- Что такое схизма
- Происхождение слова
- Значение понятия
- История Великой схизмы
- Причины возникновения
- Исторические события
- Результаты и последствия
- Расколы отдельных церквей
- В католицизме
- В православии
- В иудаизме
- Отделение караимизма в VIII веке
- Отделение миснагдим в XVIII веке
- Отделение прогрессивного иудаизма в XIX веке
- В исламе
- В других движениях
- Видео
В последнее время в прессе и в интернете довольно часто можно встретить такое, казалось бы, забытое слово, как «раскол».
На протяжении веков христиане разных конфессий обвиняли друг друга в принадлежности к ней. Для православного, например, католик — это раскольник.
Что такое схизма
Древние греки не предполагали, что термин, который они применяли к самому обыденному занятию, такому как оперирование грецким орехом, станет определением самой грубой распущенности в религии.
Происхождение слова
Слово происходит от древнегреческого «σχίσμα», означающего «расщепление, раскол», а лингвисты прослеживают его глубокие корни до протоиндоевропейского «skeid», «расщеплять, разделять». На латыни это слово пишется как «schisma» и произносится соответствующим образом.
Значение понятия
Относится к расколу в церкви или другой религиозной организации, например, деноминации той же религии. Причинами раскола могут быть разногласия в толковании канонической догматики, несогласие части духовенства и прихожан с решениями руководства церкви, политические и другие противоречия.
История Великой схизмы
Датой разделения христианства на Западную церковь (Римско-католическую) и Восточную (Греко-католическую или Православную) принято считать 1054 г. На самом деле противоречия между ветвями Церкви Христовой начались гораздо раньше.
Причины возникновения
Конфликты между Восточной и Западной церквями, а также между Папой и Патриархом начались в четвертом веке, когда император Константин сделал Константинополь столицей своего королевства.
Падение Рима вынудило епископа взять на себя роль светского правителя, чтобы своей властью стабилизировать политическую ситуацию во всей Западной Европе. Патриарх оставался только священником, не имея решающего голоса в политике. Это не устраивало Восточную церковь, тем более что папство провозглашало главенство Римской церкви в христианстве, а право папы на светскую власть подкреплялось поддельными документами, такими как «Дар Константина» и «Подложные папские декреталии». Когда в 800 году именно папа, а не патриарх, короновал Карла Великого, это был прямой вызов папы Константинополю, который считал себя истинным преемником Рима.
Когда в девятом веке Запад в одностороннем порядке ввел в христианское вероучение объяснение происхождения Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, Восток категорически отверг это нововведение. С тех пор вопрос о filioque, сошествии Святого Духа, стал краеугольным камнем канонических разногласий между двумя деноминациями. Кроме того, Константинопольский патриарший престол обвинил римских священников в том, что они братаются, постятся по субботам и причащают верующих пресным хлебом.
Когда патриарх Фотий добавил к своему титулу титул экуменического патриарха, Рим был возмущен, увидев в этом посягательство на свой приоритет в христианской церкви.
Но крупные конфликты разразились из-за влияния на некоторых землях, например, в Болгарии. Поводом для полного раскола стал спор о подчинении приходов в византийских областях южной Италии, которые папа Лев IX начал подчинять Риму.
Между патриархом Михаилом Херулларием и Львом IX началась переписка, в которой они вели дискуссию о примате и канонических спорах. В этой переписке оба были далеки от проявления такта и уважения друг к другу как к братьям во Христе.
Исторические события
В основе Великого раскола лежал конфликт между духовными правителями Рима и Византии, Львом и Михаилом Керулларием.
Папа Лев IX появился в Риме в 1048 году после долгих уговоров духовенства и императора Генриха III. Он прошел к трону по улицам города босиком и в волосяной рубашке, и под громкие возгласы толпы, которой это очень понравилось, надел диадему.
С приходом Льва IX значение папства значительно возросло, причем не только как духовного, но и как политического института. Новый папа провел значительные реформы и был активным защитником всех угнетенных и униженных, что придавало ему непререкаемый авторитет.
Михаил Курулларий взошел на патриарший престол в 1043 году. Однако, будучи аристократом, обвиненным в попытке переворота и назначенным монахом, он дождался своего звездного часа. Император Константин из рода Мономахов приблизил его, а затем, по его велению и с согласия духовенства, Михаил был возведен в сан первоиерарха Восточной христианской церкви.
