, мораль, проблемы общества и человеческого мышления;
Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.
Софисты (греч.: «мудрецы, знатоки») — группа древнегреческих просветителей середины 5 — первой половины 4 в. до н.э. Их можно назвать профессиональными философами, поскольку софисты обучали логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам желающих за плату. Они придавали особое значение умению убеждать и доказывать любые доводы (даже ошибочные).
Особенности софистической философии:
- Поворот от натурфилософских вопросов к человеку, обществу и проблемам повседневной жизни;
- Отказ от старых норм и опыта прошлого и критическое отношение к религии;
- Признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;
Софисты не создали единой философской доктрины, но они возродили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.
К старшим софистам относятся (2-я половина 5-го века до н.э.): Горгиас, Протагор, Гиппиас, Продик, Антифонт, Критий.
В число молодых софистов входят: Ликофрон, Алкидамонтес, Тразимахус.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) считается основателем классической философии. Как и софисты, он сделал человека и его внутренний мир центром своего обучения, но счел их учение бесплодным и поверхностным. Он подверг сомнению богов, сосредоточившись на разуме, истине и знании.
Центральные идеи Сократа:
- Самопознание — это одновременно поиск знаний и добродетели.
- Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
- Существует высший Разум, рассеянный во Вселенной, и человеческий разум — лишь крошечная его часть.
Суть жизни Сократа заключалась в его беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Он считал майевтику (изобретенный им метод, который в переводе с греческого означает «акушерство»), поиск истины через диалог, иронию и коллективное размышление, способом найти истину. Сократу также приписывают индуктивный метод, ведущий от частного к общему.
Поскольку философ предпочитал излагать свое учение устно, его основные положения сохранились в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.
Платон (Афинский) настоящее имя Аристокл (427-347 гг. до н.э.) Ученик и последователь Сократа, он всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Он основал собственную школу, названную Академией, на окраине Афин и положил начало идеалистическому направлению в философии.
Основа учения Платона состоит из трех понятий: «сингулярность» (основа всего бытия и реальности), разум и душа. Центральный вопрос его философии — взаимоотношения между бытием и мышлением, материальным и идеальным.
Согласно идеалистической теории Платона, мир делится на две категории:
- Мир становления — реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные объекты вторичны и являются лишь видимостью их идеальных образов;
- Мир идей, или «эйдос». — чувственные образы, которые являются первичными и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе идею. Высшая идея — это идея Бога, создателя мирового порядка (демиурга).
В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.
Платон выражал свои идеи в основном в жанре писем и диалогов (с Сократом в качестве главного героя). В общей сложности его произведения содержат 34 диалога. Наиболее известными из них являются: «Государство», «Софист», «Парменид», «Фетида».
Идеи Платона оказали большое влияние на последующие философские школы античности и мыслителей Средневековья и современной эпохи.
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) Аристотель был учеником Платона и провел двадцать лет в его Академии. После смерти Платона он провел восемь лет в качестве воспитателя Александра Македонского, а между 335 и 334 гг. до н.э. основал свою собственную школу, Ликей, недалеко от Афин, где преподавал вместе со своими последователями. Он разработал собственную философскую систему, основанную на логике и метафизике.
Аристотель развил основные положения философии Платона, но подверг критике многие ее аспекты. Например, он считал, что высшей истиной является не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и изучение реального мира.
Основными положениями философии Аристотеля являются:
- в основе всех вещей лежат материя и форма (материальная сущность и идея вещей);
- Философия — это универсальная наука о бытии, являющаяся основой для всех наук;
- Наука основана на восприятии (мнении), но истинное знание может быть достигнуто только через разум;
- Поиск первой или последней причины является решающим;
- Первопричиной жизни является душа, сущность всего сущего. Существует низшая (растительная) душа, средняя (животная) душа и высшая (разумная, человеческая) душа, которая придает смысл и цель человеческой жизни.
Аристотель переосмыслил и синтезировал философские знания всех предшествующих античных мыслителей. Он первым систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых политика была одной из главных) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Он также разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель был автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала до гелиоцентрической системы Коперника.
Учение Аристотеля стало высшим достижением античной философии и завершило ее классическую фазу.
Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)
Этот период получил свое название от греческого государства Эллада, но также включает в себя философию римского общества. В этот период античная философия отказалась от основных философских систем и обратилась к проблемам этики, смысла и ценности человеческой жизни.
Школа | Ключевые представители | Основные идеи |
---|---|---|
Циники | Антифен Афинский (ок. 444-368 гг. до н.э.) — основатель школы, ученик Сократа; Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.) | Отказ от богатства, славы и удовольствий — это путь к счастью и обретению внутренней свободы. Идеал жизни — аскетизм, пренебрежение социальными нормами и условностями. |
Эпикурейцы | Эпикур (341-270 гг. до н.э.), основатель школы; Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. н.э.); Гораций. | В основе человеческого счастья лежит стремление к удовольствию, утешению и покою (атараксия). Стремление к удовольствию — это не субъективная человеческая воля, а свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. |
Стоики | Ранние стоики: Зенон из Цитиума (336-264 гг. до н.э.) — основатель школы. Поздние стоики: Эпиктет (50-138 гг. до н.э.). Сенека; Марк Аврелий. | Счастье — это основная цель человеческой жизни. Добро — это то, что стремится сохранить человека, зло — то, что стремится его уничтожить. Человек должен жить в гармонии со своей природой и совестью. Стремиться к собственному сохранению — не значит причинять вред другому человеку. |
Скептики | Пиррон из Аэлиды (ок. 360-270 гг. до н.э.) Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). | В силу своего несовершенства человек не способен познать истину. Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутренний мир. |
Эклектика | Филон (150-79 гг. до н.э.) Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.) Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) | Сочетание прогрессивной философской мысли и идей греческих мыслителей классического периода. Ценность разума, морали и разумного подхода к жизни. |
Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)
Период с III по VI век нашей эры охватывает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе в римском обществе наблюдался кризис, который отразился и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению ослабевал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.
Наиболее влиятельным учением этого периода был неоплатонизм, самым известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).
Неоплатоники занимались интерпретацией учения Платона и критиковали все более поздние направления. Основными идеями неоплатонизма были:
- Все низшее происходит от Высшего. Верховный — это Бог, или некий философский прототип. Высшее не может быть постигнуто разумом, только мистическим экстазом.
- Суть познания заключается в познании божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
- Благо — это духовность, освобождение от телесного, аскетизм.
Полезные источники
- «Философия. Курс лекций / Б.Н. Бессонов. — М.-ООО «Издательство АСТ», 2002.
- «Философия. Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова — СПб Питер, 2004.
- «Философия: учебник для средних школ / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов — М. Средняя школа, 2003.
- «Философия: учебник для студентов / М.Хрусталев — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- «Философия: учебник для вузов / ответственный редактор В.П. Кохановский, доктор философских наук — Ростов н/Д: Феникс, 1998.