Мышление

Мышление — это сознательное восприятие окружающего мира во всех его проявлениях, формирование представлений о предметах и явлениях, поиск взаимосвязей и решений проблем, способность к абстрагированию.

Основные особенности мышления заключаются в следующем.

  • мы воспринимаем мир опосредованно, наши знания о новых объектах и явлениях формируются на основе уже известной нам информации;
  • В процессе мышления мы всегда определяем новый объект или явление по его общим и специфическим характеристикам по отношению к другим знакомым объектам.

Цель человеческого мышления — осмысление получаемой информации, распознавание основных связей и свойств предметов и явлений, прослеживание их причинно-следственных связей, поиск решений проблем и генерирование новых идей.

По своей природе человеческое мышление является причинно-следственным — на протяжении всей жизни мы сознательно и бессознательно создаем модели ситуаций, которые дают нам представление о том, как все происходит. Мышление тесно связано с функциями памяти — мы не только помним многие вещи, явления и события, но и в процессе понимания можем анализировать, абстрагироваться и создавать новые смыслы в процессе познания. Несмотря на многочисленные ограничения природы и недостатки каузального мышления, которые Стивен Сломан и Филип Фернбах описывают в своей книге «Иллюзия знания», именно этот тип мышления признан фундаментальной когнитивной способностью человека. [Стивен Сломан, Филип Фернбах, Иллюзия знания, 2017].

Конечно, большую часть времени в жизни мы мыслим причинно-следственными схемами, но для того, чтобы эффективно исследовать и функционировать в окружающем нас мире, мы можем и должны развивать другие типы мышления, и мы поговорим о них в нашей статье.

Как работает мышление

Основные задачи человеческого мышления заключаются не только в восприятии сложной и многогранной реальности, но и в ее интерпретации, в понимании глубины и взаимосвязи различных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы выполняем такие логические операции по работе с информацией

  • анализ
  • синтез
  • абстракция;
  • сравнение;
  • классификация;
  • обобщение.

Определенный мыслительный процесс помогает нам осмыслить новую информацию, сопоставить ее с известными фактами и в процессе получить новые знания. Таким образом, в процессе мышления мы прибегаем к трем основным формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Виды или степени развития мышления

Мышление как форма познания действительности сегодня изучается исследователями из разных научных областей — психологии, философии, когнитивной науки, логики, педагогики, компьютерного программирования. Несмотря на различные подходы и интересы, все эти области придерживаются мнения, что человеческое мышление состоит из трех типов или стадий когнитивного развития:

  1. Объектно-ориентированное мышление — непосредственное восприятие объекта.
  2. Наглядно-образное мышление — способность оперировать образами в уме, вспоминать объект.
  3. Абстрактное или словесно-логическое мышление — способность выполнять логические операции с понятиями в уме.

Все эти типы мышления присущи каждому человеку и развиваются по мере его взросления и обучения.

Быстрое и медленное мышление

Прежде всего, мы хотим начать с фундаментального понимания того, как мы думаем, или, точнее, какие способы мышления есть у каждого человека. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Дэниел Канеман сформулировал теорию о том, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения, используя два способа мышления — быстрый и медленный.

Быстрое, эвристическое мышление, или Система I, — это бессознательное принятие решений, основанное на жизненном опыте, инстинктивных и интуитивных импульсах. Такой тип мышления работает автоматически. Но такой способ принятия решений не всегда приводит к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека находится под сильным влиянием эмоций, бессознательных стереотипов, предрассудков и предубеждений.

С другой стороны, каждый человек обладает свободным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, Дэниел Канеман называет рациональное мышление ленивым мышлением, которое требует особого умственного сосредоточения и усилий. Именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Его главный принцип — неторопливо анализировать всю информацию, сознательно отсеивая возможные когнитивные искажения и предубеждения. К наиболее распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:

  • аффективная эвристика — использование упрощенной схемы принятия решений, основанной на сильной эмоциональной реакции;
  • эвристика доступности — оценка важности агента на основе того, насколько легко вы что-то запомнили;
  • эффект новизны — это искажение, при котором мы переоцениваем важность событий из-за свежего образа в нашей памяти;
  • Эффект фокуса — возникает, когда, чрезмерно акцентируя внимание на каком-либо аспекте, мы недооцениваем важность других значимых факторов;
  • Стереотип — это устойчивое и бессознательное представление о субъекте, всегда одностороннее и упрощенное;
  • Фрейминг — это представление одной и той же информации с разных точек зрения, с намеренным намерением вызвать положительные или отрицательные эмоции.

Таким образом, любая ситуация может быть воспринята с помощью быстрого или медленного мышления. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность [Дэниел Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014].

Логическое и аналитическое мышление

Логическое мышление — это базовая человеческая способность доказать что-либо. Именно благодаря такому мышлению мы можем сформировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Основными инструментами логического мышления являются:

  • вычет;
  • индукция (или развивающее мышление);
  • похищение;
  • ассоциация.

Кроме того, все рассуждения должны следовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один — Готфриду Лейбницу.

Хотя в свое время Аристотель превыше всего ценил логические операции, в современном мире одного логического мышления недостаточно. Не менее важным навыком мышления является аналитическое мышление — способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основе имеющейся информации.

Узнайте больше о логическом мышлении и о том, как его развивать, в нашем курсе «Логическое мышление». Хорошую статью на тему «Что такое логическое мышление и как его развивать» вы найдете в нашем курсе «Аналитическое мышление».

Критическое и некритическое мышление

Некритическое мышление — это вера всему услышанному и увиденному. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, обоснованности воспринятого и его цели. Именно эта неспособность читать между строк является первопричиной фишинга или манипуляций.

В отличие от некритичного восприятия мира и излишней самоуверенности, критическое мышление — это способность человека осмыслить все, что его окружает. Хорошо развитый навык критического мышления не позволяет человеку стать жертвой риторики, манипуляций и дезинформации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление метакогнитивным навыком, который позволяет вам:

  • Быстро учитесь, корректируйте и адаптируйтесь;
  • избирательно и осмысленно относиться к информации и уметь ее пересматривать;
  • Четко и логично объясните свою точку зрения;
  • лучше понять собеседника;
  • контролируйте свои эмоции;
  • избирательно действовать с потоком информации;
  • замечать и не поддаваться влиянию шаблонов и стереотипов
  • всесторонне осмыслить происходящее.

Поэтому цель критического мышления — найти наилучшее объяснение всему, что происходит в мире. Чтобы быть максимально критичными, мы должны помнить об этих важных аспектах познания

  • здоровый скептицизм;
  • объективность;
  • осознание предвзятости;
  • устранение когнитивных искажений;
  • использование логических рассуждений.

Том Чатфилд также сформулировал 10 заповедей критического мышления:

  1. Не торопитесь и обдумайте информацию.
  2. Сохраняйте душевные силы. Сила воли, энергия и внимание — очень ограниченные ресурсы.
  3. Если сомневаетесь, подождите.
  4. Помните о собственных ограничениях.
  5. Помните о невозвратных затратах и подумайте, нужны ли они.
  6. Оценивайте стратегию, а не результаты. Это позволит минимизировать риск при реализации долгосрочных планов.
  7. Не забывайте возвращаться к среднему значению. Мы все ярко помним либо успешные, либо плохие результаты, забывая при этом, что количественная оценка обычных, средних результатов в жизненных ситуациях выходит за рамки высоких и низких показателей.
  8. Ищите опровержение, а не подтверждение. Ваши аргументы будут намного убедительнее, если они не только многократно подтверждены, но и если вы включите в них противоречия и обоснуете их несостоятельность.
  9. Знайте свою систему координат, ценности и уровень силы.
  10. Все предлагаемые варианты могут быть неправильными.

Умение критически мыслить не только позволит вам лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клишированного мышления из-за переизбытка информации в интернете [Том Чатфилд, Критическое мышление, 2019]. А развить критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем.

