Могут ли беременные женщины посещать церковь? Этот абсурдный по сути вопрос очень популярен. Ведь интернет кишит «православными» рецептами на все случаи жизни: что можно и что нельзя делать на Пасху, на День матери, на День именин.
Такова житейская психология, что в духовной жизни мы часто ищем алгоритмы: делай, как велено — и будешь спасен. Однако такой потребительский подход чреват опасной подменой ценностей и далек от духа христианской ортодоксии, согласно которой Божья любовь и милосердие даются нам не для точного выполнения схемы, а как дар по благодати.
Дети как дар
Самое большое сокровище матери — это ее дети, дар Божий. В недалеком прошлом (всего лишь столетие назад) женщины любого социального статуса, с любым уровнем образования или без него понимали, что беременность — это не болезнь и не патология.
Это дар Божий и нормальное физиологическое состояние организма женщины, которое не требует специального перехода на щадящий режим. Но сегодня беременность, роды и все, что с ними связано, вызывают у будущих мам много беспокойства.
Возможно, именно поэтому вокруг темы беременности расцвели пышные приметы, суеверия и предрассудки. И это отнюдь не вихрь двадцатого и двадцать первого веков — проблема далеко не нова. Такова российская действительность, где магические представления древних предков, язычников-славян, сосуществуют с традициями православного благочестия.
К настоящему времени старшее поколение серьезно относится к сглазу и порче нерожденного ребенка, запрещая будущей матери часто появляться на людях, даже если она ходит в храм.
И, что удивительно, подобные предрассудки часто демонстрирует ….. воцерковленные бабушки (не те женщины, которые сохранили веру и пронесли ее через горнило революции, их давно нет, а те, которые в молодости были комсомолками и знали о вере в Бога понаслышке).
Эти «коренные» православные, конечно, знают, как вести себя во время беременности: не вязать, смотреть только на красивые вещи, не ставить свечи нигде в православном храме, с утра до вечера читать акафист святым и иконам, которые «специализируются» на беременности, и, главное, совершать много служб, даже если здоровье, размер живота и большой срок не позволяют.
Хорошо, если будущая молодая мама придет к священнику вовремя, а не просто спросить у бабушки, можно ли ей быть в церкви во время беременности и как себя вести, потому что ответ может решить, захочет ли она снова переступить порог церкви, и от этого решения может зависеть ее вера.
В надежных руках прихода
Женщине, которая ведет полноценную церковную жизнь, ходит на исповедь и причастие, посещает богослужения, не нужно задаваться вопросом, должна ли она ходить в церковь во время беременности или нет.
Для нее этот вопрос уже давно решен, и регулярное посещение церкви — это что-то нормальное, естественное, правильное, это ее сердечная и духовная потребность, то, с чем она живет и без чего не представляет себя и свою семейную жизнь.
Зачем что-то менять, если под ее сердцем рождается новая душа? Она благоразумно остается там, куда стремится ее верующее сердце — то есть в храме.
Она знает, что отныне будет часто молиться образам Божией Матери «Утоли моя печали», «Богородица», «Помощница в родах» и молиться Богоматери Анастасии Войнаровской.
Но ни длительные службы, ни большие толпы, ни даже духота не испугают ее, привыкшую быть в церкви. Если у будущей мамы закончились силы или появился легкий токсикоз, ничто не мешает ей выйти на улицу и проветриться, а если ей не станет лучше, она может отправиться домой.
Почему-то авторы многих статей на эту тему не упоминают о самом главном — о том, что воцерковленная беременная женщина не одна, она окружена прихожанами родного прихода, где многие хорошо знают ее и понимают ее состояние.
Эти же «сильные в церковной педагогике» бабушки не всегда склонны только к строгому воспитанию своих детей. Они выделяются своим житейским опытом и состраданием, готовы протянуть руку помощи и уступить место на скамье.
Вокруг много других православных единомышленников, готовых поддержать и, если нужно, поднять на ноги и вызвать скорую помощь. Оказывается, в своем приходе женщина находится в гораздо большей безопасности, чем на улице, в магазине или кафе. Здесь никто не оставит ее в опасности.
В церковь… для здоровья?
А как будет чувствовать себя в церкви будущая мама, не имеющая корней? Конечно, хорошо, если благодаря своей новой должности молодая женщина приходит на первое или второе в своей жизни служение, но ее мотивы здесь определяют многое.
Возможно, ей просто сказали, что, поскольку она беременна, хорошо бы ходить в церковь — мол, «причащение, помазание елеем, вдыхание ладана» — очень полезно для здоровья и благополучия ребенка.
С одной стороны, трудно не согласиться, что пребывание в церкви на службе Божьей, особое литургическое пространство, православные песнопения, благодатные иконы и колокола успокаивают, умиротворяют, настраивают на другой лад.
А это важно для психосоматики женщины, особенно на фоне всего того, что происходит сегодня — частых случаев замерших беременностей, выкидышей, нервных срывов и предродовых депрессий.
Но с другой стороны, необходимо серьезное духовное размышление: будет ли польза от такого практического применения таинств и благодати? Церковная жизнь, используемая как «релаксация» и своего рода «физиопроцедура», без веры бессмысленна и даже кощунственна.
Становясь потребителем «духовных услуг», будущая мать часто начинает размышлять в духе оккультизма и магии: «Если я дам тебе свечу, ты поможешь мне во время беременности; если я буду молиться тебе, ты поможешь мне родить».
Такой «духовный» торг превращает храм в своего рода «дом быта», куда люди приходят не к Богу, а «просить милости», и такое отношение горько для любого священника, ревностно относящегося к Дому Божьему.
Но есть и третий, самый важный аспект — это Божье провидение для человечества. Бог действует неисповедимыми путями, и кто знает, возможно, через свои первые шаги в Церкви во время беременности мать и ее будущий ребенок однажды придут к вере.
В связи с этим мы хотели бы вспомнить слова нашего Спасителя Иисуса Христа: «Пустите детей малых приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18: 15-16).
Поэтому беременная мать должна прийти в церковь с заботой о своем ребенке, отбросив все страхи и сомнения. Никто не помешает животу матери, каким бы нецерковным он ни был, участвовать вместе с ней в таинствах и благодати, источником которой является Бог.
«Милосердия двери отверзи»
Понятно, что беременные женщины должны всегда обращать внимание на свое здоровье и правильно оценивать свои физические силы во время Божественной литургии.
Церковь не называет таких жен лишними, потому что у беременной женщины и так много работы, она готовится привести в этот мир новую живую душу, поэтому чрезмерные духовные подвиги от нее не требуются.
Так учит нас традиция Церкви, которая милостиво повелевает поверхностным женам давать себе значительные послабления в посте или вовсе воздерживаться от него во время беременности.
В этом случае для принятия таинства причастия достаточно евхаристического поста, то есть полного воздержания от пищи и воды с полуночи до причастия.
Помимо исповеди и причастия, будущие матери могут принимать крещение, венчание и хиротонию так же, как и все остальные женщины. Однако существуют некоторые ограничения — согласно ветхозаветной традиции, женщина не может быть приобщена к таинствам до 40 дней после родов. Будущие матери не обязаны регулярно посещать богослужения, но могут молиться и участвовать в них по мере своих возможностей.
Во многих церквях нашей большой страны специальные службы проводятся в определенное время. Это короткие молитвы, которые не слишком перегружены и их легко поддерживать даже на поздних стадиях беременности.
Такая молитва придает силы женщине, которая в компании единомышленников, других будущих матерей, просит Бога и святых помочь ее ребенку. В молитвеннике также содержатся молитвы, которые можно читать дома во время беременности.
В отдельных случаях в храме оказывается и практическая помощь. Приходы активно помогают нуждающимся, одиноким и многодетным: собирают для них детскую одежду, коляски и денежные пожертвования.
Социально-благотворительные отделы епархий Русской Православной Церкви совместно с государственными медико-социальными структурами открывают реабилитационные центры для беременных женщин и матерей с детьми, оказавшихся в трудной семейной ситуации, предоставляя им жилье, питание и возможность пообщаться со священником.
Они также помогают совершать таинства, не покидая центра, чтобы никто не остался вне церковного ограждения.
Посещение церкви в ожидании ребенка — это не обязанность и не рутина. Это духовная радость, которой можно предаваться.
Господь не ожидает от нас механического следования ритуалам и правилам, но движения друг к другу, открытого сердца и искренней просьбы.
Возможно, только в Церкви можно внутренне настроиться на будущее рождение и вдохновиться на свою трудную, но духовно важную женскую миссию — родить и воспитать нового члена Церкви Христовой.
По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «женщина-христианка, по заповеди Божией, должна воспитывать своих детей в вере и благочестии».
Хорошо начинать это воспитание рано, еще до рождения, и приучать себя молиться за любимое чадо у икон Божией Матери, проникнувшись словами Евангелия о Ее Божественном материнстве.