L слово
Автор: Дагульф Лофтсон (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
«Я скажу тебе [свое имя], а ты скажешь своим друзьям… Ваши друзья начнут звонить мне по делам и без дела… Я закончу произносить речи на открытии супермаркета и раздавать автографы. Моя жизнь превратится в ад на земле. Ад на Земле, понимаешь?»
— «Сок жука»
Мэдди, героиня романа Джоан Харрис «Магия рун», в какой-то момент делает неожиданно глубокомысленное замечание: «Что зовется, то и ручное». Теория, лежащая в основе этого, заключается в том, что чем больше имен богов вы знаете, тем легче вам использовать и призывать его силу. Действительно, запоминание имен различных богов и духов и названий святых мест играет важную роль во многих скандинавских мифах. В «Речи Вафтруднира» Старшей Эдды Один вызывает великого Вафтруднира на состязание мудрости, в котором на карту поставлена голова проигравшего. Многие вопросы, которые задают друг другу, касаются имен различных священных существ (например, лошадей, запряженных колесницами солнца и луны), а также имен богов и названий особых мест. В «Речи Алвиса» Тор подвергает гнома Алвиса такому же испытанию на знание магических имен. И в «Речи Всевышнего» сказано.
Гном Алвис отвечает на вопросы Тора. Иллюстрация В. Г. Коллингвуда к английскому изданию Старшей Эдды 1908 года.
Поэтому нет сомнения, что в скандинавской мифологии определенные имена приписываются определенным силам. Имена богов и богинь часто обозначают разные стороны их характера. У самого Одина есть десятки прозвищ, описывающих его атрибуты и функции; и не исключено, что такое обилие имен является признаком того, что люди боялись еще раз произнести имя Один. Но во всем скандинавском пантеоне не так много богов, на имена которых люди реагируют так сильно, как на имя Локи.
Многие группы асатруа отказываются произносить имя Локи вслух, предпочитая использовать его хейти и кеннинги (описательные прозвища). Некоторые даже стесняются писать его полное имя. Похоже, некоторые современные язычники в глубине души опасаются, что Локи обязательно услышит, как его зовут по имени, и тут же появится на зов, как и Жук Сок. По сути, они следуют той же логике, что и наши предки, которые считали, что, назвав бога по имени, намеренно или ненамеренно, мы привлекаем его внимание (а многие вообще не хотят внимания Локи). С другой стороны, люди вроде меня, то есть люди, которых устраивает только присутствие Локи, обычно произносят его имя вслух, без малейшего страха.
В любом случае нельзя отрицать, что имена богов и богинь обладают определенной силой. И, как предполагает Мэдди, очень полезно знать, откуда берутся имена и кеннинги божеств. Это знание не только раскрывает глубокую сущность самого божества, но и помогает призвать силу, заключенную в его имени. Имя Локи не исключение; но, как и в большинстве случаев с Локи, здесь работает другое правило: «Легче сказать, чем сделать».
Этимология имени Локи — загадка, над которой ученые бьются по сей день. Некоторые исследователи связывают его имя с древнескандинавским словом luka, что переводится как «близкий, полный». Предполагается, что это имя намекает на роль «финишера», которую Локи будет играть, когда прибудет Рагнарёк [1]. Однако манускрипт Хульда (подборка исландских магических рецептов из собрания Гейра Вигфуссона из Акюрейри) содержит два символа, называемых Каупалоки, что означает «торговец». Говорят, что эти печати, вырезанные на буковом дереве, успешны при купле-продаже [2]. И, пожалуй, эта интерпретация более точна: в Исландии Локи видели не столько как апокалиптическую фигуру, дополняющую мировую историю, сколько как божество, заключающее в себе договоренности.
Каупалок из рукописи «Хульд» (вариант 1)
«Вырежьте эту метку на буковой палке и носите ее на груди в центре, когда хотите преуспеть [выиграть] в купле-продаже».
Каупалок из рукописи «Хульд» (вариант 2)
«Отрежь буковую палку, и ты добьешься успеха.»
Гипотеза Анны Биргитты Рут не так широко известна: в своей книге «Локи в скандинавской мифологии» исследователь пытается связать имя Локи с древнешведским словом lokke — «паук». Я предлагаю возможную связь с индоевропейским корнем leuk, что означает «свет» и от которого, вероятно, был назван кельтский бог Луг.
Словом, происхождение имени Локи во многом такой же парадокс, как и все остальное, связанное с этим божеством. Теорий на эту тему появилось не меньше, чем интерпретаций характера самого Локи. Нежелание ассоциировать Локи с именем, подразумевающим такое благоприятное явление, как «свет» или «сияние», объясняется, на мой взгляд, устойчивым предубеждением, распространенным как среди ученых, так и среди неоязычников: многие считают, что Локи вообще не имел никаких положительных или полезных эффектов функции. С моей точки зрения, это крайность, в которую не стоит впадать, ведь на самом деле диапазон позиций и этических режимов у Локи чрезвычайно широк. Попытка впихнуть Локи в такие относительные категории, как «хороший» и «злой», является чрезмерным упрощением. Чтобы по-настоящему понять характер Локи, нужно перестать мыслить в таких дуалистических терминах. И если вы надеетесь когда-нибудь его понять (если это возможно), то вам нужно придерживаться золотой середины, когда речь идет о положительных и отрицательных качествах Локи.
С точки зрения лингвиста, этимология имени Локи действительно представляет собой проблему. Но с точки зрения Локиана все приведенные выше толкования в чем-то верны: все они вписываются в его многогранную природу и служат ключом к разгадке разных оттенков энергии, присущих этому богу. Я хотел бы пойти дальше и взглянуть не только на его основное имя, но и на некоторые наиболее заметные кеннинг и ненависть, которыми он известен. С их помощью можно не только постичь новые черты его личности, но и вспомнить различные его воплощения.
Но прежде чем мы начнем, хочу предостеречь новичков, которые только начинают работать с Локи: не стоит сразу, в первую очередь, призывать хаотические и разрушительные проявления этого божества, если только вы не уверены на 100%, что он находится в таких энергиях, которые ты нужен сейчас. Локи — невероятно мощная сила, и, как пресловутый слон в посудной лавке, она с радостью разобьет что-нибудь ценное (ваше самоопределение, вашу работу, ваш брак.. список можно продолжить), если решит, что ее попросили. Из всех своих воплощений Локи остается, прежде всего, богом перемен. Поэтому я предупредил вас: будьте осторожны!
[1] Симек, Рудольф. Словарь северной мифологии, стр. 195.
[2] Флауэрс, Стивен Э. Гальдрабок: Исландская книга магии. Runa-Raven Press, Техас, 2005, стр. 60-61.
Дагульф Лоптсон (с)
Перевод: Анна Блейз (с)
Этот перевод находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported License.
Related Articles
1555 Локи (Глава 11 Нашей рыси’) 0 472 Лофт 0 423 Локи мошенник 0 471 Локи в более поздней традиции