Научное мышление

Помимо навыков мышления в повседневной жизни, которые мы приобретаем в процессе социального общения и жизненного опыта, существует также научное мышление, которое представляет собой особый способ познания мира и интерпретации действительности.

Научное мышление, в отличие от разговорного, имеет жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки для получения новых знаний по заданной теме. В научном мышлении важно минимизировать уровень субъективного интереса, личностного детерминизма, использовать различные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Решение проблемы или переосмысление существующих знаний также является важной чертой научного мышления.

Подробнее о важных аспектах и особенностях научного мышления вы можете прочитать в статье «Научное мышление: значение, особенности и методы».

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются установить новые границы для общества — как процветать во времена глобализации, как справляться со всеми видами информационных потоков и как идти в ногу с прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный своей теорией множественного интеллекта и новых форм обучения, убежден: наше время требует новых, позитивных типов мышления, которые будут важны не только для человека, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а последние два — к области человеческих отношений:

  1. Дисциплинарный тип мышления. Овладев таким типом мышления, каждый из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие люди пренебрегают качеством своего профессионализма и не осознают масштабов выбранной ими профессии или призвания. Помимо того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс оттачивания навыков должен быть пожизненным, и мы должны идти в ногу с технологическими и инновационными изменениями. Поэтому люди, не освоившие хотя бы одну дисциплину, не смогут добиться успеха в будущем.
  2. Синтезирующий тип мышления. Это помогает не утонуть в потоках информации, умело систематизировать ее, различать особенности и выявлять тенденции. Этот навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые хотят изменить мир вокруг себя. И если вы не овладеете синтезирующим типом мышления, вы утонете в бесконечном потоке информации и вам будет очень трудно принимать важные решения, как связанные с карьерой, так и личные.
  3. Творческое мышление. Согласно Говарду Гарднеру, он органично дополняет предыдущие. Человек с хорошо развитым творческим мышлением, обладающий хорошими знаниями в нескольких областях и сферах жизни, может разрабатывать оригинальные идеи, которые изменят общество. Творчество особенно важно в современном мире, поскольку компьютеры заменяют человеческий труд во многих сферах обслуживания и управления.
  4. Уважительный тип мышления. Она помогает разумно определять свои границы с миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Научившись такому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто принимаются бессознательно. Хороший уважительно мыслящий человек способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других различий. Именно благодаря уважению к другим мы осознаем позитивный климат вокруг нас и способствуем хорошему рабочему процессу. Гарднер считает, что истинное уважение человека к другим проявляется в обычных жизненных ситуациях, когда за этим никто не наблюдает. Человек, у которого развито уважительное отношение, старается оценивать всех положительно, не обращая внимания на социальные черты и предрассудки, и всегда готов признать свою вину и изменить решение, если ему предоставлена новая информация.
  5. Этический тип мышления. Относится к высшему мировоззрению; овладев им, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях общества, но и рассуждать и авторитетно влиять на ход событий. Понятие этого типа рассуждений гораздо шире, чем уважительное мышление, в основе которого лежит идея терпимости и уважения. Этический тип мышления — это взгляд сверху вниз, который помогает оценить действия каждого с точки зрения их полезности для общества. Поэтому, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Однако Говард Гарднер напоминает нам, что важным аспектом этического мышления является то, что не существует универсальной этики — необходимо всегда руководствоваться контекстом, историей и культурной памятью каждого общества.

Все предложенные Гарднером типы мышления — это не индивидуальные мыслительные способности, а скорее комплекс хорошо информированного человека, обладающего чувством социальной значимости и долга. Поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с самого раннего возраста, хотя он не отвергает возможности обучения этим способностям и взрослых [Howard Gardner, Thinking the Future, 2015].

Творческое мышление

Творческое мышление также принято называть креативным мышлением. Основная цель такого подхода к мышлению — генерирование идей и создание новых открытий. Его специфика заключается в том, что для активизации творчества необходимо задействовать не только левую часть мозга, которая отвечает за логические и вербальные образы, но и правое полушарие, то есть творческий мозг.

Майкл Михалко, эксперт по креативности, утверждает, что вы не сможете создать ничего нового, если будете использовать только то, что уже знаете о чем-то. Он убежден: секрет всех новых и захватывающих идей заключается в концептуальном смешении.

Смешивание концепций — это процесс творческого мышления, в котором две или более концепции смешиваются вместе, чтобы придумать новую, а воображение превалирует над логическим мышлением в процессе работы. Такой образ мышления был характерен для многих гениев прошлого: Исаак Ньютон, Вольфганг Моцарт, Зигмунд Фрейд, Ван Гог, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выходить за рамки общепринятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи назвал эту стратегию мышления о нескольких перспективах наблюдения «saper vedere» или «способность видеть», а Альберт Эйнштейн назвал ее комбинаторной игрой.

Микалко убежден, что нам часто мешают устоявшиеся шаблоны мышления (или линейное мышление), которые мы бессознательно приобретаем во время обучения в школе. Но он также убежден — каждый может развивать креативность [Michael Michalko, ‘The Creative Explosion’, 2013]. Кстати, у нас есть хороший курс по развитию творческого мышления, который называется «Творческое мышление: развитие креативности». Мы призываем вас взглянуть на него.

Визуальное мышление

Визуальное мышление — это еще один вид творческого мышления, который может быть полезен во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет вам:

  • создать идеальный план или маршрут;
  • решить проблему;
  • информация о структуре.

Он также помогает организовывать всевозможные проекты и мероприятия и позволяет наглядно объяснить новые идеи.

Главная особенность визуального мышления заключается в том, что оно влияет на визуальное и образное восприятие людей больше, чем на вербальное и абстрактное [Roehm Dan, ‘Visual thinking: how to sell your ideas with visual images’, 2013].

Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «mind-maps».

Суть использования mind-maps заключается в том, чтобы эффективно запоминать большие объемы информации, генерировать различные варианты решения проблем и уметь видеть ключевые идеи в потоке информации. Эффективность этой техники зависит от использования образного, а не линейного мышления.

Тони Бьюзен называет этот способ генерирования идей радиальным мышлением, которое основано на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и рассмотрении перспективы. Сама карта ума по своей структуре напоминает дерево и предполагает постепенную расстановку приоритетов информации [Tony Buzen, «Mind Maps: The Complete Guide to Powerful Intelligence», 2018].

Чтобы углубиться в применение карт ума, обязательно прочитайте нашу статью «Как можно использовать карты ума» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена — Mind Maps.

Дизайн-мышление

Дизайн-мышление считается менее креативным, но не менее эффективным. Его основной принцип — структурирование информации шаг за шагом, рассмотрение возможных точек зрения на данную проблему для того, чтобы предусмотреть наилучший вариант. Основное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается в том, что оно сочетает в себе творческий и аналитический подходы.

Этапы дизайнерского мышления:

  1. Четко сформулируйте проблему, изучите мнения других.
  2. Изучите закономерности и особенности проблемы.
  3. Генерировать идеи и принципы решения проблемы.
  4. Создайте набросок — первый вариант решения проблемы.
  5. Оцените результаты.
  6. Уточните план решения проблемы, добавив новые методы.

Таким образом, основными инструментами дизайн-мышления являются логика, воображение и интуиция. Этот подход поможет вам разобраться со своими приоритетами и переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают вам достичь желаемого [Bill Burnett, Dave Evans, «Design Your Life. Live Your Life the Way You Need It», 2018].

Если вы хотите лучше понять дизайн-мышление, у нас есть для вас статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, который научит вас применять множество интересных техник и методологий в любой сфере вашей жизни.

Теории креативности Джоя Пола Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд наиболее известен как создатель двух моделей мышления и концепции творчества. Он выделил четыре основных принципа творчества

  • Оригинальность — создание новых идей посредством ассоциативного мышления;
  • семантическая гибкость — способность выявлять характеристики объекта или явления, создавать новые альтернативы свойств и уточнять идеи;
  • Воображаемая адаптивная гибкость — способность изменять форму, свойства или возможности объекта;
  • Семантическая спонтанная гибкость — способность генерировать идеи в ограниченное время и в чрезвычайных ситуациях.

Также Джои Пол Гилфорд описал две системы творческого мышления: конвергентную и дивергентную.

Дивергентное мышление склонно видеть несколько решений проблемы, используя одни и те же исходные данные. Дивергентное мышление предполагает использование воображения в рамках четко определенных параметров (например, вам нужно придумать как можно больше вариантов использования различных предметов).

Конвергентное мышление позволяет найти одно правильное решение среди большого количества информации. Основной подход в использовании этого типа мышления заключается в использовании ранее выученных стратегий и алгоритмов для решения проблем. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.

Подробнее о том, как развивать дивергентное и конвергентное мышление, вы можете прочитать в нашей статье «Дивергентное мышление: характеристики и методы развития».

Системное мышление

Системное мышление помогает увидеть взаимосвязи между вещами и явлениями, понять контекст, взаимосвязь и причинно-следственную связь событий.

Системное мышление обычно используется для эффективного решения проблем. Суть этого мышления заключается в том, что для того, чтобы понять, как решить проблему, необходимо не только понять саму проблему как следствие, но и понять, что привело к проблеме, какие явления и факторы были ответственны за ее возникновение. Такой подход к решению проблем заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а одновременно в нескольких направлениях [Donella Meadows, The ABCs of Systems Thinking, 2018].

Сила системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть тонкие взаимосвязи между объектами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надежным инструментом для поиска причины проблемы, чем причинно-следственное мышление, характерное для всех людей. Вы просто должны научиться им пользоваться. Системное мышление позволяет более достоверно увидеть алгоритмы взаимоотношений и структуру любого объекта или явления [Ian McDermott, Joseph O’Connor, The Art of Systems Thinking, 2018].

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление — это способность достичь желаемого будущего результата. Каждый человек в той или иной степени является стратегом, поскольку строит планы и предположения о том, как достичь поставленных целей. Но некоторые люди не планируют интуитивно и каузально, основываясь на опыте, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Таких людей называют стратегами.

Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое позже, даже если это маловероятно, стратеги мысленно просчитывают возможные варианты достижения цели. Так они строят тактику.

Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно связаны: стратегия — это долгосрочные цели, а тактика — конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика — на вопрос «Как?».

Стратегическое мышление — это нечто большее, чем быть на два шага впереди своего противника, это способность просчитывать не один исход событий, а несколько — будь то пути конкуренции или сотрудничества. Поэтому из-за множественности возможных исходов и низкой скорости достижения каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нилбафф и Авинаш Диксит считают, что стратегия — это скорее искусство, чем строгий когнитивный процесс, характеризующийся четкими шагами для достижения цели [Barry J. Neilbuff, Avinash Dixit, ‘Game Theory. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018].

Стратегическое мышление, таким образом, заключается не столько в познании мира, сколько в умении реализовать свои мысли и идеи даже в условиях неопределенности. Знание стратегических принципов поможет вам принимать решения и действовать наиболее эффективным образом, чтобы стать сильнее и получить преимущество. Стратегическое мышление помогает развить память, концентрацию и многосторонний анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.

Чтобы овладеть этим типом мышления, вы можете прочитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы по стратегическому мышлению», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». И в заключение статьи мы приводим еще несколько полезных советов.

Как развивать мышление

Как вы уже поняли из нашей статьи, мышление — это навык, который можно и нужно постоянно развивать. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические навыки, вы должны сначала поставить перед собой четкие цели. Наши статьи «Как изменить свое мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга» содержат полезные советы о том, как развить свое мышление.

Более того, у нас есть отличные курсы для развития различных типов мышления. В курсе «Когнитивная наука» мы предлагаем более 20 методик, которые научат вас логически мыслить, быстро принимать решения и находить творческие решения проблем, а наша программа «Нейронаука» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность концентрироваться.

Не забудьте также ознакомиться с программами, статьями и курсами, на которые мы ссылаемся, а ниже вы найдете ссылки на ресурсы, использованные при написании этой статьи — возможно, они вам тоже пригодятся:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector