Церковь вспоминает сорок Севастийских мучеников 22 марта (9 марта по старому стилю). Сорок мучеников Севастийских были христианскими воинами, которые были замучены за веру в Христа в Севасте (Малая Армения, современная Турция) в 320 году во время правления Лициния. Сорок мучеников высоко почитаются православными христианами.
Оглавление
- Сорок мучеников Севастийских. История праздника
- Тропарь, кондак и канон сорока Севастийским мученикам
- Традиции празднования памяти Сорока Севастийских мучеников
- Сорок мучеников Севастийских. Иконки
- Святыни в честь Сорока мучеников Себастийских
Сорок мучеников Севастийских. История праздника
Сорок мучеников происходили из Каппадокии. Они были частью римской армии, расквартированной в городе Себастия. Агрикола, языческий полководец, потребовал, чтобы они принесли жертвы языческим богам. Сначала он убеждал их обещаниями повышения и денег. Затем он пригрозил им тюрьмой и смертью. Однако солдаты отвергли все предложения и угрозы Агриколы, и он бросил их в тюрьму. Через некоторое время в город прибыл знатный сановник Лисий и приказал побить христианских солдат камнями. Камни, брошенные в солдат, пролетели мимо, а камень, брошенный Лисиасом, попал в лицо Агриколе. Мучителям стало стыдно за случившееся, и они вернули христиан в тюрьму. Ночью в темнице воины услышали утешительный голос Господа:
Кто верует в Меня, тот, если и умрет, жив будет. Мужайтесь и не бойтесь, ибо вы получите венцы нетления.
Мучители отвели солдат к озеру, раздели их догола и положили на лед. Рядом с ними поставили теплую ванну, чтобы они могли погреться в ней, если отрекутся от Христа. Один из солдат после нескольких часов пыток забежал в ванну, но тут же умер. Ночью стражники спали, только один из них, Аглая, оставался в сознании. Он удивлялся, как солдаты-христиане, несмотря на ужасные страдания, не переставали молиться. В три часа ночи он увидел, что над озером появился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглая не понимала, что происходит. Он поднял голову и увидел светящиеся короны над головами воинов. За каждого мученика полагалось тридцать девять венцов. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!». Он молился:
Господи Боже, я верю в Тебя, в Которого верят эти солдаты. Объедини меня с ними, чтобы я страдал вместе с Твоими рабами.
Римские солдаты, видя, что мученики не замерзают, сломали им голени и сожгли. Кости мучеников бросали в воду, чтобы христиане не могли их поднять. Согласно житию, через три дня мученики явились во сне святому Петру, епископу Севастии (IV век), и приказали ему похоронить их останки. Епископ и некоторые священнослужители собрали кости мучеников в течение ночи и похоронили их с почестями. Имена мучеников Себастии таковы: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евнокий, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аэций, Флавий, Акакий, Экдиций, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гай, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сацердон, Николай, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Гудион, Мелитон и Аглаий.
Тропарь, кондак и канон Сорока Севастийским мученикам
Тропарь, т.1.
Господи, возрадуйся страстям святых, страдавших через Тебя, и исцели все наши страсти и скорби, ибо мы умоляем Тебя о человеколюбии.
Тропарь, глас подобен.
Все вы, носители Страстей, четвероногие воины Христовы, стойкие борцы, вы прошли огонь и воду и стали согражданами ангелов; вместе с ними молитесь во Христе, с верой за прославляющих вас. Слава Тому, Кто дал тебе силу, слава Тому, Кто увенчал тебя, слава Тому, Кто даровал тебе все исцеления.
Кондак, т. 6.
Они оставили все воинства мира и прилепились к Суверенному Богу на небесах, вы, четыре-четыре поклонника Господа; через огонь и воду вы прошли благословенными; вы получили почести с небес и венец величия.
Библиотека русской веры
Канон святым сорока мученикам
Читать онлайн
Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских
День памяти Сорока Севастийских мучеников в народе называют «сороки» или иногда «плетень». Согласно народным поверьям, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, первая из которых — жаворонок. «Опытные крестьянские старики говорят, что жаворонки иногда прилетают рано, но им не повезет, если они прилетят и замерзнут до смерти. Но жаворонок, который летит к сороке, настоящий, он не умрет». «Накануне праздника женщины пекли «жаворонков» из ржаной муки и давали их детям утром. Жаворонки пеклись с раскрытыми крыльями, словно в полете». Жаворонок взмывает ввысь, а затем «падает», как камень, на землю — крестьяне объясняли это особой смелостью и смирением этих птиц перед Богом. Жаворонок быстро взмывает ввысь, но, пораженный величием Бога, приседает в глубоком благоговении. Таким образом, жаворонок представляет собой хвалебную песнь мучеников, их смирение и стремление ввысь, к Царству Небесному, к Господу Иисусу Христу.