Он был довольно имперской личностью, обладал качествами государственного деятеля, нетерпимого к любым посягательствам на власть константинопольского престола.
В политической ситуации Рим нуждался в помощи Византии. Италии угрожали норманны, которые захватили Сицилию и направились на континент. Император Священной Римской империи не обладал достаточной военной силой и не мог помочь, поэтому Лев IX был вынужден обратиться за помощью к Константинополю.
Несмотря на необходимость помощи с Востока, Папа настаивал на том, что Святой Престол превосходит Константинополь и что весь христианский Восток должен считать Римскую церковь своей матерью. Этим заявлением Папа также оправдал канонические нововведения, введенные на Западе в одностороннем порядке. Однако, если патриарх Михаил и смог примириться с этими ритуальными нововведениями, он настаивал на равенстве, но не подчинении, в отношениях с Римом. И Папа Римский категорически не согласился с этим.
Развязка наступила в 1054 году, когда Лев IX отправил легатов в Константинополь с епископом Гумбертом во главе. Легаты должны были вести переговоры как с императором, так и с Константинопольской церковью.
Посланники папы сразу же решили поставить на место своих оппонентов и устроили диспут с ведущим византийским богословом Никитой Стифатом, объявили его проигравшим и сожгли представленный им договор. Патриарх отомстил, поставив легатов в соборе за спинами греческих епископов во время службы. Гумберт не мог простить такого оскорбления папской чести и 15 июля 1054 года прервал литургию в переполненной церкви Святой Софии и обличил Михаила Куруллария.
Легаты положили на алтарь папскую буллу, отлучающую патриарха и его последователей от церкви и перечисляющую обвинения в ереси, выдвинутые против них. Затем они удалились из собора. Когда содержание буллы, переведенное с латыни, было пересказано пастве, греки чуть не разорвали легатов, которым пришлось бежать из Константинополя.
20 июля патриарх созвал Архиерейский собор, на котором предал анафеме легатов папы и всю Западную церковь.
Результаты и последствия
В результате раскола в христианском мире возникли две церкви: православная и католическая. Католическая церковь оставалась единой до лютеранского раскола, который произошел в 16 веке. Православная церковь состоит из 15 поместных церквей.
Их возглавляют собственные епископы:
- патриархи;
- митрополиты;
- архиепископы.
Разделение церквей не только внесло раздор в христианскую веру, но и стало одной из причин раскола во всем мире. Падение Византии, вызванное подъемом ислама, в немалой степени было вызвано этим расколом. Усилия всех христианских стран могли бы остановить мусульманские орды даже от мысли о нападении на Константинополь, но раскол оставил Грецию и Балканы под властью турок и угрожал всей Европе на протяжении веков.
По мнению многих церковных историков, настоящее разделение церквей произошло после 1204 года, когда во время Четвертого крестового похода крестоносцы разграбили Константинополь и вырезали тысячи его жителей. Если бы не этот кровавый раскол между конфессиями, события 1054 года могли бы стать лишь досадным эпизодом, а анафемы — лишь предметом изучения историков.
7 декабря 1965 года на Втором Ватиканском соборе была обнародована совместная декларация православной и католической церквей, в которой объявлялось об отмене анафем 1054 года. Декларация была подписана Вселенским патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI.
Сегодня Рим и Константинополь поддерживают самые тесные связи.
Расколы отдельных церквей
Ни одна мировая религия не свободна от расколов по догматическим, историческим или политическим причинам.
В католицизме
Большинство историков не считают избрание нескольких пап на папский престол католическим расколом, хотя противостояние пап и антипап будоражило католическую церковь на протяжении почти столетия. Но настоящий раскол в ней начался в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге, положив начало Реформации.
За сто лет до этого в Богемии последователи Яна Гуса нанесли удар по традиционному католицизму. Моравская церковь, которая существует и сегодня, является наследницей учения реформатора, который был сожжен на костре.
События разворачивались следующим образом:
- В 1527 году Церковь Швеции отделилась от Рима, а через несколько десятилетий за ней последовали Церкви Англии, Шотландии и Норвегии;
- В 1870 году некоторые католики откололись в знак протеста против решений I Ватиканского собора;
- В 1919 году чешскими диссидентами была основана Чехословацкая гуситская церковь.
- В 1960-х годах католики-традиционалисты, действовавшие под знаменем Конфракции Святого Пия X, не согласились с решениями II Ватиканского собора. Сегодня их также называют лефебристами.
В православии
Раскол в Русской православной церкви в 1666 году, вызванный протестом некоторых прихожан и духовенства против реформ патриарха Никона, продолжается до сих пор. Число раскольников-старообрядцев в современной России оценивается по-разному, от 300 000 до миллиона.
Более поздние события:
- Элладская церковь отделилась от Константинопольского патриархата в 1833 году, Болгарская церковь — в 1872 году. Со временем оба получили от Патриарха автокефалию.
- В 1917 году Грузинская православная церковь объявила о восстановлении автокефалии и разорвала общение с Русской православной церковью. Он был восстановлен в 1943 году.
- С 1922 по 1946 год — Возобновление раскола в РПЦ.
- В 1924 году Польская православная церковь отделилась от РПЦ, признанная патриархатом РПЦ вскоре после Второй мировой войны.
- С 1927 по 2007 год продолжалось разделение РПЦ на Московский Патриархат и РПЦЗ.
- В 1992 году ряд украинских приходов отделился от РПЦ, что привело к созданию непризнанного УПЦ-Киевского патриархата.
- В 1996 году РПЦ временно разорвала общение с Константинопольским патриархатом из-за юрисдикции над эстонскими приходами.
- В 2018 году Московский патриархат разорвал каноническое общение с Константинополем из-за снятия патриархом Варфоломеем анафемы, наложенной Москвой на глав УПЦ-КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича), и отмены указа XVII века о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.
В иудаизме
Споры о том, является ли христианство сектой или ответвлением иудаизма и можно ли считать христиан раскольниками иудеев, не прекращаются уже почти два тысячелетия. Поэтому нет смысла приводить аргументы за или против, так как это займет слишком много места. Давайте остановимся на расколах, которые произошли непосредственно в иудаизме.
Отделение караимизма в VIII веке
Термин «караимы» происходит от ивритского слова kará («читать»). По мнению караимов, каждый еврей сам определяет для себя применение закона Моисеева с точки зрения рациональности. Претендуя на роль апологетов истинного учения Торы, караимы считают, что Талмуд и другие дополнения к Закону исказили смысл иудаизма.
Сегодня десятки тысяч караимов живут в Израиле, Турции и некоторых странах Восточной Европы.
Отделение миснагдим в XVIII веке
Миснагдим, что означает «возражающие», являются противниками хасидизма. В основном это священники и старейшины еврейских общин.
Первым, кто активно выступил против хасидизма, был Элияу бен Шломо Залман. Поскольку он жил в Вильнюсе, Литва стала центром мизнагдимов, которых иногда называют «литваками».
Основное противоречие заключается в неприятии мизнагдимами «культа личности» авторитарных лидеров хасидских общин, в отличие от раввинистической учености, которую мизнагдимы считают единственным критерием определения социальной ценности человека, придавая большое значение изучению Талмуда. С этой целью в 19 веке они создали сеть ешив — религиозных школ — в Литве и Беларуси.
Сегодня произошло примирение между хасидами и мизнагди, при условии четкого разделения ролей в общественной жизни.
Отделение прогрессивного иудаизма в XIX веке
Первые общины, выступающие за реформистский иудаизм, возникли в Германии и распространились по всей Европе. Последователи этого движения выступают за соблюдение «этических» заповедей и отказ от «ритуальных» заповедей, лишенных рациональности.
Реформистское движение считает, что еврейская традиция развивается, и стремится примирить современность с еврейской доктриной, отходя от средневековых обычаев и ритуалов.
Сегодня в общинах прогрессивного иудаизма проживает около 2 миллионов евреев.
В исламе
Вскоре после смерти своего основателя ислам разделился на две ветви. Суть раскола заключалась в том, кто должен считаться главой уммы (общины) в халифате, который был создан в VII веке.
Хотя большинство мусульман считало, что халифы должны избираться, те, кто был ближе всего к Пророку и чтил его память, стали предъявлять права на его зятя Али, ближайшего помощника Мухаммада в последние годы его жизни.
Али получил право наследовать власть халифа благодаря завещанию, оставленному основателем ислама. Однако, как это часто бывает, воле покойного не придали большого значения, и преданные Мухаммеду люди развернули широкую кампанию в пользу Али. Они стали известны как шииты, что в переводе с арабского означает «последователи».
Шииты утверждали, что глава мусульман должен избираться не народом, а «назначенными Богом» имамами по рождению: Али и его прямые потомки от дочери Мухаммада Фатимы. То есть шииты верили в божественную природу власти халифа, в данном случае Али и его сыновей.
Их оппоненты приводили в качестве возражения тот факт, что в Коране нет ни слова об имамах и особых правах семьи Али на управление халифатом, закрепленных в священном писании мусульман. Об этом ничего не написано в Сунне, книге, которая, по сути, является жизнью Пророка, сводом правил и принципов, основанных на событиях его жизни, поступках и высказываниях, записанных его сподвижниками. Мухаммад, по словам противников Али, также не делал никаких заявлений на эту тему.
В ответ на эти аргументы шииты предложили, чтобы наследие Пророка подлежало интерпретации, толкованию людьми знания, то есть учениками, которые были свидетелями жизни и деяний Мухаммада. Противники обвиняли шиитов в ереси, утверждая, что такая священная книга, как Сунна, не может быть «истолкована» каким-либо образом, а должна быть принята в том виде, в котором ее авторы, сподвижники Пророка, а не какие-то «ученики». Противников шиизма называли суннитами, т.е. сторонниками буквального понимания сунны.
Основной теологический конфликт между суннитами и шиитами заключается в следующем:
- Шииты считают имамов посредниками между Всевышним и человеком и наделяют их очень широкими полномочиями в общественной и религиозной жизни.
- Сунниты же, напротив, не видят необходимости в каких-либо посредниках между Аллахом и верующим и поклоняются Аллаху напрямую. В их понимании имам — это не мистическая личность, каким шииты хотели бы представить Али, а простой религиозный деятель, и он должен заслужить свой авторитет не своим происхождением, а знанием теологии и безупречным служением Богу.
Сегодня подавляющее большинство последователей пророка Мухаммеда являются суннитами.
Шииты (которые составляют лишь около 10 процентов всех мусульман) живут
- в основном в Иране, который является их оплотом и духовным центром;
- Азербайджан;
- В Таджикистане существуют отдельные общины;
- Индийский субконтинент;
- Афганистан.
Они также существуют во многих арабских странах, за исключением стран Магриба, где преобладают исключительно сунниты.
В других движениях
Буддизм, основатель которого Гаутама Будда не оставил наследников, возглавив миллионы верующих, он вообще не считал религией.
Тем не менее, буддизм стал мировой религией, которая впоследствии развилась в три основные ветви:
- Тхеравада — «чистейшая», самая древняя ветвь буддизма. Согласно ей, мир не создан богами и не управляется ими. Единственным объектом поклонения является сам Будда. Ритуалы тхеравады просты и естественны, а местные боги существуют в симбиозе с буддизмом, который в данном случае является философской и этической системой. Поэтому последователи тхеравады обращаются за помощью не к Будде, а к богам местного пантеона. Последователи Тхеравады распространены в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
- Махаяна, или Великая колесница, рассматривает Будду не только как Учителя, но и как божество. Это уже настоящая религия со своим пантеоном бодхисаттв и божеств, которым поклоняются в определенных регионах, культовыми практиками и установленной доктриной. Бодхисаттвы — это просветленные личности, которые отказались от нирваны в пользу бесконечного перерождения в любой форме, чтобы освободить живых существ от страданий. В частности, Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания. Все Далай-ламы являются воплощениями этого бодхисаттвы, а также богини Гуань Инь, которой поклоняются китайские буддисты всех конфессий. Доктрина Махаяны распространена среди буддистов Китая, Вьетнама, Кореи, Тайваня и Японии.
- Ваджраяна, или Алмазная колесница, иначе известная как Тантра, тантрическая колесница, объединяет Махаяну и индийский тантризм. В Тибете в ткань этих учений были вплетены нити религии под названием Бон, поэтому некоторые ученые считают тибетский буддизм отдельной религией и часто называют его ламаизмом. Ваджраяна, которая допускает возможность возвышения человека до состояния Будды, не подвергая его бесконечным перерождениям, использует в своей религиозной практике сложные техники манипуляции сознанием. Это учение практикуется в Тибете, Бутане, Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии.
Видео
В этом видеоролике митрополит Волоколамский Иларион рассказывает о разрыве отношений между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом.