На протяжении многих веков в Европе существует рождественская традиция устанавливать в доме или вокруг него сцену Рождества. Вы можете купить детали для рождественского вертепа или сделать их самостоятельно. В этой своеобразной обстановке разворачивается сцена Рождества, изображающая рождение младенца Иисуса.
Как и само действо относится к религиозной народной культуре, так и эта традиция была утрачена в России после революции. Его возрождение началось в конце 1980-х годов с обновлением Русской православной церкви.
В новом веке ясли снова популярны. Его исполняют любительские и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и семьи.
Что такое вертеп
Это слово имеет несколько значений, но многие современные россияне знают только одно из них. Давайте попробуем разобраться в тонкостях и нюансах этой концепции с самого начала.
Происхождение слова
Вертеп имеет старославянское происхождение. Филологи еще не пришли к единому мнению относительно этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, расщелина, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «вртеп» тоже не был полным синонимом слова «пещера» у старых славян.
Бесспорно одно — сегодня считается, что его корни происходят от старославянского vrtep — пещера, сербохорватского vrt — сад, огород и латинского verti — закрывать. Что буквально означает закрытое, уединенное место, убежище.
Значение понятия
В своих знаменитых словарях Даль, Ожегов и Ушаков дают несколько толкований этого слова.
Вот как это интерпретирует Ушаков:
- Публичный дом, место разврата и преступлений (книга).
- Ящик с куклами для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этн., театр.).
- Эта конкретная пьеса (театр, этнограф.).
Самое интересное, что для большинства наших соотечественников, воспитанных в советское время, единственным смыслом был №1: страшное место, где тайно собираются темные личности для совершения своих преступных деяний. Куда делись вторая и третья интерпретации?
Достаточно сказать, что светлый и праздничный смысл слова «Рождество» исчез из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество со всем его волшебством перестало быть национальным праздником, а его традиции были запрещены.
Сегодня мы хотим вспомнить ту самую хижину, где Святое Семейство пряталось от непогоды со своим скотом, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.
История термина
Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубь веков. Это означает, что современные ученые могут только предполагать, гадать о происхождении термина и его истории, опираясь в основном на письменные источники.
Первое употребление
В Библии слово «пещера» употребляется четыре раза, каждый раз как логово воров. Нас интересует это слово как название места, связанного с Рождеством Христовым.
Давайте расположим вехи, связанные с историей слова, в хронологическом порядке:
- Святой Вертеп, или Грот Рождества Христова, впервые упоминается в апокрифическом протоевангелии Иакова около 150 года. Автор называет грот близ Вифлеема местом рождения Спасителя. Сегодня грот находится под кафедрой церкви Рождества Христова. На полу — серебряная звезда и надпись на латыни: «Здесь Иисус Христос родился от Девы Марии».
- Не существует точной даты, связанной с первым сотворением места, о котором повествует евангельский рассказ. По мнению исследователя Бориса Голдовского, изображения тайны Рождества появились в пятом веке. Именно тогда в храмах начали создавать трехмерные панорамы Вифлеемского грота с Младенцем в яслях, окруженным скотом, Девой Марией, пастухами и волхвами.
- Создание первой светской инсталляции, посвященной явлению Спасителя, ученые приписывают католическому святому Франциску Аззизскому, который праздновал Рождество в Греччо в 1223 году. В апогее Рождества он создал яркую композицию рождественской истории или, как ее называют итальянцы, «презепе» (ясли). Именно с этого момента зародилась традиция возводить презепе не только в церквях, но и в домах верующих.
- Первые достоверные сведения о театральных кукольных представлениях с рождественским сюжетом в России относятся к концу XVI века. Самая ранняя из обнаруженных сцен Рождества Христова датируется 1591 годом.
Дальнейшая судьба
Расцвет яслей пришелся на период между 18 и 19 веками. Популярность представления была настолько велика в России, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге было создано семейное предприятие: династия изготовителей кроваток Колос поддерживала и передавала традицию представления от отца к сыну на протяжении всего последующего столетия.
Выступление состояло из двух частей. Первой была евангельская пьеса-мистерия о рождении Спасителя. Вторая часть состояла из сатирических фарсовых сценок на повседневные темы.
Постепенно это светское народное представление стало настолько популярным, что рождественские спектакли стали гастролировать со своими волшебными коробками не только в канун Рождества, но и после него, вплоть до карнавала.
После Октябрьской революции 1917 года вера в Бога и все, что связано с религией, преследовалось: рождественские елки, праздники и сцены Рождества, среди прочего, были запрещены. Ель как атрибут новогодних праздников вскоре вернулась в дома людей, но Рождественский вертеп был постепенно забыт.
Современное значение
В конце 1980-х годов, когда государство окончательно примирилось с Церковью, российские фольклористы начали поиски утраченных религиозных народных обычаев, включая рождественские вертепы.
Многое из этого было сделано Виктором Новацким, исследователем кукольного театра. Он собрал многочисленные элементы сцены Рождества Христова, реконструировал сценарий и тексты, вдохнул жизнь в персонажей Рождества.
Сегодня эти представления устраиваются христианами нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества.
Работа и устройство вертепа
После окончания праздничного поста начинается зимнее празднование Рождества. Эти дни полны пророческих знаков, ритуалов и обычаев. Одним из них была сцена Рождества Христова.
Если следовать сложившимся традициям, то существует несколько форм Рождественского вертепа:
- Рождественская сцена — трехмерные фигуры актеров мистериальной пьесы различных размеров, поставленные в соответствующей обстановке;
- Рождественский вертеп — представление в специально оборудованном помещении (ложе) с музыкантами и поющими сказителями;
- Театр с актерами-людьми, играющими роли всех или некоторых персонажей.
Статическая композиция «презепе» по-прежнему очень популярна в Европе. Русские же всегда предпочитали кукольный спектакль — рождественскую мистерию, изображающую сцены из Священного Писания.
На Руси
Большой двухъярусный ящик, внутри которого происходило представление, переносился из дома в дом, а спектакли ставились в трактирах и на ярмарках. Пещеру установили на холме, зрители заняли места на скамьях, секстант зажег свечи, и волшебство началось.
Самое главное — это была не просто чудо-коробка, это была модель Вселенной.
Верхний уровень, верхний мир, был местом пребывания Святого семейства. Нижний, подземный, показывал дворец царя Ирода и события, связанные с рождением Иисуса. Здесь же находился вход в Ад, в который упал король, побежденный Смертью.
Под полом каждого уровня находился еще один отсек, закрытый от посторонних глаз. Здесь были руки непоседы; он держал кукол за специальные штыри и передвигал их по щелям в полу. Персонажей обычно озвучивал сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.
В акции часто принимали участие музыканты, исполняя духовные песни. Музыка хорошо характеризовала персонажей и придавала пьесе праздничное настроение.
Традиционный состав персонажей остался неизменным:
- Святое семейство — мать Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом с ним вол и осел, которые, согласно традиции, согревали новорожденного своим дыханием, — было в основном статичной группой и не имело слов. Фигуры иногда заменялись иконой Рождества Христова.
- Вифлеемская звезда была одним из персонажей. Она должна была быть поразительной и красивой. Обычно звезду делали так, чтобы она выглядывала наружу и зажигали свечу сзади, чтобы она таинственно мерцала.
- Ангел, возвестивший о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил.
- Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего.
- Волхвы, трехсторонняя фигура, установленная на одном пьедестале. Они приходят поклониться Христу и приносят Ему дары: золото, ладан и смирну.
- Царь Ирод. В ярко украшенном «дворце» в нижнем этаже разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание.
- Рахиль — женщина с ребенком, которая приходит к царю с тщетной просьбой не убивать ее сына.
- Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и косой, которой он обезглавливает Ирода.
- Бес. По приказу Смерти он утаскивает злодея в ад.
Согласно религиозным предписаниям, нельзя было создавать эмоциональную, зрелищную рождественскую постановку. Актерская игра в нем была запрещена. Фигурки служили лишь иллюстрациями к текстам Писания.
После Сочельника духовная часть представления была запрещена, осталась только светская. Однако ясли были любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка или сословия.
В современном мире
Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в церквях ставятся сцены Рождества Христова. Европейские дети начальной школы показывают рождественский спектакль-мистерию на светской сцене для родителей и друзей. В России такие спектакли (также в исполнении детей) организуют воскресные школы.
Рождественские сцены могут быть очень оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая была поставлена в 2013 году у Пятигорского кафедрального собора.
Еще одна национальная русская традиция — снежная пещера. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень загадочно.
Многочисленные фольклорные коллективы представляют настоящие кукольные представления в кукольных будках, согласно старым традициям и канонам.
Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепы стали непременным атрибутом праздников.
Значение в истории
Ясли доказали свое право на жизнь, пройдя более тысячи лет с тех времен, когда они служили простым неграмотным людям в качестве своеобразной Библии, до наших дней.
Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепили веру, поместив явление Христа в последовательность событий, имеющих уникальное значение для всех верующих.
Хотя один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть, чудо Рождества, воплощенное в сценах Рождества, вдохновляет на любовь и веру.
Видео о рожденственских мистериях
В фильме представлена Рождественская мистерия в исполнении ансамбля Покровского.