Можно ли христианину есть свинину

Здравствуйте, я читал в Ветхом Завете: «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим едят плоть свиней и мерзостей и мышей, все они погибнут, говорит Господь» (Ис 66:17). Почему, имея эту истину от Бога, все христиане разводят и едят это запретное мясо?

Можно ли христианину есть свинину

Преподобный Иоанн Курбатский

Доброе утро, вы задали вопрос со ссылкой на Писание. Хорошо, что вы читаете Слово Божье. Но вы должны знать, что истинное Писание содержится в Церкви, а Церковь в своем Предании раскрывает его истинный смысл. Не следует вырывать цитаты из контекста или из связи с остальными священными книгами и делать на этом основании выводы. Согласитесь, было бы нелепо, прочитав слова Христа о том, что он пришел принести не мир, но меч (Матф. 10:34), брать в руки оружие и идти на войну. Или, например, воспринимать буквально слова «возьми крест свой» (Матф. 10:38), сделать крест из бревна и нести его на плечах. Это звучит абсурдно, но такие люди были на протяжении всей истории человечества.

Теперь давайте вникнем в смысл цитируемого вами отрывка. В нем пророк Исаия говорит об уничтожении тех, «которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, питаясь плотью свиней и мерзостями и мышами» (Ис 66:17). Известно, что употребление мяса свиней было запрещено в Ветхом Завете и прямо упоминается в Законе Моисеевом (Левит 11:7; Второзаконие 14:8). В этом отрывке, однако, употребление этого мяса осуждается не только само по себе (то есть как нарушение закона), но и в сочетании с языческими жертвоприношениями и суеверными ритуалами. Писание называет идолопоклонство мерзостью. Те, кто даже под угрозой смерти не сделал этого, почитаются Церковью как святые, например, мученики Маккавеи и их учитель Елеазар (1 Макк 1:41-64; 2 Макк 6:18).

Говорит ли это о том, что употребление свинины запрещено раз и навсегда? Действительно, мы не можем считать, что христиане не читали этот текст или просто пренебрегают им.

Начнем с того, что запрет на употребление свинины является одним из многих других запретов Закона Моисеева. И вопрос о необходимости его соблюдения христианами (в полной и строгой форме) был поднят еще во времена апостолов. Совет решил этот вопрос следующим образом: «Святому Духу и нам угодно, чтобы вы не налагали на себя бремени более необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, половой распущенности и не делать другим того, чего не хотите себе. Соблюдая сие, вы хорошо сделаете» (Деяния 15:28-29).

Богословское обоснование этой позиции дает святой Павел в своем послании к христианам Галатии. Прочитайте его полностью, а я здесь ограничусь одной цитатой, в которой выражена вся суть: «Я не отрицаю благодати Божией; но если законом оправдываешься, то Христос напрасно умер». (Гал 2:21).

Можно найти и другие увещевания апостола Павла на эту тему. Не следует забывать, что апостол язычников сам был фарисеем из фарисеев и с детства отличался соблюдением иудейских правил (Гал 1:14).

«Все, что продается на рынке, ешьте без разбора, для спокойствия вашей совести; для земли Господней и для того, что наполняет ее». Если неверующий зовет тебя, а ты хочешь пойти, ешь все, что тебе предлагают, без всякого исследования, для спокойствия совести. Если же кто скажет вам: это идолопоклонство, не ешьте ради того, кто говорит вам это, и ради совести вашей. Ибо земля принадлежит Господу и все, что наполняет ее» (1-е Коринфянам 10:25-28).

«Знаю и уверен в Господе Иисусе, что ничто не нечисто само по себе; только для того, кто считает что-нибудь нечистым, оно нечисто» (Римлянам 14:14).

«Для чистых все чисто; а для растленных и неверных нет ничего чистого, но разум и совесть их растленны» (Тит. 1:15).

Таким образом, с апостольских времен формируется ортодоксальное отношение к диетическим запретам закона Моисеева. Хотя в разные времена, и даже сегодня, есть те, кто учит воздерживаться от определенных видов пищи. Я встречал тех, кто не ест картошку, не пьет коровье молоко (как они говорят, это пища телят), вареную пищу (так называемые сыроеды) и так далее. Легче наложить на человека внешние ограничения и думать, что таким образом он приближается к Богу, чем бороться со своими страстями и грехами. Но «еда не приближает нас к Богу; ибо если едим, ничего не приобретаем; если не едим, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Прочитайте у того же пророка Исаии о том, чем и как мы можем быть оправданы на Страшном суде: «Омойтесь, очиститесь; отвратите злые дела ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, ходатайствуйте за вдову. Тогда придите — и Мы будем судить, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, то Я сделаю их белее снега; если будут красны, как малина, то Я сделаю их белее волны» (Исаия 1:16-18).

Все это всегда хорошо понимали святые отцы. Например, во времена Василия Великого (IV век) существовали так называемые энкратиты — гностики, которые отвергали употребление любого мяса. В этом они были похожи на современных вегетарианцев. Когда ортодоксы сказали им, что они поступают неправильно, они возразили, сказав: «Вы также отвращаетесь от определенной пищи и воздерживаетесь от нее». В ответ на это святой Василий составил 86 канонических правил, в которых он говорит, что все мясные блюда, по словам Писания, также являются для нас травами: «Как травы, все даю тебе» (Бытие 9:3). Но, различая и отделяя то, что вредно, мы получаем пользу от того, что не вредно. Например, мы испытываем отвращение к собственным выделениям, даже если они исходят из сущности нашего тела (моча, фекалии, пот, жидкости, выходящие изо рта и носа, и т.д.). Следовательно, так же, как мы испытываем отвращение к ним, мы не употребляем определенные продукты питания. Среди трав — болиголов и болиголов, но поскольку они вредны, мы избегаем их; точно так же и мясо включает стервятника и собачатину, но никто не станет есть собачатину, если только не очень голоден. Но тот, кто вкушает по необходимости, не преступает закон.

Святой Василий пишет подобным образом в правиле 28 своего второго канонического послания к святому Амфилохию Иконийскому: «Мне показалось достойным насмешки, что кто-то дал обет воздерживаться от мяса свиней. Поэтому благоволите научить их воздерживаться от невежественных заветов и обетов; между тем, пусть они считают употребление безразличным, ибо ни одно творение Божье не отмечено, с благодарением допустимо (ср. 1 Тим 4:4). Таким образом, и обет достоин смеха, и воздержание излишне».

 

Полный учебник церковнославянского языка

Это уникальное издание «Полного православно-славянского справочника» с грамматическими примерами 1648 года — первая книга на русском языке, содержащая полное внутреннее описание православно-славянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для широкого круга читателей. Она станет незаменимым помощником для тех, кто желает полностью понять церковные книги и древние русинские источники, написанные в соответствии с православно-славянскими принципами.

 

Святое Евангелие.
Прямой перевод с православного славянского языка

Первый прямой перевод древнерусских Евангелий на современный русский язык, отражающий для нас то, как наши предки читали и понимали Писание. Перевод был сделан с дорусского православного славянского Евангелия, напечатанного в Москве в 1651 году. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства в книге дано синодальное деление на главы и стихи и церковное деление на начала. Двухцветная печать киноварью. Предназначена для самого широкого круга читателей.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector