ДУХИ ЛЕСА — это мифические (и мистические) обитатели наших лесов.
В первую очередь это боги: Тара, Святобор и Древоболо.
БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница дикой природы и, в частности, лесов.
СВЯТОБОР (БОР) — бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор – олицетворение вечно живой природы.
Болото, рис.В.Корольков
TREEBOG — Бог всех деревьев
СЛАВЯВЕДИЧЕСКИЕ ДУХИ леса, конечно, не боги; но тем не менее это существа, наделенные магическими свойствами. Считалось, что в каждом лесу есть Леший или Лесовик, а иногда и то и другое вместе.
ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Другие названия Лешего: лесник, лешак, харкун, лесной дядя, лесник, лесной лис, лисун полисунь), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесовладелец, подосиновик, боровик, албасты, лопастный, лопастный. В Польше леший известен под названиями свиной, подберезовик, борута, гаева, а также — Лесное Лихо. Этимология слова «ускоренный» аналогична этимологии слова «гоблин». Гоблинов во многих местах считают и называют «дикими крестьянами» (дикарями) и «щекотками».
ЛЕСОВИК — добрый дух леса
ЧОМОР — один из хранителей леса
МЛАДШИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ условно делились на уровни: духи деревьев, духи кустарников и другие духи леса.
ДУХ ДЕРЕВА:
ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола
Дриады – покровители деревьев.
ДУБЫНЯ — лесной великан,
ДУПЛИЧ — дух, отвечающий за дыры в деревьях. Его помощник явно был дятлом.
ЗЫБОЧНИК — дух, который качается на ветвях.
КЛЕНИЧ — славянский бог осени, кленовый дух.
ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, наблюдающий за деревьями — чтобы они не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.
ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы
ТРЮКЕРНЫЙ ДЕДУШКА — отвечает за лесные пни.
ДУХ КУСТА:
КУЩАНИКИ (КУСТИНА) — духи растущих кустов.
ПОДШУСТОВНИКИ — духи растущих кустов.
ДРУГОЙ ЛЕСНОЙ ДУХ:
АУКА — дух лесного эха.
ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц
ГРИБИЧ – отвечает за хороший рост грибов.
ЗАЗОВКА — лесная красавица, заманившая путников в чащу.
ЛЕСАВКИ — лесные духи, близкие родственники Лешего.
ЛЕСНЫЕ ДЕВИНЫ – приемные дочери Лешего.
МАНИЛА — хитрый дух, привлекающий в лес приманки
Мох — маленький бог Мохового леса.
ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий сокровища
ПТИЧИК — дух, заботящийся о птицах.
Лесной дух в Геленджике, фото Наты
ПУЩЕВИК — дух халатов и ветровок
СВИДА — лесной дух, способный превратиться в любое животное или человека
СТОКЕР — Лесной дух, который бьет деревья точно так же, как дровосек
ТУРОСИК — лесной дух, который может превращаться в тура или оленя
ХУХА — дух тайны леса
ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечающее за прекрасные цветы.
Шепчущий: дух, который своим шепотом может заглушить аргументы разума и привлечь чащу
ЩЕКОТКА — дух, охраняющий сокровища
ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за созревание ягод.
Кернунос
ДУХ ЛЕСА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. У разных народов есть разнообразные лесные духи: с рогами и без рогов, в звериных шкурах или в мягких плащах, с оружием или настолько грозные, что страшны и без оружия.
ВОРСА — Коми-зырянский гоблин
ЦЕРНУНН (Cernunn) — кельтский дух леса. Получеловек, полуживотное. Он очень похож на человека, только его голову украшают разветвленные рога. (А рога — символ плодородия). Но говорят, что его поступки и поступки, и его внутренняя энергия, все это больше животное, чем человеческое. Он покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, чтобы освободить место для Нового.
САТИРЫ — древнегреческие божества леса, они были приближенными бога виноделия Диониса. Они были склонны к пьянству, разврату и лени. Их считали демонами плодородия. У них был очень своеобразный вид: ноги оканчивались копытцами, на теле обильно росли волосы, а на головах были милые рожки. И была очередь. Обратите внимание, что до этого момента описание в точности соответствовало обычной черте. Но у сатиров были обычные лица с обычным носом, в отличие от свиной пятки дьявола.
- в честь сатиров была названа бабочка — боросатир.
Иногда приходится ночевать в лесу. Чтобы вам не было страшно, обратитесь за помощью к духам леса.
Изгнанник или нарушитель, статья В. Иванова
В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал кусочек сала, добавил к нему немного вяленого мяса, отнес в кусты и оставил с луком:
— Не сердитесь, маленькие жители, что ваш покой был нарушен. Делюсь чем могу. Прими мои дары, раздели свое место. Защити мой сон, дурное слово, отвернись от меня черный.
Конечно, добродушная нежить леса ценила превыше всего то, что они сами не могли добыть: мягкий хлеб, парное молоко. Но сам Середин недолго держал во рту это наслаждение. Трава возле кустов зашевелилась. Не избалованные подарками, местные жители были в восторге от того, что у них было. Это значит, что сон будет под защитой, даже защитный круг рисовать нельзя. Поэтому на парковках давно установилось — хорошо плати за добро. А. Прозоров, Тень воина (Ведун-7).
ЛИТЕРАТУРА. Волшебник вернулся к мешку, вынул буханку хлеба, отломил край, добавил немного проса, схватил миску с водой. «Извините, нет молока. Лесные жители любят молоко.
Не видя поблизости кустов, он положил угощение в густую траву, где горькая полынь захватила себе несколько саженей света, поклонился: — Сытости и радости вам, лесные жители, берега и травники, лешие и лесные и всякая душа, что находится рядом с нашей каютой. Примите нашу сделку, не сердитесь на вторжение. Мы вместе поужинаем, вместе проведем ночь, а утром попрощаемся как друзья. А. Прозоров, Креститель (Ведунь-6)
Чудесный лес из игры «Домовята»
ПУГАТЬ ЛЕСНЫХ ДУХОВ — это всегда палка о двух концах: отпугивая кого-то, вы одновременно освобождаете место для кого-то другого.
- она привязывала ленты со звездами и свастиками к ветвям соседней березы, чтобы отпугнуть лесных духов. А. Калганов, Всероссийский шаман