Также утром женщины делали во дворе сорок соломенных гнезд и клали в каждое из них кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры вылупились дома и не попали в чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети побежали с ними в сарай, чтобы заколдовать жаворонка. Там они выстроили своих птиц всех вместе, на высоком месте, и стали вместе кричать песню несколько раз: «Жаворонок, приди, унеси холодную зиму, принеси теплую весну: зима нам наскучила, съела весь наш хлеб». Слова этой детской песни менялись в зависимости от региона. Затем дети сняли с себя жаворонков и побежали по деревне с той же песней. Это продолжалось до второй половины дня. Вдоволь набегавшись, дети собрались и стали есть свои ржаные «жаворонки». Обычно съедали всех птиц, оставляя голову — дети сохраняли ее для матери. В конце праздника дети поздравили друг друга с весенним праздником и разошлись по домам. Дома каждый ребенок дарил матери головку жаворонка со словами: «Вот тебе, матушка, головка жаворонка: как жаворонок высоко летает, так и лен твой будет высок». Какова голова моего жаворонка, таков и твой лен, чтобы он был так упоителен». Также считалось, что по погоде на жаворонка можно определить погоду на весну и лето. Если на Сороки были морозные утра, то это означало, что весной будет сорок «утр».
Сорок мучеников Севастийских. Иконы
Иконописная традиция началась в 4 веке. Одна из первых сохранившихся икон находится в церкви Санта Мария Антиква в Риме, 7-8 век. Изображения мучеников Севастийских встречаются на миниатюрах в Псалтири. Известны такие миниатюры, как Хлудовская псалтырь IX века, Лондонская псалтырь 1066 года, Псалтырь Барберини 1060 года, Киевская псалтырь 1397 года.
К X веку появляются два основных типа иконографии Сорока Севастийских мучеников: сцена их мученичества в ледяном озере (они стоят вместе обнаженные, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, изображающие их с крестами в руках или, реже, в виде воинов с оружием в руках. Фрески с отдельными изображениями воинов с оружием и в доспехах встречаются в каппадокийских храмах. В Софийском соборе в Киеве на облицовке главного купола находятся мозаичные изображения мучеников Севастийских. Мученики изображены как молодые безбородые мученики, но среди них есть и пожилые мученики. Согласно сокращенной версии, мученики стоят в воде со скрещенными руками, поддерживая друг друга, а над их головами сияют короны. В полной версии изображена купольная баня, в которой прячется воин, не выдержавший испытания. Иногда вместо убегающего воина в проем входит стражник Аглаи. Иконы, хранящиеся в музее Реклингхаузена, представляют собой примеры полного варианта иконографии Сорока мучеников: здесь есть фрагмент годовой Миннеи (первая половина XVI века) и греческая икона 1600 года. Краткая ревизия — миниатюра середины XI века из греческой Миннеи, хранящаяся в Государственном историческом музее.
Минея Марта (фрагмент). Икона. Россия. Начало XVII века Московская духовная академия Православно-археологическое исследование. Сорок мучеников Себастийских. Значок планшета. Новгород. Конец XV в. Из собора Святой Софии. Новгородский музей
Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских
В Константинополе было около восьми церквей в честь 40 мучеников Севастийских, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Известно также, что недалеко от Золотых ворот находится церковь Сорока мучеников.
В Велико Тырново, Болгария, освящен православный храм в честь Сорока Севастийских мучеников. Церковь была построена в 1230 году по приказу Ивана Асена II в честь его победы над эпирским деспотом Теодором Дукой 22 марта 1230 года в Клокотнице. Король приписывал свою победу заступничеству сорока мучеников Себастии, в честь которых была посвящена церковь. Это была соборная церковь Великой лавры в Велико-Тырново, основанная в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. Святой Савва, архиепископ Сербии (ок. 1169-1236 гг.), был первоначально похоронен в этой церкви. В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. Во времена османского владычества церковь оставалась христианской до начала 18 века, но затем здание было перестроено в мечеть, в результате чего почти все фрески были уничтожены. Несколько картин сохранилось только на северо-западной стене нартекса. В здании бывшей церкви болгарский князь Фердинанд (1861 — 1948) 22 сентября 1908 года объявил о полной независимости Болгарии от Османской империи. Долгое время церковь служила усыпальницей царя. Здесь были похоронены цари Калоян (1197-1207), Иван Асен II, Михаил Шишман (1280-1330), Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и болгарской знати.
Церковь Сорока мучеников Севастийских в Велико Тырново, Болгария
Храм Сорока Севастийских мучеников, расположенный рядом с Новоспасским монастырем в Москве, был освящен в честь Сорока Севастийских мучеников. Вероятно, в 16 веке на этом месте стояла деревянная церковь. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1932 году советские власти закрыли церковь, а колокольня была частично обезглавлена. В 1993 году церковь была передана местной общине Русской православной церкви и отреставрирована.
Церковь Сорока мучеников Севастийских возле Новоспасского монастыря. Москва
В Переслав-Залесе была освящена церковь в честь святых сорока мучеников Севастийских. Церковь расположена в устье реки Трубеж в исторической Рыбной Слободе на берегу Плеславии. Церковь существовала уже в начале 17 века. В патриарших десятинниках под 1628 годом упоминается «церковь святых мучеников четверик, в пригороде, восемь алтын и четыре деньги, десятина гривна». В 1652 году рядом с этой церковью была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Между 1726 и 1727 годами обе церкви обветшали, и были построены новые деревянные. В 1755 году вместо двух деревянных церквей была построена нынешняя каменная церковь. В церкви два алтаря: в честь святых сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь Сорока мучеников в Переславле-Залесском