Антон Карташев был ученым и православным исследователем, последним обер-прокурором Святейшего Синода, первым и единственным в истории России министром по делам религии. Такое сопоставление не случайно, но свидетельствует об особом месте этого человека в истории Русской Церкви.
Дореволюционная биография
Антон Карташев родился в 1875 году, 11 июля, в уральском городе Кыштыме. Его дед и отец были крепостными крестьянами, прикрепленными к фабрике. Их называли фабричными рабочими. Дед Карташева работал по специальности и даже стал управляющим, а отец поселился в Екатеринбурге после освобождения крестьян и примкнул к мелкой буржуазии. Его отец достиг довольно больших высот, став членом земской управы.
Карташев вырос в благочестивой православной семье, любил православное богослужение и стал искренним последователем Православной Церкви, которым оставался до конца жизни. Карьера будущего ученого и церковного лидера складывалась очень удачно.
Выходец из крестьянского сословия, он сразу выбрал свой путь как человек, преданный Церкви.
- Он был одним из первых выпускников Пермской теологической семинарии в 1894 году.
- Он учился в Санкт-Петербургской духовной академии до 1899 года и преподавал там русскую церковную историю до 1905 года.
- Однако после 1905 года Карташев оставил академию и преподавал на высших женских курсах, подрабатывая в публичной библиотеке. Историк работал на женских курсах до 1918 года.
Получив степень магистра богословия, Карташев перестал платить крестьянские подати. Раньше он платил именно потому, что происходил из крестьян. Карташев принимал активное участие в духовной жизни Петербурга, дружил и был близко знаком с Меражковским, Гиппиус, Шагинян и многими другими деятелями «серебряного века».
Жизнь Антона Карташева до 1917 года складывалась следующим образом:
- С 1909 года он возглавлял религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге;
- В это время он был сотрудником журналов «Новый путь» и «Вестник жизни»;
- В 1912 году он стал членом Великой масонской ложи Востока народов России, которая была близка к своему распаду;
- После Февральской революции 1917 года он становится одним из лидеров партии кадетов и активно участвует в разрушении бывшей императорской России.
В 1917 году Карташев был назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а затем министром по делам религий. Он принимал достаточно активное участие в работе Поместного Собора Русской Церкви. После падения Временного правительства он был арестован советскими властями вместе с другими министрами.
Интересный факт! По просьбе Александры Коллонтай Карташев был освобожден из-под стражи. Видимо, первую русскую феминистку привлекло то, что ученый долгое время читал лекции на Высших женских курсах.
Будучи членом Временного правительства, Антон Карташев находился под контролем советских властей, но он участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви и неоднократно встречался с Патриархом Тихоном. Но в Советской России для него не нашлось места, и он эмигрировал в 1919 году.
Биография в эмиграции
Сначала Карташев оказался в Эстонии. Пока генерал Юденич правил балтийскими странами, он занимал в его правительстве пост министра по делам религии. После поражения белого движения в Прибалтике, несмотря на создание нескольких буферных государств, враждебных Советской России, он отказался вернуться в свою страну и эмигрировал в Западную Европу.
Его судьба сложилась следующим образом:
- председатель Российского национального комитета в Финляндии, в Париже;
- активный участник российского студенческого движения;
- редактор журнала «Борьба за Россию»;
- активный прихожанин русских приходов при Константинопольском Патриархате;
- Профессор русской истории в Сорбонне с 1922 по 1939 год;
- Был одним из основателей Свято-Сергиевского православного института в Париже.
Свято-Сергиевский богословский институт в Париже
Он долгое время преподавал в этом учебном заведении, а его учениками были отцы Иоанн Мейендорф и Александр Шмеманн, которые сегодня являются одними из самых авторитетных богословов Русской Церкви.
В годы гитлеровского правления Карташев неоднократно вызывался в гестапо, где его подвергали многочисленным допросам с целью заставить профессора выдать своих студентов, чего он так и не сделал.
После войны Карташев преподавал в Сергиевском институте, из которого вышло много талантливых богословов и миссионеров. Он мирно скончался 10 сентября 1960 года в Ментоне, Франция.
Факт! Студентам Сергиевского православного института Антон был известен не только как церковный историк и богослов, но и как прекрасный певец православного церковного хора и чтец Священного Писания.
Труды и публикации
Карташев — один из самых известных и уважаемых русских богословов и церковных историков XX века. Именно в изгнании его талант получил полное развитие. Это неудивительно, поскольку жизнь в России (в основном политическая, церковная и общественная деятельность) не предоставляла возможностей для научных исследований. Находясь в ссылке, Карташев публиковался в следующих изданиях:
- «Дрога».
- «Vestnik rosyjski ruch chrześcijański»;
- «Православная мысль;
- «Современные записки»;
- «Экклезиастическая геральдика западноевропейской епархии».
То есть все, что выходило на русском языке, посвященное христианскому просвещению и богословию, благодаря трудам Карташева. И они были весьма актуальны в то время, когда у ученого была возможность заниматься наукой.
До революции он опубликовал несколько работ, которые можно назвать подготовительными к его основным произведениям. Например, такая работа, как «Краткий историко-критический очерк систематического изучения истории русской церкви», опубликованная в 1903 году, стала основой для двухтомной монографии под названием «Очерки по истории русской церкви», изданной в Париже в 1959 году.
А. Карташев «Очерки по истории русской церкви».
Очевидно, что эта работа стала результатом исследований Карташева, а также его наблюдений в течение многих лет преподавательской и административной деятельности. Эта работа замечательна своей структурой, постановкой вопросов и прекрасным языком.
Другой очень важный труд, который дожил до своего первого печатного издания в Париже в 1963 году, назывался «Вселенские соборы». В этой монографии Антон Карташев рассматривает все соборы все еще единой Церкви в мельчайших подробностях. Книга написана очень ясным и понятным языком. Все сложное становится понятным, благодаря Антону Владимировичу.
Очевидно, что эти работы являются плодом самых тщательных размышлений, которые ученый успел провести в последние десятилетия своей жизни, и что они воплотились в его самых важных трудах.
Карташев был не столько политиком, сколько ученым и богословом. И он смог реализовать свои идеи на практике на страницах монографий и учебников. Последние пять лет перед смертью он посвятил работе над учебником по исагогике Писания, охватывающим Пятикнижие.