Здравствуйте, я читал в Ветхом Завете: «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим едят плоть свиней и мерзостей и мышей, все они погибнут, говорит Господь» (Ис 66:17). Почему, имея эту истину от Бога, все христиане разводят и едят это запретное мясо?
Преподобный Иоанн Курбатский
Доброе утро, вы задали вопрос со ссылкой на Писание. Хорошо, что вы читаете Слово Божье. Но вы должны знать, что истинное Писание содержится в Церкви, а Церковь в своем Предании раскрывает его истинный смысл. Не следует вырывать цитаты из контекста или из связи с остальными священными книгами и делать на этом основании выводы. Согласитесь, было бы нелепо, прочитав слова Христа о том, что он пришел принести не мир, но меч (Матф. 10:34), брать в руки оружие и идти на войну. Или, например, воспринимать буквально слова «возьми крест свой» (Матф. 10:38), сделать крест из бревна и нести его на плечах. Это звучит абсурдно, но такие люди были на протяжении всей истории человечества.
Теперь давайте вникнем в смысл цитируемого вами отрывка. В нем пророк Исаия говорит об уничтожении тех, «которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, питаясь плотью свиней и мерзостями и мышами» (Ис 66:17). Известно, что употребление мяса свиней было запрещено в Ветхом Завете и прямо упоминается в Законе Моисеевом (Левит 11:7; Второзаконие 14:8). В этом отрывке, однако, употребление этого мяса осуждается не только само по себе (то есть как нарушение закона), но и в сочетании с языческими жертвоприношениями и суеверными ритуалами. Писание называет идолопоклонство мерзостью. Те, кто даже под угрозой смерти не сделал этого, почитаются Церковью как святые, например, мученики Маккавеи и их учитель Елеазар (1 Макк 1:41-64; 2 Макк 6:18).
Говорит ли это о том, что употребление свинины запрещено раз и навсегда? Действительно, мы не можем считать, что христиане не читали этот текст или просто пренебрегают им.
Начнем с того, что запрет на употребление свинины является одним из многих других запретов Закона Моисеева. И вопрос о необходимости его соблюдения христианами (в полной и строгой форме) был поднят еще во времена апостолов. Совет решил этот вопрос следующим образом: «Святому Духу и нам угодно, чтобы вы не налагали на себя бремени более необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, половой распущенности и не делать другим того, чего не хотите себе. Соблюдая сие, вы хорошо сделаете» (Деяния 15:28-29).
Богословское обоснование этой позиции дает святой Павел в своем послании к христианам Галатии. Прочитайте его полностью, а я здесь ограничусь одной цитатой, в которой выражена вся суть: «Я не отрицаю благодати Божией; но если законом оправдываешься, то Христос напрасно умер». (Гал 2:21).
Можно найти и другие увещевания апостола Павла на эту тему. Не следует забывать, что апостол язычников сам был фарисеем из фарисеев и с детства отличался соблюдением иудейских правил (Гал 1:14).
«Все, что продается на рынке, ешьте без разбора, для спокойствия вашей совести; для земли Господней и для того, что наполняет ее». Если неверующий зовет тебя, а ты хочешь пойти, ешь все, что тебе предлагают, без всякого исследования, для спокойствия совести. Если же кто скажет вам: это идолопоклонство, не ешьте ради того, кто говорит вам это, и ради совести вашей. Ибо земля принадлежит Господу и все, что наполняет ее» (1-е Коринфянам 10:25-28).
«Знаю и уверен в Господе Иисусе, что ничто не нечисто само по себе; только для того, кто считает что-нибудь нечистым, оно нечисто» (Римлянам 14:14).
«Для чистых все чисто; а для растленных и неверных нет ничего чистого, но разум и совесть их растленны» (Тит. 1:15).
Таким образом, с апостольских времен формируется ортодоксальное отношение к диетическим запретам закона Моисеева. Хотя в разные времена, и даже сегодня, есть те, кто учит воздерживаться от определенных видов пищи. Я встречал тех, кто не ест картошку, не пьет коровье молоко (как они говорят, это пища телят), вареную пищу (так называемые сыроеды) и так далее. Легче наложить на человека внешние ограничения и думать, что таким образом он приближается к Богу, чем бороться со своими страстями и грехами. Но «еда не приближает нас к Богу; ибо если едим, ничего не приобретаем; если не едим, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Прочитайте у того же пророка Исаии о том, чем и как мы можем быть оправданы на Страшном суде: «Омойтесь, очиститесь; отвратите злые дела ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, ходатайствуйте за вдову. Тогда придите — и Мы будем судить, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, то Я сделаю их белее снега; если будут красны, как малина, то Я сделаю их белее волны» (Исаия 1:16-18).
Все это всегда хорошо понимали святые отцы. Например, во времена Василия Великого (IV век) существовали так называемые энкратиты — гностики, которые отвергали употребление любого мяса. В этом они были похожи на современных вегетарианцев. Когда ортодоксы сказали им, что они поступают неправильно, они возразили, сказав: «Вы также отвращаетесь от определенной пищи и воздерживаетесь от нее». В ответ на это святой Василий составил 86 канонических правил, в которых он говорит, что все мясные блюда, по словам Писания, также являются для нас травами: «Как травы, все даю тебе» (Бытие 9:3). Но, различая и отделяя то, что вредно, мы получаем пользу от того, что не вредно. Например, мы испытываем отвращение к собственным выделениям, даже если они исходят из сущности нашего тела (моча, фекалии, пот, жидкости, выходящие изо рта и носа, и т.д.). Следовательно, так же, как мы испытываем отвращение к ним, мы не употребляем определенные продукты питания. Среди трав — болиголов и болиголов, но поскольку они вредны, мы избегаем их; точно так же и мясо включает стервятника и собачатину, но никто не станет есть собачатину, если только не очень голоден. Но тот, кто вкушает по необходимости, не преступает закон.
Святой Василий пишет подобным образом в правиле 28 своего второго канонического послания к святому Амфилохию Иконийскому: «Мне показалось достойным насмешки, что кто-то дал обет воздерживаться от мяса свиней. Поэтому благоволите научить их воздерживаться от невежественных заветов и обетов; между тем, пусть они считают употребление безразличным, ибо ни одно творение Божье не отмечено, с благодарением допустимо (ср. 1 Тим 4:4). Таким образом, и обет достоин смеха, и воздержание излишне».
Полный учебник церковнославянского языка
Это уникальное издание «Полного православно-славянского справочника» с грамматическими примерами 1648 года — первая книга на русском языке, содержащая полное внутреннее описание православно-славянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для широкого круга читателей. Она станет незаменимым помощником для тех, кто желает полностью понять церковные книги и древние русинские источники, написанные в соответствии с православно-славянскими принципами.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с православного славянского языка
Первый прямой перевод древнерусских Евангелий на современный русский язык, отражающий для нас то, как наши предки читали и понимали Писание. Перевод был сделан с дорусского православного славянского Евангелия, напечатанного в Москве в 1651 году. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства в книге дано синодальное деление на главы и стихи и церковное деление на начала. Двухцветная печать киноварью. Предназначена для самого широкого круга читателей.