Пост — это древняя религиозная практика. Это время, когда человек начинает интенсивно заниматься своим духовным состоянием, контролировать свои телесные и душевные потребности. Для достижения нужного результата необходимо ограничить себя в приеме пищи, исключить яркие эмоции, которые могут отвлечь от работы над внутренним миром.
Цель поста — поставить жизнь выше телесных потребностей.
Священное Писание о посте
В Писании есть развитие в понимании поста. В то время, когда концепция личного духовного действия еще не была полностью сформирована в обществе, пост был национальным или общественным актом покаяния, периодом подготовки к важным событиям в жизни человека или общества.
Постящиеся оплакивали свои грехи, искренне молили Бога о прощении и своим внешним видом и поведением показывали, что их сердца наполнены скорбью о содеянном. Действительно, по-настоящему грустный человек теряет аппетит и желание наслаждаться едой.
Те, кто желал получить Божий ответ на свои просьбы и молитвы, постились, чтобы засвидетельствовать свое намерение быть услышанными Господом. Все остальное (включая вопросы питания и домашние обязанности) отошло далеко на второй план. Действительно, человек, ожидающий важного для него решения, сосредоточен, напряжен и не спешит с обычными заботами о еде и комфорте.
Народ Израиля практиковал всеобщие постоянные посты, которые свидетельствовали о том, что люди помнят о своем завете с Господом. Посты также объявлялись по случаю важных для народа событий. С древних времен люди постились в знак покаяния или для того, чтобы Господь открыл им Свою волю.
Первое, к чему должен стремиться человек, желающий поститься правильно, — это ограничение в еде. Тот, кто постится, строго воздерживается от пищи в течение определенного периода времени. Строго постящийся человек не просто воздерживается от определенной пищи (животной, вареной и т.д.). Однако уже у ветхозаветных пророков мы находим негастрономический аспект поста.
Исаия пишет, что Господу угодны не столько муки желудка или внешняя демонстрация скорби, сколько активная благодать постящегося.
Накорми голодного, одень нагого, приюти бездомного, защити страждущего — тогда ты будешь услышан Господом, и твой пост будет угоден Ему.
Посты в Церкви
Христианская церковь, согласно установленной традиции, практикует многодневные общецерковные посты. Всего их четыре:
- Пост;
- Пост святых Петра и Павла (Апостольский пост);
- Успенский пост;
- Рождественский пост.
Это время частого посещения богослужений, покаяния и особого внимания к делам милосердия и доброты. Периоды Великого поста установлены как время подготовки к четырем великим праздникам:
- Святое Воскресение;
- Святые апостолы Петр и Павел;
- Успение Пресвятой Девы Марии;
- Рождество Христово.
Как часть духовной подготовки, телесное воздержание кажется уместным. Ведь хозяева, с нетерпением ожидая встречи с дорогими гостями, не находят времени спокойно поесть. Они с нетерпением ждут праздничного пира и долгожданной встречи. Точно так же христиане в своих жизненных целях отдают приоритет подготовке своей души к великим торжествам Церкви.
Современный христианин подражает посту апостолов, Божьей Матери и Самого Господа Иисуса Христа.
Однодневный пост также знаменует особые вехи и события в земной жизни Господа. В среду мы постимся, вспоминая день, когда Господь был предан Иудой. В пятницу отмечается день, когда Господь был распят и умер на кресте.
В праздник Усекновения главы пророка и крестителя Иоанна пост подчеркивает пагубность плотского воздержания. В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста пост чтит спасительную жертву Христа.
Христианское понимание поста
Важно помнить, что даже такое полезное начинание, как христианский пост, может стать питательной средой для высокомерия и тщеславия, а значит, может разрушить хорошие манеры человека. Господь в Нагорной проповеди предостерегает от попыток сделать пост лишь средством завоевания славы и уважения среди благочестивых людей.
Тот, кто хочет получить духовную пользу от поста, не должен показывать себя постящимся перед другими людьми, по возможности скрывая свои духовные дела. Господь, видящий тайное, воздаст явное.
Пост как средство духовной работы
Пост несет в себе значительный аскетический элемент. Аскеты всегда указывали на телесное воздержание как на средство борьбы со страстью чревоугодия. Главный смысл жизни человека нельзя сводить к желанию вкусно, обильно и часто питаться.
Христианские аскеты указывают на прямую связь между чревоугодием и расточительной страстью.
Также отмечается, что разумно постящийся человек молится более интенсивно и держит свой «ум в порядке». Плотский пост — это средство преодоления многословия и пустословия.
Воздержание святой Иоанн Отшельник называет главой всех плотских страстей.
Черствость сердца, сонливость, лень, болтливость, наглость, бесчувственность, святотатство, наглость, неожиданная злоба и отчаяние. Все это известный духовный наставник монашествующих рассматривает как последствия телесного недержания.
Святой Иоанн Лествичник подчеркивает пользу телесного поста. Он погашает телесную порчу, устраняет бесчувственность сердца, является началом смирения и телесного здоровья.
Мы должны определить меру поста в соответствии с нашим здоровьем, возрастом и жизненными обстоятельствами. Чтобы облегчить это, следует ознакомиться с церковными правилами о посте и спросить совета у здравомыслящего священника. Не следует забывать, что пост — это лишь средство для духовной работы над собой, а не самоцель. Без дел милосердия, молитвы и участия в таинствах она теряет свой смысл и превращается в бессмысленную, а иногда и вредную формальность.