Деятельность и жизнь Русской Православной Церкви практически с первых лет после Крещения Руси регламентировались специальным документом — так называемым Уставом. Сегодня Устав Русской Православной Церкви также существует, но в несколько измененном виде, так как со временем возникла необходимость вносить изменения в соответствии с особенностями каждой новой эпохи.
Основные положения устава
Среди недавно принятых уставов Русская Православная Церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. В последующие годы формулировка последнего устава претерпела некоторые изменения. Например, выпуски проходили в 2008, 2011, 2013, 2016, 2017 годах.
Церковный устав — нормативные акты, регулирующие деятельность Церкви
Различные аспекты деятельности Церкви регулируются Уставом:
- Как автокефальная Поместная Церковь, Русская Православная Церковь поддерживает контакты с другими Поместными Церквами той же деноминации и находится с ними в вероучительном единстве.
- Устав также устанавливает порядок созыва Архиерейского и Поместного Соборов, их полномочия и обязанности.
- Деятельность Патриарха является предметом отдельной главы в Конституции.
- Кроме того, документ содержит информацию о деятельности Священного Синода, синодальных учреждений и Московского Патриархата, а также регламентирует работу церковного суда.
- Указ утверждает порядок образования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей под юрисдикцией Московского Патриархата.
- В уставе перечислены все существующие в настоящее время церкви.
- Подробно рассматривается деятельность экзархатов и митрополичьих округов, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата.
- В Уставе содержатся положения, устанавливающие правила для епархий, благочиний и организаций Русской Православной Церкви за рубежом.
- Устав играет регулирующую роль в создании и деятельности монастырей, учебных заведений Церкви и в других вопросах, касающихся всех аспектов жизни таких организаций.
Важно: В 2013 году на основании предложения Межправославного совета Священный Архиерейский Синод принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения в существующие полномочия Поместного и Епископального Соборов, правила избрания Патриарха и состав Поместного Собора.
Читайте о деятельности церкви:
- Почему православным нужно так много церквей
- Платит ли церковь налоги
- Почему и для чего Церковь собирает деньги.
История принятия устава
В период прямого подчинения Константинопольскому патриархату, до достижения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности посланиями вселенских патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако у Русской Церкви были и собственные законосовещательные органы, а именно Соборы. Поскольку территория Руси была географически удалена от Константинополя, большинство уставных документов РПЦ в то время издавались под руководством князя.
В годы пленения Золотой Орды жизнь церкви регулировалась ханскими указами. Интересно отметить, что власть духовенства была только расширена — духовенство освободили от налогов и доверили ведение судебных дел, в которых участвовали миряне.
С тех пор, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами продолжали оставаться решения Вселенских соборов, княжеские уставы, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. Роль законодательного органа выполнял Местный совет.
Это важно! Историческую ценность представляет собор, созванный в 1551 году для царя Ивана Грозного. В результате собрания духовенства был принят Стоглав, который привел к созданию системы всех имеющихся норм церковного права.
В 1667 году состоялся Великий Поместный собор. В то время у власти находился царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания были отменены многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Отношения между государственной и церковной властью трактовались следующим образом: царь руководил делами государства, а патриарх — церкви. Эти правила были включены в свод законов Российской империи, как законы под названием «духовные постановления». Появление этого документа ознаменовало начало синодального периода.
Собор установил правила различия церковных званий.
До наших дней дошли не только постановления Собора, но и послания и указы архипастырей. Некоторые из этих документов были включены в «Полное собрание законов Российской империи» 1830 года и оставались в силе до XIX века.
В начале XVIII века патриархальная система Русской православной церкви была заменена новой синодальной системой. Император Петр I запретил избирать нового патриарха после смерти Адриана. Вместо этого была создана Духовная коллегия с императором во главе, которая позже была переименована в Священный Синод. Основой синодальной церковной системы этой эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. В этом юридическом документе обосновывались преимущества новой формы церковной власти и описывался круг задач, которые должен был выполнять синод.
Впоследствии стала очевидной непоследовательность и неканоничность института коллегии. Массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись, что новый Поместный Собор будет созван для восстановления патриаршества. Однако этот процесс откладывался и откладывался по воле царя. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, накануне самых трудных для Православной Церкви времен.
В 1917-18 годах были приняты новые постановления, которые восстановили старую форму правления во главе с Патриархом Всероссийским. На следующих двух соборах были внесены изменения в уставы, расширены и сужены полномочия различных руководящих органов Церкви. В 1988 году возникла необходимость в новом пересмотре существующего Устава. На Поместном соборе, состоявшемся в тысячелетнюю годовщину Крещения Руси, был принят Устав Русской православной церкви, который подробно описывал порядок управления в епархиях и приходах и регулировал все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой для последующих 12 лет.
Церковный устав князя Владимира
Составление устава, автором которого был князь Владимир, происходило в X — начале XII века. Этот указ существенно разграничил юрисдикцию дел, которые должны были рассматриваться светскими и церковными судами. Кроме того, статут устанавливал обязательство выплачивать десятую часть герцогских доходов в пользу церкви.
Святой равноапостольный князь Владимир
Современные исследователи сомневались в подлинности авторства князя Владимира Святославича и предполагали, что грамота не могла быть написана им из-за хронологических несоответствий. Однако позже ученый С.В. Юшков высказал мнение, которое получило широкое признание в научном мире. По его словам, написанные положения устава могли принадлежать другой руке. Но сформулировал их князь Владимир.
Такая особенность характерна для многих памятников древности, когда мысли, произнесенные законодателем, через некоторое время фиксировались письменно.
Важно! После принятия Киевской Русью апостольства, Устав князя Владимира стал первым нормативным актом, четко определившим пределы власти и авторитета Русской православной церкви. В нем также были установлены правила, согласно которым церковь получала ежемесячное содержание из княжеской казны.
Состав устава
Структура устава выглядит следующим образом:
- введение;
- уставная часть;
- заключение.
В первой части представлена тема принятия христианства, строительства Владимиром церкви Пресвятой Богородицы, присутствия церковных судей на светских судебных процессах для надзора за правильностью вычета десятины из судебных доходов.
В установочном разделе рассматривается перечень дел, подлежащих рассмотрению судом, а также перечисляются лица и учреждения, подлежащие суду за любые незаконные дела.
Устав князя Владимира был основным источником писаного права в Рутении
Таким образом, церковный суд имел право принимать к рассмотрению следующие спорные дела
- Брачные дела, такие как развод, похищение невесты-язычницы, браки в неразрешенных степенях родства;
- Семейные и наследственные дела: обращения родственников по поводу справедливого распределения наследства, дела о плохом поведении детей по отношению к родителям, споры между супругами по поводу имущества
- Преступления, связанные с церковью и верой: колдовство, воровство у мертвых, осквернение святых мест и храмов
- заявления об оскорблении;
- случаи прелюбодеяния и незаконного разврата.
Среди тех, кто мог быть судим церковным судом за любое правонарушение, было духовенство, а среди тех, кто не был воцерковлен, но считался воцерковленным, были:
- мендиканты;
- помилован;
- задушенных мужчин;
- странники;
- тех, кто оставил монашество;
- Прихожане в покаянии.
Наконец, князь Владимир произносит проклятие на тех, кто нарушит Устав.
Таким образом, во все периоды существования православной церкви ее жизнь была приспособлена к строгим правилам, закрепленным в Уставе. По мере развития общества его положения менялись и углублялись, отражая особенности того периода.
Устав Русской православной церкви Dec 15, 2019 11:58 am